пятница, 24 мая 2024 г.

Раздел "Летописи, Былины, Жития", ответы на вопросы 4 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 28-30. 

Раздел "Летописи. Былины. Жития". Проверим себя

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Объясни, почему важно изучать произведения древнерусской литературы. В чём их ценность значимость для современного человека?

Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы - летописями, былинами, житиями.

Важно изучать произведения древнерусской литературы, потому что это часть нашей истории. Они позволяют понять, как жили наши далёкие предки. Значимость этих произведений для современного человека в патриотизме, которым пропитаны эти произведения. Они учат нас любить Родину и защищать её от врагов.

2. Составь схему "Виды устного народного творчества". Обязательно укажи малые фольклорные жанры. Расскажи об одном виде устного народного творчества по плану: вид устного народного творчества, с какой целью создавалось. Приведи примеры.

Малые фольклорные жанры: песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.

Другие жанры: народная сказка, былина.

Пестушка. Это короткая песенка или стишок для самых маленьких. Предназначалась для развлечения, игры с младенцем. Пример: Пятки, розовые пятки! Поиграем с мамой в прятки!

Народная сказка. Выдуманная история с назидательным смыслом. Предназначалась для развлечения и обучения. Пример: бытовая сказка "Каша из топора", волшебная сказка "Сивка-Бурка", сказка о животных "Лиса и тетерев".

3. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Похожи ли они на былину об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются? Дай определение Былинный герой - это.

И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

Былинный герой - это богатырь, который защищает русскую землю, русский народ, совершает великие подвиги.

4. Кого мы называем былинным героем? Составь рассказ об Илье Муромце. Почему ему навек слава и честь пошла? Из текста былины выбери слова, которые характеризуют былинного героя.

Пример рассказа про Илью Муромца можно посмотреть здесь.

5. Рассмотри репродукцию картины Васнецова "Богатыри". Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа - Алёша Попович.

Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

6. Составь сообщение об Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче.

Сообщение об Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче, пример

Алёша Попович и Добрыня Никитич - известные былинные богатыри, верные помощники Ильи Муромца, его названные младшие братья. Это сильные и умелые воины, которые защищали русскую землю.

Алёша Попович - сын священника. Он самый хитрый, но и слабый среди богатырей. Там где другие берут силой, Алёша использует хитрость и смекалку. При этом он иногда трусоват, любит спрятаться за спину товарищей. Однако, Алёша верный друг и хороший музыкант, он умеет играть на гуслях.

Добрыня Никитич - племянник князя, он знатного рода. Второй по силе богатырь. Добрыня честный и смелый, он всегда становится на защиту простого народа. При этом Добрыня может схитрить, обмануть противника. Добрыня умный и образованный, знал много языков, умел добиться своего переговорами, а не в битве.

 7. О каких исторических событиях ты можешь рассказать, используя иллюстрации на страницах 24-25. Подготовь сообщение о князе Дмитрии Донском.

Картины А. Бубнова "Утро на Куликовом поле" и М. Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" рассказывают о битве на Куликовом поле, где князь Дмитрий Донской разбил войско Мамая.

Сообщение о Дмитрии Донском, пример

Князь Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в Москве. Он стал Московским князем в 1359 году в возрасте 9 лет, после смерти своего отца князя Ивана II.

Первые годы фактическим правителем Москвы был митрополит Алексий, который наставлял Дмитрия в вере и учениях. В возрасте 20 лет Дмитрий Иванович начал вести собственную политику, направленную на объединение русских земель и борьбу с Золотой ордой.

Дмитрию удалось собрать вокруг Москвы многих русских князей и совместными силами выступить против Орды. Дмитрий отказался платить татарам дань и вывел войско на Куликово поле. На победу его благословил Сергий Радонежский, чьё заступничество воодушевило русское войско.

8 сентября 1380 года русской войско разгромило хана Мамая на Куликовом поле. За эту победу Дмитрий получил прозвище Донской. Эта победа ещё не означало освобождения от ига, но заставило русские княжества объединиться вокруг Москвы, а народ поверить в скорую свободу.

В памяти потомков Дмитрий Донской остался собирателем русских земель. Он умер 19 мая 1389 года.

Бубнов "Утро на Куликовом поле"

8. Объясни, что такое житейная литература. Расскажи, кем был Сергий Радонежский, почему память о нём сохраняется и в наши дни. Почему его называют заступником Земли русской?

Житейная литература - это рассказы о жизни и деяниях святых. Она служит для поучения.

Пример рассказа про Сергия Радонежского можно посмотреть здесь.

Сергия Радонежского называют заступником Земли русской, потому что он благословил Дмитрия Донского на победу над Мамаем. Также Сергий Радонежский неустанно молился о благополучии и мире на русской земле. Своими молитвами он воодушевлял народ.

9. Рассмотри икону Андрей Рублёва "Троица" на странице 23. Она была написана в XV веке и является одной из самых прославленных русских икон.

На этой иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша. Чаша символизирует святое причастие. На заднем фоне видны дома и строения. Рублёв изобразил на иконе сюжет Ветхого завета, когда три ангела предсказали Аврааму рождение сына Исаака.

10. Знаешь ли ты, кто такой Нестор-летописец? Найди информацию о нём в энциклопедии или интернете.

Сообщение о Несторе-летописце, пример

Нестор-летописец жил в Киеве в конце XI начале XII веков. Он был монахом Киево-Печорской лавры.

Главным трудом Нестора считается "Повесть временных лет"- летопись, в которой описываются исторические события того времени, начиная с библейских сюжетов и основания Киева и действительных фактов русской истории с 852 года.

Помимо "Повести временных лет" Нестор известен как автор "Жития Феодосия Печорского" и "Жития Бориса и Глеба".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Н. Гумилёв "Жираф", ответы на вопросы учебника, 7класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 72 Н. Гумилёв "Жираф" Размышляем о пр...