пятница, 30 апреля 2021 г.

Изложение текста Е. Пермяка "Случай с кошельком" по плану для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 298, страница 136.

УМК "Школа России"

Что запомнил Костя на всю жизнь? Какова главная мысль текста? А какова тема текста? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?

Костя запомнил слова сестры о том, что быть честным - долг человека, а не заслуга.

Главная мысль текста: честность не требует благодарности.

Тема текста: случай с кошельком.

В заголовке отражена тема текста.

Составьте план текста. Выпишите из текста трудные слова.

План текста "Случай с кошельком"

  1. Костя отдает оброненный кошелёк.
  2. Жалобы Кости.
  3. Строгий ответ сестры.

Сложные слова: кошелёк, побежал, растеряхой, жаловаться, обижен, честным, жизнь.

Запишите текст, как вы его запомнили.

Изложение текста Пермяка "Случай с кошельком" для 4 класса

По улице шли брат и сестра. Впереди шла старушка. Вдруг она уронила кошелёк и не заметила этого. Костя догнал старушку, поднял кошелёк и отдал его ей. Старушка назвала себя растеряхой и взяла кошелёк.

Вернувшись к сестре, Костя стал жаловаться, что старушка не поблагодарила его. Он был сильно обижен.

Сестра строго посмотрела на брата и сказала, что быть честным - долг каждого человека, а не заслуга. Костя не сразу понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Ответы на вопросы учебника к стихотворениям И. Бунина "Гаснет вечер" и "Ещё и холоден" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 123-124. 

УКМ "Перспектива"

1. Прочитайте внимательно стихотворение. Какую интонацию вы выберете?

Я выберу неторопливую интонацию, созвучную словам: тихо, медленно, устал. Ведь речь идёт о вечере, когда люди уже ложатся спать, да и природа засыпает.

2. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

Вопросы к стихотворению И. Бунина "Гаснет вечер, даль синеет"

  1. Какую картину рисует поэт? - Картину тихого летнего вечера в поле.
  2. Почему для поэта заночевать в поле счастье? - Потому что природа прекрасна.
  3. Кому лучше спится по мнению поэта? - Тому, кто устал на работе.
  4. Какие средства выразительности использовал поэт? - Эпитеты тёмным, тихим, мирным, звёздным.
  5. Какое настроение создает стихотворение? - Покоя и умиротворения, счастья.

Иван Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", читать текст

Гаснет вечер, даль синеет, 
Солнышко садится, 
Степь да степь кругом — и всюду 
Нива колосится! 
Пахнет мёдом, зацветает 
Белая гречиха… 
Звон к вечерне из деревни 
Долетает тихо… 
А вдали кукушка в роще 
Медленно кукует… 
Счастлив тот, кто на работе 
В поле заночует! 

Гаснет вечер, скрылось солнце. 
Лишь закат краснеет… 
Счастлив тот, кому зарею 
Тёплый ветер веет; 
Для кого мерцают кротко, 
Светятся с приветом 
В тёмном небе тёмной ночью 
Звёзды тихим светом; 
Кто устал на ниве за день 
И уснёт глубоко 
Мирным сном под звёздным небом 
На степи широкой!

1. Подумайте, что хотел передать нам поэт. Сожаление, что зима уходит или радость от пробуждения природы.

Поэт передает радость от пробуждения природы. 

Это можно понять по тому, как он любуется деревьями и слушает снегирей. Также поэт пишет, что краски несут радость бытия, что показывает радость от приближения весны.

2. Читая стихотворение, можем ли мы услышать звуки природы?

В стихотворении поэт описывает лишь один звук - снегири звенят. Мы слышим птичий перезвон.

3. Созвучны ли ваши мысли и чувства настроению поэта?

Стихотворение Бунина слишком спокойное, поэт счастлив и предвкушает наступление весны. Он замечает её приближение во многих деталях пейзажа.

У меня в феврале иное настроение. Это нетерпеливое ожидание. Мне хочется, чтобы весна наступила как можно скорее, я тороплю её приход.

Иван Бунин "Ещё и холоден и сыр", читать текст

Ещё и холоден и сыр 
Февральский воздух, но над садом 
Уж смотрит небо ясным взглядом, 
И молодеет Божий мир. 

Прозрачно-бледный, как весной, 
Слезится снег недавней стужи, 
А с неба на кусты и лужи 
Ложится отблеск голубой. 

Не налюбуюсь, как сквозят 
Деревья в лоне небосклона, 
И сладко слушать у балкона, 
Как снегири в кустах звенят. 

Нет, не пейзаж влечёт меня, 
Не краски жадный взор подметит, 
А то, что в этих красках светит: 
Любовь и радость бытия.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению А. Толстого "Колокольчики мои" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 149. 

УКМ "Перспектива"

1. Обратили ли вы внимание на то, что стихотворение написано в форме диалога? Найдите в тексте строки, которые это подтверждают.

Стихотворение начинается с обращения "Колокольчики мои..."

Далее поэт задаёт вопросы колокольчикам: "Что глядите...", "О чём звените..."

И во второй строфе поэт просит колокольчики: "Не кляните вы меня..."

2. Поэт относится к цветам, как к живым существам, которые всё понимают и чувствуют. Какие строки убеждают вас в этом?

Поэт использует приём олицетворение.

Колокольчики могут глядеть, качать головой, могут клясть.

Это значит, что по мнению поэта у колокольчиков есть глаза, голова, способность говорить. То есть он описывает их как живые существа.

3. Сожалеет ли поэт о том, что цветы гибнут?

Поэту жаль колокольчики, которые топчет конь. Он говорит, что был бы рад не топтать цветы, промчаться мимо, но не может удержать коня.

Также о сожалении поэта говорит его просьба, обращённая к цветам "Не кляните..." Она говорит нам о том, что поэт признает свою вину в гибели колокольчиков, то есть сожалеет о содеянном.

Алексей Толстой "Колокольчики мои", текст читать

Колокольчики мои, 
Цветики степные! 
Что глядите на меня, 
Тёмно-голубые? 
И о чём звените вы 
В день весёлый мая, 
Средь некошеной травы 
Головой качая? 

Конь несёт меня стрелой 
На поле открытом; 
Он вас топчет под собой, 
Бьёт своим копытом. 
Колокольчики мои, 
Цветики степные! 
Не кляните вы меня, 
Тёмно-голубые! 

Я бы рад вас не топтать, 
Рад промчаться мимо, 
Но уздой не удержать 
Бег неукротимый! 
Я лечу, лечу стрелой, 
Только пыль взметаю; 
Конь несёт меня лихой -
А куда? Не знаю!

четверг, 29 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Никитина "Когда закат..." для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 122. 

УКМ "Перспектива"

1. Поделитесь своими мыслями и чувствами с друзьями.

Поэт рисует картину позднего летнего вечера. Он описывает ночную тишину, которая захватывает весь мир вокруг.

Это очень красочная и умиротворяющая картина. Мне очень нравится вечер и поэтому это стихотворение созвучно моей душе.

Читая его, хочется разделить с поэтом его одиночество и в полной мере насладится ночной тишиной.

2. Сравните первую и вторую части стихотворения. Одинаковая ли картина представляется вам?

В первой части стихотворения поэт описывает природу. Во второй - свои чувства и ощущения.

Поэтому картина не может быть одинаковой. Природа засыпает в тишине. Поэт пребывает в восторге и счастлив в уединении.

Обратите внимание на противопоставление, которое использует поэт. На природу ложится ночная тень, всё пребывает в темноте. Но на душе поэта светло, туда не проникает тьма. Этот приём называется антитеза.

3. Какие приёмы использует автор для описания?

Поэт использует эпитеты, метафоры и олицетворения.

Эпитеты: прощальными, спокойных, весёлое, душистой, серебристой, тёмнокудрявый, непонятной.

Метафоры: закат озолотит, вод стекло, тканью тумана.

Олицетворения: замолчит село, оденется лес, мир беседует.

Также в стихотворении есть антитеза (см. выше) и аллегория - посланница небес.

Описание картины И. Левитана "Тишина" для 4 класса

На знаменитом полотне Исаака Левитана "Тишина" художник изобразил ночной пейзаж.

На переднем плане изгибается русло небольшой реки. Её воды темны и непрозрачны. В них, как в зеркале, отражается месяц, что светит в покрытом тучами небе и берег.

Небо на картине мрачное, словно застывшее. Оно кажется угрюмым и недовольным. Тучи пытаются совсем затянуть небо, скрыть месяц и погрузить землю во тьму.

Правый берег реки низкий, пологий, песчаный. Его почти не видно на картине.

Зато левый берег высокий. За ним видны холмистые поля и далёкий, тёмный массив леса. В левом углу видны молодые берёзки, растущие почти у самой воды.

Пейзаж кажется статичным, застывшим. В нём нет движения. Художник рисует ночь, природа спит, вокруг царит мёртвая тишина. И даже ветер стесняется нарушить её покой.

Это очень спокойная картина, которая дарит зрителю ощущение умиротворения, покоя.

Иван Никитин "Когда закат прощальными лучами...", текст читать

Когда закат прощальными лучами 
Спокойных вод озолотит стекло, 
И ляжет тень ночная над полями, 
И замолчит весёлое село, 
И на цветах и на траве душистой 
Блеснёт роса, посланница небес, 
И тканью тумана серебристой 
Оденется тёмнокудрявый лес,— 
С какою-то отрадой непонятной 
На божий мир я в этот час гляжу 
И в тишине природы необъятно 
Покой уму и сердцу нахожу; 
И чужды мне земные впечатленья, 
И так светло во глубине души: 
Мне кажется, со мной в уединенье 
Тогда весь мир беседует в тиши.

Продолжение текста Ю. Коваля про огромного кота для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 286, страница 132.

УМК "Школа России"

Прочитайте. Что дано в скобках: предлог, приставка или частица?

Предлоги: на крыльце, к двери, в нём.

Приставки: посапывал, приоткрыл, оглядел, закрылся, попросил, разрешения, пошевелился.

Частица: не пошевелился.

Каким вы представили кота? Какие были у него глаза? Как вы думаете, какие события произойдут дальше? Составьте своё продолжение текста.

Кот был огромным и рыжим. У него были изумрудные и лазурные глаза. Он был спокойный и наглый.

Это отрывок из рассказа Юрия Коваля "Солнечное пятно". Герой рассказа пригласил кота в дом и стал его рисовать. Кот любил лежать в комнате на солнечном пятне.

Продолжение текста Ю. Коваля про огромного кота для 4 класса

...Кот не пошевелился. 

Я аккуратно перешагнул кота и стал открывать дверь.

Кот неожиданно громко мявкнул за моей спиной. Ему явно не понравилось, что кто-то проходит в дом, который он считал своим.

Я извинился и сказал, что это всё-таки мой дом и я буду входить в него когда угодно.

Кот зашипел. Я поскорее заскочил в дом и захлопнул дверь. Всё-таки кот был очень большим. 

Осторожно я выглянул в окно и увидел, что кот опять спокойно разлёгся на крыльце. Он явно приготовился ждать меня. Я махнул на кота рукой.

За делами незаметно пролетело время. Вечером я собрался прогуляться и вышел из дома.

Кот был на крыльце. Увидев на меня, он приподнялся и нехорошо мигнул глазами. Длинные когти оставили на досках глубокий след.

Я поспешно заскочил обратно в дом. Кот меня пугал и я не знал, что делать.

Но вдруг меня осенило - холодильник!

Я достал из холодильника кусок рыбы и, положив на тарелочку, выставил на крыльцо.

Некоторое время слышалось сопение и громкий хруст. А потом кот зевнул.

Я рискнул выйти на крыльцо. Кот посмотрел на меня сытым взглядом и словно махнул лапой: "Иди уж, за рыбку спасибо!"

Я поспешил уйти. 

С тех пор каждый день я угощал кота рыбой. Он привык ко мне и уже не точил когти на мою шкурку. И мы даже подружились. Но никого другого в дом кот не пускал.

Диалог Подорожника и Крапивы, Синички и Ёжика, Мухомора и Белки для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 276, страница 128.

УМК "Школа России"

Представьте, что вы понимаете язык животных и растений, и однажды подслушали их разговор. Составьте диалог.

Диалог Подорожника и Крапивы для 4 класса

- Привет, Подорожник!

- Здравствуй, Крапива!

-Удивляюсь я тебе, Подорожник, растёшь прямо посреди дороги и не боишься, что тебя вытопчут.

- А чего мне бояться? Я меня листочки плоские вдоль земли вытянулись, корни глубокие крепко в землю зарылись. Хоть топчи меня, хоть дергай, всё равно жив останусь.

- Эх, мне бы твои способности!

- Да не прибедняйся ты, Крапива! Тебя люди и вовсе боятся трогать. Ты же кусаешься!

- Это да, кусаюсь. Но не от хорошей жизни. Ведь меня всяк вырвать норовит, всяк обидеть может. Вот и прячусь я в тенёк к забору, чтобы меньше глаза людям мозолить. А так хочется на солнышке погреться!

- А ты, Крапива не жадничай, и не старайся всё заполонить. Может и не будут тебя трогать.

- Хорошо тебе говорить. А мне по природе положено высокой расти. Да и земля мне нужна мягкая, влажная.

- Ну удачи, тебе Крапива!

- И тебе расти, Подорожник!

Диалог Синички и Ёжика для 4 класса

- Здравствуй, Ёжик! А куда это ты гриб поволок?

- Здравствуй, Синичка! Так к себе в гнёздышко.

- А зачем тебе гриб?

- А чтобы зимой кушать.

- Так зима же ещё не скоро!

- Так и запасов нужно немало сделать. Коротко лето, боюсь не успеть.

- А обо мне природа и люди позаботятся.

- Это как?

- А так! Нарастут ягодки - вот тебе и обед. Положат зимой в кормушку семечки - вот и завтрак.

- Везёт тебе, Синичка! А нам, ежам, всё на своих иголках таскать приходиться.

- Ну, удачи тебе, колючий!

- И тебе не голодать, Синичка!

Диалог Мухомора и Белки для 4 класса

- И что ты на меня смотришь, Белка?

- Да вот, любуюсь, Мухомор.

- А зачем тогда облизываешься?

- Да уж очень ты аппетитный!

- Вот только не надо! Ты же знаешь, что я несъедобный.

- Знать-то знаю, а всё равно съесть хочется!

- Удивляюсь я тебе, Белка! Столько вокруг грибов плохоньких раскидано - боровики, маслята, грузди, а ты на меня зуб точишь.

- Сердцу, Мухомор, не прикажешь! Так и просит оно тебя сорвать и попробовать на вкус.

- Даже не думай! Меня и люди стороной обходят, и звери лесные. И ты трогать меня не смей!

- Ладно, не трону! Побегу другие грибы собирать, а то вон лось идёт, как бы не подавил копытами.

- Где лось?! Не надо лося! Спрячь меня, Белочка, будь другом! Листиком каким прикрой!

- Чего так? Ты же ни кому не нужный?

- Никому, кроме лося. Этот гад меня за милую душу ест и даже спасибо не говорит. Ну спрячь, пожалуйста!

- Ладно, лови листик! И оставайся со своей красотой несъедобной!

среда, 28 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Никитина "Вечер ясен и тих" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 121. 

УКМ "Перспектива"

1. Какие картины мы видим. Опишите.

Картина 1: поля скрыты туманом, а на небе ещё горит вечерняя заря.

Картина 2: золотые облака плывут по небу и закрывают засыпающий лес.

Картина 3: ветер колышет тростник на берегу водоёма, а в воде отражается месяц.

Картина 4: вокруг тишина, всё кажется чудесным и таинственным, только слегка шепчут волны.

2. Объясните значение выражений: задумчивый плеск, сонмы светлых духов, гимны неба.

Задумчивый плеск. Тихий, чуть слышный. Волны, словно задумавшись, неторопливо катят на берег.

Сонмы духов святых. Многочисленные духи, ангелы, которые обитают на небе. Сонм - множество.

Гимны неба. Песни ангелов для Бога. Их не может услышать простой человек, поэтому поэт только предполагает, что они звучат в этот момент.

3. Какие литературные приёмы использует автор?

В стихотворении поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.

Эпитеты: в голубых небесах, золотых облаков, разноцветный узор, волшебный ковёр, чудная ночь, задумчивый плеск, дивных миров.

Сравнения: как ковёр.

Метафоры: пышет заря, облаков узор.

Олицетворения: спят поля, ветерок зашептал, месяц глядится.

4. Какие слова помогают выбрать правильную интонацию для чтения?

Помогают выбрать интонацию для чтения слова:

Тих, спят, зашептал, задумчивый - тихая интонация, почти шёпот.

Поют - последняя строфа читается более громко, возвышенно.

Иван Никитин "Вечер ясен и тих", текст читать

Вечер ясен и тих; 
Спят в тумане поля; 
В голубых небесах 
Ярко пышет заря. 

Золотых облаков 
Разноцветный узор 
Накрывает леса, 
Как волшебный ковёр; 

Вот пахнул ветерок, 
Зашептал в тростнике; 
Вот и месяц взошёл 
И глядится в реке. 

Что за чудная ночь! 
Что за тени и блеск! 
Как душе говорит 
Волн задумчивый плеск! 

Может быть, в этот час 
Сонмы светлых духов 
Гимны неба поют 
Богу дивных миров.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Л.Толстого "Ивины" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 79. 

Л. Толстой "Детство", глава 19 "Ивины"

1. Как выглядел Иленька Грап? Как к нему относились дети и почему? Одобряете ли вы их поведение и отношение?

Иленьке было 13 лет. Он был сыном бедного иностранца. Он был высоким, худым и бледным, с добродушным выражением лица. Он был услужливым и тихим, добрым мальчиком.

Иленька терялся на фоне шумных мальчиков и те считали его презренным существом, не заслуживающим хорошего отношения. Ведь он был не таким как все, был белой вороной.

Я не одобряю поведение мальчиков, ведь каждый человек заслуживает уважения, в каждом есть что-то особенное, что-то хорошее. 

2. Как вы относитесь к Николеньке? Что вам в нём нравится, а что нет? Представь, что ты оказался рядом с детьми. Как ты поступишь?

Николенька добрый мальчик. Он не совершает откровенно плохих поступков, но иногда идёт на поводу у своих товарищей. Он не хочет упасть в их глазах.

Но у него есть совесть и это мне в нём очень нравится. Он почувствовал, что дети плохо поступили с Иленькой и впоследствии очень переживал по этому поводу.

Если бы я оказалась рядом с детьми, я не только не стала бы принимать участие в издевательствах над Иленькой, но постаралась бы их прекратить. Я бы пристыдила мальчиков и сказала, что нехорошо обижать слабых, что это недостойное дворян поведение.

3. Что явилось предметом переживаний Николеньки? Почему мальчик и не посочувствовал и не защитил Иленьку Грапа? Объясните выражение "незавидная любовь"?

Николенька переживал о том, что не посочувствовал и не защитил Иленьку. Он понял, что поступок мальчиков был ужасным и раскаялся в нём.

Он думал, что виной стала его незавидная любовь к Серёже и стремление казаться молодцом.

Незавидная любовь в моём понимании такая, когда любишь недостойного человека. Такая любовь приносит лишь страдание и горе.

4. Прочитайте последний абзац. Можно ли сказать, что в нём выражена главная мысль?

Главная мысль рассказа: в стремлении казаться молодцом в глазах друзей, человек может совершать очень плохие поступки, о которых будет жалеть.

Именно об этом говорит и сам Николенька в заключительном абзаце рассказа.

А значит в нём заключена главная мысль.

Дополнительно:

Что нравилось Николеньке в Серёже Ивине? Перечитайте строки, где говорится о восторженном отношении его к Серёже. Чем Николенька был пленен? Что вам нравится в Серёже, а что нет?

Николенька был пленён героическим, по его мнению, поступком Серёжи. Тот больно ударился, но отверг сочувствие и не вышел из игры. Это показалось герою очень мужественным поступком.

Нравилась Николеньке и физическая сила Серёжи, его веселье, способность придумывать игры.

Мне тоже нравятся эти черты характера Серёжи, но мне не нравится его жестокость и равнодушие к другим. Мне кажется, что он был эгоистом, которому никого никогда не было жалко.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Л.Толстого "Маман" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 115. 

УКМ "Перспектива"

1. Какой представляется мама в воображении её сына?

Вспоминая маму, герой обращает внимания на детали. Ему особенно запомнились глаза, выражающие любовь и доброту, родинка на шее, белый воротничок и нежная рука, которую он любил целовать.

2. Расскажите о взаимоотношениях матери и сына.

Сын очень любил свою мать и старался быть вежливым и почтительным.

Его мать была спокойной, но нежной и заботливой. Она сразу заметила, что мальчик плакал и спросила почему. 

Их отношения строились на взаимном уважении и любви.

3. Вы согласны с тем, что "Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я не знал бы что такое горе"? Объясните эту мысль.

Ребёнок всегда ищет защиту и поддержку у матери. Когда ему плохо, он бежит к маме, и улыбка мамы лечит любые обиды и неудачи.

Став взрослым, человек сохраняет в душе эту любовь и стремление почувствовать себя защищенным. 

В тяжелые минуты улыбка матери всё также помогает человеку справиться с трудностями, поддерживает его и ободряет.

Конечно, я согласная с этим высказыванием. Ведь мама самый дорогой человек, который всегда поможет.

4. Как вы понимаете выражение "Воскресить в воображении черты любимого существа"?

Воскресить - значит восстановить, воссоздать, или просто вспомнить.

Представить себе черты человека, который нам дорог.

5. Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, о её улыбке может скрасить жизнь человека? Перечитайте нужный текст. Что сказано в нём о чертах её лица?

Улыбка мама всегда будет для человека дорогим и очень приятным воспоминанием. Вспоминая хорошее, мы всегда забываем о плохом. А значит, чем чаще мы вспоминаем хорошее, например улыбку матери, тем радостней нам жить.

Я согласна с этим утверждением.

В тексте также написано, что когда мама улыбалась, то её лицо становилось лучше, а всё вокруг веселее.

Кроме улыбки, герой отмечает глаза мамы, которые выражали доброту и любовь.

6. Нравятся ли вам взаимоотношения Николеньки с своей маменькой? Расскажите, как вы общаетесь со своей мамой. Опишите её.

Отношения между сыном и матерью, писанные Львом Толстым, были обычными для того времени. Детей старались не баловать, воспитывать самостоятельными, умеющими отвечать за свои поступки.

Но при этом никуда не исчезали любовь и доброта, которые связывали детей и родителей.

Мне нравятся такие отношения, хотя я привыкла давать волю эмоциям и мне кажется это более правильным. Но уважение, которое мама проявляла к детям, мне нравится.

Рассказ о том, как я общаюсь со своей мамой для 4 класса

Я очень люблю свою маму.

Она у меня самая красивая. Она высокая и стройная. У неё густые каштановые волосы и очень добрая улыбка. Когда она смеётся, невозможно устоять и хочется смеяться вместе с ней.

Она спокойная и ласковая. Но если надо, она умеет настоять на своём и она не любит, когда я капризничаю.

Мама всегда поддерживает меня в стремлениях и мечтах. Она ничего не запрещает на прямую, но начинает объяснять, к чему может это привести. Я и вдруг понимаю, что согласна с мамой и мне уже не хочется делать то, о чём я только что мечтала.

Моя мама очень умная и всё понимает. Она не любит, когда я хитрю и обманываю, и старается отучить меня от этих вредных привычек.

Я доверяю своей маме и делаюсь с ней своими тайнами и секретами. Я знаю, что она не станет смеяться или осуждать, а подскажет правильный выход. Ведь у неё гораздо больше жизненного опыта, чем у меня.

Мне нравятся те отношения, которые сложились у меня с мамой, и я очень благодарна ей за это.

вторник, 27 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Пришвина "Золотой луг" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 148. 

УКМ "Перспектива"

1. Почему у детей изменилось отношение к цветку?

Ребята узнали тайну цветка, что он с наступлением темноты сжимает лепестки цветка и это сделало цветок в их глазах интересным и загадочным.

2. О каком интересном открытии ребят рассказывает писатель? Перечитайте эти строки.

Интересное открытие ребят состояло в том, что одуванчики закрывают цветки на ночь.

Эти строки следует прочитать начиная со слов: "Тогда я подошёл, отыскал одуванчик..."  и до конца отрывка.

3. С чем сравнивается одуванчик, сжавший свои лепестки? Какие ещё средства художественной выразительности используются в тексте?

Автор сравнивает сжатый цветок одуванчика со сжатым кулаком. Также он сравнивает лепестки с ладонями.

Кроме этого сравнения, автор использует эпитет: золотой.

Также он говорит об одуванчике, как о живом существе, и этот приём называется олицетворение: раскрывают свои ладони.

4. Наблюдали ли вы интересные явления в природе весной? Составьте рассказ, озаглавьте его.

Рассказ на тему "Интересные природные явления весной" для 3 класса

Как деревья топят снег.

Замечали ли вы, что первые проталины всегда появляются вокруг стволов деревьев?

Я обратила на это внимание и мне стало интересно, почему так происходит. Ведь деревья ещё спят, они холодные, никакие соки не бегут по их стволам.

Но снег тает.

И происходит это потому, что солнце сильнее нагревает тёмные стволы, чем белый снег. Стволы нагреваются и от их тепла тает снег вокруг них.

Такое вот интересное явление природы.

Куда исчезает лёд.

Весной я люблю ходить к реке и смотреть, не начался ли ледоход.

Лёд под лучами солнца темнеет, становится тяжёлым, а потом вдруг исчезает. Но ледохода ещё нет.

Куда же пропадает весенний лёд?

Оказывается, он опускается на дно. Он становится слишком тяжёлым, чтобы держаться на поверхности. И кажется, будто лёд ушёл.

Но пройдет несколько дней, лёд всплывет и поплывет по реке. Тогда и начнётся настоящий ледоход.

Апрельский снег.

Несмотря на то, что весна уже давно началась, в апреле часто бывает снег. Он падает на зелёную траву, застревает в ветках деревьев. 

Но особенно красиво апрельский снег смотрится на зелёных веточках сосен. Он лежит на них как опушка, тонкими длинными полосками. И веточки кажутся сказочными.

Апрельский снег быстро тает, но ощущение чуда остается надолго.

Белоснежные деревья.

Не только одуванчики закрывают свои цветы на ночь. Это происходит и с другими растениями.

Особенно легко пронаблюдать это явление ранним утром в майском лесу.

Дикие яблони уже цветут, но пока солнце не встало, их цветочки плотно сжаты, чтобы ночная прохлада не погубила нежные завязи.

И тогда яблоня кажется не белой, а розоватой. Именно таким цветом окрашены подложки её цветов.

Но стоит взойти солнцу и вот уже белоснежная красавица стоит, нарядная как невеста.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению О. Высотской "Одуванчик" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 147. 

УКМ "Перспектива"

1. Какие строки в каждом стихотворении помогают представить одуванчик похожим на человека?

В первом стихотворении одуванчик назван молодым, а так принято говорить про человека.

Во втором стихотворении одуванчик в начале также назван молодым, а во второй строфе становится старым и седым, тоже как человек.

2. Какие два слова в первом стихотворении надо заменить, чтобы можно было прочитать его от имени самого одуванчика?

Во второй строфе первого стихотворения мы должны заменить местоимения Него и Он. Вместо них следует подставить местоимения первого лица Меня и Я.

Получится: У меня чудесный..., Я большого солнца...

Ольга Высотская "Одуванчик", текст читать

Уронило солнце 
Лучик золотой 
Вырос одуванчик 
Первый, молодой. 

У него чудесный 
Золотистый цвет. 
Он большого солнца 
Маленький портрет.

Зинаида Александрова "Одуванчик", текст читать

Одуванчик золотой 
Был красивый, молодой, 
Не боялся никого, 
Даже ветра самого! 

Одуванчик золотой 
Постарел и стал седой. 
А как только поседел, 
Вместе с ветром улетел.

понедельник, 26 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ф. Тютчева "Весенняя гроза" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 145. 

УКМ "Перспектива"

1. Чем понравилось вам это стихотворение?

Мне понравилось, как точно и образно поэт описывает весеннюю грозу, а также весёлое настроение стиха.

2. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как грохочет гром?

В этом стихотворении поэт использовал специальные слова, полные рокочущих звуков, которые передают звуки грома.

3. Прочитайте первую строфу. Какие согласные звуки в ней повторяются?

Основной повторяющийся звук - звонкий Р.

Но звучание грома передают сочетания звуков ПР, ГР, БР, которые есть в каждой строке.

4. Какие средства художественной выразительности использует автор для создания образа весенней грозы?

Поэт использует:

Эпитеты: весенний первый гром, раскаты молодые, поток проворный, гам лесной, шум нагорный.

Метафоры/сравнения: перлы дождевые, нити.

Олицетворения: резвяся и играя, солнце золотит, бежит поток, вторит весело.

5. Какая интонация больше всего подходит для чтения стихотворения: радостная или спокойная? В каком темпе лучше читать строки каждого четверостишия?

Для чтения лучше подходит радостная интонация.

Первое четверостишие начинается медленно, словно в раздумье, но темп понемногу ускоряется.

Второе и третье четверостишия читают быстро, это описание столь же быстрого дождя.

6. Сравните настроение стихотворения с репродукциями картина Васнецова "После дождя" и Шишкина "Дождь в дубовом лесу".

Настроение стихотворения - радость.

Настроение картины Васнецова "После дождя" - безмятежность, спокойствие.

Настроение картины Шишкина "Дождь в дубовом лесу" - нетерпеливое ожидание.

Несмотря на то, что эти произведения описывают одно явление природы, они создают разные настроения.

Полотнам художников не удаётся показать воодушевление, которое охватывает человека при звуках грома, как это получилось у Тютчева.

Краткое описание картины А. Васнецова "После дождя" для 3 класса

На переднем плане картины мы видим огромное поле, заросшее различными сельскохозяйственными растениями.

По полю бежит, сверкая лужами, тропинка. А по тропинке бредет странник, мужчина с посохом.

Чахлые берёзки склоняются к тропинке с разных сторон.

Совсем близко деревня. Видны крыши домов и купола храма. Именно туда идёт путник.

А над всем этим огромные небеса. По ним ещё ползут обрывки туч, но солнечный луч уже пробивает путь к земле, ярко освещая деревню и церковь.

Мы видим, что тяжёлая дорога путника скоро закончится, он придёт в храм, в светлое будущее.

Основное настроение картины - безмятежность, ведь гроза миновала, бояться больше нечего, а впереди ждет отдых и спокойствие.

Краткое описание картины И. Шишкина "Дождь в дубовом лесу" для 3 класса

На переднем плане картины художник изобразил лесную тропинку. Она достаточно широкая, это почти дорога. 

Мы видим, что прошёл сильный дождь и на тропинке видны огромные лужи. Между ними бредут под зонтом два человека. Впереди торопливо вышагивает ещё один. Он сутулится под каплями дождя, втягивает голову в плечи.

Вокруг стоят могучие дубы. Их тёмные стволы покрыты мхом. Молодая свежая зелень роскошно укрывает их вершины.

А вдалеке видна залитая солнечным светом рощица молодых деревьев. Там дождя уже нет, там свежо и ясно.

Картина словно показывает тяжёлый путь, который предстоит пройти человеку, чтобы увидеть светлое будущее.

Основное настроение картины - ожидание чего-то нового, лучшего.

Фёдор Тютчев "Весенняя гроза", читать текст

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. 

Гремят раскаты молодые, 
Вот дождик брызнул, пыль летит, 
Повисли перлы дождевые, 
И солнце нити золотит. 

С горы бежит поток проворный, 
В лесу не молкнет птичий гам, 
И гам лесной и шум нагорный — 
Всё вторит весело громам.

Сравнительное описание друзей, товарищей по школе для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 259, страница 123.

УМК "Школа России"

Докажите, что данный текст - сравнительное описание. Какое это описание, деловое или художественное? Какими вы представили Митрашу и Настю? Что вам понравилось в описании портретов детей? Составьте свой текст-описание друзей, товарищей по школе или родных.

Автор описывает двух героев. Сперва Настю, потом Митрашу. Тем самым он словно сравнивает их между собой. Это сравнительное описание.

Это художественное описание, потому что в нём использованы средства художественной выразительности - эпитеты, сравнения.

Настя мне представляется высокой весёлой девочкой с веснушками и рыжими волосами. У неё курносый носик.

Митраша мне представляется невысоким, но плотным. Он упрямый и настойчивый.

Мне очень понравилось сравнение "курочка на высоких ногах", которое автор использовал рисуя портрет Насти.

Текст-описание моих школьных друзей для 4 класса

Ира и Лена - мои подруги. Это очень милые и симпатичные девочки.

Ира чуть выше Лены и у неё очень светлые волосы. Она натуральная блондинка. Она стройная и спортивная. Ира любит хорошо посмеяться и знает много интересных историй. Она любит рисовать и хорошо танцует. С Ирой невозможно заскучать или погрустить. 

У Лены рыжие волосы и веснушки. Она очень красивая и всегда немного рассеянная. Она часто мечтает о том, что будет, когда она вырастет, и поэтому больше молчит, чем разговаривает. Но Лена очень хороший друг и всегда придёт на помощь, если это потребуется. Она увлекается модой и у неё всегда самая красивая одежда в классе.

воскресенье, 25 апреля 2021 г.

Изложение по тексту про деда Лариона и зайца Паустовского для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 253, страница 119.

УМК "Школа России"

Озаглавьте текст. Определите тип текста, его тему и главную мысль. Почему большинство глаголов в тексте употреблено в форме прошедшего времени? Напишите изложение.

Заглавие текста: "Чудесное спасение"

Тип текста: повествовательный.

Тема текста: спасение от лесного пожара.

Главная мысль текста: звери лучше человека чуют, откуда идёт пожар.

В тексте использовано много глаголов прошедшего времени, потому что он рассказывает о уже случившемся событии.

В тексте четыре части, разделённых абзацами.

План текста про деда Лариона и зайца

  1. Начался лесной пожар.
  2. Встреча с зайцем.
  3. Бег за зайцем.
  4. Спасение и опалённые лапы.

Опорные слова по частям:

охотился, потянуло гарью, начался пожар, огромной скоростью.

бежал по кочкам, дым выедал, треск пламени, вдруг выскочил, волочил лапы.

обрадовался, лучше чуют, плакал от страха.

вывел к озеру, опалены ноги и живот.

Изложение текста на тему "Чудесное спасение" по рассказу Паустовского "Заячьи лапы"

Дед Ларион охотился в лесу, когда потянуло гарью. Это начался лесной пожар. Ветер гнал пламя с огромной скоростью.

Дед бежал по кочкам, спотыкался и падал. Дым выедал ему глаза. Вдруг под ноги Лариону выскочил заяц. Он бежал медленно и еле волочил лапы.

Дед обрадовался зайцу как родному. Он знал, что звери лучше человека чуют откуда идёт пожар и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он плакал от страха и молил зайца бежать потише.

Заяц вывел Лариона к озеру и они оба упали от усталости. Потом дед подобрал зайца и понёс домой. У зверька были сильно опалены лапы и живот. Дед вылечил зайца и оставил жить у себя.

О каком явлении природы вам хотелось бы рассказать друзьям, для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 252, страница 118.

УМК "Школа России"

О каком явлении природы вам хотелось бы рассказать своим друзьям? Составьте по своим впечатлениям пейзажную зарисовку, на одну из предложенных тем или по рисунку.

Пейзажная зарисовка на тему "А дождь идёт"

Пришла весна холодная. 

Так мало солнца оказалось в этом году. Синие тучи постоянно обволакивали небо и каждое утро казалось серым.

А сегодня и вовсе пошёл дождь. 

Я смотрела в окно, как капли весеннего дождя впиваются в снег и видела, что тот начинает оседать под весом упавшей в него воды.

Снег мигом потемнел и уже не казался вечным. Он ежился и растекался вместе с каплями. А значит весна всё равно побеждала зиму.

Пейзажная зарисовка на тему "Ветер, ветер, ты могуч"

Всю ночь я просыпалась от звуков ветра. Он ломал крышу и пытался распахнуть окна. Он что-то ворчал за стеной и представлялся мне могучим великаном, суровым и страшным.

А утром я не узнала двор. По асфальту гонялись друг за другом обрывки газет и пакеты. Обломанные ветки валялись у бордюров. Фонарный столб раскачивался под мощными ударами стихии.

Как же могуч ты, ветер, и как неуправляем! Велика сила природы!

Пейзажная зарисовка на тему  "Тучки дружные мчатся надо мною"

Я шла по весеннему лесу, а надо мной неслись обрывки туч. Они мчались словно наперегонки, обгоняя и поглощая друг друга.

Вот опять одна тучка нагнала другую и стала её поедать. Вторая тучка пыталась спастись и вырваться из цапких объятий, но первая была сильней.

И скоро следы второй тучки исчезли, а заметно пополневшая первая тучка, смеясь, побежала дальше.

Забавные картины можно наблюдать весной в небе.

Пейзажная зарисовка на тему "Звезда зажглась"

В апреле темнеет рано. В восемь вечера солнце уже скрывается за горизонтом и появляются звёзды.

Я всегда стараюсь не пропустить этот момент. Он кажется мне чудом.

Вот небо ещё слишком яркое и голубое. Вот оно потемнело, стало отливать синевой. Но ни одной звёздочки на нём ещё нет.

Но стоит на минуту отвлечься, а потом оглянуться и вот она - звезда зажглась!

Здравствуй, звёздочка, моя ясная!

Пейзажная зарисовка на тему "Лёд идёт!"

Вчера я была на берегу реки. Еще неделю назад лёд вдруг ушёл под воду. А это значит, что скоро обязательно начнётся ледоход. Я хотела не пропустить это величественное зрелище и всё получилось.

По реке плыли огромные, как айсберги, льдины. Они сталкивались с диким шорохом и шумом, давили друг друга в крошку, набрасывались на несчастный берег. 

Вот какая-то игривая льдина попала в водоворот и закружилась в танце. Но тут же могучий удар серьёзной льдины заставил её сорваться с места: "Не стой! Нам надо скорее вниз, к океану!".

Мне нравится смотреть на это величественное явление природы.

Пейзажная зарисовка на тему "Лист зеленеет"

Сегодня в лесу по-настоящему запахло весной. Так бывает сразу после тёплого дождя. Ещё вчера лес был мёртвым и тихим, а сегодня от деревьев пахнет свежей зеленью.

Это распускаются молоденькие, нежные листочки. Они яркие, салатовые и почти не заметные. Они окутывают родное дерево словно дымка, вуаль.

Но ещё пара дней и листочки наберут силу и распустятся окончательно. И тогда дерево обретёт свои истинный вид лесной красавицы.

Пейзажная зарисовка на тему "Бушует вешняя вода" для 4 класса

Интересные картины можно наблюдать в лесу во время наводнения.

Вот и сегодня моим глазам открылась удивительная картина. Я видела утонувшие в вешней воде стволы деревьев, уже тронутые молодой листвой. Я видела островки, которыми оказались небольшие холмики и возвышенности.

И эти островки не пустовали.

На одном нашёл спасение зайчик. Маленький и беззащитный. Он дрожал не только от холода и страха перед водой, но и от страшного соседства, в котором оказался.

Ведь совсем рядом от него, на таком же крохотном островке металась красавица лиса, тоже оказавшаяся в западне.

И огромный коршун кружил над ними, словно прикидывая, кто же окажется его жертвой.

суббота, 24 апреля 2021 г.

Текст-рассуждение на тему "Как называется звезда, которую видно днём" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык 4 класс, 2 часть" Канакина, Горецкий, упражнение 246, страница 116.

УМК "Школа России"

Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии "Почемучка". На какой вопрос вы знаете ответ? Составьте свой текст-рассуждение на данную тему.

Текст-рассуждение на тему "Как называется звезда, которую видно днём?" для 4 класса

Мы привыкли, что звёзды видно ночью, когда темно. Мы называем звёздами маленькие яркие огоньки на ночном небе и считаем, что это правильно.

Но астрономы знают, что звёзды - огромные раскалённые шары, просто находятся они очень далеко от Земли.

Почти все. Кроме одной звезды, которую мы видим даже днём.

Это Солнце. Оно тоже звезда, и оно дарит нам свет и тепло. Благодаря этой звезде на нашей планете возможна жизнь.

Приснилась звезда и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

Текст-рассуждение на тему "Почему Луна не падает на Землю?" для 4 класса

Если подбросить камень вверх, он всё равно упадёт на землю. Ведь на него действует огромная сила притяжения нашей планеты.

Действует притяжение и на Луну, но Луна не падает на Землю. Она каждую ночь появляется на небе и так длится миллионы лет.

Что же не позволяет упасть Луне?

Это сила - вращение. Луна вращается вокруг Земли и не может ни упасть, ни улететь. Она словно верёвочкой привязана к Земле силами притяжения. 

Точно так же мы можем раскрутить над головой шарик на верёвочке и он будет вращаться и не падать. Но стоит нам остановить вращение и шарик упадет.

Вращение удерживает Луну от падения.

Текст-рассуждение на тему "Где ночует солнышко?" для 4 класса

Каждый вечер солнышко скрывается за горизонтом и каждое утро вновь поднимается на небосвод.

Куда оно уходит, где оно ночует?

В древности люди так и думали, что солнце где-то спит после тяжёлого дня.

Но сейчас мы знаем, что солнышко просто скрывается за горизонтом и светит другим странам и материкам.

Ведь Земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнышку то один бок, то другой. День постоянно шествует по планете, а туда, откуда он уходит, приходит ночь.

Текст-рассуждение на тему ""Почему говорят: вода и камень точит?" для 4 класса

Камень кажется нам очень твёрдым. Если о него ударится - будет больно. Если его кинуть в стекло - оно разобьётся. Если камень бросить в воду - он утонет.

Вода кажется мягкой и податливой, она принимает любую форму. И кажется странным утверждение, что вода точит камень.

Однако это так. Если очень долго капать не переставая на камень, то маленькие и мягкие капли пробьют в твёрдом камне дырочку.

Это очень долгий процесс, но в природе его результаты можно видеть везде.

Это камни с дырочками, которые мы находим на пляже. Это причудливые пещеры, промытые водой в скалах за многие тысячелетия. 

Вода является одной из тех сил, которые медленно, но постоянно меняют облик нашей планеты.

Текст-рассуждение на тему "За что белого медведя вписали в Красную книгу?"

Мы знаем, что в Красную книгу вписывают тех животных, которым угрожает исчезновение, которых осталось очень мало.

Но ведь белых медведей очень много. Они постоянно выходят к полярникам, они устроили свой детский сад на острове Врангеля, они являются самым крупным наземным хищником.

Это так. Но белые медведи очень уязвимы. Их численность постоянно сокращается и пусть им не грозит немедленное вымирание, медведи могут исчезнуть, если не начать их защищать прямо сейчас.

Особенно это актуально в связи с глобальным потеплением и таянием арктических льдов.

Белые медведи на льдах добывают себе пищу, и если льдов станет мало, медведям придётся очень тяжело.

Текст-рассуждение на тему "Кто раскрасил радугу?" для 4 класса

Радуга - это очень красивое природное явление, которое можно наблюдать до или после дождя.

Оно возникает, когда солнечные лучи проходят сквозь водяные капельки.

При этом солнечный свет разлагается в капле на несколько цветов.

Собранные вместе эти цвета кажутся нам белым цветом. Вода заставляет разделиться различные солнечные лучи, образованные волнами с разной длиной и частотой. И на небе возникает радуга.

А значит раскрашивают на небе радугу капельки дождя. 

Пример рассказа о зарождении рассвета в вашей местности для 3 класса

Использован учебник "Русский язык. 3 класс, 2 часть", Канакина, Горецкий. Упражнение 268, страница 143.

1. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

Предложения идут последовательно, связаны общей темой, завершены по смыслу. Значит это текст.

Заголовок: "Рождение рассвета"

2. Какую картину вы представили? Какие части речи помогают представить рассвет в цвете? Удачны ли сравнения?

Я представила раннее тихое утро. Тишину. Костёр. Летающих вокруг сов.

Рассвет в цвете помогают представить глагол Зеленеет и прилагательное Голубым.

Сравнения в тексте:

Голубым хрусталём; как комья пуха.

Это очень удачные, образные сравнения.

3. Найдите глагол, который повторяется. Почему автор употребил его несколько раз?

Спит-спят. Автор использовал его, чтобы показать тишину, раннее утро.

4. Какие части речи вы можете определить? Одинаково ли количество слов разных частей речи? Каких слов больше? Подчеркните слова неизвестных частей речи.

В тексте встречаются существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги, союзы, наречия. Больше всего существительных.

Существительных 17.

Прилагательных 4.

Глаголов 9.

Местоимений 2.

Предлогов 3.

Союзов 3 (и, и, как).

Наречий 3 (ещё, медленно, бесшумно).

5. Какие предложения использовал автор? Дайте им характеристику. Каких предложений больше?

Автор использовал повествовательные предложения. Они о чём-либо сообщают читателю.

Это распространённые предложения, простые и сложные. В таких предложениях есть главные члены и второстепенные. Все предложения простые, их больше, и только последнее сложное, в нём больше одной грамматической основы.

6. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы.

Рождение рассвета в моей местности, рассказ для 3 класса

Сегодня утром я наблюдала рассвет.

Это оказалось очень красиво.

Сперва тёмное ночное небо стало светлеть на востоке. Мне казалось, что из-за горизонта приближается какая-то машина с включёнными фарами.

Вскоре уже полнеба стало светлым.

А потом облачка на горизонте стали окрашиваться в розовый цвет. Их нижний край становился всё краснее, а верхний всё ещё оставался белым.

И вот показался край солнца и сразу стало светло. Запели птицы и залетали насекомые. Мир наполнился красками и звуком.

пятница, 23 апреля 2021 г.

Рабочая тетрадь Бойкина, 4 класс. Ответы на вопросы раздела "Зарубежная литература"

Использована Рабочая тетрадь "Литературное чтение" 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.

1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.

К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.

2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?

Вписываем слова: 

1 аннотация: "Питер Пен", "Питер Пен", "Капитан Крюк".

2. аннотация: "Малыш и Карлсон", "Малыш", "Малыш", "Малыш и Карлсон".

3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?

Я прочитала: Киплинг "Рикки-тикки-тави", Твен "Приключения Тома Сойера", Барри "Питер Пен", Лагерлёф "Путешествие Нильса с дикими гусями", Баум "Чудесная страна Оз".

4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?

Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Тома Сойера". В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.

5. Найди в тематическом каталоге раздел "Зарубежные писатели". Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать".

Мне хотелось бы прочитать: 

Пройслер О. "Маленький водяной".
Верн Ж. "Дети капитана Гранта".
Дюма А. "Три мушкетёра".
Стивенсон Р. "Остров сокровищ".
Купер Ф. "Последний из могикан".
Поттер Б. "Сказка о кролике Питере".
Милн. А. "Винни Пух и все, все, все".
Льюис К. "Лев, колдунья и платяной шкаф".

6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.

Аннотация на повесть М. Твена "Приключения Тома Сойера"

Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.

Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг - Геккельбери Финн.

Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.

7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?

Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.

8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.

В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.

Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.

Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.

9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.

Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.

10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.

Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.

11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.

Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?

Я читала сказки "Русалочка", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок".

13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?

Я хочу прочитать сказки "Дикие лебеди", "Огниво", "Снежная королева".

14. Раздели текст сказки "Русалочка" на части, составь план.

План пересказа сказки "Русалочка" для 4 класса

  1. Жизнь в подводном дворце.
  2. Спасение принца.
  3. Тоска Русалочки.
  4. У морской ведьмы.
  5. Превращение в человека и встреча с принцем.
  6. Принц любит другую.
  7. Кинжал морской ведьмы.
  8. Русалочка превращается в пену.

15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.

Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,

16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?

У меня получился текст-описание.

Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса

Русалочка жила в удивительном подводном мире. 

Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.

На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.

17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.

Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.

18. Прочитай описание бури в былине "Садко". Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.

Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.

18. Сравни, чем различаются описания бури.

В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.

У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).

19. Сравни главного героя сказки "Русалочка" и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.

Возьмём для сравнения русскую сказку "Иван Царевич и серый волк"

+ Герои - младшие дети.

+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.

+ Имеют волшебного помощника - ведьму и волка.

+ Умны и красивы.

+ Добры и храбры.

- Иван Царевич победил, Русалочка погибла.

Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла. 

20. Придумай другой конец сказки. Запиши.

Другой конец сказки "Русалочка" для 4 класса.

Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.

Русалочка засмеялась и бросилась в море.

- Прощай, любимый! - крикнула она. - Мы ещё встретимся!

Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.

- Как же я мог не узнать тебя! - потерянно прошептал он. - Я потерял своё счастье!

21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?

Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.

Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.

Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.

22. Напиши ассоциации к слову Рождество.

Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.

23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?

Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.

24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.

Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.

25. Ты прочитал произведения раздела "Зарубежная литература". Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.

Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.

26. Прочитай текст "Том украдкой посещает родной дом". Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.

27. Перескажи текст, используя опорные слова.

Пример пересказа текста "Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

28. Прочитай текст "Издатель к читателю". Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?

О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.

Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: "Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер".

Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.

29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.

Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.

30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.

Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.

31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.

Я познакомилась с романом "Путешествия Гулливера", сказкой "Русалочка", повестью "Приключения Тома Сойера", рассказами "В Назарете" и "Святая ночь".

Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри "Питер Пен", сказку "Волшебная страна Оз" и многое другое.

32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.

Отзыв на книгу "Питер Пэн" и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке

33. Подготовьте презентацию к разделу "Зарубежная литература". Выберите тему:

"Выставка книг", "Любимые авторы", "Герои иностранных книг", "Любимое произведение".

Составьте план презентации.

План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке