воскресенье, 14 июля 2024 г.

План статьи "О древнерусской литературе", 9 класс, пример

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 9

Статья "О древнерусской литературе"

Проверьте себя

1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

В основе церковнославянских текстов лежало представление о том, что Бог - творец всего сущего.

Древнерусскую литературу отличало высокая духовность, прославление вечных душевных качеств человека: скромности, милосердия, бескорыстия, открытости, прямоты. Она отличалась историзмом и отсутствием художественного вымысла. Авторы были образованными людьми, которые выражали свою политическую и нравственную позицию.

2. Какие существовали жанры древнерусской литературы?

В древнерусской литературе существовали следующие жанры:

  • Летописание.
  • Богослужебная литература.
  • Воинские повести.
  • Хождения.
  • Жития.
  • Сказания.
  • Поучения.
  • Слово.

3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 6-8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

6 класс

  • "Сказание о белгородском киселе"

7 класс

  • "Похвала князю Ярославу и книгам"
  • "Поучение Владимира Мономаха"
  • Повесть "О Петре и Февронии Муромских", герои Пётр и Ферония.

8 класс

  • Повесть "О житии князя Александра Невского", герой Александр Невский.

Перейдя по ссылке можно вспомнить характеристику князя Александра Невского.

4. Какие периоды прошла в своём развитии древнерусская литература?

Древнерусская литература прошла следующие периоды:

  1. XI - первая треть XII века. Идея: превосходство христианства над язычеством Примеры произведений: "Повесть временных лет", "Поучение Владимира Мономаха".
  2. Вторая треть XII - первая треть XIII века. Областные литературные центры. Пример произведения: "Слово о полку Игореве".
  3. Вторая треть XIII - конец XIV века. Тема: героическая. Пример: "Повесть о житии Александра Невского".
  4. Конец XIV - XV век. Идея: объединение земель, появление нравственного идеала. Пример: жития святых.
  5. Конец XV - XVI век. Появление общерусской литературы. Пример: "Повесть о Петре и Февронии".
  6. Смутное время, XVII век. Тема: усиление внимания к человеку. Пример: "Шемякин суд".

5. Письменно составьте подробный план текста статьи учебника, по плану подготовьте устный пересказ, приведите в качестве примеров произведения древнерусской литературы, изученные в 6-8 классах.

Пример плана статьи "О древнерусской литературе"

  1. С принятием православия в Древней Руси появляются книги, написанные на церковнославянском языке.
  2. Система религиозных представлений о том, что Бог - творец всего сущего.
  3. Писатель должен был заручиться поддержкой Бога.
  4. Описывались исторические события, как проявления Божьей воли.
  5. Древнерусская литература была высоко духовной.
  6. Она носила исторический характер и не допускала художественного вымысла.
  7. В центре внимания писателя оказывались князья, бояре, священники, но не простой человек.
  8. Книжник выражал свою политическую и нравственную позицию.
  9. Древнерусская литература соблюдала этикет миропорядка, поведения, словесный.
  10. Обильные цитирования показывали высокую образованность авторов.
  11. Жанры литературы обслуживали каждый свою область деятельности государства.
  12. Первый период выражал превосходство православия над язычеством.
  13. Во втором появились областные литературные центры.
  14. В третьем темой стали трагические события монголо-татарского ига.
  15. В четвёртом показано зарождение нравственных идеалов.
  16. В пятом появляется общая для всей страны литература.
  17. В шестом усиливается интерес к человеку.
  18. Древнерусская литература выступала за единение людей.
  19. Без знания древнерусской литературы нельзя понять произведения следующих эпох.
  20. Пушкин многократно обращался к древнерусской литературе ("Песня о вещем Олеге", "Борис Годунов")
  21. Толстой использовал эпические традиции при создании "Войны и мира".
  22. И ныне древнерусская литература жива в произведениях наших современников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий