понедельник, 7 октября 2024 г.

А. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 317-318

А. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Размышляем о прочитанном

1. Сопоставьте произведение Горация "К Мельпомене" со стихотворением Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". В чём обнаруживается их сходство, и в чём - различия?

Сходства:

  • Поэты утверждают, что воздвигли себе памятник.
  • Памятник выше пирамид и Александрийского столпа.
  • Памятник не подвластен времени (годам).
  • Память о поэтах будет жить, пока жива их страна.
  • Поэты перечисляют свои заслуги.

Различия:

  • Пушкин прямо называет свой памятник нерукотворным, он обращается к народу.
  • Слух о Пушкине пройдёт по великой Руси, о Горации - по маленькому Риму.
  • Память о Пушкине сохранится, пока жив хоть один пиит, о Горации - пока стоит Капитолий.
  • Пушкин уверен, что его будут вспоминать на всех языках Руси.
  • Пушкин прямо говорит о том, что считает самым важным - о добрых чувствах и так далее.
  • Пушкин уверен, что его муза послушна веленью Божию, то есть ставит себя выше мирских законов.

2. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому не зарастёт народная тропа?

К своим главным заслугам Пушкин относит то, что "чувства добрые я лирой пробуждал", что восславил свободу, требовал милосердия к падшим.

И он оказался прав, потому что его стихи читают и любят в наше время, как будут любить много веков спустя. Ведь чувства добрые, иначе - положительные эмоции, самое важное, что есть в человеческой жизни.

3. Каково, по Пушкину, соотношение мирской и поэтической власти?

Поэтическая власть даётся Богом, поэт правит по велению божию. Мирская власть - земная. Божия власть выше земной, а значит и соотношение это не в пользу мирской власти.

Пушкин ставит поэтическую власть выше мирской.

Развиваем дар слова

Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении:

Нерукотворный - усиливает мысль о божественном.

Народная тропа - усиливает гордость за своё творчество, принадлежащее всему народу.

Главою непокорной - указывает на независимость, свободолюбие поэта.

Душа в заветной лире - показывает гордость за своё творчество.

Руси великой - усиливает чувство патриотизма.

Гордый внук славян - также усиливает чувство патриотизма.

Жестокий век - говорит о недовольстве текущим веком, временем.

Милость к падшим призывал - указывает на сострадание.

Веленью Божию - усиливает ощущение избранности, величия поэта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

3 ноября, Иларионов день: традиции и приметы

3 ноября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается день памяти преподобного Илариона Великого, но в нар...