суббота, 12 октября 2024 г.

А. Пушкин "Брожу ли я вдоль улиц шумных", анализ для 9 класса

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 319

Итоговые вопросы к лирике А. Пушкина

Творческое задание

4. Опираясь на примеры анализов стихотворений в учебнике, проанализируйте самостоятельно одно из стихотворений Пушкина, например "Брожу ли я вдоль улиц шумных". Почему Пушкин предпочитает так называемые объективные эпитеты: "улиц шумных", "многолюдный храм", "юношей безумных"? О чём свидетельствуют такие эпитеты? Почему в стихотворениях о жизни и смерти, как правило, появляется образ дуба, придающий, казалось бы, мрачным темам и мотивам оптимистический, жизнеутверждающий смысл и мажорный финал?

Пример анализа стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных"

Это философское стихотворение Пушкин написал в 1829 году.

Молодого ещё поэта серьёзно заинтересовала проблема жизни и смерти, тленности всего живого, в том числе и самого человека.

Поэт делится своими сокровенными переживаниями, которые не оставляют его, где бы он ни находился: на шумных улицах, в храме, среди ровесников. При этом, для описания окружающей обстановки поэт использует объективные эпитеты: шумных, многолюдных, безумных, которые призваны подчеркнуть биение жизни вокруг поэта.

Поэт чувствует себя чужим на этом празднике жизни, ведь, в отличии от окружающих, он уже не может беззаботно радоваться, тяжкие думы омрачают его чело.

Пушкин думает о неизбежной смерти. Когда она придёт за ним - он не знает. Грядущей смерти годовщину не дано предугадать никому. Но понимание, что рано или поздно он превратится в тлен, терзает душу поэта.

Он не предаётся унынию, не стремится обрести эликсир бессмертия, он принимает неизбежное с мужеством, достойным великого воина. Его мечта - быть похороненным на родине, в милом пределе, там его мятежный дух найдёт успокоение.

А пока, Пушкин любуется младенцем, как символом смены поколений, восхищается дубом, как символом вечности. Именно дуб часто становится тем образом, который знаменует торжество жизни над смертью. Это долгоживущее дерево казалось совсем не знает смерти, его век по сравнению с жизнью человека необычайно долог.

Дуб, как символ, говорит о том, что смерть можно победить, а потому его образ придаёт стихотворению оптимистический настрой. Также как вечна оказывается природа, чья красота не может погибнуть.

Пушкин принимает неизбежность собственной смерти, но его утешает мысль о том, что сама жизнь будет продолжаться: в детях, в природе.

Читать текст стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных"

Брожу ли я вдоль улиц шумных
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединённый,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

3 ноября, Иларионов день: традиции и приметы

3 ноября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается день памяти преподобного Илариона Великого, но в нар...