Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Фонохрестоматия
Михаил Исаковский "Катюша"
1. Какие настроения и чувства передают стихотворение и песня (радостные, тревожные, печальные)? Как это отражено в исполнении Елены Габец и Ларисы Казаковой?
Стихотворение и песня передают тревожное настроение. Чтица показывает это проникновенным голосом, негромким голосом. Певица показывает настроение повторами, эмоциональностью.
Михаил Исаковский "Враги сожгли родную хату"
1. Какие чувства (печальные, скорбные, грустные) выразил Исаковский в стихотворении? Усиливаются ли эти чувства музыкой?
Поэт выразил в стихотворении боль утраты, скорбь, печаль. Эти чувства усиливаются протяжной мелодией песни.
2. О чём рассказал солдат? О каком длинном пути?
Солдат рассказал о своём военном пути, о четырёх годах войны и трёх покорённых державах.
Булат Окуджава "Песенка о пехоте"
1. Как воспринимается текст стихотворения и песни - грустным, тревожным, трагическим?
Текст стихотворения и песни кажется тревожным.
2. Как и с каким настроением вы бы стали исполнять песню?
Я бы исполняла песню неспешно, печально, с надрывом.
3. Когда же не надо верить пехоте?
Нельзя верить пехоте, когда она поёт бравые песни.
4. Почему заманчива должность мужчины?
Потому что он весь век в походе.
5. Как вы понимаете строки:
Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт - бравые песни не говорят о хорошем настроении, они поднимают дух солдат, заставляют их забыть о тягостях войны.
Чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна - мужчины уходят в поход весной, когда природа прекрасна, когда много работы дома, и это их тяготит.
6. Понравилось ли вам исполнение песни и чтение стихотворения актёрами?
Мне понравилось проникновенное чтение стихотворения, очень эмоциональное и выразительное. Мне понравилось исполнение песни, медленное, напевное.
7. Вносит ли различие в содержание "Песенки о пехоте" исполнение её женщиной и мужчиной?
Женщина вносит в стихотворение больше грусти, тревоги, мужчина поёт мужественным голосом, более сдержанно.
Лев Ошанин "Дороги"
1. Услышали ли вы различия в проявлении чувств, в чтении актёра и в пении?
В чтении много печали, тревоги, а в песне исполнителям удалось передать надежду, веру в лучшее.
2. Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги? Понравилось ли вам исполнение Ларисы Казаковой и Николая Лазарева? Чем? Какие слова повторяются в песне? Почему?
Доля солдата защищать свою землю и не знает он своей судьбы, может сложит крылья посреди степей, а может вернётся домой, где мать сыночка ждёт.
Дороги символизируют тяжёлые испытания, выпавшие на долю солдата, потерю друзей, победу, поэтому их забыть нельзя.
Мне понравились чтение и исполнение стихотворения выразительностью, накалом эмоций. А исполнение песни ещё и созвучием мужского и женского голоса.
В песне повторяются слова "Эх, дороги, пыль да туман...". Эта фраза стала припевом песни.
3. Как вы понимаете строки:
Знать не можешь доли своей, может крылья сложишь посреди степей - судьба солдата неизвестна, в любой миг он может погибнуть.
А кругом земля дымится, чужая земля - бои шли на чужой земле, дым сражений поднимался над ней.
Алексей Фатьянов "Соловьи"
1. Почему солдатам стало не до сна?
Потому что пришла весна и поют шальные соловьи.
2. Что вспоминается солдату перед боем?
Солдат вспоминает родной дом и сад возле пруда, где его ждут.
3. Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?
Солдаты устали, им нужен отдых, а соловьи не дают им уснуть.
4. Какие интонации преобладают в стихотворении, прочитанном актрисой, в песне? Какие чувства и настроения выражены сильнее в чтении стихотворения, а какие - в песне?
В стихотворении преобладают тревожные интонации. В песне преобладают спокойные интонации.
В стихотворении сильнее выражены тоска по дому и тревога о предстоящем бое, в песне - красота соловьиного пения.
5. Что в наибольшей степени способствует музыкальности текста - рифма, ритм, повторы?
Больше всего музыкальности текста способствуют повторы, потом - рифма, и наконец ритм.
Размышляем о прочитанном
1. Стихотворения и песни о войне - это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Подумайте, какую тему поднимает каждая песня.
"Катюша" - поднимает тему ожидания солдата, любви.
"Враги сожгли родную хату" - поднимает тему потери, утраты, жестокости войны.
"Песенка о пехоте" - поднимает тему судьбы солдата.
"Дороги" - поднимает тему судьбы человека.
"Соловьи" - поднимает тему взаимосвязи природы и войны.
2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
Поэты показывают горести войны, тяжесть ратного труда, говорят о потери друзей и возможности смерти. Они говорят о любви к родине, к родному дому, рассказывают о вере в победу.
Фронтовые и народные песни сближает тема патриотизма и печальные, грустные мотивы тяжёлых испытаний, образ женщины, ждущей возвращения мужчины.
3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Какие из них вы раньше слышали? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?
Стихи и песни о войне пронизаны горечью потерь и утрат, любовью к родной земле, к дому.
Я слышала все эти песни. Песня Окуджавы "Нам нужна одна победа" звучит в фильме "Белорусский вокзал".
Творческое задание
Напишите отзыв на одну из понравившихся вам песен.
Отзыв на песню "Катюша"
Стихотворение "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в 1938 году. В том же году она стала песней, музыку сочинил композитор Матвей Блантер.
По жанру это романс, очень лиричный и проникновенный. Песня никого не оставляет равнодушным, особенно народной она стала в годы Великой Отечественной войны, сразу полюбившись солдатам.
В песне есть всё, что дорого бойцам - образ дома и любимой девушки, патриотизма и веры в лучшее. Слушая эту песню, солдаты вспоминали дом, любимых, морально отдыхали перед сражениями. И сейчас эта песня не потеряла актуальности. Проникновенная мелодия заставляет дрогнуть сердце любого человека, заставляет подумать о родных и о своей стране. Эта песня очень позитивная, в ней мало тревоги, но есть уверенность в будущем, в том, что счастье обязательно придёт.
Мне очень нравится эта песня и я часто её слушаю.
Совершенствуем свою речь
Объясните слова и словосочетания
Комментариев нет:
Отправить комментарий