среда, 28 мая 2025 г.

Ответы к теме «Эксперимент в биологических исследованиях», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 42

§ 6. Ответы на вопросы к теме «Эксперимент в биологических исследованиях»

Проверьте себя

1. Какое значение имеют биологические исследования?

Биологические исследования позволяют выявить неизвестные закономерности в природе или определить влияние какого-то фактора на объект исследования.

Таким образом, биологические исследования позволяют узнать новое о природе и лучше использовать её возможности.

2. Какие этапы выделяют в научном исследовании?

Выделяют следующие этапы научного исследования:

  1. Наблюдение за объектом или явлением.
  2. Обобщение полученных результатов.
  3. Постановка проблемы.
  4. Выдвижение гипотез.
  5. Разработка и проведение эксперимента.
  6. Анализ и сравнение результатов эксперимента.
  7. Выводы.

3. Что такое научный эксперимент? С какой целью он проводится?

Научный эксперимент — это исследование, которое проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которое помогает установить влияние этих условий на объект или явление.

Эксперимент проводится для проверки выдвинутой гипотезы.

4. Почему в эксперименте проводят наблюдение как минимум за двумя группами объектов?

В эксперименте используют экспериментальную группу, над объектами которой непосредственно и проводится эксперимент, и контрольную, для сравнения результатов.

Сравнивая результаты, показанные в экспериментальной и контрольной группах можно судить о верности гипотезы, об эффективности метода или препарата и так далее.

5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

Гипотеза — это научное предположение, которое можно подтвердить или опровергнуть. Подтверждённая экспериментом гипотеза становится законом или теорией.

То есть отличие гипотезы от закона или теории в необходимости её подтверждения.

Подумайте!

Чем эксперимент отличается от наблюдений?

Наблюдение не предусматривает вмешательства в протекание явления или функционирования объекта, а эксперимент подразумевает искусственное изменение условий протекания явления или существования объекта для получения каких-либо результатов.

Моя лаборатория

1. Используя дополнительные источники информации, выясните, какие биологические эксперименты проводятся в настоящее время. Выберите из них наиболее понравившийся вам и подготовьте о нём краткое сообщение.

Сообщение «Как разлагать пластик бактериями», пример

В настоящее время остро стоит проблема накопления пластикового мусора, который почти не разлагается в природе. Вернее, для разложения пластика требуется огромное количество лет.

Но японские учёные выяснили, что существуют особые бактерии, которые могут разлагать пластик за несколько месяцев. При этом получаются вещества этиленгликоль и терефталевая кислота.

Учёные провели серию экспериментов, целью которых было найти условия, в которых бактерии разлагали бы пластик ещё быстрее. Такие условия были найдены.

Оказывается, если изначально заселить эти бактерии в пластик, то при добавлении специальных питательных веществ, бактерии начинают разлагать уже использованный, отслуживший своё пластик. И скорость такого разложения в десятки раз быстрее, чем у их природных собратьев.

Таким образом, в ходе эксперимента была доказана возможность экологически чистыми методами избавиться от всего пластикового мусора на планете.

2. Самостоятельно поставьте биологический эксперимент. Поместите в две баночки с водой по луковице. Одну баночку поставьте на окно, хорошо освещаемое солнцем, вторую — поместите в тень. Температура должна быть одинаковая. Результаты наблюдений записывайте 10 дней, а потом заполните таблицу «Влияние света на развитие листьев лука».

Таблица «Влияние света на развитие листьев лука», пример

Таблица «Влияние света на развитие листьев лука», 5 класс


Вывод: Хорошая освещённость стимулирует развитие листьев лука и делает их более яркими, зелёными и аппетитными, а недостаток света тормозит рост листьев лука и делает их бледными и слабыми.

3. В описанном в параграфе эксперименте один из укоренённых черенков колеуса выращивался в полутени. Как изменились окраска и размер листьев колеуса по сравнению с контрольным растением? Для чего было необходимо задавать и соблюдать одинаковые условия выращивания для трёх растений, изменяя только интенсивность освещения?

Листья растения, выращенного в полутени, самые маленькие. Они лишены обычной для колеуса окраски, кажутся просто жёлтыми.

Одинаковые условия нужны для того, чтобы исключить влияние на рост колеуса прочих факторов, помимо освещённости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий