Поэты русского зарубежья о Родине
Фонохрестоматия
З. Гиппиус "Знайте!"
1. Тревожное стихотворение Гиппиус говорит о любви к оставленной ею родине. Поэтесса как бы убеждает всех и себя в первую очередь, что Россия не погибнет, как не погибнет её народ. Она утверждает, что близко возрождение России.
Россия спасётся, - знайте! И близко её воскресенье.
2. С какой интонацией читает это стихотворение Елена Габец?
Актриса читает стихотворение с суровой, тревожной интонацией, передавая волнение поэтессы, но и её уверенность в будущем России.
3. Помогает ли музыка утвердить то, в чём убеждает нас Гиппиус?
Музыка тревожная, быстрая, она утверждает мысли поэтессы.
З. Гиппиус "Так и есть"
1. В стихотворении утверждается, что если Россия погибнет, то и поэт умирает.
Если кончена моя Россия - я умираю.
2. Сравните чтение стихотворений Гиппиус артистками Алиной Покровской и Еленой Габец. Какие особенности поэтической манеры Гиппиус в большей степени подчёркнуты Покровской, а какие - Габец? Какие достоинства того или иного чтения вы могли бы отметить?
Покровская подчеркнула мрачную решимость, которая характерна для поэзии Гиппиус, а Габец указала на горячность, тревожность поэзии. Эта горячность является достоинством прочтения Габец, а достоинством чтения Покровской я бы назвала решимость, она читает стихотворение словно сквозь сжатые губы, принимая свою судьбу.
Дон Аминадо "Бабье лето"
1. Какова главная мысль стихотворения "Бабье лето"?
Главная мысль в том, что чужбина не может быть милой и человек всегда рвётся на Родину, из Парижа в Елец.
2. Мы читаем назывные предложения: "Август. Ущерб. Увядание". С какой целью поэт употребляет эти и другие назывные предложения? Какие привычные картины и настроения возникают в сознании читателей и слушателей, дополняя невысказанное поэтом?
С помощью назывных предложений поэт создаёт объёмную картину Родины, основанную на ассоциациях, которые возникают у каждого человека при этих словах.
Например, я сразу представляю тёплый август, когда летняя зелень начинает уступать осенней желтизне, начинаю грустить по уходящему лету. Представляю глубокое синее небо, запахи луга, привычные звуки.
3. О чём мечтает поэт? Как эта идея воплощена в стихотворении и в чтении Леонида Кулагина? Как "Вечерняя мелодия" поддерживает ностальгические чувства поэта?
Поэт мечтает, чтобы узкоколейка вела из Парижа в Елец, то есть мечтает вернутся домой.
В стихотворении и чтении воплощена идея того, что жить вдали от Родины невозможно.
Музыка звучит тихая, нежная, навевающая спокойные мысли, помогающая размышлять. Это поддерживает ностальгию поэта.
И. Бунин "У птицы есть гнездо"
1. О чём жалеет и горюет Бунин?
Поэт жалеет, что уходит из родного дома, горюет, что приходится заходить в чужой, наёмный дом.
2. Как горькая судьба поэта передана в чтении актрисы Елены Габец?
Актриса читает стихотворение негромким голосом, с придыханием, с надрывом, она хорошо передаёт сожаление поэта, его трагедию, его презрение к чужому дому.
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение, какая музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне? О чём говорят поэты-эмигранты? Почему им трудно без России? Что вспоминают они на чужбине?
В стихотворениях поэтов русского зарубежья преобладает ностальгия, тоска по Родине, сожаление, но и гордость за свою Родину.
Поэты-эмигранты говорят о том, что им трудно без России, что они не смогут жить без Родины.
На чужбине они чаще всего вспоминают природу Родины: золотые поля, лето, запахи травы, небо, пастушью дудку, родной дом.
2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?
Анненский: "Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка..." - грусть, печаль, безысходность.
Дон Аминадо: "Но один есть в мире запах и одна есть в мире нега..." - ностальгия, сожаление, преклонение.
3. Обратим внимание на то, что Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой. Как меняется взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?
Анненский недоволен зимой, называет её обузой, но по мере созерцания природы, готовящейся к приходу весны, у поэта на душе становится легко, он счастлив. Он любит ослабелый, тающий снег и ему снятся непорочные сны.
4. Как вы понимаете строки Мережкова: "Не надо звуков: тише, тише"?
Поэт предлагает учиться у природы, ведь она выше всего земного, она божественна и будет лучшим учителем.
5. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?
Поэт говорит об уходе из родного дома с тоской, он осознаёт, что нигде не будет нужен так же, как дома. Пульсирующий ритм его стихотворения напоминает биение сердца.
6. В чём пафос стихотворений Гиппиус "Знайте!", "Так и есть"?
Пафос этих стихотворений в вере в Россию, её возрождение. Поэтесса не отделяет себя от Родины, не видит своего существования без неё.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и словосочетаний:
Комментариев нет:
Отправить комментарий