вторник, 9 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять текст по вопросам о Пушкине», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 42-51

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Учимся составлять текст по вопросам»

1. Прочитай текст.

Читаем текст про А. Пушкина.

2. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Непонятные слова:

  • ординарец — помощник военачальника.
  • генерал-аншеф — главный генерал в армии.
  • пушкиновед — исследователь творчества Пушкина.
  • барчук — сын барина.
  • напялив — надев.
  • картуз — шапка.

3. Прочитай вопросы к тексту.

  1. Когда и где родился А. Пушкин?
  2. Кто был прадедом Пушкина?
  3. Как звали маму Пушкина?
  4. Кто оказал большое влияние на развитие литературного таланта будущего поэта?
  5. На каком языке Пушкин написал своё первое стихотворение?
  6. Какие сказки написал Пушкин?

Красным карандашом подчеркни вопросы, на которые в тексте есть ответ, синим подчеркни вопросы, на которые в тексте нет ответа.

4. Где можно найти информацию, чтобы ответить на вопросы, подчёркнутые синим карандашом? Напиши.

Узнать, как звали маму Пушкина можно из биографии поэта, например, в энциклопедии.

Узнать, какие сказки написал Пушкин можно из его библиографии, например, в статье интернета.

5. Прочитай слова известного русского писателя, педагога А. Герцена о Пушкине: «Его лирические стихи — это... биография его души, в них находишь следы всего, что волновало эту пламенную душу...». Как ты думаешь, могут ли стихи поэта дать ответы на вопросы, подчёркнутые синим карандашом? Обсуди с одноклассниками.

В стихах Пушкина мы находим ответы на то, что интересовало Пушкина, что его волновало. Но там мы не найдём перечисления написанных им сказок или имени его мамы.

6. Прочитай отрывок из романа «Евгений Онегин».

Читаем отрывок «Опрятней модного паркета».

7. Какие зимние картины рисует поэт в стихотворении? Найди в тексте. Подчеркни.

  • Блистает речка, льдом одета.
  • Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
  • Гусь тяжёлый... скользит и падает.
  • вьётся первый снег.

8. Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему ты так думаешь? Напиши? Если возникнут затруднения, используй слова-подсказки.

Зимние картины вызывают у Пушкина: восторг, восхищение, радость. Он сравнивает их с модным паркетом, народ у него радостный, первый снег весёлый.

9. Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение «Зимнее утро».

10. Найди в тексте слова, которые описывают картины зимнего утра. Подчеркни.

Подчёркиваем шесть строк от слов «Под голубыми небесами...» до слов «И речка подо льдом блестит».

11. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение? Какое настроение вызывают у поэта зимние картины? Объясни своё мнение. Если возникнут затруднения, используй слова-подсказки.

Вьюга была вчера вечером и тогда поэту было грустно. Сегодня прекрасное, ясное утро и Пушкин весел и бодр. Поэт вспоминает о зимней вьюге, чтобы передать контраст, разницу в настроении.

Зимнее утро вызывает у поэта восторг. Он использует для его описания эпитеты: чудесный, великолепными, берег, милый для меня.

Настроение Пушкина по словам-подсказкам: радостное, праздничное, бодрое, задорное, восторженное.

12. Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение «Зимний вечер».

13. Перечитай стихотворение. Прислушайся к звучанию слов. Какие звуки помогают передать вой ветра и зазывание бури? Подчеркни.

Завывание бури помогают передать протяжные сочетания гласных: ое, ою. Подчёркиваем слова: мглою, кроет, завоет.

14. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать настроение в этот зимний вечер? Выпиши.

Стихотворение проникнуто грусть, печалью, тоской.

Рифмы, передающие настроение:

  • темна-окна, завываньем-жужжаньем, утомлена-веретена, моей-веселей.

15. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Эти стихотворения противоположны по настроению. «Зимнее утро» — радость, «Зимний вечер» — грусть.

Это видно по эпитетам, которые передают настроение.

В «Зимнем утре»: чудесный, великолепными, берег, милый для меня.

В «Зимнем вечере»: ветхая, печальна, утомлена, бедной. Буря плачет как дитя, завывает (олицетворение и сравнение).

16. Прочитай отрывок из романа «Евгений Онегин».

Читаем отрывок «Вот север, тучи нагоняя».

17. Почему поэт в стихотворении называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство? Запиши.

С приходом зимы природа меняется резко. Вчера была грязь, серость, сегодня всё покрыто белым снегом. Такое быстрое преображение кажется волшебством, поэтому поэт и называет зиму волшебницей.

18. Ещё раз перечитай стихотворения А. Пушкина о зиме. Расскажи, какой изображает зиму поэт, ответь на вопросы.

Какие зимние картины рисуют поэт?

Поэт рисует картины ясного зимнего утра, вечерней бури, преображения природы. Он описывает закованную в лёд реку, игры мальчишек, заснеженные лес и поля.

Как изменяется природа с приходом зимы?

С приходом зимы природа преображается. Великолепным коврами ложится снег на поля, речка блестит подо льдом, а небеса очень голубые.

Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины?

Картины зимней природы вызывают противоречивые чувства у поэта. Он радуется ясной, морозной погоде, стремится больше времени проводить на чистом воздухе, восторгается красотой природы. Но в плохую погоду, бурю, поэт грустит, ему скучно, печально.

Любит ли Пушкин зиму? Почему ты так думаешь?

Я считаю, что Пушкина любил зиму. Ему нравилась красота зимней природы, бодрящий морозный воздух. Он с восторгом описывает зимние забавы. Короткие периоды ненастья не могут изменить отношения Пушкина к зиме.

19. Определи последовательность работы. Расставь цифры в нужном порядке. Составь текст по вопросам. Запиши.

Расставим цифры следующим образом:

  1. Подобрать заголовок.
  2. Определить тему текста.
  3. Определить основную мысль текста.
  4. Составить содержание в соответствии с темой и основной мыслью текста.
  5. Выбрать тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  6. Составить текст.
  7. Записать.
  8. Прочитать. Внести изменения, если необходимо.

Заголовок: «Любил ли Пушкин зиму?».

Тема: Отношение поэта к зиме..

Главная мысль: Пушкин любил зиму.

Тип текста: рассуждение.

Пример текста «Любил ли Пушкин зиму?»

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный нами в заголовок, вспомним, как поэт описывал зиму в своих стихотворениях.

Поэт часто рисует картины ясного зимнего утра, вечерней бури, преображения природы. Он описывает закованную в лёд реку, игры мальчишек, заснеженные лес и поля. Зима в его описании разнообразна.

Пушкин замечает, что с приходом зимы природа преображается. Великолепным коврами ложится снег на поля, речка блестит подо льдом, а небеса очень голубые. Он называет зиму волшебницей.

Картины зимней природы вызывают противоречивые чувства у поэта. Он радуется ясной, морозной погоде, стремится больше времени проводить на чистом воздухе, восторгается красотой природы. Но в плохую погоду, бурю, поэт грустит, ему скучно, печально.

Я считаю, что Пушкина любил зиму. Ему нравилась красота зимней природы, бодрящий морозный воздух. Он с восторгом описывает зимние забавы. Короткие периоды ненастья не могут изменить отношения Пушкина к зиме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий