воскресенье, 31 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 153

УКМ "Перспектива"

Краткое содержание повести "Витя Малеев в школе и дома" можно прочитать, перейдя по ссылке.

1. Какие эпизоды показались вам самыми смешными? Расскажите.

Самым смешным эпизодом был бой Руслана с головой. Я  смеялась, читая, как тяжело быть лошадью, как лошадь шевелила ушами, как её сдувало ветром, и как она раскланивалась.

2. Найдите и перечитайте "Бой Руслана с головой" из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила". Затем перечитайте, как этот эпизод разыграли герои Носова. Оцените мастерство автора, который написал так, как будто мы всё видим.

Автор очень красиво описал эту сцену. Читая её, я словно в живую видела лошадь, идущую по сцене, видела голову и слышала смех зрителей. Николай Носов действительно гениальный писатель, раз ему удалось так всё описать.

3. Разыграйте эту сцену. Опишите, как вы будете это делать, какие рекомендации дадите актёрам.

Для постановки этой сцены нам потребуется макет головы, лошадь, рыцарь и копьё.

Сценарий эпизода "Бой Руслана с головой" по повести Носова для 4 класса.

По центру сцены стоит огромная голова. Она тяжко вздыхает, её глаза моргают. На сцену выезжает рыцарь на лошади. Лошадь покачивается из стороны в сторону и чуть не налетает на голову.

Рыцарь (сердито): Тпру! Тпру! Куда вас понесло? Чуть на голову не наехали! Осади назад!

Лошадь начинает пятиться.

Рыцарь (сердито шепчет, оглядываясь на зал): Да не пятьтесь назад! Вот чудаки!. Повернитесь и выезжайте на середину сцены. Мне монолог надо читать.

Лошадь разворачивается, выходит на середину сцены и вновь поворачивается к голове.

Рыцарь (печально и громко): О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?

Лошадь шевелит ушами.

Рыцарь (тихо): Теперь подъезжайте к голове!

Лошадь приближается к голове, хрипит, пытается встать на дыбы. Рыцарь бьёт лошадь по бокам. Лошадь успокаивается. Рыцарь копьём касается ноздрей головы. Голова чихает. Лошадь отскакивает и кружится.

Лошадь (умоляюще): Кончайте скорей, а то я не выдержу! У меня нога болит!

Рыцарь бьёт голову копьём, голова падает. Рыцарь соскакивает с лошади и кланяется. Лошадь тоже кланяется.

Занавес.



Ответы на вопросы учебника к рассказу В. Драгунского "Бы" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 144

УКМ "Перспектива"

1. Выразите своё отношение к прочитанному рассказу: что понравилось, на что обратили внимание? Этот рассказ весёлый, смешной, интересный, грустный, поучительный, заставляющий размышлять?

Мне понравился этот рассказ. Он смешной, интересный и поучительный.

Мне понравилось, как мальчик фантазировал, я обратила внимание, что у него накопилось немало претензий к старшим.

Рассказ заставляет размышлять об отношениях в семье.

2. Попробуйте объяснить, что вызвало у вас весёлое, радостное настроение: то, как написан рассказ, или ситуация, которая сложилась в семье?

Весёлое настроение вызвало то, как написан рассказ. Но ситуация в семье требует разрешения. Нельзя, чтобы ребёнок обижался и считал, что его притесняют.

3. От чьего имени ведётся повествование? Обратите внимание на заголовок рассказа, который состоит лишь из частицы бы. Найдите в тексте предложения, в которых она употребляется. Как мальчик хочет всё изменить?

Повествование ведётся от имени мальчика. Он мечтает, чтобы взрослые и дети поменялись местами. Поэтому часто употребляет частицу Бы. Она встречается почти в каждом предложении.

4. Можно ли сказать, что автор с юмором отнёсся к ситуации, которую описал в рассказе?

Я думаю, что автора позабавила эта ситуация. Он отнёсся к ней с юмором, потому что эта фантазия действительно смешная.

5. Перечитайте рассказ ещё раз и обратите внимание на первое предложение. Каким вы видите мальчика? Что о нём можно сказать? Догадались ли вы, почему у него возникла такая фантазия?

Мальчик сидел и ничего не делал. И придумал такое...

Мальчик фантазёр и выдумщик.

Ему было скучно, может быть он был обижен на родителей, что они заставляли его кушать, не разговаривать за столом и мыть руки.

Мальчику наверное казалось, что это несправедливо, и что его права ущемляют.

6. Обсудите с родителями, что такое ответственность друг перед другом в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Важны ли они в семье?

Ответственность - это умение поступиться своими интересами, ради интересов другого члена семьи. Это способность держать слово и выполнять свои обязанности.

Ответственность невозможна без взаимопонимания и уважения. Дети должны уважать старших, взрослые должны уважать детей. Если в семье царит любовь и сопереживание, то в ней есть и взаимоуважение, есть ответственность.

Без всего этого нельзя представить себе нормальную, счастливую семью.

Как вы понимаете слово послушание? Подумайте над высказыванием из Библии "Почитай отца твоего и матерь твою..."

Послушание - это повиновение, покорность справедливым требованиям. Например, ребёнок проявляет послушание, если слушает родителей.

В Библии сказано, что дети должны почитать своих родителей, то есть уважать их, любить, слушаться. Без этого не будет счастливой семьи. А тех, кто не почитает родителей, не будут уважать другие люди.

Хорошо тому, кто почитает, уважает родителей. Он живёт долго и счастливо. Вот о чём говорят эти слова Библии.



суббота, 30 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Носова "Метро" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 141

УКМ "Перспектива"

1. Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Дайте определение "Юмористическое произведение - это".

Читая этот рассказ, я много смеялась. Значит его можно назвать юмористическим.

Юмористическое произведение - это произведение, в котором герои оказываются в смешной, нелепой ситуации.

2. Были ли у вас подобные случаи? Расскажите.

У меня часто случаются в жизни смешные ситуации. Они не происходили в метро, но всё равно были смешными.

Рассказ о смешной ситуации для 4 класса

Однажды мы с Игорем гостили у бабушки. Рядом с нами, в соседнем доме жил мальчик Петя. Он был очень жадным.

Как-то мы встретили Петю, который с аппетитом кушал булочки. Игорь попросил у него одну булочку. Но Петя сказал, что это не булочка, а пирожок.

Тогда Игорь попросил пирожок. Ему было всё равно, как называется эта чудесная сдоба.

Петя, сказал, что на самом деле это пончики. Игорь попросил пончик. Но Петя отвернулся, сказав, что Игорь сам не знает, чего хочет.



Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Носова "Дневник Коли Синицына" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 137

УКМ "Перспектива"

1. Есть ли у вас дневник? Что интересного вы успели записать в нём?

У меня есть дневник. Я завела его во втором классе.

В него я успела записать много интересных событий из моей жизни, свои мысли о разном, мечты. Дневнику я могу доверить всё, потому что он мой, и никто его не станет читать. В него можно записать все свои тайны.

2. Что обычно пишут в дневниках: правду или вымысел?

В дневниках надо писать только правду. Он предназначен для самого человека и никто другой читать его не будет. А врать перед самим собой нельзя. Это мешает оценить себя и найти решения своих проблем.

3. Докажите с помощью текста, что Коля благодаря дневнику научился думать и размышлять о себе.

Когда Коля только завёл свой дневник, он первое время не знал что писать. У него не было никаких мыслей, и он писал, что "сегодня ничего интересного не случилось".

Он даже хотел начать что-нибудь выдумывать, но понял, что так делать нельзя.

Но потом ребята в школе решили придумать интересную работу на лето, и записи в дневнике изменились.

Коля решил придумать интересную работу, но вместо этого стал думать о разных вещах, ерунде. Коля сумел это осознать благодаря тому, что записывал свои наблюдения над собой в дневник.

Он заметил, что думает о ерунде, и сделал вывод, что у него "упрямая голова", которая думает о другом.

Он научился размышлять о себе.



пятница, 29 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к разделу "Люби всё живое" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141. 

Раздел "Люби всё живое"

УКМ "Перспектива"

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.

Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка "Серая шейка".

Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка "Серая шейка" для 3 класса

Я прочитала сказку "Серая шейка". Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.

Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.

Тема это произведения - дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.

Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова "Карасик" и поразмышляйте над ним.

Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца "Первое время он очень интересовался рыбкой..."

Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.

Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.

Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.

Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.

Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.

В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.

Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.

Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?

Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.

На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.

Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?

Самый комичный эпизод - ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.

4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?

Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.

5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?

Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!

6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.

План рассказа Носова "Карасик" для пересказа

  1. Карасик и Мурзик.
  2. Обмен с Серёжей.
  3. Попытка спрятать Мурзика.
  4. Возвращение Мурзика.
  5. Признание и прощение.

Пересказ рассказа Носова "Карасик" для 3 класса

Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.

Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.

Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.

Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.

Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.

7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка "Серая шейка". Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.

8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.

Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.

9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.

Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой - старик.

Пятая часть начинается с предложения: "Дело было утром".

10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.

Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.

Дадим заголовки каждой части плана.

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.

Пример пересказа сказки "Серая шейка" по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка "Серая шейка".

Свой вариант плана сказки "Серая шейка" по частям

1 часть

  1. Птицы готовятся к отлёту на юг.
  2. Наступил роковой день прощания.
  3. Утки улетели, а Шейка осталась одна.

2 часть

  1. Серая шейка боится, что река замёрзнет.
  2. Она встречает в лесу зайца.
  3. Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.

3 часть

  1. Небольшая полынья посередине.
  2. Появление лисы.
  3. Поздравление с зимой.

4 часть

  1. Такая красивая, но страшная зима.
  2. Попытка лисы добраться до уточки.
  3. Настойчивость лисы и волнение зайца.

5 часть

  1. Старик охотится на зайцев.
  2. Старик видит лису у полыньи.
  3. Утка вместо лисы.
  4. Старик уносит утку внучкам.




Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Пивоваровой "Смеялись мы - хи-хи" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 134

УКМ "Перспектива"

1. Какой открытие сделала для себя девочка? Расскажите, как у неё начали складываться стихи.

Она открыла, что умеет сочинять стихи.

Первые стихи у неё получились утром. Она проснулась в радостном предвкушении встречи с Колей. Стояло чудесное утро, о котором она мечтала. Синее небо и пушистый снег. И у неё сами собой сложились первые строчки.

Люся очень обрадовалась.

2. От чьего имени ведётся рассказ? Проследите по тексту, как менялось настроение героини. Оставалось ли одинаковым содержание её стихов, когда она была радостной и когда испытывала чувство обиды?

Рассказ ведётся от имени девочки Люси Синицыной.

Утром она проснулась в прекрасном настроении и даже начала писать стихи. Немного подпортили ей настроение ошибочные звонки. Но Люся снова начинала сочинять и настроение у неё поднималось.

Потом мама сказала, что видела Колю с Люсей Косицыной и героиня разозлилась.

А когда позвонил Коля и позвал Люсю в кино, её настроение опять стало отличным.

Когда настроение Люси было радостным, то и стихи у неё получались радостные. Когда она разозлилась, стихи получились злые.

3. Почему именно эта девочка стала героиней рассказа? Правдиво ли автор изобразила её? В чём вы видите мастерство Пивоваровой? Обсудите с друзьями, как вы понимаете смысл пословиц.

Люся Синицына - обычная девочка. Она добрая и мечтательная. Она стала героиней рассказа, потому что похожа на всех девочек, она такая же как все, и получается, что это собирательный образ.

Автор правдиво изобразила девочку. Я узнала в ней себя и немножко свою подружку.

Мастерство автора выразилось в том, что её героиня кажется абсолютно настоящей, реальной, живой. Читатель нисколько не сомневается, что всё так и происходило в реальности.

Доброе слово окрыляет. Это значит, что услышав что-то доброе, приятное, человеку становится хорошо. А в хорошем настроении любая работа делается лучше.

От худого слова ссора навек. Это значит, что плохое слово может поссорить людей навсегда.

Доброе слово дом построит, а злое - разрушит. Это значит, что хорошее вежливое слово служит объединению людей, делает их ближе, а вместе они способны на многое. Злое слово, напротив, разделяет людей, рушит взаимопонимание и сотрудничество.

4. Интересно ли вам было читать этот рассказ? Что именно понравилось? Перечитайте самые смешные, весёлые эпизоды.

Мне было очень интересно читать рассказ.

Особенно мне понравилось, как Люся сочиняла стихи, и как реагировала на то, что Коля куда-то пошёл с её подругой, а потом позвал её в кино.

Ещё очень смешным было описание звонков мужчины, который ошибался номером.

5. Как вы общаетесь в школе? Вы называете друг друга по имени или по фамилии? Говорите ли друг другу добрые слова?

Мы хорошо общаемся в школе. Обычно мы называем друг друга по имени, но бывает, что и по фамилии, когда разговариваем с учителем и хотим, чтобы он понял, о ком речь.

Я всегда говорю друзьям добрые слова, а они говорят их мне. Это и обычные слова вежливости, и похвала, если друг сделал что-то хорошее или у него что-то получилось особенно красиво.

Так я стараюсь выразить свою поддержку и одобрение, своё отношение к другу.



четверг, 28 октября 2021 г.

Ответы на вопросы фонохрестоматии к стихотворению М. Лермонтова "Бородино", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 106-107

Учимся читать выразительно

Ответы на вопросы раздела "Размышляем о прочитанном" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Подготовьте устный или письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения "Бородино" одним или несколькими вашими одноклассниками.

Отзыв на выразительное чтение стихотворения "Бородино"

Я прослушала стихотворение Лермонтова "Бородино" в исполнении Егора Кручинина.

Мне очень понравилось, как Егор читал описание боя с французами. Это было очень выразительно и красиво. Он читал громко, быстро, умело передавая напряжённый момент сражения.

Но, мне кажется, что вступление и окончание стихотворения Егор не доработал. Я не почувствовала острого сожаления старого воина, его разочарования, которое он испытывает наблюдая нынешнее племя, его боли от сдачи Москвы.

В целом чтение Егора оставило у меня приятное впечатление, он умеет выделить голосом нужные фразы, умеет менять ритм и передать настроение.

2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?

Эти строки читаются медленно, словно в раздумье, грустным голосом.

3. Сравните чтение ваших товарищей с актёрским. Что вам понравилось, а что нет? как бы вы прочитали это стихотворение?

Мне понравилось, что мои товарищи умеют выразительно читать стихотворение, передать его настрой, подчеркнуть важные моменты интонацией.

Чтение актёра более профессиональное, он великолепно владеет голосом, прекрасно передает ритм, настроение. На это чтение следует равняться.

Фонохрестоматия

1. Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актёров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы можете сказать об их характерах.

Юноша. Мне он показался совсем молодым человеком, серьёзным, рассудительным. Он действительно интересуется историей, хочет узнать правду о далёких событиях. Он говорит неспешно, с надеждой услышать правду, он пытается докопаться до истины.

Воин-ветеран. Это невысокий седой старик. Он сидит развалившись, много жестикулирует мозолистыми руками. Начало его речи чуть насмешливое, но потом он погружается в воспоминания. Его речь звучит просто, выразительно, он прекрасный рассказчик, сказитель.

2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою за родину свою. Прочитайте вслух эту часть стихотворение, стараясь передать голосом смену настроения героя.

Про отступление старик говорит с лёгкой досадой, но в целом спокойно. Когда приходит время готовится к бою, речь воина меняется. Он говорит с хитринкой, предвкушая сражение, он уверен в силе русского оружия.

Сцену отступления следует читать с горечью в голосе, ворчливо. Воину было досадно, старики ворчали в нетерпении.

Подготовка к бою читается в более высоком темпе, чуть ли не с радостью. Это подчёркивает обилие восклицательных знаков в этом отрывке.

3. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своём погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актёр?

Рассказчик любил своего командира, для него он был вместо отца. Он горько сожалеет о его смерти: "Жаль его, сражён булатом..."

Актёр снижает тональность при этих словах, выражая грусть воина.

4. Подготовьте выразительное чтение описания боя со слов "Ну ж был денёк!" до фразы "И залпы тысячи орудий", при этом постарайтесь передать всю стремительность, неимоверный накал чувств, событий, которые поэт сумел выразить стихами.

Этот отрывок следует прочитать быстро, в нём много глаголов, которые подчёркивает стремительность рассказа: промелькнули, носились, визжала, смешались.

Читается отрывок громко, быстро, но короткие строки требуется замедлять, это промежуточные выводы, позволяющие затормозить время битвы.

5. Какие чувства старого воина выразил актёр в заключительных строках стихотворения?

В заключительных строках актёр выразил горечь, сожаление и надежду одновременно. Эти строки в корне отличаются по настроению от вступления, где воин говорит те же слова.



Ответы на вопросы учебника к стихотворению М. Лермонтова "Бородино", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 105-106

М. Лермонтов "Бородино"

Размышляем о прочитанном

Ответы на вопросы разделов "Учимся читать выразительно" и "Фонохрестоматия" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Какому событию посвящено стихотворение Лермонтова "Бородино"?

Стихотворение посвящено Бородинской битве, важнейшему сражению Отечественной войны 1812 года.

2. Какой мыслью и каким настроением оно пронизано?

Стихотворение очень торжественное, оно проникнуто гордостью за свой народ.

Главная мысль стихотворения в том, что русский народ невозможно победить, он сплошь состоит из богатырей.

3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

Рассказ ведётся от лица старого артиллериста, участника битвы. Этим достигается эффект присутствия на поле сражения.

4. О чём сожалеет поэт и что его радует?

Поэт сожалеет, что нынешнее племя, его современники уже не являются такими богатырями, как герои той войны.

Но его радует сила народа, его ум, смелость, патриотизм. Радует славная история Родины.

5. Перечитайте текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

Сперва перед глазами читателя появляется большое поле, окружённое лесом. Наступает рассвет.

Потом началась битва. Герой находился на редуте. На него двигались тучи французов - уланы, драгуны, всё заволокло дымом и все люди смешались в кучу. Слышались постоянные взрывы.

6. Как вы понимаете строки?

Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы.

Это значит, что французам Москву не удалось взять силой, она была оставлена по решению полководцев. Так было суждено высшими силами.

Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою, за Родину свою.

В этих строках выражена уверенность в своих силах, стремление отстоять Родину даже ценой жизни, дать решительный бой.

Полковник наш рождён был хватом, слуга царю, отец солдатам.

Полковник был умным и находчивым - хватом. Он верно служил Родине - царю, а для простого солдата был отцом, хорошо к нему относился.

7. Кого объединяет слово наш в таком тексте?

Это слово объединяет весь народ.

9. Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите ответ примерами из текста.

Я заметила:

Простодушие и прямота - "богатыри - не вы!"

Смелость, мужество, отвагу - "есть разгуляться где на воле" говорит он о предстоящем сражении.

Верность слову, присяге - "и клятву верности сдержали".

Гордость за своих товарищей, за страну, за народ - "наш рукопашный бой!".



среда, 27 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Зощенко "Самое главное" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 126

УКМ "Перспектива"

1. Объясните название рассказа. В каком эпизоде раскрывается его смысл?

Герой рассказа хотел быть смелым, сильным и умным, но он не знал самого главного. Чтобы стать таким нужны знания, нужно учиться. Это и есть самый главный вывод рассказа.

Автор назвал свой рассказ так, потому что самое главное - учиться.

Смысл рассказа раскрывается в конце рассказа, когда мама объясняет Андрюшке самое главное.

2. Какие события положены в основу произведения? Какие черты характера проявились у Андрюши? Каким образом у него появилось желание измениться? Найдите подтверждение своим мыслям в тексте.

В основу рассказа положено стремление Андрюшки стать смелым, и советы его мамы по этому поводу.

Андрюшка был очень трусливым, всего боялся. В начале рассказа главная черта его характера - трусость.

Но мама сказала, что трусливых никто не любит и не уважает, над ними смеются и потешаются, и мальчик решил измениться, стать храбрым человеком.

Потом он узнал, что нужно быть ещё сильным и умным, а для этого нужно учиться. Ведь тот, кто учится - умный, а умный - храбрый.

3. Какие ещё важные качества вы посоветовали бы приобрести мальчику?

Я бы посоветовала мальчику быть терпеливым, настойчивым, добрым и отзывчивым.

4. Обсудите с другом. Какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, гордость, доброту, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным? Какими вы бы сами хотели быть? Что вам надо для этого сделать?

Я очень ценю в людях честность, доброту, находчивость, скромность, силу воли, доброжелательность.

Больше всего меня привлекает в людях их отзывчивость и честность. Я считаю это самыми важными чертами характера каждого человека.

5. Запишите свои мысли в творческую тетрадь.

Я думаю, что хороший человек должен обладать положительными чертами характера. такими, как смелость, честность, сила воли, доброжелательность, скромность. Таких людей ценят и уважают, с ними хотят дружить.



Ответы на вопросы учебника к повести А. Гайдара "Тимур и его команда" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 121

УКМ "Перспектива"

Прочитать краткое содержание повести "Тимур и его команда" можно, перейдя по ссылке.

1. Интересно ли вам было познакомиться с Тимуром? Появилось ли у вас желание прочитать всю повесть?

Мне было очень интересно познакомиться с Тимуром и я обязательно прочту всю повесть целиком.

2. Как выдумаете, то, чем занимались ребята, было просто игрой или они делали очень важное и нужное дело? Выскажите своё мнение.

Я думаю, что ребята делали очень нужное дело, ведь они помогали людям. А помощь другим людям - это уже не игра, это гражданская позиция.

3. Как произошла встреча Жени и Тимура? Как должны звучать слова Тимура: тихо, спокойно, чётко, уверенно, резким, командным голосом?

Женя запустила из рогатки парашютиста и тот улетел на чердак сарая. Девочка забралась на чердак и увидела штурвал. Она стала крутить его, и прибежали разгневанные ребята. Женя испугалась, но тут пришёл Тимур. Он успокоил девочку.

Его слова звучали громко, но спокойно и уверенно. Он не сердился на Женю, а предложил ей остаться с ребятами и узнать, чем они занимаются.

4. Всем ли нравилось то, что делала команда Тимура?

Действия команды Тимура не нравились Мишке Квакину и Фигуре, которые лазали по чужим садам.

5. Как происходило совещание штаба?

Ребята собирались на чердаке штаба и рассказывали о том, что сделали. Они обсуждали, что нужно сделать ещё, чтобы помочь людям.

6. Опишите Тимура. Какие черты его характера вам понравились, какие поступки он совершил?

Тимур был высоким и темноволосым. Он носил синюю безрукавку с красной звездой.

Тимур был очень спокойным, уверенным в своей правоте, надёжным и сильным.

Мне понравилось его твёрдость, мужество, стремление помогать другим людям. Мне понравилось, что он не стремился к славе.

Тимур организовал команду, которая помогала людям. Ребята помогали людям: искали козу, защищали сады, успокаивали плачущую малышку.

Сам Тимур помог Жене: отправил телеграмму её отцу, а ей вернул потерянный ключ.

7. Как вы понимаете смысл пословицы?

Видно сокола по полёту, а доброго молодца по поступкам.

Птицу видно, когда она летит в небе, а человека видно по делам, которые он совершает. Если человек совершает добрые дела - он молодец, если плохие - его никто не будет любить и уважать. По делам можно составить впечатление о человеке.

8. Придумайте рассказ, начните так: " Я очень хотел бы быть в команде Тимура. Я помогал бы..."

Рассказ "Я хотел бы быть в команде Тимура" для 4 класса

Я очень хотел бы быть в команде Тимура. Я помогал бы другим людям. Тем, кто нуждается в помощи: слабым, одиноким, пожилым.

В мире очень много людей, которые нуждаются в нашей помощи. И немало неравнодушных людей, которые готовы эту помощь оказать, не требуя благодарности, анонимно.

Именно так поступали ребята из команды Тимура и сам Тимур. Именно так хотел бы поступать я.

Я бы помогал нашей соседке бабе Маше, которая очень старая и не может сама ходить в магазин. Я бы приносил ей продукты и делал мужскую работу по дому.

Я бы помогал тёте Ире, которая одна воспитывает двух детей. Я бы гулял с ними, рассказывал им интересные истории, пока тётя Ира занималась бы домашними делами.

И, конечно, я бы всегда помогал своим родителям, которые много работают. Да я и так им всегда помогаю! У меня есть свои домашние обязанности, которые я выполняю ответственно и с удовольствием.

Я считаю, что мне были бы рады в команде Тимура, потому что я также смотрю на мир, как они. И могу много сделать полезного для людей и страны.



вторник, 26 октября 2021 г.

И. Суриков "Детство". Как разделить текст на смысловые части и составить план, 4 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 111

УКМ "Перспектива"

1. Обсудите с другом, с каким настроением писал поэт о своём детстве? Почему ему захотелось рассказать о нём своим читателям?

Поэт писал о своём детстве с ностальгией. Для него оно было самым счастливым и беззаботным временем, полным игр и забав.

Он любил кататься с горки, любил слушать сказки, он прямо пишет о том, что его детские года текли весело, их не омрачали горе и беда.

Поэту захотелось рассказать о своём детстве, чтобы читатели могли сравнить его воспоминания со своими, вновь почувствовать радость тех дней, окунуться в мир детства.

2. Отметьте те эпизоды, в которых изображаются события, созвучные вашему настроению.

Моему настроению созвучны два эпизода стихотворения.

Это ощущение тепла и домашнего уюта в строках о вечере в доме, бабушке и дедушке. Я знаю, что меня дома тоже ждёт любовь родителей и уютное кресло.

И это ощущение сказки, чего-то волшебного, в строках о сне мальчика. Я тоже часто мечтаю и фантазирую.

3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их. Составьте план.

Разделим текст на четыре смысловые части.

Первая часть. О забавах мальчишек зимой на улице.

Вторая часть. О том как проходил вечер в деревенском доме.

Третья часть. Погружение мальчика в сон и сказку.

Четвёртая часть. Заключение и вывод.

Дадим каждой части заголовок из строчек стихотворения, которые представим в виде плана.

План стихотворения "Детство" для 4 класса

  1. Вот качусь я с горки.
  2. Тихо всё кругом.
  3. И Иван-царевич - это будто я.
  4. Весело текли вы!

4. Соотнесите иллюстрации и текст. К каким строчкам сделаны рисунки?

Первая иллюстрация показывает катание с горки. Герой перевернулся, упал в снег, а его друзья весело смеются.

Вторая иллюстрация показывает вечер. Мальчик забрался на печку к бабушке, а дед плетёт лапти.

Третья иллюстрация показывает героев бабушкиных сказок: Ивана-царевича и жар-птицу.

5. Найдите слова и выражения, которые помогают ярко представить сказку.

Ярко представить сказку помогают:

Сердце так и мрёт, сердито ветер злой поёт, чудные края, чудный сад, золотая клетка, птица точно жар горит, ярким чудным светом.

6. Какие литературные приёмы использует автор?

Автор использует несколько литературных приёмов.

Он использует эпитеты. Например, трижды повторяет слово Чудным.

Он использует сравнения. Например, говорит, что птица горит, точно жар.

И он использует олицетворения. Например, сердце мрёт (Замирает как живое существо), ветер поёт.




Ответы на вопросы учебника к рассказу А. Толстого "Детство Никиты" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 107

УКМ "Перспектива"

Прочитать краткое содержание повести "Детство Никиты" можно, перейдя по ссылке.

1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.

Я думаю, что писатель рассказал о прошедших днях.

Никита катался на скамейке, которую сделал плотник, а не на санках.

Он жил в имении, с ними жил учитель. Никита получал домашнее образование, а не ходил в школу.

Дом Никиты отапливался печью.

2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?

Мне было очень интересно узнать о жизни Никиты.

У него были очень добрые отношения с учителем. Тот был весёлым, но строгим, заставлял мальчика быть терпеливым, часто посмеивался, но старался добиваться послушания без принуждения, чтобы совсем не отбить у Никиты интерес к учёбе. Учитель умел заинтриговать мальчика.

С мамой у мальчика были очень хорошие отношения. Он сильно её любил, хотя не всегда слушался. Отношения в семье мальчика были уважительными, спокойными.

3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось держать ухо востро?

Учитель ходил в очках. У него были рыжие брови и ярко-рыжая борода. Он был удивительно расторопным и хитрым. Он всегда веселился, подмигивал, никогда не говорил прямо.

Никите приходилось держать ухо востро, потому что учитель всё замечал, и хотя не жаловался прямо, но говорил о проказах мальчика как бы между прочим.

4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?

Пахом был плотником. Трудолюбивым и отзывчивым.

Он обладал очень важным качеством - если что-то обещал, обязательно делал.

5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?

Мне больше всего понравился Никита. Он был живой, весёлый мальчик, который больше любил играть, чем учиться. Но он был добрым и терпеливо учился. Он любил родителей, хорошо относился к учителю, проказничал, но в меру.

6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.

Никита во многом похож на меня и моих друзей. Он кажется обычным мальчиком, который любит играть, непосредственный и мечтательный.

Сочинение-рассуждение "Какие черты характеры мы ценим в людях"

Герой рассказа "Детство Никиты" живёт в имении. Ему девять лет, а действие рассказа происходит в конце 19 века. Никита ещё не ходит в школу и учится дома. Его учитель Аркадий Иванович очень добрый, весёлый, но умеет настоять на своём и заставить мальчика учиться.

По характеру Никита мечтатель и выдумщик. Он любит кататься с горки, любит копаться в снегу и не очень любит учиться. У него немало друзей, деревенских мальчиков, с которыми Никита играет.

Мне нравится Никита, потому что он добрый и весёлый. Он не всегда послушный, но он надёжный и верный товарищ, который не подведёт и на которого всегда можно положиться.

Я бы с радостью имела такого друга, как Никита, потому что он обладает теми чертами характера, которые мы ценим в людях. Это доброта и отзывчивость, верность данному слову, честность. Ему бы добавить капельку терпения и спокойствия, и Никита стал бы просто идеальным другом.



понедельник, 25 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке М. Горького "Воробьишко" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 138. 

УКМ "Перспектива"

1. Определите о чём это произведение.

Это произведение о материнской любви и непослушном воробушке.

2. Какое это произведение?

Это поучительное произведение с элементами юмора.

3. Попробуйте поставить спектакль по этой сказке и показать малышам. Что для этого надо? Обсудите с друзьями. Подумайте, какую мысль вы хотите донести до своих зрителей.

Для постановки спектакля нужно написать сценарий. В нём указать действующих лиц, их реплики, интонации героев, движение актёров. Нужно подобрать костюмы и декорации.

До зрителей я бы хотела донести мысль о том, что дети должны слушать родителей и не баловаться.

4. Как можно назвать поведение воробьишки? А как бы вы назвали поступок воробьихи?

Поведение воробьишки можно назвать глупым, неосторожным, безответственным.

Поступок воробьихи можно назвать героическим, бесстрашным, самоотверженным.

5. Перечитайте текст. Запишите всех действующих лиц в творческую тетрадь.

Воробьиха - мама маленького воробья.

Пудик - желторотый воробьишко.

Папаша - папа маленького воробья.

Кошка - грациозный хищник.

6. Подберите слова для каждого действующего лица спектакля. Определите с какой интонацией они должны произноситься.

Сценарий сценки по рассказу М. Горького "Воробьишко" для 3 класса

В углу сцены стоит гнездо. В нём сидят Воробьиха и Пудик. Пудик машет руками-крыльями и высовывается из гнезда.

Воробьиха (обеспокоенно): Что? Что?

Пудик (с удивлением показывает на пол сцены): Чересчур черна, чересчур!

Из-за занавеса выбегает папа-воробей, подбегает к гнезду и протягивает Пудику червяка.

Папа (гордо): Чив ли я?

Воробьиха (снисходительно): Чив! Чив!

Пудик высовывается из гнезда.

Воробьиха (тревожно): Чадо! Чадо! Смотри, чебурахнешься!

Пудик (отмахивается): Чем?

Папа (солидно): Да не чем, а упадёшь на землю. Кошка - чик! и слопает!

Папа убегает со сцены, размахивая руками. Дует ветер, занавес колышется.

Пудик (удивлённо): Что? Что?

Воробьиха (поучительно): Ветер дунет на тебя и сбросит на землю кошке!

Пудик (недовольно): Пусть деревья перестанут качаться, тогда и ветра не будет.

По сцене проходит мужик. Он разговаривает по телефону и отчаянно жестикулирует.

Пудик (удивлённо): Крылья ему кошка оторвала! Смотри, мама, одни косточки остались!

Воробьиха (улыбается): Это человек, они все бескрылые.

Пудик (пренебрежительно): Чушь! Все должны иметь крылья. На земле хуже, чем в воздухе. (насмешливо поёт):

Эй, бескрылый человек!
У тебя две ножки!
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!

Пудик выпадает из гнезда и катится по сцене. К нему бежит кошка. Пудик качается и кланяется.

Пудик (испуганно): Честь имею! Честь имею!

Воробьиха выпрыгивает из гнезда и набрасывается на кошку, размахивая руками-крыльями. Кошка в смятении пятится.

Воробьиха (кричит): Прочь! Прочь! Лети, Пудик, лети!

Пудик отчаянно машет крыльями и взлетает в гнездо. Воробьиха летит за ним. Кошка успевает вырвать ей хвост.

Воробьиха (тяжело дыша): Ну что? Что?

Пудик (разводит крыльями, виновато): Всему сразу не научишься!

Кошка (облизывается, держит хвост): Мяконький такой воробушек! Словно мышка! Мяу! Мяу! Увы...

Занавес.




Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Носова "Карасик" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 134. 

УКМ "Перспектива"

1. Какой поступок совершил Виталик? А Серёжа? Ведь друг Виталика на первый взгляд ничего плохого не делал. Обсудите это с родителями.

Я обсудила этот рассказ с папой и он сказал, что оба мальчика поступили плохо.

Виталик нарушил запрет мамы, которая запрещала ему меняться. А потом он обманул маму, что ещё хуже. И свалил вину на беззащитное животное, что совершенно ужасно.

Хорошо ещё, что мальчик нашёл в себе силы признаться и защитить кота от несправедливого наказания.

Но и Серёжа поступил плохо. Он знал, что Виталику запрещают меняться, но уговорил друга нарушить этот запрет. То есть, подбил его на преступление.

Настоящие друзья так не поступают.

Серёжа действовал эгоистично и думал лишь о себе.

2. С вами когда-нибудь происходили подобные случаи? Всегда ли вы говорите правду?

Именно такого случая со мной не происходило, потому что я всегда говорю правду. Я не боюсь отвечать за свои поступки и родители меня за это хвалят.

Но вот с моим братом Игорем буквально этим летом произошла очень похожая ситуация.

Мы гостили у бабушки в деревне. Игорь любил попинать мяч на заднем дворе и один раз случайно попал в четверть. Это такая старинная стеклянная бутылка на два с половиной литра. Бутылка упала и разбилась.

Игорь знал, что дедушка очень ценит этот раритет, и испугался. Он сказал, что четверть разбила наша собака.

Дедушка рассердился и посадил Полкана на цепь. Полкан стал очень грустным, он не любил сидеть на цепи.

Игорь увидел грустную собаку и ему стало стыдно. Он пошёл к дедушке и во всём признался. Дедушка простил его, а Полкана отпустил.

Я думаю, что этот урок научит Игоря всегда говорить правду.




воскресенье, 24 октября 2021 г.

Биография М. Лермонтова для 5 класса по ресурсам интернета

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 151

Михаил Юрьевич Лермонтов

1. Перескажите статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями Пушкина.

Пересказ статьи учебника о Лермонтове

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Его детство прошло в усадьбе Тарханы Пензенской губернии.

С юных лет будущий поэт видел жизнь простого народа, учился народной речи, наблюдал праздники, гуляния и кулачные бои. Он любил слушать предания о Разине, Пугачёве, Иване Грозном, Отечественной войне.

Лермонтов был слабым и болезненным ребёнком. Бабушка часто возила его лечиться на Кавказ. Он учился в московском пансионе, где была отличная библиотека и собиралось литературное общество. Там он познакомился с творчеством Пушкина, которое оказало на него огромное влияние.

В 1830 году поэт был зачислен в школу подпрапорщиков в Петербурге. Одновременно началась его литературная жизнь. Поэт много писал, а за стихотворение "Смерть поэта" был сослан на Кавказ.

Жизнь Лермонтова оказалась короткой. Он погиб на дуэли в 1841 году.

2. В чём состояли занятия литературного общества в пансионе?

Воспитанники читали свои стихотворения, переводы и обсуждали прочитанное. Они любили стихотворения Пушкина и Рылеева.

3. В ресурсах интернета найдите дополнительные материалы о биографии поэта. Подготовьте сообщение для одноклассников.

Биография М. Ю. Лермонтова для 5 класса по ресурсам интернета

Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Отец поэта Юрий Петрович был капитаном в отставке. Мама поэта Мария Арсеньева была из знатной дворянской семьи. Детство поэт провел в имении бабушки по материнской линии Тарханы в Пензенской губернии.

Воспитанием Лермонтова занималась его бабушка, женщина властная, но сильно любившая внука. Миша с детства отличался мечтательностью и влечением ко всему героическому. Он пристрастился к чтению, но в библиотеке имения не было народных сказок, о чём Лермонтов сильно сожалел.

В 1829 году Лермонтов поступает в Московский пансион сразу в четвёртый класс, но проучившись два года покидает его. Он увлекается творчеством Байрона и пишет несколько стихотворений в подражание английскому романтику.

В 1830 году поэт поступает в Московский университет, но в 1832 году уезжает в Петербург, где учится в школе подпрапорщиков. Перед этим он пишет стихотворение "Парус", которое много говорит об эмоциональном состоянии поэта и его исканиях жизненного пути.

В 1834 году Лермонтов становится гусаром. Его творчество остаётся известным узкому кругу лиц, но всё меняется в 1837 году. Потрясённый гибелью своего кумира Пушкина, Лермонтов пишет гневное стихотворение "Смерть поэта", за которое его ссылают на Кавказ.

Впечатления от пребывания на Кавказе ложатся в основу поэм "Мцыри" и "Демон".

В 1840 году после дуэли, Лермонтов вновь отправляется на Кавказ. Там он работает над романом "Герой нашего времени".

27 июля 1841 года в Пятигорске состоялась вторая дуэль Лермонтова. Поэт был убит выстрелом в грудь. Он прожил всего 26 лет.



Ответы на вопросы учебника к сказке А. Погорельского "Чёрная курица", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша "пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор"? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.
Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.
Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.
Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.
Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.
Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.
Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.
Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.
Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.
Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.
Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить - быть тебе битым.
Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.
Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.



суббота, 23 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке Д. Мамина-Сибиряка "Серая шейка" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ "Перспектива"

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки "Серая шейка" по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки "Серая шейка" для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.



Ответы на вопросы учебника к стихотворению Т. Собакина "Песни бегемотов" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 117. 

УКМ "Перспектива"

Тим Собакин "Песни бегемотов", читать текст

Вот летают бегемоты 
Кто-то с песней, кто молчком.
Я бегу, 
Обутый в боты, 
С фиолетовым сачком. 

Как поймаю бегемота, 
В клетку сразу посажу. 
– Спой мне песню, 
Друг любезный! 
– Бегемоту я скажу. 

Если песен петь не будет, 
Отпущу его тогда – 
Пусть летают бегемотов 
Необъятные стада! 

Пусть летают бегемоты 
Там и тут,Там и тут… 
И свои простые песни 
Нам поют, Нам поют.

1. Подумайте, с каким настроением и в каком темпе вы будете читать это стихотворение?

Это смешное, сказочное стихотворение, небылица. Оно читается с прекрасным настроением, весело, с юмором. 

Темп чтения я бы выбрала средний, как более убедительный. Тогда получится правдивый рассказ о реальном, пусть и сказочном событии. Это сделает стихотворение ещё более смешным.

2. Какие вопросы можно задать к этому тексту? Обсудите с другом.

Вопросы к стихотворению Т. Собакина "Песни бегемотов" для 3 класса

  1. Можно ли назвать это стихотворение небылицей? - Можно. Ведь все знают, что бегемоты не летают.
  2. От чьего имени ведётся рассказ? - От имени мальчика.
  3. Что вы можете сказать о герое стихотворения? - Он большой фантазёр и выдумщик.
  4. Чего хотел мальчик? - Поймать бегемота, чтобы тот сидел в клетке и пел песни.
  5. Как вы думаете, стал бы бегемот петь песни, сидя в клетке? - Бегемот стал бы грустить. Он не стал бы петь, и мальчику пришлось бы отпустить его.
  6. Какова основная мысль стихотворения? - Человек не должен ловить животных и птиц ради удовольствия.