Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 52-59
Ответы на вопросы к теме «Литературные сказки. Учимся составлять тексты различных типов (описание, рассуждение)»
1. Прочитай текст.
Читаем сказку Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.
Непонятными словами в тексте могут быть:
- вспорхнёт — взлетит.
- приплелись — пришли с трудом.
- поминать — вспоминать.
- пуще — сильнее.
- ежели — если.
- задал стрекача — очень быстро побежал.
3. Перечитай текст. Проверь, правильно ли определена последовательность событий сказки. Если есть ошибки, исправь.
В рабочей тетради одна ошибка: надо поменять местами 8 и 9 пункты:
Правильная последовательность событий:
- Родился зайчик в лесу и всего боялся.
- А потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
- Стал Заяц кричать о том, что если Волк попадётся ему, то он его сам съест.
- Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут.
- Заяц увидел глядевшего на него волка.
- Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине и убежал.
- Наконец совсем обессилил бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
- Волк в это время бежал в другую сторону.
- Нашли зайца: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
- Все зайцы восхищались поступком косого.
- С этого дня храбрый заяц начал верить, он действительно никого не боится.
4. Подчеркни в тексте слова и выражения, которые помогают представить зайца. Обсуди с одноклассниками.
Представить зайца помогают слова и выражения:
- у зайчика душа в пятки.
- надоело ему бояться.
- длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
- очень уж смешной заяц.
- смешной и глупый.
- несчастный зайчик.
- бесстрашный заяц.
5. Прочитай выразительно, как хвастался заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним зайцы? Напиши.
Чем больше хвастал заяц, тем храбрее становился. Значит его распаляли, придавали силы собственные слова.
Над ним смеялись, потому что старым, опытным зайцам было забавно слушать, что заяц никого не боится. Они побывали в лапах лисы и отведали зубов волка.
6. Почему заяц начал хвастать: ему хотелось показаться храбрым или он действительно не боялся волка? Запиши.
Заяц начал хвастать, потому что ему надоело бояться и он хотел показаться храбрым.
Он всё равно боялся волка, и бросился бежать, когда его увидел.
7. Прочитай последнее предложение в тексте. Изменился ли заяц? Стал ли он храбрецом? Объясни своё мнение. Запиши.
Заяц не стал храбрым, но поверил, что стал храбрым. Если он снова встретит волка — опять испугается.
8. Почему автор назвал зайца храбрым? Объясни. Запиши свой ответ.
Автор использовал иронию. Он назвал зайца храбрым не потому, что тот действительно был храбрецом, а чтобы посмеяться над хвастуном.
9. Какой вывод ты можешь сделать, прочитав сказку? Напиши.
Вывод 1: Не надо хвастать, если не можешь подтвердить свои слова делом.
Вывод 2: Не важно, кто ты есть, важно, что о тебе думают другие.
10. Как составить текст-описание героя сказки и текст-рассуждение на тему сказки? В чём различие между этими типами текста?
Текст-описание описывает предметы, явления, состояние человека.
Текст-рассуждение объясняет или доказывает причины событий, явлений.
11. Определи последовательность действий для выполнения задания. Составь план работы. Выбери действия. Запиши.
План работы над текстом-описанием, пример
- Определить стиль описания.
- Определить тему и основную мысль текста.
- Представить, как выглядит объект описания.
- Найти признаки, которые отличают его от других объектов.
- Подобрать слова и выражения, которые помогут составить описание.
- Выстроить текст в соответствии с планом: вступление, основная часть (описание), заключение (моё отношение).
- Записать текст.
- Прочитать написанное, внести изменения, если необходимо.
План работы над текстом-рассуждением, пример
- Определить стиль описания.
- Определить тему и основную мысль текста.
- Выстроить текст в соответствии с планом: утверждение, доказательство, вывод.
- Выбрать доказательства.
- Записать текст.
- Прочитать написанное, внести изменения, если необходимо.
12. Составь описание героя сказки и текст рассуждение на тему «Можно ли назвать зайца храбрым?».
Храбрый заяц (текст-описание)
Героем сказки «Про храброго зайца» оказывается самый обыкновенный заяц: длинные уши, короткий хвост, косые глаза.
Этот заяц родился в лесу и всю свою жизнь боялся. Но потом вырос и бояться ему надоело. Стал Заяц всем говорить, что никого не боится. А другие зайцы его слушали и смеялись.
Заяц казался очень смешным и глупым, потому что говорил глупые вещи. А когда появился волк заяц испугался и задал стрекача. В этот момент заяц был несчастным, бедным.
Зато другие зайцы стали считать зайца-хвастуна бесстрашным.
Можно ли назвать зайца храбрым? (текст-рассуждение)
Героя сказки «Про храброго зайца» нельзя называть храбрым. Автор использует это слово с иронией, посмеиваясь над хвастуном.
Почему я так думаю? От того, что заяц начал всюду кричать о своей храбрости, он храбрым не стал. Его хвастовство вызывало у зайцев смех. никто не принимал хвастуна всерьёз. И когда появился волк, заяц-хвастун сразу забыл о своей храбрости, бросившись наутёк самым первым.
Заяц-хвастун как был трусливым, так трусливым и остался. Храбрость нужно подтверждать делами, а не словами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий