среда, 30 декабря 2020 г.

Рассказ на тему "Делу время - потехе час" для 4 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 36.

10. Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел "Делу время - потехе час".

Рассказ "Делу время - потехе час"

Больше всего на свете Гарик любил играть в футбол. Он мог играть в него часами, забывая про уроки и домашние дела. Вот и в тот день Гарик заигрался с друзьями до темна и, конечно не приготовил домашнее задание.

Утром он с большой неохотой стал собираться в школу. Он даже попытался изобразить больного, но его мама была врач, и такой номер с ней не прошёл. 

Гарик потащился в школу, сердито поглядывая по сторонам. И вдруг в соседнем дворе он заметил ребят, которые играли в футбол. Гарик остановился, огляделся, и махнул рукой на школу. Он бросился во двор, где играли в его любимую игру.

Некоторое время он смотрел на мальчишек, которые азартно гоняли мяч, а потом стал проситься поиграть с ними.

Самый старший из ребят оглядел Гарика и усмехнулся. Он заметил школьную сумку. 

- Давай сыграем, - сказал он. - Только сперва покажи дневник.

- Зачем? - удивился Гарик.

- Мы двоечников не берём! - строго сказал мальчишка. - Мы футбольная команда, а не отряд прогульщиков.

Гарик приуныл. У него в дневнике было две двойки только на этой неделе. Мальчишки столпились рядом и посмеивались:

- Смотрите! Да он прогульщик! Двоечник! Лопух! - обидные словечки так и посыпались на Гарика.

Мальчик покраснел как рак, и бросился наутёк. Чуть не плача он добежал до школы и понял, что уроки уже начались. Гарик робко постучал в класс и вошёл, опустив голову в пол.

- Простите меня, Анна Сергеевна, - покаянно сказал он учительнице. - Я опоздал, но больше не буду. И домашнее задание я не сделал. Я очень виноват, но исправлюсь. Честное слово!

Учительница посмотрела на Гарика, что-то поняла, улыбнулась и потрепала мальчика по голове.

Прошёл месяц. Гарик исправил все двойки и никогда не выходил во двор раньше, чем сделает домашнее задание. Он вновь встретился с ребятами-футболистами и вскоре стал лучшим нападающим в команде. Так сбываются мечты у тех, кто сперва делает дело, а потом потеху.

Ответы к разделу "Были - небылицы" по литературному чтению для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 42-44. Были-небылицы.

Раздел "Проверим себя и оценим свои достижения".

1. Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок тебе понравилась?

У каждого из прочитанных произведений есть автор. Их действие происходит не в сказочном, а в современном мире, в котором с героями случаются различные чудеса. Герои этих произведений не принцы и принцессы, а обычные дети.

2. Как ты считаешь, "Случай с Евсейкой" - это сказка, рассказ, небывальщина? Какая это история: грустная, смешная, страшная, весёлая?

Мне кажется, что это рассказ о сне. А во сне всегда происходит что-то сказочное. Поэтому я бы сказала, что это рассказ, в котором есть сказка.

Эта история является весёлой и смешной, в ней есть эпизоды когда маленькие рыбки дразнили рака, потом издевались над Евсейкой, когда мальчик проснулся, и многие другие, вызывающие смех.

Она точно не грустная, но местами герою было страшно.

3. Вспомни, каких морских жителей встретил Евсейка. С кем из них он беседовал? Интересно ему было или боязно? А как бы ты повёл разговор, если бы оказался вместе с Евсейкой?

Мальчик встретил много морских жителей. Среди них были большая разговорчивая рыба, черепаха, актинии, рак-отшельник, различные рыбы. Евсейка больше всего разговаривал с большой рыбой. Также он говорил с морским пузырём.

Сперва мальчику было интересно, он попал в подводный мир, где всё жили своей особенной жизнью. Но потом он испугался огромной рыбы, которая могла его съесть.

На месте Евсейки я постаралась бы расспросить морских обитателей об их житье-бытье, поделиться новостями с поверхности. Но говорила бы вежливо и обходительно, чтобы никого не обидеть. Всё-таки там я была бы в гостях.

4. Приходилось ли тебе быть на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной фантастической истории?

Ответ: смотрите пример фантастической истории про рыбалку по ссылке.

5. Представь, что историю про хрустальный букетик рассказала Маша. Какой рассказ у неё бы получился?

Маша девочка добрая и отзывчивая, она впечатлительная и эмоциональная. Она бы рассказала детективную историю про кражу вороной букетика, и про героического воробья Пашку, который всех спас. Она бы не смогла рассказать о битве в ларьке, потому что это не видела.

Маша бы начала историю с букетика, рассказала как папа его подарил и когда мама должна была его надеть. Потом рассказала бы про спасение воробья и его дары. Потом - про кражу букетика и всеобщее отчаяние. И наконец завершила бы рассказ появлением воробья в театре с букетиком. В её глазах это было бы настоящим чудом.

6. Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению Паустовского?

Ответ: смотри примеры иллюстраций в конце страницы.

7. Перечитай в сказках эпизоды, в которых рассказывается о волшебных превращениях простых вещей.

Ответ: смотрите пример сказочной истории про ручку для письма по ссылке.

8. Назови авторов этих произведений. Найди и вставь нужные слова.

Первый отрывок взят из рассказа Александра Куприна "Слон". Вставить нужно слова: "Ноги толстые, как столбы", "Уши большие, как лопухи", "Хобот точно длинная змея".

Второй отрывок взят из рассказа Константина Паустовского "Растрёпанный воробей". Вставить нужно слова: "От маленькой радости", "От большой", ""Счастливые сны".

Третий отрывок взят из рассказа Максима Горького "Случай с Евсейкой". Вставить нужно слова: "Точно крупные вишни", 

9. Рассмотри рисунки. Кто из героев тебе знаком? Расскажи о нём.

Ответ: Пример рассказа о героях сказок смотрите по ссылке.

Примеры иллюстраций, рисунков к произведению Паустовского "Растрёпанный воробей":

вторник, 29 декабря 2020 г.

Пример фантастической истории про рыбалку для 3 класса.

Ответы на вопросы: Рабочая тетрадь "Литературное чтение" 3 класс, Бойкина, Виноградская, страница 54.

УМК "Школа России"

5. Приходилось ли тебе быть на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной фантастической истории?

Фантастическая история про рыбалку "Жадная рыба"

На выходных мы всей семьей поехали на речку. Мы с мамой хотели покупаться и позагорать, папа собирался порыбачить.

Накупавшись вдоволь, я решила посмотреть, как идут дела у папы. Оказалось, что он поймал пяток рыбешек и был очень доволен. Он предложил мне посидеть рядом и даже выдал одну из своих удочек. Я согласилась, присела чуть в сторонке на берегу и уставилась на поплавок. Долгое время ничего не происходило и я уже собиралась уходить, как вдруг...

Вода забурлила. Поплавок запрыгал как бешеный. Я дёрнула удочку и из воды выглянула голова огромной рыбы. Она грозно посмотрела на меня и вдруг сказала:

- Кто разрешил тебе ловить рыбу в моей реке?

Я немного испугалась, ведь рыба была огромной и очень зубастой. Поэтому я робко ответила:

- Никто.

- Так я и знала! - сказал рыба. - Опять браконьеры! 

- Мы просто рыбку ловили - пролепетала я.

- Рыбку! Ловили! - фыркнула рыба. - Да знаешь ли ты, что это моя река и моя рыба! И никто не может ловить рыбу без моего разрешения! Где лицензия, где оплата? 

- Какая лицензия? - удивилась я. 

- Лицензия на вылов рыбы, - объяснила рыба, но понятней мне не стало. А рыба продолжала ругаться:

- Порядочные рыбаки сперва оплачивают рыбалку, а потом удочки закидывают. А иначе беде быть!

- Мы не знали! - сказала я и решила позвать папу. Он всё-таки лучше разбирается в финансовых вопросах. - Папа! Иди сюда! Тут на меня какое-то чудище наехало!

Рыба гневно завращала глазами, видимо ей не понравилось слово чудище. Но тут прибежал папа, увидел рыбу и хлопнул себя руками по бокам. Он схватил огромный сачок и бросился в воду. Секунда, и рыба уже билась в прочной сетке. Ей стало не до разговоров.

А папа выволок рыбу на берег и довольно засмеялся:

-Вот так улов! Вот молодец, дочка! Всегда буду теперь тебя на рыбалку брать! Ты мне удачу приносишь.

Вечером мы ели огромную и очень вкусную жареную рыбу. Папа нахваливал меня и уплетал за обе щеки. Мама радовалась тому, что радуется папа. А я смотрела на рыбу и думала, что жадность она такая, до добра не доводит.

Пример сочинения по картине Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 73, страница 41.

К какой сказке написана картина? Какой эпизод изобразил художник? Чем вас заинтересовала картина? Какими впечатлениями вы хотели бы поделиться. Составьте небольшой текст-описание или текст-отзыв о картине.

Пример текста-описания картины "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

На этой картине художник изобразил тот момент сказки "Царевна-лягушка", когда Иван-царевич приходит на болото за своей стрелой и видит лягушку. Лягушка держит в лапках стрелу и с надеждой смотрит на Ивана-царевича. Она маленькая и кажется беззащитной.

Иван-царевич одет в красивую, добротную одежду. У него модные сапоги, в руке он держит лук. Но он явно поражён тем фактом, что его стрелу поймала лягушка. Его рот приоткрыт, он в растерянности.

А вокруг - болото. Кочки, лужи, голые стволы берёзок. На заднем плане темнеет густой лес. Очень интересно, что же произойдет дальше, как сложится судьба лягушки и Ивана-царевича.

Пример текста-отзыва "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

Мне очень понравилась картина Ивана Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" к сказке "Царевна-лягушка". На ней живописец показал момент встречи Ивана-царевича и лягушки на болоте.

Художнику удалось очень точно передать напряженный трагизм этой встречи. Царевич неприятно удивлен, лягушка преисполнена надежды. Мрачный фон картины, безжизненное болото, подчеркивают драматизм эпизода.

Иван-царевич кажется таким огромным по сравнению с лягушкой, он словно сомневается, не раздавить ли квакушку. Но мы знаем, что в душе он очень добрый и не сделает лягушке ничего плохого. 

Это очень красивая картина, которая переносит зрителя в сказку.

понедельник, 28 декабря 2020 г.

Пример рассказа по рисунку "Дети, кормушка, птицы, снег" для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 63, страница 35.

Что смастерили ребята для птиц? Почему на кормушке был снег? Что сделали утром ребята? Кто прилетел к птичьей столовой? Что чувствовали ребята, наблюдая за птицами? Составьте по рисункам рассказ.

Пример рассказа "Птичья столовая"

В ту зиму ребята с нашего двора смастерили для птиц кормушку. В кормушке всегда лежали зёрна, хлеб, семечки. И птицы сразу полюбили свою столовую.

Но в это утро ребята увидели, что ночной снег засыпал кормушку. Вся еда оказалась погребена под сугробом. Птицы расстроено метались вокруг.

Они аккуратно вычистили кормушку, удалили снег, и заново насыпали корма птицам.

Стоя возле дерева, ребята с удовольствием наблюдали, как изголодавшиеся птицы налетели на кормушку. Там были синицы и воробьи, они жадно набросились на зерно. Птиц было много, но никто не толкался. Они понимали, что зимой корм нужен всем.

Ребята ощущали гордость, они радовались, что хоть чем-то смогли помочь птицам в это трудное время года.

Пример текста на тему "Звёздное небо" для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 27, страница 17.

Посмотрите вечером на звёздное небо. Расскажите, каким вы его увидели. Какие звёзды или созвездия узнали. Что представили, когда смотрели на них. О чём захотелось помечтать?

Пример текста на тему "Звёздное небо"

Вечером я вышла на балкон и посмотрела на звёзды. Небо было безоблачным и тёмным. Стояла полная тишина.

Маленькие огоньки были разбросаны по всему небу. Они мерцали и словно пытались заговорить со мной. Их было так много! Тысячи далеких и, наверное, прекрасных звёзд.

Когда-нибудь люди обязательно доберутся до них, но это время ещё не пришло.

Я повернулась направо и нашла на небе Большую медведицу. Её ковш лежал на боку, и по крайним звёздам можно было легко отыскать Полярную звезду. Но не она привлекла моё внимание. Необычайно яркая звезда светила невысоко над горизонтом и словно манила меня к себе.

Это была Вега, так мне объяснил папа, одна из самых ярких звёзд нашего неба.

Я долго смотрела на её таинственный свет, и мне казалось, что она становится всё ближе. Как мне хотелось бы полететь к звёздам, увидеть волшебные миры, что их окружают. Как там много должно быть интересного!

Я перевела взгляд на три ярких звездочки. Знаменитый пояс Ориона, небесного охотника. Их очень легко найти на небе, и я этому давно уже научилась. 

Левее разинул свою пасть Дракон, свивающий кольца своего тела по половине небосвода. Но мне он был не страшен. Подумаешь, дракон. Пусть пугает соседние звёзды, а меня ему не достать. Да и он мне не особо нужен.

Хорошо смотреть на звёзды в тишине. Они успокаивают и заставляют мечтать. Жаль, что в городе не увидеть Млечный путь, слишком много пыли летает в воздухе. А вот в деревне совсем другое дело. Там наша Галактика предстает во всей красе. Летом у бабушки я снова полюбуюсь это дорогой, по которой очень скоро пойдет человечество.

воскресенье, 27 декабря 2020 г.

Каково значение пословицы "Дружба дружбой, а служба службой" 3 класс.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 45, страница 28.

Прочитайте пословицы. Когда так говорят? Выскажите мнение, как определить род имён существительных в данных предложениях.

Я считаю, что определить род имени существительного можно, если поставить существительное в начальную форму. То есть в единственное число и именительный падеж.

Значения пословиц:

Дружба дружбой, а служба службой. Не следует смешивать работу и дружбу. Служебные обязанности надо выполнять, потому что это долг человека. Помогать по дружбе следует тогда, когда это не мешает работе.

За добро добром платят. Если кто-то сделал тебе добро, ты должен совершить добрый поступок в ответ. И уж точно не делать этому человеку зла.

Всякое семя знает своё время. Любое событие происходит в свой срок. И если что-то не случилось, значит ему просто не подошло время.

У кольца нет конца. Так говорят про постоянно повторяющиеся события. Простой пример - смена времён года. Сложный пример: кто-то раз за разом допускает одну и ту же ошибку.

Знай, сверчок, свой шесток. Каждый должен находиться на своём месте и не пытаться занять чужое. Человек не должен претендовать на, что ему не принадлежит, что ему не по силам, не по возможностям, не должен браться за не своё дело.

Определим род имён существительных:

Дружба, дружбой - женский род.
Служба, службой - женский род.
Добро, добром - средний род.
Семя - средний род.
Время - средний род.
Кольцо - средний род
Конец - мужской род.
Сверчок - мужской род.
Шесток - мужской род.

Что обозначают слова: царь, око, уста, купец, престол, для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 16, страница 12.

Что обозначает каждое слово? Почему вы затруднились определить лексическое значение некоторых слов? Выпишите одушевлённые имена существительные.

Слова, приведенные в этом упражнении, являются устаревшими. Многие из них давно вышли из употребления и поэтому бывает затруднительно определить их лексическое значение.

Лексическое значение слов царь, око, уста, купец, престол и др.


Царь - монарх, руководитель государства, правитель царства, передает титул по наследству.
Око - глаз.
Уста - рот.
Купец - торговец.
Престол - трон, символ власти.
Чело - лоб.
Слуга - прислужник, помощник.
Кольчуга - металлическая рубашка для защиты от стрел и мечей.
Перст - палец.
Вершок - мера длины.
Барин - господин, олигарх.
Кафтан - верхняя мужская одежда, пиджак.
Карета - повозка, экипаж для господ. 
Бурлак - человек, тянущий на веревке суда.
Ветрило - парус.

Список одушевленных существительных:

Царь, Купец, Слуга, Барин, Бурлак.

суббота, 26 декабря 2020 г.

Пример изложения текста "Мал, да удал" по В. Бочарникову для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 21, страница 14-15.

Прочитайте отрывок из рассказа "Мал, да удал". Определите тему текста и его частей. Придумайте заголовки к тексту и к каждой части. Напишите изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Данный текст разбит автором на три абзаца. Следовательно и мы разделим его на три смысловые части. Каждый абзац - отдельная смысловая часть. Тема всего текста - отношения рыбака и горностая.

Придумаем названия для текста и его частей:

Название текста - Ловкий зверек.
Название первой части - Зимняя рыбалка.
Название второй части - Неожиданный гость.
Название третьей части - Рыба для горностая.

Составим план изложения текста.

  1. Рыболов и его рыба.
  2. Горностай на льду.
  3. Приближение к рыбаку.
  4. Старый знакомый.
  5. Рыбёшка в дар.
  6. Ледяное убежище.
  7. Возвращение горностая.

Пример изложения текста по рассказу "Мал, да удал"

Зима. Возле лунки сидит рыболов. Рядом лежит его рыба.

Вдруг на лёд выскочил белый-белый зверёк, кончик хвоста которого был чёрным. Это был горностай.

Лёгкими, воздушными прыжками горностай приблизился к рыболову.

Рыболов сразу узнал старого знакомого.

Он бросил горностаю рыбёшку.

Шустрый горностай схватил ёршика и быстрыми прыжками отнес её в ледяное убежище.

Через минуту горностай вернулся на лёд. Он действовал умело, смело и расторопно.

Ответы к стихотворению А. Блока "Ворона" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 54 (44)

1. Перечитай первые две строчки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

Поэт использовал эпитет "лохматой", который точно описывает внешний вид вороны. Она перезимовала и осталась лохматой.

2. Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

Ворона запрыгала вбок скоком. То есть она передвигалась вскачь, но боком. Торопливо. Нельзя сказать, что она двигалась медленно или переваливалась.

3. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна?

Поэт показал любопытство вороны в нескольких словах. Она запрыгала "вдруг", то есть что-то привлекло её внимание. Она смотрела боком, стараясь понять, что её заинтересовало. Так же любопытство передает вопрос "Что белеет под нежною травкой?"

4. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Радость вороны выражена в двух последних строчках. Там говорится, что ворона довольна тем, что наступила весна и ей дышится привольно. Восклицательный знак в конце предложения показывает эмоции вороны, её радость, восторг.

5. Какой ты представляешь себе ворону?

Ворона из этого стихотворения кажется мне забавной. Она лохматая, взъерошенная. Она любопытная и ей хочется поиграть в свои игрушки. Она внимательная, может углядеть стружку под травой. Она весёлая, ей радостно жить, она не унывает.

6. Как ты понимаешь строку "А уж в воздухе вешние звоны"?

Приход весны сопровождается различными изменениями в природе. В том числе, появляются вешние звоны, которые звучат отовсюду, звучат в воздухе. Это звук капели, звук талой воды, ручья. Об этих звуках и говорит данная строка.

(8.) Придумай самостоятельно стихотворение про ворону. Опиши, как она выглядит. Подумай, какие у неё есть интересные повадки. Понаблюдай за ней на улице, возможно, ты подметишь ещё что-нибудь интересное.

Пример стихотворения про ворону можно прочитать по ссылке.

Александр Блок "Ворона" текст

Вот ворона на крыше покатой 
Так с зимы и осталась лохматой… 

А уж в воздухе — вешние звоны, 
Даже дух занялся у вороны… 

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, 
Вниз на землю глядит она боком: 

Что белеет под нежною травкой? 
Вон желтеют под серою лавкой  

Прошлогодние мокрые стружки… 
Это все у вороны — игрушки, 

И уж так-то ворона довольна, 
Что весна, и дышать ей привольно!..


пятница, 25 декабря 2020 г.

Ответы к стихотворению А. Блока "Сны" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 51.

1. О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия.

Основная сказка, описанная в этом стихотворении, это "Сказка о мёртвой царевне" Александра Пушкина. Именно там встречается хрустальный гроб, в котором спит мёртвым сном царевна.

Похожие сюжеты имеют сказки:

Перро "Спящая красавица"
Братья Гримм "Спящая красавица" и "Шиповничек"
Поэма Пушкина "Руслан и Людмила".

2. Какие сладкие сны снились мальчику? О чём они? Какие сны снятся тебе?

Мальчику снились сладкие сны о любимых героях сказок. Он видел богатырей, царевну, конника в латах, и переживал их приключения.

Пример рассказа о моих снах.

Мне тоже иногда снятся яркие сны. Я вижу звёзды, космические корабли, инопланетян. Иногда мне снятся страшные чудовища, с которыми нужно бороться. Иногда снится что-то спокойное, например, берег моря или снежные вершины гор. А иногда мне снятся животные.

3. Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?

Стихотворение "Сны" мне напомнило стихотворение Сурикова "Детство". В нём мальчик просит бабушку рассказать ему сказку и засыпает. И тогда ему снится сюжет услышанной сказки про Ивана-царевича и Серого волка.

Александр Блок "Сны" текст

И пора уснуть, да жалко, 
Не хочу уснуть! 
Конь качается качалка, 
На коня б скакнуть! 

Луч лампадки, как в тумане, 
Раз-два, раз-два, раз!.. 
Идет конница… а няня 
Тянет свой рассказ… 

Внемлю сказке древней, древней 
О богатырях, 
О заморской, о царевне, 
О царевне… ах… 

Раз-два, раз-два! Конник в латах 
Трогает коня 
И манит и мчит куда-то 
За собой меня… 

За моря, за океаны 
Он манит и мчит, 
В дымно-синие туманы, 
Где царевна спит… 

Спит в хрустальной, спит в кроватке 
Долгих сто ночей, 
И зеленый свет лампадки 
Светит в очи ей… 

Под парчами, под лучами 
Слышно ей сквозь сны, 
Как звенят и бьют мечами 
О хрусталь стены… 

С кем там бьется конник гневный, 
Бьется семь ночей? 
На седьмую — над царевной 
Светлый круг лучей… 

И сквозь дремные покровы 
Стелятся лучи, 
О тюремные засовы 
Звякают ключи… 

Сладко дремлется в кроватке. 
Дремлешь? — Внемлю… сплю. 
Луч зеленый, луч лампадки, 
Я тебя люблю!

Ответы к стихотворению А. Блока "Ветхая избушка" для 3 класса

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 51.

1. Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил?

Я представила картину ясного зимнего дня за городом, в деревне. Из окна старенького домика смотрит старушка. А напротив в снегу играют ребята. Они катаются на санках, лепят снежный дом, снеговика.

2. Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

Поэт очень ярко описывает зимние забавы. Дети в его стихотворении веселы, они играют и не боятся мороза. Но сам поэт в этих играх не участвует, он их вспоминает. Вспоминает своё детство. Поэтому мне кажется, что несмотря на то, что само стихотворение весёлое, поэт рассказывает о зиме с лёгкой грустью.

3. Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят?

Настроение у ребят самое прекрасное, отличное, весёлое. Они наслаждаются жизнью, радуются зиме и снегу. Весел у них быстрый санок бег, они бегают, смеются. Звонко раздаются их голоса. Игра идёт резвая.

Александр Блок "Ветхая избушка" текст

Ветхая избушка 
Вся в снегу стоит. 
Бабушка-старушка 
Из окна глядит. 
Внукам-шалунишкам 
По колено снег. 
Весел ребятишкам 
Быстрых санок бег… 
Бегают, смеются, 
Лепят снежный дом, 
Звонко раздаются 
Голоса кругом… 
В снежном доме будет 
Резвая игра… 
Пальчики застудят, — 
По домам пора! 
Завтра выпьют чаю, 
Глянут из окна — 
Ан уж дом растаял, 
На дворе — весна!

четверг, 24 декабря 2020 г.

Пример рассказа о героях сказок по литературному чтению для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс 2 часть" Климанова, страница 44.

Рассмотри рисунки. Кто из героев тебе знаком? Расскажи о нём. Составь и запиши рассказ.

На рисунке мы видим следующих героев сказок:

Мартышку, Слонёнка, Удава и Попугая из сказок Григория Остера.
Чебурашку из сказок Эдуарда Успенского.
Незнайку, Пилюлькина и Знайку из сказок Николая Носова.
Федору и её посуду из сказки Корнея Чуковского.

Рассказ-характеристика героев сказок.

Мартышка: легкомысленная, хитрая и весёлая. Любит своих друзей. Однажды научилась делать зарядку и пыталась заставить делать её удава и слонёнка.

Чебурашка: прибыл из далёкой страны в ящике из-под апельсинов. Подружился с Геной и Галей. Вместе они строили "Дом дружбы" и отбивались от противной старухи Шапокляк.

Незнайка: глупый и необразованный малыш, который всегда попадал в неприятные истории. Он летал с другими малышами в Цветочный город, подружился с Синеглазкой и стал читать книги.

Федора: неаккуратная женщина, дом которой погряз в грязи. От неё сбежали вещи, но Федора вымолила прощение. Она стала следить за чистотой и зажила спокойно.

Составим также рассказы об этих героях в жанре сказки.

Пример рассказа про Мартышку и Слонёнка.

Как-то Попугай сорвал банан и решил его подарить Удаву. Удав осмотрел банан, понюхал и сказал, что этим не питается. 
Попугай решил отнести банан Слонёнку. Слонёнок очень обрадовался и долго благодарил Попугая. Он взял банан в хобот и хотел его скушать. Но тут появилась Мартышка. 
Она закричала, чтобы Слонёнок бросил банан, потому что тот ядовитый. И сказала, что об этом только что говорили по телевизору. Слонёнок испугался и отбросил банан в сторону. Мартышка подхватила банан и съела его.
На удивленный взгляд Слонёнка она ответила, что бананы ядовиты только для слонят, а мартышкам очень даже полезны.

Пример рассказа про Чебурашку.

Чебурашка решил сделать сюрприз крокодилу Гене. Он прочитал, что крокодилы часто плачут, и решил подарить Гене смешную книжку. Он долго выбирал подарок в магазине и купил сказку Чуковского "Краденное солнце".
Довольный Чебурашка отнес книжку Гене и тот с удивлением на неё посмотрел. Гена спросил Чебурашку, зачем тот подарил ему эту сказку, а Чебурашка ответил, что хотел поднять Гене настроение.
Гена спросил, читал ли Чебурашка эту сказку. Чебурашка ответил, что не умеет читать, но уверен, что сказка замечательная.
Гена вздохнул и проглотил сказку.

Пример рассказа про Незнайку.

Однажды Незнайка решил притвориться больным, чтобы не работать с остальными малышами на уборке огурцов.
Знайка проверил рукой его лоб, покачал головой и отвел Незнайку к доктору Пилюлькину. Доктор долго осматривал Незнайку, померил ему температуру, послушал лёгкие, постучал молоточком по коленке.
Потом доктор Пилюлькин нахмурился и сказал, что болезнь очень серьёзная и лечить её надо уколами. Он извлёк из шкафа огромный шприц.
Но Незнайка не стал ждать укола, он побежал на огород и принялся собирать огурцы.

Пример рассказа про Федору.

Федора обожала грязь и беспорядок. Она любила, чтобы углы были затянуты паутиной, а через стёкла нельзя было ничего рассмотреть. Она никогда не мыла посуду и не стирала бельё. И вот однажды её вещи взбунтовались против Федоры.
Они собрались и всё вместе отправились в лес. Только тогда Федора поняла, что происходит. Она заохала, заахала и бросилась догонять беглецов.
Долго-долго бежала Федора, но настигла утварь. Она попросила прощения и добрые вещи простили нерадивую бабу. Они вернулись домой и зажили новой, чистой и светлой жизнью.

Пример рассказа "О чём говорит ручка для письма" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 42.

"Проверим себя и оценим свои достижения".

7. Перечитай в сказках эпизоды в которых рассказывается о волшебных превращениях простых вещей. Попробуй и ты заглянуть в этот мир фантазии. Прислушайся, вот и самая обыкновенная ручка для письма начинает о чём-то говорить.

Во многих сказках обычные предметы вдруг становятся волшебными. Часто это случается с учебниками. Например, ожили учебники в сказке "В стране невыученных уроков" Лии Гераскиной. Там же обычный кот стал говорящим. Волшебные кольца встречаются во многих сказках, да и волшебные палочки далеко не редкость. Существуют волшебные кувшины с джиннами, плащи-невидимки, сапоги-скороходы, ковры-самолёты и многое другое. А зеркальце в сказках часто показывает то, о чём его спрашивают.

Может быть в какой-нибудь сказке существует и волшебная ручка, просто мы её ещё не читали. А если нет, то почему бы не придумать такую сказку самим?

Пример сказки "Волшебная ручка" ("О чём говорит ручка для письма")

Настя никак не могла придумать сказку по литературе и в задумчивости грызла конец шариковой ручки. Была у неё такая плохая привычка.

Она уже целый час сидела над тетрадкой, а сказка всё не сочинялась. И это было плохо. Ведь её ждали друзья.

Вдруг Настя услышала тонкий плач. Она оглянулась. В комнате никого не было. "Может быть соседи" - подумала девочка. Но плач стал громче и Настя вдруг поняла, что он идет от её ручки.

Она отбросила ручку в сторону и та поднялась, изгибаясь, как змея. Ручка выпрямилась и где-то возле кончика стержня блеснул синий глаз. Он недружелюбно посмотрел на девочку. 

- Ну вот, сперва грызли, теперь бросаем. - недовольно сказала ручка. - Как будто я виновата, что ты ничего не можешь придумать толкового.

Настя протёрла глаза рукой и затрясла головой:

- Говорящая ручка! Так не бывает!

- Бывает, бывает! - успокоила девочку ручка. - Всё бывает рано или поздно. Даже ручки могут заговорить.

Девочка успокоилась. Рта у ручки не было, значит не укусит. А поговорить - почему бы и нет?

- И что же ты хочешь мне сказать, маленькая ручка, ведь не просто так ты ожила? - спросила девочка.

- Я хочу сказать очень многое. - веско ответила ручка. - Прежде всего прекрати меня постоянно грызть. Это, знаешь ли, неприятно.

- Ладно, не буду, - покладисто согласилась Настя. Ей стало интересно и она уже не боялась.

- А еще не бросай меня вместе с карандашами. Они такие противные и разноцветные. Воображают о себе невесть что. - продолжала ставить условия ручка.

- А ещё используй для письма хорошую бумагу, а не эту макулатуру, которую ты называешь тетрадкой. Не клади меня на холод, там я замерзаю. Не клади меня к батарее, там я вздуваюсь. И побольше уважения к труженикам букв и слов.

Настя уже смеялась. Ручка оказалась вздорной, но это было весело. А ручка всё больше расходилась:

- Хочу позолоченный футляр только для меня. Хочу влажные салфетки от кутюр. Хочу модные стразики.

- Это всё? - спросила Настя, хихикая.

- Нет не всё! - с достоинством ответила ручка. - Осталось самое главное. Никогда не делай мной ошибок! А то обижусь!

- Обещаю! - сказала девочка и открыла глаза. Ручка спокойно лежала на столе и не делала попыток заговорить. 

- Как это я уснула? - подумала Настя. - Но какой забавный сон! Надо будет беречь эту ручку, а то мало ли что...

среда, 23 декабря 2020 г.

Ответы к стихотворению С. Черного "Слон" для 3 класса.

 Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 49 (43).

1. Что необычного в изображении слона?

Необычно то, что слон разговаривает с мальчиком и рассказывает о том, что его волнует. Он скучает в клетке и не понимает, как его могли в неё посадить.

2. Определи серьёзным или шутливым тоном надо читать эти стихи?

Это юмористическое стихотворение и читать его надо шутливым тоном.

3. Попробуй рассказать весёлую историю про слона или сочини небольшое стихотворение.

Пример весёлой истории про слона.

Пришёл Вася посмотреть на слона в зоопарке. Стал мальчик дразнить слона и называть его ушастым, смеяться над хоботом. Смотрел слон на Васю, смотрел, потом набрал в хобот воды и окатил мальчика. Стоит Вася, обтекает, а всё вокруг над ним смеются.

Пример стихотворения про слона.

Заскучал сегодня слон
Ничего не кушал он.
Не играл и не шумел
Грустно на меня смотрел.
Не грусти, мой милый слон
Твой спокойным будет сон.
В нём свободным станешь ты
Сбудутся твои мечты.

4. Обсудите с другом стихотворения Саши Черного. О ком они, о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Эти стихотворения посвящены одной теме - взаимоотношение людей и животных. Их объединяет лёгкий юмор и сочувствие, которое автор испытывает к животным.

Саша Черный "Слон" текст

— Слоник-слоник, настоящий слон живой, — 
Отчего ты все качаешь головой? — 
Оттого что, потому что, потому, — 
Все я думаю, дружок, и не пойму… 
Не пойму, что человек, такой малыш — 
Посадил меня в клетушку, словно мышь… 
Ох, как скучно головой весь день качать! 
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать… 
— Слоник-слоник, не качай ты головой! 
Дай мне лучше поскорее хобот свой… 
Я принес тебе из бархата слона, 
Он хоть маленький, но милый. 
Хочешь? На! Можешь мыть его, и нянчить, и лизать… 
Ты не будешь головой теперь качать?..

Ответы к стихотворению С. Черного "Воробей" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 48 (41).

1. Перечитай первые строчки. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом эпитеты серый, юркий и сравнение словно мышка? Как ты понимаешь выражение глазки - бисер?

Воробей мне кажется маленьким, серым и очень подвижным. Представить его образ мне помогли эпитеты. Я поняла, что воробей окрашен в серый цвет, что он подвижный - юркий. А сравнение помогло мне представить его размер и поведение.

Выражение "Глазки - бисер" означает, что у воробья маленькие, блестящие глазки, как бисер.

2. Ещё раз прочитай стихи, прислушайся к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?

Ритм помогает представить себе воробья. Ритм быстрый, отрывистый, слова короткие, используются повторы (чуть-чуть, ну-ка, ну-ка). Именно так быстро и порывисто скачет по улице настоящий воробей.

3. Как поэт относится к воробью? Обрати внимание, как он его называет.

Поэт ласково и с любовью относится к воробью. В начале стихотворения он называет его "мой", и использует уменьшительно-ласкательное слово - воробьишка. Он кормит воробья и предлагает ему свою дружбу. И даже когда воробей улетает, поэт не обижается и в шутку называет его нахалом.

4. Прочитай стихотворение выразительно, так, будто ты сам разговариваешь с воробушком.

Я бы прочитала стихотворение нежно, с любовью, ласково уговаривая воробья. А последнее четверостишие - с разочарованием и лёгкой досадой.

5. Попробуй описать воробья (дать портрет). Какие эпитеты и сравнения ты подберёшь?

Я подберу:

Эпитеты: взъерошенный, черногрудый, маленький, серенький, юркий.

Сравнения: как комочек, словно мячик.

Описание (портрет) воробья, пример

Воробей был маленьким, как комочек, сереньким, черногрудым и очень юрким. Он постоянно прыгал, словно мячик, ни секунды не оставался на одном месте. Воробей любил крошки, но недоверчиво относился к человеку.

Саша Черный "Воробей" текст

Воробей мой, воробьишка! 
Серый-юркий, словно мышка. 
Глазки — бисер, лапки — врозь, 
Лапки — боком, лапки — вкось… 
Прыгай, прыгай, я не трону — 
Видишь, хлебца накрошил… 
Двинь-ка клювом в бок ворону, 
Кто ее сюда просил? 
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, 
Так, вот так, еще чуть-чуть… 
Ветер сыплет снегом, злюка, 
И на спинку, и на грудь. 
Подружись со мной, пичужка, 
Будем вместе в доме жить, 
Сядем рядышком под вьюшкой, 
Будем азбуку учить… 
Ближе, ну еще немножко… 
Фурх! Удрал… Какой нахал! 
Съел все зерна, съел все крошки 
И спасибо не сказал.

вторник, 22 декабря 2020 г.

Решение кроссворда в упражнении 459 учебника "Русский язык 3 класс 2 часть" Рамзаевой.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть" Рамзаева. Упражнение 459, страница 44.

Догадайся, какие слова нужно вписать:


Напиши существительные, обозначь род. Напиши предложение с одним из слов.

Запишем ответы на вопросы кроссворда, обозначая род существительных. Сверху вниз:

Рожь - женский род.

Грач - мужской род.

Силач - мужской род.

Ночь - женский род.

Пример предложений со словом Рожь:

В поле колосится рожь.
Рожь набрала цвет.
Рожь полезное растение.

Пример предложений со словом Грач:

Грач сидел на ветке.
На балкон прилетел грач.
Грач - птица умная и находчивая.

Пример предложений со словом Силач:

Наш папа настоящий силач.
Силач вышел на арену цирка.
Силач любил калачи.

Пример предложений со словом Ночь:

Наступила самая долгая ночь в году.
Ночь была тёмной и ветряной.
Он хлопнул дверью и ушёл в ночь.

Ответы к тексту "Длиннохвостые разбойницы" по русскому языку для 3 класса.

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть" Рамзаева. Упражнение 449, страницы 39-40.

Ответь на вопросы: В чём причина драки зайчихи и сорок? Как зайчиха защищала своего детёныша? Почему зайчонка отнесли в кусты.

С помощью какой части речи автор описывает действия зайчихи и сорок?

Сравни слова: заметили - увидели, крошечный - маленький, непременно - обязательно.

Напиши изложение основной части текста.

  1. Зайчиха и сороки подрались из-за маленького зайчонка. Зайчиха защищала детёныша, сороки хотели его убить.
  2. Она наскакивала на сорок.
  3. Чтобы его нашла мама-зайчиха, и не тронули сороки.

Действия сорок и зайчихи автор описывает с помощью глаголов: мечется, взлетят, сядут, наскакивает, заметила, поскакала, улетели.

Слова заметили - увидели и прочие являются синонимами.

Текст делится на три части, здесь - три абзаца. Первый абзац - вступление. Второй - основная часть. Третий - заключение. Напишем изложение основной части, то есть второго абзаца.

Пример изложения основной части текста "Длиннохвостые разбойницы".

По лужайке металась зайчиха, а вокруг неё - сороки. Сороки то взлетали, то садились на землю. Зайчиха на них наскакивала. Увидев людей, зайчиха убежала в лес. Сороки тоже улетели.

понедельник, 21 декабря 2020 г.

Ответы к стихотворению С. Черного "Что ты тискаешь утёнка" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страницы 46-47 (42).

1.Как поэт убеждал мальчика не тискать утёнка?

Поэт уговаривал мальчика, он говорил, что утёнок маленький, а мальчик большой.

2. Объясни смысл следующих строк: "лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь - и капут".

Что у утёнка, что у мальчика лапы и руки очень тоненькие, слабые. Мальчик легко может повредить утёнку лапки, а бегемот может повредить мальчику руки. Это совет быть осторожнее с маленьким утёнком.

3. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно, что-то советует?

Поэт не ругает мальчика, но пытается его убедить поступить правильно. Он советует ему, говорит дружелюбно.

4. Эти стихи весёлые или грустные?

Стихи это скорее весёлые, но точно не грустные. В них не произошло ничего плохого, мальчик отнесет утёнка к утке и всё будет хорошо. А вот строки про бегемота могут вызвать улыбку и даже смех. Поэтому скажем, что стихи весёлые.

Саша Черный "Что ты тискаешь утёнка" текст

Что ты тискаешь утенка? 
Он малыш, а ты — большой. 
Ишь, задравши головенку, 
Рвется прочь он всей душой… 
Ты представь такую штуку, — 
Если б толстый бегемот 
Захотел с тобой от скуки 
Поиграть бы в свой черед? 
Взял тебя бы крепко в лапу, 
Языком бы стал лизать, 
Ух, как стал бы звать ты папу, 
И брыкаться, и кричать!.. 
Ты снеси утенка к утке, 
Пусть идет купаться в пруд,— 
Лапы мальчика не шутка, 
Чуть притиснешь — и капут.

Ответы к рассказу "Что любит Мишка" по литературному чтению для 4 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 28.

1. Можно ли назвать рассказ Драгунского смешным? Почему?

Этот рассказ можно назвать смешным, потому что он вызывает улыбку. Перечисление Мишкой его любимых продуктов растянулось на две страницы и вызвало у меня смех.

2. Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?

Учителю не понравилось, что Мишка любит лишь съестное, продуктовый магазин. Он спросил про людей и животных, которых любил мальчик. Мишка понял свою ошибку и ему стало стыдно, поэтому он покраснел.

3. Как характеризуют ребят их ответы учителю?

Ответ Дениски говорит о широком круге интересов мальчика. Он любознательный, с хорошим воображением и фантазией. Ему всё интересно, всё его увлекает.

Ответ Мишки говорит о том, что мальчик был голоден и думал только о еде. При этом он был тороплив, хотел выслужиться, возможно это будущий карьерист. У него приземлённые, сиюминутные интересы. Но он очень настойчив и упрям.

4. Найди в библиотеке книги Драгунского, составь их список.

В нашей школьной библиотеке нашлись следующие книги Виктора Юзефовича Драгунского:

  1. "Денискины рассказы"
  2. "Заколдованная буква"
  3. "Что любит Мишка"
  4. "Арбузный переулок"
  5. "Девочка на шаре"
  6. "Англичанин Павля"
  7. "Он живой и светится"
  8. "Похититель собак"
  9. "Он упал на траву"
  10. "Кот в сапогах"

5. Обсудите с другом, что вы любите больше всего. Совпадают ли ваши интересы?

Мы обсудили, что мы любим с подружкой Русланой. Оказалось, что многое совпадает, но есть и различия. Мы одинаково любим родителей, животных. природу, море, лето, каникулы и многое другое. Но я, например, люблю танцы, а Руслана любит рисовать.

Вывод: Люди не могут всё любить одинаково, даже если они друзья.

воскресенье, 20 декабря 2020 г.

Ответы к рассказу "Главные реки" по литературному чтению, 4 класс.

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 23.

1. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от лица восьмилетнего мальчика Дениски Кораблёва.

2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?

Дениска начинает читать стихотворение Пушкина, вместо стихотворения Некрасова. Он тянет время. Он просит друзей подсказать ему. 

Подсказки не помогают Дениске, ведь для того, чтобы они помогли, надо хоть что-то знать. Мальчик путается и вызывает смех в классе.

3. Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика?

Поведение мальчика высмеивается. Над героем смеются не только его товарищи, одноклассники, но и читатель. Но этот смех не злой, ведь в целом герой положительный, он учится на своих ошибках.

4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Дениска понял, что уроки нужно учить всегда. Он понял, что сперва надо выполнить домашнее задание, а потом уже играть.

5. Перескажи текст от лица одного из героев

Пример пересказа рассказа "Главные реки" от лица Мишки Слонова.

Сегодня в школе был очень смешной случай. Мой друг Дениска прибежал в класс в последний момент и только успел выложить книги, как вошла Раиса Ивановна. Учительница сразу вызвала Дениску к доске, а он не выучил уроки.

Дениска стал читать стихотворение Пушкина, а надо было читать Некрасова. Я решил помочь ему и стал шептать: "Мужичок". Но Дениска не понял и сказал: "Мужичонка". Я показал ему ноготь, а он сказал: "С ноготком".

Конечно, все смеялись.

А потом Раиса Ивановна спросила Дениску про главную реку Америки. Горбушкин с задней парты написал на бумажке "Миссисипи", но Дениска сказал "Миси-писи". Все опять смеялись.

А Дениска мне сказал после уроков, что теперь будет учить уроки всегда, до самой старости.

Ответы к сказке Паустовского "Растрёпанный воробей" для 3 класса.

Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 24.

1. Интересно ли тебе было читать произведение Паустовского? Что понравилось?

Это очень интересный рассказ. Мне понравилось в нём всё. Понравилась девочка Маша, добрая и отзывчивая. Понравился воробей Пашка, который хотел отблагодарить девочку и не побоялся вороны. Мне понравился финал и возвращение украденного букетика. Мне не понравилась вороватая и жестокая ворона.

2. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии писателя? Как ты думаешь, ты прочитал сказку или рассказ?

История жизни мамы и дочки могла быть правдой. Могла быть правдой история подаренного папой букетика. Ворона могла украсть букетик, а Маша могла помочь Пашке. Но история возвращения букетика воробьем кажется выдумкой. Как и воробьиный штурм ларька, в котором жила ворона.

Я считаю, что это больше рассказ, хотя в нём есть немного от сказки.

3. Назови главных героев. Как автор относится к ним?

Главными героями рассказа были девочка Маша, её мама, воробей Пашка, старая ворона.

Автор по-разному относился к героям. К девочке и её маме он относился с любовью, нежностью и состраданием, потому что показывал их эмоции, переживания и добрые поступки. К Пашке автор относился с юмором и понимаем его жизни, уважал воробья за храбрость и благородство. Ворону он не любил, называл скупой и старой, и осуждал её.

4. Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?

Пашке у девочки было хорошо. Маша его кормила, гладила, в комнате было тепло. Пашка пытался отблагодарить Машу и приносил вещи, которые воровала ворона. Он часто путал и приносил чужие вещи, но главное - его намерение. И когда ворона украла букетик, Пашка сумел отблагодарить девочку. Он вернул букетик и сделал счастливой маму Маши. А значит и саму девочку.

5. Что произошло в театре? Запиши план пересказа этого эпизода.

Маша смотрела, как танцует её мама и слышала музыку. Мама плакала, потому что у неё не было подаренного букетика, но тут прилетел воробей и принес букет. Мама смеялась от счастья. Составим план пересказа этой части рассказа:

План пересказа сцены в театре:

  1. Бархатный занавес
  2. Золушка и музыка
  3. Восторг зрителей
  4. Непонятные слёзы
  5. Растрёпанный воробей
  6. Хрустальный букет
  7. Смех мамы

6. Как ты считаешь, какой момент самый напряжённый? Почему?

Кульминацией сказки явилась сцена в театре. Мама девочки закончила танцевать и стояла на сцене. Всё зрители восхищались её талантом, но в глазах мамы были слёзы. И тут появился воробей с букетиком. Это очень эмоциональный момент, при чтении которого самому читателю трудно удержаться от слёз.

7. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?

Главная мысль этой сказки в том, что за добро всегда платят добром. Маша помогла Пашке, Пашка помог Маше. Тех, кто делает добро - любят, а тех, кто делает зло - не любят. Это ещё одна мысль, которую хотел донести писатель.

суббота, 19 декабря 2020 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Куприна "Слон" для 3 класса.

 Использован учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, страницы 40-41.

УМК "Школа России"

1. В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события?

События этого рассказа вполне могли произойти в действительности. В них нет ничего фантастического. Но сам рассказ может быть выдумкой автора.

2. Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой слон. Расскажи, как это произошло.

Надя болела неизвестной болезнью и доктора не могли ей помочь. Никто не мог подумать, что девочку вылечит слон, настоящий живой слон, о встрече с которым девочка мечтала. Папа решил выполнить желание дочери, потому что думал, что та может умереть. И он добился согласия владельца зверинца, который привёл слона прямо в дом к Наде. Девочка развеселилась, поела со слоном, а на утро встала практически здоровой. Случилось настоящее чудо.

3. Приготовься читать вторую часть рассказа. В чьих словах должно звучать решительность, удивление, недоумение, просьба, капризы?

Эта часть начинается словами "Но однажды...".  В ней участвуют девочка, мама и папа. Девочка говорит о слоне, в её словах звучит просьба, но не каприз. Она слишком слаба, чтобы капризничать и говорит тихим голосом.

Папа разговаривает с девочкой с удивлением и даже недоумением. Его поражает просьба дочери. Но он принимает решение и последние его слова звучат устало, но решительно.

Мама почти не участвует в разговоре. Она удивляется уходу мужа и не понимает, куда он направился.

4. Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно задать?

Варианты вопросов по содержанию рассказа "Слон" можно посмотреть по ссылке.

5. Автор разбил текст произведения на шесть частей. Выдели эти части и озаглавь каждую из них.

Первая часть: от начала до слов "До свидания, сударыня!"

Вторая часть: от слов "Милая Надя..." до слов "...весь синий".

Третья часть: от слов "Но однажды..." до слов "...входной дверью"

Четвертая часть: от слов "Через два часа..." до слов "...соглашается хозяин зверинца".

Пятая часть: от слов "Ночью слона ведут..." до слов "...ложатся спать".

Шестая часть: от слов "На другой день..." до конца рассказа.

Вариант заглавия этих частей:

  1. Странная болезнь.
  2. Бедные родители.
  3. Удивительная просьба.
  4. В зверинце.
  5. Ночь над городом.
  6. День с Томми.

6. Вспомни, что такое план.

План передает в сжатой форме основные события произведения и помогает пересказать его в правильном порядке, ничего не упуская. Может быть кратким и развёрнутым. Состоит из пунктов.

7. Составь план и перескажи текст от имени Нади.

Пример плана к рассказу "Слон" можно прочитать по ссылке.

Пример пересказа рассказа от лица девочки Нади можно прочитать по этой ссылке.

Вопросы по содержанию рассказа А. Куприна "Слон" для 3 класса.

Задание: 
Подумай, какие еще вопросы по содержанию рассказа А. Куприна “Слон” можно задать. 

Выполнение: 
Рассказ “Слон” был написан А.И. Куприным в 1907 году. Главная героиня рассказа маленькая девочка Наденька, которая болеет неизвестной болезнью, и доктора только разводят руками, не понимая, как вылечить девочку. Однако, отец Нади решает исполнить мечту дочери, и приводит прямо в дом живого слона. После дня, проведённого в обществе слона Томми, Наденька стремительно идет на поправку. 

Вопросы к содержанию рассказа “Слон”, примеры: 

  1. На каком языке говорили между собой доктора, осматривавшие девочку? 
  2. Что считал лучшим лекарством для Нади доктор? 
  3. Какая вредная привычка была у папы Наденьки? 
  4. Почему Наденьке не понравился игрушечный слон? 
  5. Почему нельзя было достать солнце, по мнению Нади?
  6. Что делали рыжие львы в зверинце? 
  7. Как звали дочь немца, хозяина зверинца? 
  8. Чему удивлялся городовой? 
  9. С кем знакомила слона Надя? 
  10. Почему Томми не понравилась картинка со слоном? 

Ответы на вопросы к рассказу “Слон”: 

  1. Доктора говорили на неизвестном языке. Это мог быть немецкий язык или латынь.
  2. Доктор считал, что для Нади лучшим лекарством будет, если ее развеселят, рассмешат.
  3. Папа девочки много курил. 
  4. Надя хотела настоящего, живого слона. 
  5. Солнце нельзя было достать, потому что оно жжётся. 
  6. Рыжие львы в зверинце прыгали через горящий обруч. 
  7. Дочь немца звали Лиза и ей тоже было 6 лет. 
  8. Городовой удивлялся, что люди сбежались смотреть на слона. 
  9. Надя знакомила слона со своими куклами. 
  10. Слон считал, что таких маленьких слонов не бывает. 
Вопрос на сладкое: 
Какого вида был Томми, индийский или африканский слон? 

Ответ: 
Томми был индийским слоном. Индийские слоны менее крупные и отличаются лёгким нравом, легко приручаются. Африканские слоны излишне агрессивные.

Смотри также:

пятница, 18 декабря 2020 г.

Различие лексического значения существительных и прилагательных, сообщение для 4 класса.

Использован учебник "Русский язык. 4 класс. 2 часть. Канакина, Горецкий", упражнение 1 "Проверьте себя", страница 50.

Подготовьте сообщение по любому вопросу: 

В чём различие в лексическом значении имён прилагательных и имён существительных?
В чём сходство и различие в формах изменения имён прилагательных и существительных?
Как определить род, число и падеж имён прилагательных в предложении?

Подготовим очень краткие сообщения на каждую из заданных тем, пользуясь материалами учебника.

Сообщение: "Различие в лексическом значении имён прилагательных и имён существительных"

    Имя существительное называет какой-либо предмет. Одушевленный или неодушевленный, женского, мужского или среднего рода, но предмет. В этом состоит лексическое значение имени существительного.

    Имя прилагательное называет определённый признак предмета, качество, которым предмет обладает. Это лексическое значение имени прилагательного. 

    Разница в лексическом значении прилагательных и существительных в том, что первые называют признак, а вторые сам предмет.

    Примеры: Стол - существительное, предмет. Красивый - прилагательное, его качество, признак.

    Сообщение: "Сходство и различие в формах изменения имён прилагательных и существительных"

    Существительное можно изменять по падежам и числам. Падежей в русском языке шесть, число может быть единственное или множественное.

    Прилагательное также можно изменять по падежам и числам, но кроме того, прилагательные можно изменять по родам. Ведь одно и то же прилагательное может относиться как к существительному мужского рода, так и к существительным женского или среднего рода.

    Сходство в том, что существительные и прилагательные можно изменять по падежам и числам.

    Различие в том, что прилагательные можно изменять по родам, а существительные - нет.

    Примеры: Красивый стол. Стол - существительное мужского рода. Он не может стать женского или среднего рода. Но может изменяться по падежам и числам: Красивые столы, Красивого стола.

    Красивый - прилагательное, которое стоит в мужском роде. Но могут быть Красивые девушки, и Красивое облако. 

    Прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

    Сообщение: "Определение рода, числа и падежа имён прилагательных в предложении"

    Определить род прилагательного можно по роду существительного, с которым оказывается связано прилагательное. 

    Пример: Красивый стол. Стол - мужского рода, прилагательное Красивый также мужского рода. 

    Прилагательные множественного числа не изменяются по родам. 

    Пример: Красивые столы - красивые девушки - красивые облака.

    Определить число прилагательного можно по числу существительного, с которым оно связано, а также по окончанию (см. таблицу): 

    Пример: Красивые девушки. Существительное Девушки стоит во множественном числе, значит ему соответствует прилагательное также во множественном числе.

    Определить падеж прилагательного в предложении тоже можно по падежу имени существительного. 

    Пример: У меня стоит красивый стол. Стоит что? - Стол. Именительный падеж. Значит и прилагательное Красивый находится в именительном падеже.

    Определить род, число и падеж прилагательных можно по связанному с ними существительному.