Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 62
§ 9. Ответы на вопросы к теме «Увеличительные приборы для исследований»
Проверьте себя
1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?
Для изучения микроскопических объектов используются:
- Лупа (ручная и штативная)
- Световой микроскоп.
- Цифровой микроскоп.
2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа — это увеличительное стекло в оправе с ручкой.
Ручная лупа увеличивает предметы в 2-20 раз, а штативная — в 10-25 раз.
3. Как устроен световой микроскоп?
Световой микроскоп состоит из трубки (тубуса), в верхней части которого находится окуляр. Окуляр состоит из оправы и двух увеличительных стёкол.
На нижнем конце тубуса находится объектив. Объектив состоит из оправы и нескольких увеличительных стёкол.
Тубус крепится к штативу и может опускаться или подниматься с помощью винтов.
На штативе расположен предметный столик, в центре которого отверстие, а под ним — зеркало. Вместо зеркала часто используется электрическая лампа.
4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?
Световые микроскопы могут увеличивать изображение до 2000 раз.
Чтобы определить увеличение светового микроскопа, надо увеличение объектива умножить на увеличение окуляра (перемножить числа, указанный на объективе и окуляре).
5. Чем цифровой микроскоп отличается от светового?
Цифровой микроскоп отличается от светового наличием фото- или видеокамеры и установленным программным обеспечением. Результаты можно просматривать на экране компьютера, а не только через окуляр.
Подумайте!
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Чтобы получить изображение, в световом микроскопе используется подсветка предметного столика, на котором находится изучаемый предмет. Лучи света пронизывают предмет и попадают на систему линз объектива и окуляра. То есть, предмет на столике должен пропускать свет, быть прозрачным или полупрозрачным.
Если мы положим на столик непрозрачный предмет, лучи света не смогут его преодолеть и не попадут в систему линз, а значит мы не сможем увидеть изображение.
Моя лаборатория
Исследование клеточного строения растений с помощью лупы.
1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
Мякоть томатов очень сочная, в ней много мелких зёрнышек — семян. Мякоть арбуза также сочная, в ней расположены крупные семена. У яблока мякоть более плотная, семена расположены в центре.
Для мякоти рассмотренных плодов характерно наличие зернистой структуры, видимой даже невооружённым взглядом.
2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
При увеличении лупой мы видим, что мякоть плодов состоит из множества клеток, которые имеют округлую или слегка вытянутую форму.
Выполните задания
1. Памятка «Правила работы с микроскопом»
- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 сантиметров от края стола. В отверстие предметного столика зеркалом направьте свет.
- Поместите предметное стекло с подготовленным препаратом на предметный столик. Закрепите предметное стекло зажимами.
- Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
- В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
- После работы уберите микроскоп в футляр. Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
2. Прочитайте текст об изобретении микроскопов. Как вы думаете, какое значение для развития биологии имели эти изобретения? Обсудите этот вопрос с товарищами.
С помощью микроскопа Гук открыл клетки, а Левенгук — микроорганизмы.
Открытие микроскопа сыграло важную роль в развитии биологии. Оно позволило изучать структуру живых объектов, невидимую невооружённым глазом, а следовательно, лучше понять устройство организма и особенности его жизнедеятельности.
В последствии всё более совершенные микроскопы позволили всё глубже проникать в тайны строения клеток и организмов. А знание строения клеток позволило влиять на свойства организмов, создавать лекарства или даже изменять гены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий