Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 87-88
Н. Карамзин "Бедная Лиза"
Может быть полезно: краткое содержание повести "Бедная Лиза"
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную программу выдвинули сентименталисты и развитию каких жанров они содействовали?
Периоды жизни и творчества Карамзина
Карамзин родился 1 декабря 1766 года. Детство провёл в имении на берегах Волги. Учился в Московском университете, служил в Преображенском полку. В 1783 году начал литературную деятельность с перевода "Деревянной ноги" Геспера. Примкнул к масонам, потом порвал с ними. Первой повестью Карамзина стала "Евгений и Юлия". Побывал за границей, интересовался французской революцией. Написал "Письма русского путешественника". В 1791 году начинает издавать "Московский журнал". В 1792 году пишет повесть "Бедная Лиза". С 1801 года издаёт журнал "Вестник Европы". С 1803 года - официальный историограф. В 1818 годы вышли 8 томов "Истории государства Российского". Всего было выпущено 12 томов "Истории".
***
Карамзина называют родоначальником сентиментализма, потому что он первым стал писать в этом направлении, его повесть "Бедная Лиза" стала первой сентиментальной повестью.
Основные черты сентиментализма: в центре сюжета стоит человек, наделённый чувствительностью; задача - просвещение и воспитание доброй души; противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы; использование просторечия; изящество слога.
Литературная программа: изменить критерии ценности человека на основе чувствительности; приблизить литературу к жизни.
Сентименталисты способствовали развитию жанров: повесть, элегия, баллада.
2. Проанализируйте повесть "Бедная Лиза". Какими описаниями начинается это произведение Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть "Бедная Лиза" следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
- Повесть начинается описаниями окрестностей Симонова монастыря, вида на Москву и поля, описанием келий монахов. В современное время эти места находятся в Даниловском районе Москвы, не так далеко от центра. Сам Симонов монастырь практически разрушен.
- Карамзин в описаниях противопоставляет красоту природы и алчный, ужасный город. Поэтому чувства возникают двоякие. Восхищение - от красоты природы, разочарование - от описания города. Также возникает чувства сожаления при чтении описания заброшенного монастыря.
- Описания в сюжете играют две роли. Противопоставление природы и цивилизации получает продолжение в противопоставлении крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Красота природы подчёркивает красоту внешности, души и поступков героев.
- Мать называла Лизу: "Божия милость", "кормилица", "отрадой старости", "любезной". Автор добавляет в описание девушки эпитеты: "нежной молодости", "редкой красоты", "нежная Лиза" и другие, подчеркивая красоту и чувствительность девушки.
- Лиза была красивой телесно и духовно. Она была очень чувствительной, робкой и нежной, страстной и верной. Эраст был легкомысленным, ветреным молодым человеком, красивым, но без особых моральных принципов, хотя и совестливым.
- Молодые люди встретились в Москве, где Лиза продавала цветы. Они сразу полюбили друг друга и сперва у них всё было хорошо: тайные свидания, объятия, платонические отношения. Потом они перешли к чувственным отношениям и Эраст стал реже бывать у Лизы.
- Расстались герои из-за того, что Эрасту нужно было ехать с полком на войну. Но на войне Эраст проигрался и решил жениться на богатой вдове. Этого Лиза не перенесла.
- Повесть "Бедная Лиза" относится к сентиментализму, так как в ней: герои чувствительные, благородные, обладающие моральными принципами; в ней противопоставлены город и деревня; в ней действуют простые люди; нет нравоучений и морали.
3. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?
Литература до Карамзина была оторвана от жизни, писалась мало понятным простому человеку языком, а потому мало читалась. Литература не выполняла роль просветителя, как должна была. Поэтому была нужна её реформа.
Карамзин отбросил высокий и низкий штили, сосредоточившись на среднем, на котором говорили образованные люди. Он избавил литературу от высокопарности, отвлечённости и от грубости. В этом состояла его реформа.
4. В чём значение творчества и личности Карамзина для России - её культуры и литературы?
Карамзин был реформатором не только литературы, но и исторической науки. Его главный вклад в литературу - сентиментализм, новое направление, в центре которого лежат чувства человека и красота природы. Это направление обогатило русскую литературу великими творениями мастеров, а значит оказало огромное влияние на культуру.
Благодаря Карамзину литература стала доступной широким слоям общества, а значит повышался общий уровень культуры и грамотности.
5. Белинский в статье "Карамзин и его заслуги" подчёркивает, что Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.
Я сразу обратила внимание на лёгкий, интересный язык, которым написана эта повесть. Её легко читать и она легко понимается.
Опыт литературоведческого исследования
Прочитайте главу из "Истории государства Российского" Карамзина о времени Смуты и монолог Пимена в "Борисе Годунове" Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории России? Похож ли летописец Пимен на повествователя в "Истории государства Российского"?
Для ответа на этот вопрос обратимся к первоисточникам.
В драме Пушкина "Борис Годунов" выведен образ монаха-летописца Пимена. Это ответственный человек, который относится к своей летописи, как к долгу: "исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному". Пимен честно рассказывает о событиях прошлого: "правдивые сказания". Но при этом Пимен даёт свою субъективную оценку деятельности царей Смутного времени.
Смута началась после смерти Ивана Грозного. Уже царь Фёдор выводится Пименом молчальником, который "чертоги преобратил в молитвенную келью". К воцарению Бориса Годунова Пимен относится резко отрицательно: "Прогневали мы Бога, согрешили, владыкою себе цареубийцу нарекли".
Карамзин в "Истории государства Российского" менее эмоционален, хотя его оценка во многом сходится с оценкой Пимена. Так, царствование Фёдора Карамзин называет "слабым", упрекая царя во впадении в "послабление вредное государству".
К Годунову, который ещё при жизни Фёдора стал фактически править страной, Карамзин относится с уважением. Он упоминает о покорении Сибири, о разумной внешней политике, состоящей "в соблюдении целости, достоинства, величия России". То есть, Карамзин отбросил эмоциональность при оценке деятельности Годунова не как человека, а как правителя.
В то же время, Карамзин возмущается личными качествами Годунова, обвиняя его в лицемерии, коварстве, мстительности. Убийство царевича Дмитрия Карамзин описывает с ужасом. И хотя Годунов лично не принимал в нём участие, он "держал в руке яд и нож для Дмитрия".
Таким образом, точки зрения Пушкина и Карамзина на личность Годунова совпадают: преступление не может быть оправдано ни чем. А вот Пимен, как летописец, непохож на летописца Карамзина. Последний старается быть объективным, рассказывая не только о плохом, но и хорошем в правлении Годунова.
Развиваем дар слова
1. Подумайте, какие положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть "Бедная Лиза"? Что в повести современники Карамзина считали новаторским? Почему они так считали? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.
Диалог о повести "Бедная Лиза", пример
- Главный положительный герой повести - Лиза. А можем мы назвать положительным героем Эраста?
- Я думаю, что нет. Но Эраст и не отрицательный герой. Он поступил плохо, но мы сразу были предупреждены о его ветрености. А в конце Эраст страдает, раскаивается в своём поступке.
- У Лизы много положительных черт характера - она добрая, работящая, послушная любящая дочь, верная возлюбленная, романтичная и чувственная натура. А какие положительные черты есть у Эраста?
- Эраст искренне стремился стать лучше, он сознает свои недостатки и пытается бороться с ними, он добрый и чаще честный, он щедрый и искренний.
- Почему же финал повести такой трагический: Лиза и её мать умирают, Эраст ходит на могилу и терзается муками совести?
- Причина в ветрености Эраста, его страсти к азартным играм. Он много проиграл и как человек честный хотел вернуть долги, выбрав для этого единственный доступный для него способ. Но Эраст не учёл силы чувств Лизы, что и привело к трагедии.
- Современники считали повесть новаторской, потому что до неё подобных произведений литературы в России не было. А что же в ней было такого новаторского?
- Прежде всего отметим слог, одновременно изысканный и простой, понятный каждому. Героями стали обычные люди, словно автор описывал реальный случай. Необычной была и чувствительность героев, их страсть, любовь друг к другу и к природе. Это была повесть нового для страны жанра сентиментализма.
2. Какие слова и словосочетания из приведённых ниже можно использовать сегодня? В каких случаях?
3. Подготовьте характеристику одного из героев повести "Бедная Лиза", включив в неё монологи и диалоги героев, описание портретов героев.
Примеры характеристик героев можно прочитать, перейдя по указанной ссылке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий