среда, 31 января 2024 г.

А. Плещеев "В бурю", чувства автора, непонятные слова

Использован учебник "Литературное чтение 2 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 83

Ответы на вопросы к стихотворению А. Плещеева "В бурю"

1.  Можно ли было бы назвать это стихотворение "Детство" или "Вспоминаю маму"? Придумай своё название.

Это стихотворение нельзя назвать "Детством" или "Вспоминаю маму", ведь ребёнок в нём - младенец, который спит и ничего не помнит. В стихотворении описана тревога и любовь матери, которая сидит у колыбели. Мать здесь главная героиня.

Поэтому я бы назвала стихотворение "Материнская молитва".

2. Какие чувства хотел передать автор в этом стихотворении?

Автор передал свою любовь к матери, благодарность за её заботу и защиту, за её любовь.

3. Все ли слова в этом стихотворении тебе понятны? Посмотри в словаре, что такое лампада.

Мне понятны почти все слова. А те что непонятны можно посмотреть в словаре:

  • Лампада - светильник со свечкой.
  • Озаряла - освещала.
  • Кротко - слабо, тихо.
  • Путник запоздалый - поздний прохожий.
А. Плещеев "В бурю"

Алексей Плещеев "В бурю"

Комнату лампада 
Кротко озаряла; 
Мать над колыбелью, 
Наклонясь, стояла. 

А в саду сердито 
Выла буря злая, 
Над окном деревья 
Тёмные качая.  

И колючей веткой 
Ель в стекло стучала, 
Как стучит порою 
Путник запоздалый. 

Дождь шумел, раскаты 
Слышалися грома; 
И гремел, казалось, 
Он под крышей дома.  

На малютку-сына 
Нежно мать глядела; 
Колыбель качая, 
Тихо песню пела: 

«Ах, уймись ты, буря! 
Не шумите, ели! 
Мой малютка дремлет 
Сладко в колыбели. 

Ты, гроза Господня, 
Не буди ребёнка; 
Пронеситесь, тучи 
Чёрные, сторонкой! 

Бурь ещё немало 
Впереди, быть может, 
И не раз забота 
Сон его встревожит». 

Спи, дитя, спокойно... 
Вот гроза стихает; 
Матери молитва 
Сон твой охраняет. 

Завтра, как проснёшься 
И откроешь глазки, 
Снова встретишь солнце, 
И любовь, и ласки!

 

четверг, 25 января 2024 г.

С. Дрожжин "Весеннее царство", приметы весны

Использован учебник "Литературное чтение 2 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 81

Ответы на вопросы к стихотворению С. Дрожжина "Весеннее царство"

1.  Какими звуками наполнено стихотворение?

Стихотворение проникнуто звуками весны: звоном ручьёв, шумом реки, криком журавлей, вздохами лепестков.

2. Радуется ли поэт приходу весны? В каких строках это выражено?

Поэт рад весне. Это выражено в первой строчке, когда он называет весну "царством вешних дней".

3. Какие приметы весны ты знаешь? Какие из них можно увидеть, а какие услышать? Расскажи. 

Увидеть можно приметы весны: таяние снега, проталины, сосульки, ледоход, паводок, первые цветы, почки на деревьях, листочки, прилёт птиц, солнце поднимается всё выше, а день становится длиннее.

Услышать можно приметы весны: пение птиц, крики стай, звук капели, звон ручьёв, первый гром, стук капель дождя.

С. Дрожжин "Весеннее царство", рисунок

Спиридон Дрожжин "Весеннее царство", текст


Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг.

среда, 24 января 2024 г.

1 марта, Ярилин день: традиции и приметы

1 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии празднуется память праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа, и память священномученика Гермогена, патриарха Московского, а вот в народе этот день прозвали Ярилиным. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия


Маремьяна-кикимора - в этот день задабривали кикимору, кормили её, чтобы она не буянила.
Протальник - в этот день появлялись первые проталины, начиналась весна.

Когда отмечать Ярилин день

Ярилин день отмечается ежегодно 1 марта по новому стилю или 16 февраля по старому. Это непереходящий праздник и всегда отмечается в один и тот же день.

Также в этот день вспоминают память праведной Мариамны, патриарха Гермогена, великомученика Феодора Тирона и других.

Именинники 1 марта , как назвать ребёнка

Мужские имена: Илья, Даниил, Павел.

Женские имена: Мария. Допускается назвать девочку, которая родилась 1 марта, именем Ефросинья, Мина, Юлия.

История праздника

В прошлом именно 1 марта на Руси было принято встречать наступление Нового года. Это был весёлый праздник, посвящённый языческом богу Солнца и плодородия Яриле.

В этот день устраивались шумные гуляния с песнями и плясками, молодые люди обязательно знакомились и общались, иногда делались куклы Ярилы, которые носили по деревне.

И конечно в этот день не работали.

Праведная Мариамна, чем известна

Праведная Мариамна или Мария была сестрой святого апостола Филиппа. С юных лет она дала обет безбрачия и была помощницей и спутницей своего брата.

Вместе с ним и с апостолом Варфоломеем Мариамна исходила многие земли, пока путь не привёл их в город Иераполь во Фригии. Там после проповеди язычники схватили апостолов и Мариамну и подвергли их пыткам.

Апостола Филиппа казнили, отрубив голову, а Мариамну и Варфоломея отпустили после долгих измывательств.

Мариамна похоронила тело своего брата и долгое время проповедовала Слово Господа в Ликаонии. Там она и скончалась.

Мариамна, сестра апостола Филиппа, икона

Священномученик Гермоген, чем известен

Будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген родился в 1530 году и в миру носил имя Ермолай. Начинал своё служение Гермоген обычным приходским священником и был свидетелем явления иконы Казанской Божьей Матери.

Вскоре после этого Гермоген принял постриг, а в 1589 году стал епископом и первым митрополитом Казанским. В этом чине Гермоген совершил много важных трудов и стал почитаем в Православной церкви.

В 1606 году он был избран патриархом Московским. Его правление совпало со Смутой, самым тяжёлым временем в истории Российского государства. Гермоген прославился как борец с польскими интервентами и стойкий поборник православной веры.

Его противостояние с поляками закончилось заключением в Чудовом монастыре. Девять долгих месяцев священнослужитель провел в заточении, но его вера осталась крепкой. Даже из застенков Гермоген продолжал вдохновлять и благословлять русский народ на борьбу с оккупантами.

Патриарх Гермоген скончался в 1612 году от голода и жажды.

Кому и о чём молиться в Ярилин день

Перед иконой святой Мариамны, сестры апостола Филиппа молятся об укреплении веры и духовном росте; о благополучии и поддержке в семье.

Перед иконой священномученика Ермагена молятся о защите Отечества; о победе над внешними и внутренними врагами; об исцелении болезней, о твёрдости в сложной жизненной ситуации.

Что можно и что нельзя делать в Ярилин день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Веселиться, плясать, петь;
  • Ходить в гости.
  • Погреться под лучами солнца;
  • Начинать копить деньги;
  • Ловить рыбу.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Работать;
  • Сидеть дома;
  • Выносить мусор после захода солнца;
  • Хвалить детей.

Приметы на Ярилин день

Солнце на Ярило - к тёплой весне.
Дождь на Ярило к быстрому таянию снега.
Снег 1 марта - снег до середины месяца.
Оттепель на 1 марта - к скорым заморозкам.
Ветер на Ярило к дождливому лету.

Пословицы и поговорки на Ярилин день

Поднялся Ярило - берись мужик за вилы.
Ярило пришёл и солнце привёл.
На Ярило земля оживает и мёртвого поднимает.


вторник, 23 января 2024 г.

Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок", выборочный пересказ

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 111

Ответы на вопросы к рассказу Б. Шергина "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

1. В чём особенность названия? Как ты понимаешь его смысл?

Особенность названия в том, что это пословица.

Смысл названия в том, что не торопясь можно сделать любое, самое сложное дело.

2. Из каких строк можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши её.

О бабушке можно узнать из первого абзаца и диалога Вани с одним из старичков.

Бабушка была доброй и приветливой. Умела поговорить и с малышами, и со стариками. Её все любили и уважали.

Люди думали, что бабушка сделана из пословиц, она всегда могла дать умный совет.

Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

3. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка - художником?

Ваня знал, что Митя делает паркет, и потому называл его по профессии - паркетчик.

Бабушка знала, что Митя творит паркет, вкладывает в дело душу, и потому звала его по призванию - художником.

4. Выпиши все события рассказа в Рабочую тетрадь. Перескажи текст. Как называется такой пересказ?

События рассказа:

  1. Мастер поручает Мите выклеить столешницу.
  2. Митя жарко берётся за работу.
  3. Митя радуется работе.
  4. Митя испугался, что не успеет.
  5. Мастер даёт новое задание Мите.
  6. Митя закончил работу.

Такой пересказ называется выборочным, мы пересказываем только основные события рассказа.

Выборочный пересказ рассказа "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок", пример

Однажды мастер поручил Мите выклеить столешницу по заказу для Академии.

Митя с жаром принялся за работу, обдумал рисунок и за день выложил один угол.

Он сильно обрадовался, каждый день представлял, как закончит работу, пел и танцевал. Митя бегал к приятелям и хвастался заказом из Академии.

За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца. Митя испугался, что не успеет ничего.

Мастер попросил показать работу и похвалил узор. Он велел Мите выклеивать каждый день столько, сколько покроет его ладонь.

Митя не верил, что успеет к сроку, но тщательно выполнял указ начальника. И за сутки до срока Митя закончил свою работу.

5. Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. Работа любит того, кто её делает, не ленится.

Глаза страшатся, руки делают. Работа кажется большой, неподъёмной, но если её начать делать, всё равно сделаешь.

6. Прочитай диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер?

Мастер говорит спокойно, убедительно. Он старается убедить Митю в то, во что Митя не верит.

7. Обсуди с другом выражение "Комар носа не подточит".

Это выражение является пословицей. Комар сам маленький и нос у него крошечный, острый. Сама пословица говорит о том, что в деле не к чему придраться. Всё настолько идеально, что даже комариный нос нельзя подточить - нет даже маленькой помарки.

понедельник, 22 января 2024 г.

Сравнение сюжетов басен Эзопа и И. Крылова, 4 класс

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 124

Ответы на вопросы к басням Эзопа "Лисица и виноград", "Ворон и лисица"

1. Сравните некоторые сюжеты басен Эзопа и Крылова. Критериями сравнения будут: содержание (сюжет), герои (персонажи), и самое главное - мораль (выводы).

Сравнение басен Эзопа и Крылова "Лисица и виноград"

Содержание

Эзоп: Лисица увидела виноградную лозу с гроздьями, не смогла дотянуться и ушла, сказав, что они зелёные.

Крылов: Лисица залезла в сад за виноградом, но не смогла дотянуться и ушла, сказав, что на взгляд виноград хорош, но зелен.

Герои

Эзоп: лисица, виноград.

Крылов: лисица, виноград.

Мораль

Эзоп: люди не могут добиться чего-то, потому что нет сил, а винят обстоятельства (в неудачах человек винит любого, но не себя).

Крылов: лисица оправдывает себя тем, что виноград зелен и "оскомину набьёшь" (в неудачах человек винит всё, что угодно, но не себя).

Сравнение басен "Ворон и лисица" и "Ворона и лисица"

Содержание

Эзоп: лисица расхваливала ворона, чтобы добыть мясо. Ворон выпустил мясо и стал каркать. Лисица схватила мясо.

Крылов: лисица расхваливала ворону, чтобы добыть сыр. Ворона выпустила сыр и стала каркать. Лисица схватила сыр.

Герои

Эзоп: ворон, лисица.

Крылов: ворона, лисица.

Мораль

Эзоп: был бы ум в голове, мог бы царствовать (глупость вредит человеку).

Крылов: в сердце льстец всегда отыщет уголок (нельзя слушать льстеца).

Крылов "Ворона и лисица", рисунок

2. Найди в энциклопедии выражение "Эзопов язык". Объясни своими словами, что это значит.

В энциклопедии: иносказание, намеренно маскирующее основную мысль автора.

Своими словами: рассказ, основную мысль которого читатель должен понять сам.

воскресенье, 21 января 2024 г.

Б. Житков "Про обезьянку", как составить цитатный план

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 84

Ответы на вопросы к рассказу Б. Житкова "Про обезьянку"

Ответы на первые восемь вопросов учебника можно посмотреть по ссылке.

9. Раздели произведение на смысловые части. Найди цитаты, которые отражают главную мысль каждого эпизода. Выпиши их. У тебя получится цитатный план.

Разделим рассказ на смысловые части. Я использовала 13 частей, но можно их число сократить, например, до 4 пунктов: Знакомство с Яшкой; Жизнь Яшки в семье; Яшка во дворе; Расставание.

Помните, что чем подробней план, тем легче последующий пересказ. План помогает не забыть основные события рассказа и их правильную последовательность.

Смысловые части:

  1. От начала до слов "Я думаю, что к тебе всего лучше".
  2. От слов "После уроков пошли мы к нему" до слов "Она макака, у них хвостов не растёт".
  3. От слов "Пришли мы к нам домой" до слов "Оттуда на печку".
  4. От слов "Вечером отец сказал" до слов "Думал, думал и заснул".
  5. От слов "Утром я вскочил и, не одеваясь, к Яшке" до слов "Как я тыкаю пером в чернила".
  6. От слов "Но раз и мой папа рассердился" до слов "Мстил за то, что отец вздул его накануне".
  7. От слов "Но когда началась настоящая зима" до слов "Даёт мне знать, чтоб осторожней".
  8. От слов "Яшка долго злился на отца" до слов "Не каждый же день такое счастье".
  9. От слов "Яшке устроили в корзинке постель" до слов "Выкусывает с пальчиков чего-то".
  10. От слов "Вот раз пришла к нам в гости дама" до слов "Уж столько мне попадало за эту обезьянку".
  11. От слов "И вот настала весна" до слов "Яшка никого не боялся".
  12. От слов "Но вот нашёлся у Якова враг" до слов "Яшка целыми днями прыгал по двору".
  13. От слов "Дома стало спокойнее" до конца рассказа.

Подберём цитаты из каждой части рассказа для составления плана.

Пример цитатного плана рассказа "Про обезьянку"

  1. "Хочешь, я тебе обезьянку отдам?"
  2. "Я глазам своим не верил".
  3. "Ой, кто, кто это?"
  4. "Привязать. За жилет - и к ножке, к столу".
  5. "Он прыгал так легко - что казалось летает".
  6. "Мстил за то, что отец вздул его накануне".
  7. "Яшка стал грустным".
  8. "Примирился Яшка с ним из-за конфет".
  9. "Беда стала с Яшкой, хоть в клетку сажай".
  10. "Безобразие, -говорит, - безобразие".
  11. "Но вдруг Яшка прыгнул и в один миг уселся Каштану на шею".
  12. "Яков стал совсем царём во дворе".
  13. "Куда хочешь убирай свою обезьянку".
Б. Житков "Про обезьянку" план


суббота, 20 января 2024 г.

В. Белов, последовательность событий рассказов про Мальку

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 66

Ответы на вопросы к рассказам В. Белова "Малька провинилась", "Ешё раз про Мальку"

1. Внимательно прочитай рассказы. Запиши последовательность событий.

Последовательность событий рассказа "Малька провинилась"

Завязка: Рассказчик заходит в гости к Лидии.

Развитие событий: Малька и её щенки.

Кульминация: Малька зачем-то бегает в другую деревню

Развязка: Малька верная мамаша.

Последовательность событий рассказа "Ещё про Мальку"

Завязка: Пришла весна и река разлилась.

Развитие событий: Вода унесла брёвна.

Кульминация: Малька плывёт через реку.

Развязка: Спасение Мальки.

2. Что произошло весной? Прочитай ещё раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый напряжённый момент в произведении Белова?

Весной вода поднялась и унесла лаву. Малька решила переплыть реку и чуть не утонула. Её спас Федя на лодке.

Малька в реке - это самый напряжённый момент, ведь она может погибнуть.

3. Если бы тебя попросили озаглавить рассказы, какие названия ты бы придумал? Объясни.

Первый рассказ я бы назвала "Верная мамаша", потому что в нём описано, как Малька каждый день бегает в другую деревню кормить щенка.

Второй рассказ я бы назвала "Трагедия на реке", потому что Малька могла утонуть, а это было бы трагедией.

4. Как ты себе представляешь Мальку?

Я вижу Мальку маленькой дворняжкой, с пушистым хвостом и кривыми, короткими лапками, она рыжего цвета. Малька очень храбрая, может громко лаять и кусаться.

5. Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии?

Мои симпатии на стороне Мальки, она - главная героиня рассказов. Мне нравится, что она такая смелая и так сильно любит своих щенков. Такая собака и хозяина никогда не предаст.

Рассказчик кажется мне добрым человеком, который искренне переживал за Мальку. На реке он пытался ей помочь - бросил доску.

Лидия мне кажется чёрствой женщиной, которая не любит животных, а относится к ним как необходимому злу.

О Феде мы знаем меньше всего, но он не бросил собаку в беде, а значит он хороший человек.

6. Над чем тебя заставил поразмышлять рассказ о Мальке? Можем ли мы сказать, что этот рассказ о материнской верности, или о собаке Мальке, или он о взаимоотношениях между людьми и животными?

Меня этот рассказ заставил задуматься о том, что люди и животные не так уж сильно отличаются. Многие чувства животные испытывают так же, как мы. Например, собаки могут любить и быть способными на самопожертвование ради щенков.

Мы можем сказать, что это рассказы о материнской верности. В первом автор называет Мальку "верная мамаша", во втором - дивится "материнской верности".

Но также это рассказы о взаимоотношениях между людьми и животными, и рассказы, связанные общим героем - собакой Малькой.

7. Подумай: рассказчик и автор одно и то же лицо или нет? Обоснуй своё мнение.

Мне кажется рассказчик и автор - одно и то же лицо. Он описывает много мелких, казалось бы ненужных и не имеющих отношения к развитию сюжета, деталей (зашёл за молоком, пошёл за водой). Он говорит о своих мыслях и чувствах (обомлел, дивились). Рассказывает о своих повседневных занятиях (каждый день катался на лыжах).

8. Найди книгу Белова о Мальке. Какие ещё рассказы есть в сборнике?

 Я нашла в библиотеке книгу В. Белов "Про Мальку". В неё вошли рассказы: "Тунеядец", "Верный и Малька", "Галки и овцы", "Последняя синичка", "Кот Рыжко", "Про баранов".

В. Белов "Рассказы про Мальку"


пятница, 19 января 2024 г.

Ю. Ермолаев "Два пирожных", пересказ от лица Оли

Использован учебник "Литературное чтение 2 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 55

Ответы на вопросы к рассказу Ю. Ермолаева "Два пирожных"

1.  Наташа рассказала свою историю о том, что произошло. Объясни, почему Наташа решила, что Оля поступила плохо.

Наташа решила, что Оля поступила плохо, потому что она съела два пирожных. Наташа уже забыла, что мама просила её помочь вымыть посуду, забыла, что сказала, что находится в Африке. Она помнила лишь о пирожных.

2. Перескажи рассказ от лица Оли.

Пересказа рассказа от лица Оли, пример

Я лепила из пластилина булочки и крендельки. А мама попросила помочь вымыть посуду. Я подумала, что лучше я помогу мыть посуду, а потом буду весь вечер лепить.

Наташа сказала, что дочитает и тоже придёт.

Мы с мамой перемыли почти всю посуду. Мама попросила меня узнать, скоро ли придёт Наташа. Наташа сказала, что путешествует по долине Конго.

Мы с мамой домыли посуду. Я расставила чистые тарелки в буфет и стала лепить.

Тут Наташа закончила читать, и спросила, в чём у меня губы.

Я сказала, что съела два пирожных. За себя и за неё. А Наташа почему-то обиделась.

3. Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.

 Автор хотел научить читателя отделять личное от общего дела. Он учит нас тому, что сперва нужно закончить общие дела, помочь маме, а потом заниматься личными - читать или лепить.

четверг, 18 января 2024 г.

Сочинение-рассуждение "Что значит любить Родину?", пример

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 49

Ответы на вопросы к стихотворению А. Твардовского "Рассказ танкиста"

1. Найди в библиотеке произведение Твардовского "Рассказ танкиста". Прочитай его полностью. Подготовь его выразительное чтение.

2. Напиши сочинение-рассуждение на тему "Что значит любить Родину?" или сочинение-описание "Мой дом - Россия".

Сочинение-рассуждение "Что значит любить Родину?", пример для 3 класса

Каждый человек любит свою Родину. Потому что нельзя не любить страну, в которой живёшь. Но что это значит - любить Родину?

Я думаю, что любить Родину - это любить её природу, её людей, её идеалы.

Для каждого человека любовь к Родине начинается с любви к родителям, любви к родному дому, родной школе. Но семья, дом, школа - всё это маленькие частицы большой Родины, нашей любимой страны.

Если мы любим её части, значит мы любим её целиком.

А что мы делаем с теми, кого любим? Мы их бережём, о них заботимся, им помогаем.

Значит любить Родину - это заботиться о ней, беречь её, помогать. Мы должны помогать Родине стать ещё краше, беречь её природу, заботиться о том, чтобы никто не посмел обидеть нашу Родину.

А значит любить Родину - это быть её верным сыном или дочерью. Думаю, это самый точный ответ на этот вопрос.

Сочинение-описание "Мой дом - Россия", пример для 3 класса

Я живу в самом прекрасном доме на свете! Он очень большой. В нём много светлого неба, зелёных лесов, синих морей! Ведь мой дом - Россия!

Это удивительная страна, которая не устаёт меня удивлять. Сколько в ней разнообразия, сколько чудес!

Вот, например, мой родной город Новосибирск. Это стильный, модный, современный город. Немного шумный, немного старинный. Он кажется мне лучшим городом в России!

Но летом я побывала в Екатеринбурге и увидела, что это столь же прекрасный город, просто немного иной. Со своей атмосферой, привычками, образом жизни.

И так с каждым городом моей страны. Где бы вы не оказались, этому месту найдётся, чем удивить.

А кроме городов в России много других чудес: жаркий песок Чёрного моря и ледяные поля Ледовитого океана; могучие дубы и сосны; старые горы и молодые вулканы, бескрайние реки и глубокие озёра.

Невозможно описать всю красоту моего дома - России. Потому что её красота бесконечна, как бесконечен космос и бесконечно время.

И этот чудесный дом населяют такие же прекрасные люди! Нас много - жителей дома под названием Россия. И мы вместе делаем его ещё красивей.

Мой дом - Россия


среда, 17 января 2024 г.

Как написать стихотворение про ворону по опорным словам

Использован учебник "Литературное чтение 3 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 45

Ответы на вопросы к стихотворению А. Блока "Ворона"

Первые семь вопросов можно посмотреть по ссылке.

8. Придумай самостоятельно стихотворение про ворону. Опиши, как она выглядит. Подумай, какие у неё есть интересные повадки. Понаблюдай за ней на улице, возможно, ты подметишь ещё что-нибудь интересное.

Ворона - это большая серая птица, очень умная и хитрая. Она высоко подпрыгивает по земле, важно ходит или сидит на ветке. Ворона часто поворачивает голову на бок, чтобы лучше рассмотреть то, что привлекло её внимание.

О чём ты хочешь рассказать в своём стихотворении? О том, как ворона перехитрила щенка и украла у него косточку? О том, как чёрный ворон предвещает беду? О том, как серая ворона катается с крыши дома? Подбери опорные слова и выражения, которые можно будет использовать в своём тексте. Подбери рифмы к опорным словам. Составь из них стихотворные строки.

Попробуем рассказать обо всех трёх предложенных вариантах поведения вороны.

Ворона перехитрила щенка, пример стихотворения

Опорные слова: обманщица-ворона, прыгает, умная, гоняет.

Подберём рифму к опорным словам:

  • обманщица-ворона: корона, поклона, закона.
  • прыгает: двигает, шмыгает, задрыгает.
  • умная: шумная, неразумная, остроумная.
  • гоняет: замышляет, размышляет, отгоняет.

Составим стихотворение:

Раз обманщица-ворона
Безо всякого закона
Обмануть щенка решила
Кость похитить поспешила.
По земле ворона прыгает.
Беспокойно крылом дрыгает.
Мусор крыльями гоняет
И щенка отодвигает.
Вот она какая умная!
Если показаться шумною
Спорить вряд ли кто захочет,
А тем более щеночек.

Ворон предвещает беду, пример стихотворения

Опорные слова: ворон, тёмное небо, кар-кар, летает.

Подберём рифму к опорным словам:

  • ворон: гомон.
  • тёмное небо: не был.
  • кар-кар: кошмар, пожар.
  • летает: навлекает, увлекает, прорицает.

Составим стихотворение:

Вдруг раздался птичий гомон -
Прилетел во двор наш ворон.
Оглушил своим кар-кар - 
Что такое? Где пожар?
Это ворон в тёмном небе
Эх, сейчас рогатку мне бы!
А то что он тут летает,
И нам беды предрекает?
чёрный ворон, стихи

Ворона катается с крыши, пример стихотворения

Опорные слова: серая ворона, пернатая, катается, гнездо.

Подберём рифму к опорным словам:

  • серая ворона: корона, поклона, закона.
  • пернатая: хвостатая, чудесатая.
  • катается: издевается, развлекается.
  • гнездо: заодно, сто.

Составим стихотворение:

Что за чудо: ждёт поклона
На крыше серая ворона.
Красивая, пернатая,
Такая чудесатая!
Вот опять она катается,
Видимо, так развлекается.
Прокатилась раз так сто,
И отправилось в гнездо.

вторник, 16 января 2024 г.

29 февраля, Касьянов день: традиции и приметы

29 февраля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии празднуется память мучеников Памфила, Валента, Павла и многих других, но в народе этот день прозвали Касьяновым. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия


Касьян Високос - этот день приходится только на високосные годы.
Касьян Грозный, Касьян Немилостивый, Касьян Завистник - день считался несчастливым.

Когда отмечать Касьянов день

Касьянов день отмечается раз в четыре года 29 февраля по старому стилю и народному календарю или 13 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник и всегда отмечается в один и тот же день.

Также в этот день вспоминают память мучеников Памфила, Валента, Павла, Порфирия, Селевкия и многих других.

Вспоминают в этот день и святого Маруфа и мучеников Персидских.

Этот же день 29 февраля выбран как Собор святых Новосибирской митрополии.

Именинники 24 февраля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Павел, Пётр, Илья, Данила, Макар.

Женские имена: Именинниц нет. Допускается назвать девочку, которая родилась 29 февраля, именем Ефросиния, Зоя, Светлана.

История праздника

Святой Кассиан Римлянин прожил жизнь праведную и чистую. Он принял иночество в Вифлеемской обители, путешествовал по Скитской пустыни, слушал учения Иоанна Златоуста в Константинополе.

Получив сан пресвитера, святой Кассиан отправился в Галлию, где основал два монастыря. Он известен как знаток Священного писания и автор многочисленных богословских трудов. Последние годы жизни Кассиан боролся с ересью и мирно почил в 435 году.

Совсем иной образ отпечатался в представлении простого народа. Для него Касьян стал олицетворением злобы, зависти, предательства. Оттого и сам Касьянов день стал считаться опасным и демоническим. В этот день не заладится никакая работа, а рождённый на Касьяна будет всю жизнь страдать.

Такая трансформация образа связана с народными представлениями о последнем дне зимы, как дне противостояния добра и зла, а сам образ Касьяна имеет много схожих черт с образом сказочного Кощея.

Следует помнить, что православная церковь не признаёт этого названия дня и не считает его плохим. Это отголоски языческих традиций, верить или не верить в которые - каждый решает сам. О том, что для церкви это обычный день, говорит тот факт, что 29 февраля поминают многих мучеников, а Новосибирская митрополия даже выбрала этот день, как день Собора своих святых.

Кому и о чём молиться в Касьянов день

Перед иконой святого Маруфа Персидского молятся о милосердии и снисхождении; о прогнании лукавых духов, об избавлении от бессонницы.

Святой Маруф Месопотамский икона

Что можно и что нельзя делать в Касьянов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Провести время с семьёй;
  • Избавиться от старого хлама, ненужных вещей;
  • Проводить обряды на очищение от зла;
  • Спать до обеда.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Начинать какие-либо дела;
  • Заниматься домашним хозяйством;
  • Стирать, мыть, рукодельничать;
  • Стричь волосы и ногти;
  • Пользоваться острыми предметами даже за обедом;
  • Заключать договора, давать обещания;
  • Без причины выходить из дома.

Приметы на Касьянов день

Снегопад на Касьяна - к хорошему лету.
Треск деревьев - к морозу.

Пословицы и поговорки на Касьянов день

Худ приплод на Касьянов год.
Касьян на народ - народу тяжело.
Касьян на что не взглянет - всё повянет.
Касьян всё косой косит.
Пошёл Касьян хромать, всё на свой лад ломать.
Касьян три года пьян, а на четвёртый трезвеет.

понедельник, 15 января 2024 г.

Филиппины: 50 самых интересных фактов о стране и её обычаях

Говоря про Филиппины, мы сразу представляем себе загадочный архипелаг, который постоянно разрывается ураганами и извержениями, странных людей и ещё более странные обычаи, хилеров, которые лечат руками, экзотическую природу и чудесные пляжи. И это действительно Филиппины, одновременно опасные и притягательные. Стоит ли удивляться, что турпоток в эту страну растёт с каждым годом? В этой статье мы собрали несколько самых интересных и полезных фактов о Филиппинах, которые помогут составить первое впечатление о стране и, может быть, выбрать оптимальный маршрут по республике.

Общие факты про Филиппины

1. Филиппины расположены в Юго-Восточной Азии на архипелаге, восточная часть которого омывается Филиппинским морем, а западная - Южно-Китайским. С юга острова омываются ещё двумя морями - Сулу и Сулавеси. Все они относятся к бассейну Тихого океана.

2. Всего в состав архипелага входят более 7 тысяч островов, протянувшихся с севера на юг на 2 тысячи километров. Общая длина береговой линии - 36 тысяч километров.

3. Своё название Филиппины получили в честь испанского короля Филиппа II, во времена правления которого острова были открыты испанцами.

4. В настоящее время на Филиппинах проживает 115 миллионов человек, притом, что общая площадь островов - 300 тысяч квадратных километров.

5. Столица Филиппин - город Манила на острове Лусон. Город был основан испанцами в 1574 году, а его название переводится как "место, где растёт много деревьев индиго".

6. В Маниле проживает 1.8 миллиона человек, но самым крупным городом страны оказывается Кесон-сити, в котором живёт почти 3 миллиона филиппинцев.

7. На Филиппинах два государственных языка. Это английский, который вытеснил из обихода испанский, и тагальский, язык коренного населения островов.

8. Филиппины являются многонациональной страной. Здесь проживают представители десятков племён, наибольшей численностью среди которых обладают тагалы, висайя, себуано.

9. Главенствующей религий на Филиппинах является католицизм. Его исповедует почти 80% населения. Тем не менее, сильны на островах и традиционные языческие верования коренных народов.

10. Филиппины обладают развивающейся экономикой смешанного типа. Основными продуктами экспорта оказываются электроника, одежда, нефть, кокосы и фрукты.

11. При этом Филиппины остаются бедной страной с большой разницей в доходах у разных слоёв населения. Средняя зарплата на островах колеблется от 120 до 220 долларов.

12. Национальной валютой страны является песо. Он делится на 100 сентимо.

13. Туризм на Филиппинах развивается быстрыми темпами и уже сейчас даёт более 2 миллиардов долларов в казну страны. Ежегодно республику посещает более 8 миллионов туристов.

14. Главными туристическими воротами страны считается аэропорт Ниноя Акино в Маниле. Он обслуживает до 40 миллионов пассажиров в год. Крупным считается аэропорт Мактан-Себу, обслуживающий 5 миллионов пассажиров в год.

15. Разница во времени между Манилой и Москвой составляет +5 часов. Когда в Москве 12 часов дня, в Маниле уже 17 часов.

Манила, Интрамурос

Достопримечательности и курорты Филиппин

16. Для Филиппин сложно выделить одну знаковую достопримечательность. Пожалуй только столица Манила может заслуживать это звание. В городе несколько живописных церквей, испанская крепость Интрамурос, парк развлечений, зоопарк и океанариум.

17. Город Багио также слывёт туристическим центром, но отдыхать в нём любят и сами филиппинцы. Багио расположен на высоте 1500 метров и отличается более прохладным, комфортным климатом. В городе проводятся красочные фестивали и праздники.

18. Райский остров Боракай является центром пляжного туризма. Сюда приезжают дайверы и сёрферы со всего мира. Жемчужиной острова считается Белый пляж.

19. На острове Бохол расположены удивительные Шоколадный холмы, напоминающие формой и цветом конфеты трюфели.

20. Очень колоритный город Виган находится на западе острова Лусон. Туристов манит сюда странная архитектура, сочетающая испанский колониальный стиль и традиционные восточные элементы.

21. В провинции Ифугао на острове Лусон находятся и знаменитые Рисовые террасы - созданные более 2 тысяч лет назад поля, идеально повторяющие контуры окружающих гор.

22. Привлекают туристов и многочисленные вулканы островов, среди которых самым популярным считается Тааль. Он находится немного южнее Манилы, что делает его доступным для посещений, и периодически выбрасывает в небо столбы пепла.

23. На острове Себу обязательно следует посмотреть могилу Магеллана, путешественника, который пересёк Тихий океан, чтобы встретить смерть на открытых им островах.

Стихийные бедствия на Филиппинах и прочие опасности для туристов

24. Филиппины считаются одной из самых опасных в Юго-Восточной Азии стран прежде всего из-за природных катаклизмов. Но и уровень преступности на островах очень высок.

25. В стране не только высокий уровень карманных краж, но не редкость и серьёзные преступления - грабежи и даже убийства. Здесь высок уровень социальной нестабильности, а в ряде регионов действуют откровенно террористические группировки.

26. Дорожное движение в крупных городах достаточно хорошо организовано, а водители вежливые и почти всегда уступают дорогу. Но за пределами мегаполисов светофоры исчезают и движение приобретает хаотичный характер.

27. Главной природной опасностью на Филиппинах являются тропические ураганы. Сезон дождей здесь длится с мая по ноябрь, но нередко затягивается до декабря. В это время на острова обрушиваются мощнейшие циклоны, приводя к наводнениям и многочисленным жертвам.

28. Другой серьёзной опасностью на островах оказываются землетрясения. Каждый год здесь случаются землетрясения магнитудой от 6 до 7.5, а поскольку их эпицентр зачастую находится в море, всегда есть угроза цунами.

29. И конечно не стоит забывать про вулканы. Действующих вулканов в стране 27, среди них самыми активными считаются вулканы Тааль и Майон, которые извергаются почти постоянно.

30. Санитарно-гигиеническая обстановка в республике сложная. Обязательных прививок для туристов нет, но в стране не редкость заболевания гепатитом, брюшным тифом, малярией. Соблюдение правил гигиены обязательно.

Факты про традиции и образ жизни филиппинцев

31. Основными чертами характера простого филиппинца можно назвать дружелюбие и гостеприимство. Эти люди всегда улыбаются и не любят спорить. Открыто высказывать своё недовольство здесь считается дурным тоном.

32. У филиппинцев принято приглашать в гости друзей и просто хороших знакомых. В гостях вас обязательно попытаются обильно накормить. Не удивляйтесь, здесь царит настоящий культ еды.

33. Для местного жителя считается нормой поесть 6-7 раз за день, поэтому первым вопросом при встрече у них оказывается: "Вы давно кушали?".

34. Идя в гости к филиппинцу, не забудьте про подарки. Лучшими считаются сладости и цветы, кроме лилий и хризантем. Помните, что филиппинцы встречают по одёжке и большое внимание уделяют внешнему виду.

35. Семейные отношения на островах очень крепкие и дружественные. Часто под одной крышей проживают не только родители с детьми, но довольно отдалённые родственники. Да и на работу здесь часто устраиваются кланами.

36. В филиппинском обществе принято проявлять уважение к старшему поколению. Старикам везде почёт. Но и к людям, стоящим выше по социальной лестнице, принято проявлять уважение.

37. Обычным приветствием на архипелаге оказывается рукопожатие с обязательной улыбкой. Целоваться между мужчинами не принято, но среди женщин этот обычай получил большое распространение.

38. Важной чертой характера местного населения оказывается некий фатализм. Филиппинец не станет сетовать на судьбу, если что-то пошло не так. Он примет ситуацию как должное, руководствуясь принципом "Чему быть - того не миновать".

39. А ещё филиппинцы очень азартные люди. Они любят спорт, игры, лотереи. Любимым развлечением простых филиппинцев остаются петушиные бои.

40. Религиозность - ещё одна важная черта характера филиппинцев. Они обязательно посещают церковь для молитвы, причём делают это всей семьёй. Отголоски языческих верований сохраняются в традиции носить амулет или оберег от злых сил.

41. В сельских районах островов до сих пор жизнь населения деревень проходит под чутким руководством шамана - самого влиятельного человека в округе. Без его одобрения не проводится ни одно значимое событие.

42. Филиппинцы очень музыкальны. Они всегда что-то напевают, любят танцевать, а местные праздники отличаются большой массовостью. В них никто не стоит в сторонке, все принимают самое активное участие в веселье.

43. Нельзя не упомянуть и местных целителей - хилеров. По легенде они проводят хирургические операции голыми руками, без разрезов. Официальная наука считает их шарлатанами, но здесь им верят, да и туристов эти знахари привлекают.

Филиппины, Шоколадные холмы

Рекорды Филиппин

44. Самым большим островом архипелага является Лусон на котором расположена Манила, основные туристические достопримечательности и где проживает почти половина населения республики. Его площадь 109 тысяч квадратных километров.

45. Самой большой горой страны является вулкан Апо на острове Минданао. Его высота 2954 метра.

46. Самая длинная река страны - Кагаян, находится на острове Лусон имеет длину 354 километра.

47. Самое большое озеро страны - Лагуна-де-Бай на острове Лусон. Его площадь 949 квадратных километров, но максимальная глубина всего 20 метров.

48. Самый большой океанариум Филиппин находится на острове Себу. Он был открыт в 2019 году и по размерам в три раза превышает знаменитый Манильский океанариум.

49. Самый большой развлекательный парк республики - "Сафари парк" на острове Себу. Его площадь 170 гектаров. В нём же расположен и самый длинный зип-лайн длиной 1.3 километра.

50. Самым высоким зданием в стране является отель Гранд Хайят в Маниле. В этом небоскрёбе 66 этажей и его высота 318 метров.

воскресенье, 14 января 2024 г.

Рассказ о том, как животные помогают друг другу, пример

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 79

Ответы на вопросы к рассказу Н. Дуровой "И заяц способен на подвиг"

1. Случай, о котором рассказывает Наталья Дурова произошёл в реальной жизни. Придумай свой рассказ о том, как животные помогают друг другу и людям.

Придумаем случай, как кошка помогла синичке.

Рассказ о том, как животные помогали друг другу, пример

Кошка Мурка часто любила сидеть на балконе и смотреть на мир. Ей нравилось видеть деревья маленькими, а людей - похожими на мышек.

К ней часто прилетала синичка и садилась на перила. Сперва синичка дразнилась и задирала кошку, но после одного случая они подружились.

Дело было осенью. С утра ударил морозец и перила балкона покрылись корочкой льда. Синичка не заметила этого и привычно плюхнулась на перила. Но внезапно её лапки разъехались и она кувыркнулась вниз. Хотела синичка взмахнуть крыльями, но не успела.

Животные помогают друг другу, рассказ

Одна её лапка попала коготками в щель между половицами пола и там застряла. Билась синичка, билась - но освободиться не смогла.

Тут вышла Мурка. Увидела синичку и замерла, словно к прыжку приготовилась. И синичка замерла в ужасе - сейчас съест!

А Мурка подошла ближе и обнюхала сперва синичку, потом её лапку. Потом лизнула синичку - не плачь, и стала когтями драть половицу возле лапки синички.

А когти у Мурки острые. Вмиг несколько щепок отковырнула и синичка освободилась. Взлетела на перила, что-то сказала и улетала.

После этого синичка много раз прилетала к Мурке на балкон, но больше не дразнилась.

суббота, 13 января 2024 г.

М. Горький "Воробьишко", выборочный пересказ эпизода

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 77

Ответы на вопросы к рассказу М. Горького "Воробьишко"

1. Определи, о чём это произведение: о материнской любви, о непослушном воробушке, о природе.

Это произведение о непослушном воробушке Пудике. В нём рассказывается о многих эпизодах жизни Пудика, в том числе о сражении мамы Пудика с кошкой.

2. Можем ли мы сказать о самоотверженности мамы-воробьихи, её желании спасти малыша даже ценой собственной жизни?

Мама-воробьиха проявила самоотверженность. Она встала между Пудиком и кошкой, чтобы защитить сына. Она понимала, что кошка легко съест её, но была готова защитить сына даже ценой своей жизни.

3. Сделай выборочный пересказ эпизода, в котором описывается, как воробьиха защищает своего сына.

Выборочный пересказ эпизода из рассказа "Воробьишко", пример

Пудик сидел на краю гнезда и распевал песню. Пел, пел, да и вывалился. Воробьиха - за ним. А кошка рыжая тут как тут.

Испугался Пудик, воробьиха отталкивает его, а у самой перья дыбом встали - страшная и храбрая, клювом кошке в глаз целится.

Кричит воробьиха Пудику: "Прочь лети! Быстрее!"

От страха Пудик летать сразу научился - замахал крыльями и раз - на окне. Тут и мама без хвоста прилетела, но радостная. Клюнула Пудика в затылок.

А кошка на земле облизывается и с сожалением говорит: "Мягонький воробушек! Вкусный как мышка!".

пятница, 12 января 2024 г.

М. Зощенко "Ёлка", краткий пересказ, письмо героям

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 51

Ответы на вопросы к рассказу М. Зощенко "Ёлка"

1. Составь план произведения. Перескажи текст, используя вопросы: Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

Примерный план пересказа может выглядеть так:

  1. Разграбление ёлки детьми.
  2. Вручение подарков и драка.
  3. Изгнание гостей.
  4. Решение папы.

Пример краткого пересказа рассказа "Ёлка"

Дети с нетерпением ждали начала праздника. Когда мама вышла на кухню, они пробрались в комнату и стали срывать с ёлки подарки. Они не задумывались о последствиях своего поступка.

Лёля была старше и выше и могла сорвать много чего. Минька был маленьким и доставал лишь до яблока. Это очень злило Миньку. Он попытался что-нибудь достать со стула, но упал и отломил руку фарфоровой кукле.

Когда пришли другие дети и мама стала раздавать подарки, она обнаружила надкусанное яблоко. Мама строго спросила детей: "Кто это сделал?". Дети валили вину друг на друга. Тогда мама поставила Лёлю в угол, а паровозик, который хотела подарить Миньке, отдала другому мальчику.

Минька рассердился и ударил мальчика по руке. Его мама обиделась и сказала, что больше не будет приходить в гости к тем, у кого растут разбойники. Минька обрадовался, что паровозик останется ему.

Дети стали кричать, чтобы гости уходили и оставляли подарки. Праздник оказался окончательно испорчен из-за их жадности.

Пришёл папа и отчитал детей. Он погасил огни на ёлке и отправил детей спать. Папа сказал, что завтра отнесёт все подарки гостям. Это стало уроком для Миньки и с тех пор он никогда не брал чужих яблок и не бил тех, кто слабее.

2. Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, неспособными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведи примеры из текста.

Герои так поступили потому что были:

Жадными: "все можете уходить и тогда игрушки нам достанутся".

Завистливыми: "подставлю стул, да как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока".

Не способными правильно оценить то, что они делали: "я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке".

3. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям?

Дети вели себя очень плохо. Они испортили праздник всем.

Писатель осуждает героев и не пытается приукрасить своё поведение в детстве. Он признаёт свои ошибки и хочет, чтобы другие дети их не повторяли.

4. Какие слова в рассказе ты считаешь главными?

Самые главные слова сказал папа: "Не хочу, чтобы мои дети были жадными и злыми. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве".

М. Зощенко "Ёлка"

5. Что значит думать о других? Всегда ли думаешь о других? Приведи пример, когда твои мысли были подтверждены поступками?

Думать о других, значит поступать так, чтобы никому не делать плохо. Я не всегда думаю о других, иногда я тоже бываю жадной и завистливой, но пытаюсь с этим бороться.

Так, однажды мне очень не хотелось играть с маленьким мальчиком в гостях, но я играла. Потому что ему это нравилось и он был счастлив. Я думала о его счастье, а не о своих желаниях. И после мама меня похвалила.

6. Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему "Что значит думать о других и о себе", то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме?

Письмо Миньке и Лёле, пример

Здравствуйте Минька и Лёля!

Я хочу поделиться с вами очень важными мыслями, которые пришли мне в голову. Может и вам они покажутся важными.

Понимаете, каждый человек должен думать не только о своих удобствах, удовольствиях и выгоде. Он должен думать о том, как его поступки воспримут другие люди.

Тот, кто думает лишь о себе, растёт эгоистом, жадным и равнодушным к другим людям. Это плохо. У такого человека не будет друзей. Кто захочет дружить с жадиной?

А вот с тем, кто поможет другому, поделится, сделает что-то хорошее - дружить будут все. С таким человеком легко и приятно в общении.

Подумайте об этом, Минька и Лёля, это важно для вашего будущего!



четверг, 11 января 2024 г.

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", пересказ от лица Дагни

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 45-46

Ответы на вопросы к рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

1. Что вспоминал композитор Григ, когда сочинял музыку для девочки?

Григ вспоминал бегущую девушку с зелёными глазами, как она обнимает его за шею и говорит "Спасибо".

2. Перечитай тот момент, когда Дагни слушала музыку. Что рисовало её воображение? Что представляла она? Можно ли сказать, что Дагни очень любила свою родину?

Воображение Дагни рисовала картины и звуки родного края. Она слышала, как поёт пастуший рожок, как бушует ветер, как пенят воду корабли. Дагни слышала перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей и песню о девушке. Она представляла родные горы, лес, шум моря.

Дагни очень любила свою родину, раз эти воспоминания были для неё столь дорогими, родными, близкими.

3. Смогла ли героиня понять, что хотел передать ей Григ? О чём она сожалела? Согласишься ли ты, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Данги смогла понять, что хотел сказать ей Григ. Она поняла, что мир прекрасен и человек рождён для счастья. Что у неё впереди долгая и счастливая жизнь.

Концерт можно считать кульминацией рассказа, ведь в этот момент Дагни словно заново рождается и её жизнь обретает смысл.

4. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

Паустовский разделил текст на четыре части. Дадим им названия:

  1. Девочка с корзиной шишек.
  2. Рождение музыки.
  3. Восемнадцатилетие.
  4. На концерте.

Каждая часть описывает отдельный эпизод из жизни Дагни и Грига. Части связаны между собой героями и последовательностью событий.

5. Определи основную мысль (идею) произведения Паустовского. В чём она заключается?

Основная мысль рассказа: человек должен найти своё место в жизни и тогда он будет счастлив.

6. Подготовь разные виды пересказа.

Пример подробного пересказа можно посмотреть, перейдя по ссылке. Ниже дан пример творческого пересказа от лица Дагни.

Пересказ рассказа "Корзина с еловыми шишками" от лица Дагни, пример

Эта история началась чудесной осенью. Я, совсем маленькая девочка с двумя смешными косичками, собирала шишки в огромную корзину, когда вдруг увидела незнакомца. Мне он показался старым, но совсем не страшным, ведь его глаза смеялись.

Незнакомец спросил, как меня зовут, а потом признался, что ему нечего мне подарить. Я рассказал ему про свою куклу, а он вдруг сказал, что сделает мне подарок, но лет через десять. Я удивилась, что одну игрушку надо делать так долго, а незнакомец сказал, что сделает подарок быстро, но такие вещи не дарят маленьким детям.

Потом он помог мне донести корзину и попрощался.

Вскоре эта встреча вылетела у меня из головы и я не вспоминала о ней, пока мне не исполнилось восемнадцать лет.

В это время я жила в Христиании у тёти Магды и её мужа Нильса. Они были хорошими людьми и работали в театре. Я тоже часто ходила в театр, но иногда плакала после спектаклей, ведь я верила всему.

Но однажды я пошла на симфонический концерт. Это было удивительно! Я слушала музыку словно во сне! А потом вдруг услышала своё имя. Со сцены объявили, что будет исполнена знаменитая пьеса Грига, которую он посвятил Дагни Педерсен, то есть мне!

От неожиданности я так глубоко вздохнула, что у меня заболела грудь, а к горлу подступили слёзы. Потом я услышала музыку и успокоилась. Это была волшебная музыка! В ней звучали звуки моей родины: леса, гор, моря, сельские песни.

Только тогда я поняла, кем был тот странный незнакомец осенью в горах и какой подарок он мне пообещал. Эдвард Григ! Волшебник и великий музыкант!

Я плакала не стесняясь слезами благодарности. А музыка звала за собой. И знакомый голос вдруг произнёс: "Ты - счастье! Ты - блеск зари!".

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

7. Найди в тексте описание осени, зимы, белых ночей. Использует ли писатель приёмы сравнения и олицетворения? Придумай примеры.

Писатель использует много сравнений и олицетворений.

Сравнения:

  • свешивается зелёными прядями.
  • как птица пересмешник.
  • осенний наряд.

Олицетворения:

  • живёт весёлое эхо.
  • дрожат от птичьего свиста.
  • туман закутал город.
  • пошёл снег.
  • снег останавливался, чтобы послушать звон.

8. Попробуй придумать сравнения и олицетворения, с помощью которых ты мог бы описать осень или зиму.

Сравнения:

  • золотая как парча.
  • студёная, как вода в колодце.
  • листья как драгоценные камни.
  • пушистый снег как одеяло.

Олицетворения:

  • осень зажгла костёр.
  • осень плакала дождями.
  • зима укрыла всю землю.
  • снег кружился в танце.

9. Составьте с друзьями литературно-музыкальную композицию. Используйте музыку Грига. Подберите стихотворения, которые подходят по настроению к музыке.

К музыке Грига подходят стихотворения о родной природе, выражающие её красоту и чувства автора. Например:

  • А. Фет "Задрожали листы, облетая".
  • Н. Рубцов "В осеннем лесу".
  • М. Лермонтов "Парус".
  • Ф. Тютчев "Утро в горах".
  • А. Плещеев "Сельская песня".

10. Побеседуйте  с другом на тему "Я люблю слушать музыку". Используйте вопросы:

- Любишь ли ты слушать музыку?

- Я очень люблю слушать музыку и слушаю её каждую свободную минуту. А ты?

- Я тоже люблю слушать музыку.

- Ты слушаешь музыку один или в компании?

- Иногда в компании, но чаще один, она играет в моих наушниках и никто её не слышит, кроме меня.

- Какую музыку ты предпочитаешь слушать?

- Я люблю громкую и радостную музыку, под которую можно танцевать, которая наполняет энергией, заставляет что-то делать.

Другой вариант диалога можно посмотреть, перейдя по ссылке.

среда, 10 января 2024 г.

Эфиопия: 50 самых интересных фактов о стране и её обычаях

Эфиопия до сих пор остаётся многим совершенно незнакомой страной, несмотря на давние и тесные связи России с этим государством. Когда-то само слово "эфиоп" было синонимом жителей Чёрного континента, а название страны - символом экзотики, тайн и загадок. Но и сейчас мало кто понимает, зачем стоит посетить Эфиопию и что там можно будет увидеть. В этой статье мы собрали несколько самых интересных и полезных фактов про Эфиопию, которые помогут составить первое впечатление о стране и, может быть, выбрать оптимальный маршрут по республике.

Общие факты про Эфиопию

1. Эфиопия расположена на востоке Африки и с 1993 года не имеет выхода к морю. Это случилось после официального отделения Эритреи, которое стало самостоятельным государством.

2. По суше Эфиопия граничит кроме Эритреи ещё с Сомали, Суданом, Южным Суданом, Кенией и Джибути. Протяжённость границ страны составляет 5300 километров.

3. Само название "Эфиопия" имеет греческие корни и переводится как "Страна сильно загорелых людей". А ещё в прошлом эти земли называли Абиссиния.

4. В современной Эфиопии проживает чуть более 116 миллионов человек и это вторая по численности населения республика в Африке. При этом площадь страны равняется 1.1 миллиона квадратных километров.

5. Столица Эфиопии - Аддис-Абеба. В этом городе проживает 5.5 миллионов человек и он был основан в 1886 году. 

6. Название "Аддис-Абеба" переводится как "Новый цветок". Это крупнейший и самый современный город Эфиопии.

7. Государственным языком страны является амхарский, а вовсе не эфиопский, как можно было подумать. Это язык наиболее значительной народности из проживающих в Эфиопии. Также широко пользуются в стране английским, арабским и сомали.

8. Эфиопию можно смело назвать многонациональной страной. В ней собраны представители десятков африканских племён и народов. Кроме упомянутых выше амхара, здесь живут оромо, сомали, тиграи, и многие другие.

9. Главенствующей религией в Эфиопии является христианство. Более 45% населения исповедует православие, ещё 20% - протестантство. Мусульман в стране чуть более 30%.

10. Эфиопия остаётся преимущественно аграрной страной. Более 85% населения заняты в сельском хозяйстве. Главный экспортный продукт Эфиопии - кофе.

11. Республика остаётся одной из самых бедных стран мира. Средняя зарплата здесь чуть выше 100 долларов.

12. Национальной валютой страны является эфиопский быр. Он делится на 100 центов.

13. В последние годы в стране активно развивается туризм. Здесь множество памятников истории и культуры, чудесная природа, лечебные источники и священные места паломничества.

14. Главными туристическими воротами страны считается аэропорт Боле в Аддис-Абебе. Он обслуживает до 12 миллионов пассажиров в год.

15. Разница во времени между Аддис-Абебой и Москвой отсутствует. Когда в Москве 12 часов дня, по всей Эфиопии столько же.

Церкви Лалибэлы, Эфиопия

Достопримечательности и курорты Эфиопии

16. Самой главной достопримечательностью Эфиопии следует назвать её столицу - Аддис-Абебу. Это город контрастов, в котором ультрасовременные кварталы соседствуют с бедными трущобами. В Аддис-Абебе есть Королевский дворец, Национальный музей, в котором хранятся останки знаменитой Люси - древнего человека, а также памятник А.С. Пушкину.

17. На севере страны находится священный город православных христиан Лалибэла. В нём расположены множество высеченных в камне церквей, а круглые каменные дома местных жителей также очень колоритны.

18. На востоке страны находится город Харэр, священный для мусульман. Его исторический центр является памятником культурного наследия ЮНЕСКО.

19. На севере находится древний Аксум, некогда столица могущественного государства. В нём даже жила знаменитая царица Савская. Аксум знаменит каменными стелами, которых здесь огромное множество.

20. Возле озера Тана находится средневековый город Гондэр, знаменитый своей крепостной стеной с двенадцатью каменными башнями, которые видны издалека. Туристов привлекают и знаменитые бани Фасилидаса.

21. Этнографическими достопримечательностями страны считаются деревни коренных жителей страны. Многие из них доступны для посещения туристами. как например деревня племени Каро, живущего вдоль Голубого Нила.

22. К природным достопримечательностям страны следует отнести активный вулкан Эртале. В его кальдере находится постоянно меняющееся лавовое озеро - необычное природное образование.

23. На севере Эфиопии находится уникальный национальный парк Сымен. На его просторах можно наблюдать многие природные зоны Африки - от пустынь до саванн.

Стихийные бедствия в Эфиопии и прочие опасности для туристов

24. Эфиопия считается не самой безопасной для туристов страной и в этом есть своя логика. Ещё десять лет назад убийства туристов здесь были не редкостью. Но сейчас ситуация изменилась и серьёзных преступлений в отношении гостей Эфиопии почти не совершается.

25. Однако, периодически в стране происходят столкновения на межэтнической почве. Последнее крупное столкновение произошло в 2019 году и привело к многочисленным жертвам.

26. Как и везде в мире, в крупных городах, особенно в Аддис-Абебе могут орудовать карманники. Достаточно соблюдать обычные правила безопасности и внимательно следить за своими вещами, чтобы такой неприятности с вами не произошло.

27. Дорожное движение в стране не самое интенсивное, но многие водители, особенно ночью, не придерживаются правил. Будьте особенно внимательны к грузовикам, водители которых считают, что правила написаны не для них.

28. В южных провинциях страны иногда случаются наводнения, сопровождаемые оползнями. Так, весной 2020 года в разных районах страны погибли более 25 человек. Однако, гораздо чаще страна страдает от засух.

29. Землетрясения в стране кране редки, за последние сто лет произошло лишь пять серьёзных землетрясений. Максимальная магнитуда не превышала 6.2. Вулканы в Эфиопии есть, но их активность не угрожает жизням людей.

30. Санитарно-гигиенические условия в стране не самые лучшие. Следует быть внимательным при употреблении в пищу фастфуда, пить только бутилированную воду. Обязательных прививок для поездки в Эфиопию нет, но рекомендуют пройти вакцинацию от жёлтой лихорадки, гепатита, малярии.

Факты про традиции и образ жизни эфиопов

31. Поскольку Эфиопия является многонациональной страной, нельзя говорить о какой-то одной, специфической черте характера эфиопов. Единственное, что объединяет жителей этой страны, - религиозность. Вне зависимости от вероисповедания эфиопы трепетно относятся к религии.

32. Более строгие нравы царят в провинциях, исповедующих ислам. Там даже мужчинам не желательно ходить в шортах, а тем более без рубашки.

33. Везде в стране левая рука считается нечистой и что-то брать, подавать или даже протягивать ей нельзя. Так же как и указывать на другого человека пальцем.

34. Отношение к туристам в стране настороженное. С одной стороны, чужестранцы вызывают любопытство, с другой - рассматриваются как источник денег. Эфиопы могут быть навязчивыми и отвязаться от них трудно.

35. Важным ритуалом для местных жителей считается приветствие. Оно заключается в пожатии рук и касании друг друга плечами. Без этого не начнётся ни одна важная беседа.

36. В Эфиопии многие народности продолжают верить в языческих богов, и их обычаи могут показаться странными и даже пугающими. Здесь в ходу удаление молочных зубов, подрезания языка, обрезание.

37. По странности обычаев всех перещеголяло племя мурси. Именно здесь девочкам разрезают нижнюю губу и вставляют в неё тарелки, ведь таков местный идеал женской красоты.

38. В этом же племени особым шиком считаются рубцы, оставленные насекомыми, которых специально помещают в сделанные на коже разрезы.

39. А мужчины племени хамер часто ложатся спать в выкопанные ямы, присыпая себя землёй для стеснения дыхания. Так они входят в некое состояние озарения.

40. Эфиопы редко пользуются столовыми приборами. Вилки и ложки им заменяет кусок ынджера - местного хлеба. Особо почетных гостей могут даже накормить с рук.

41. Во многих племенах до сих пор распространены ранние браки. Девочку могут выдать замуж уже в 10 лет. Обычно такой брак совершается по предварительному договору между семьями.

42. В стране есть несколько институтов брака: религиозный, гражданский, временный. Из-за последнего в Эфиопии часто происходят разводы, с которыми правительство безуспешно борется.

43. Детей в эфиопских семьях любят, но воспитывают в строгости. А вот рождение близнецов в некоторых племенах считается дурным знаком. Редкая семья имеет менее 4 детей.

Гондэр, Эфиопия

Рекорды Эфиопии

44. Самой высокой горой страны является Рас-Дашен на севере республики. Её высота - 4620 метров.

45. На северо-западе находится крупнейшее озеро Эфиопии - Тана. Его площадь более 3 тысяч квадратных километров. Озеро Тана известно тем, что является истоком Голубого Нила.

46. Самой длинной рекой страны считается Голубой Нил или как его здесь называют Аббай. Его протяжённость 1700 километров и по территории страны река делает широкую петлю: сперва на юго-восток, потом на юг, запад, и на север - к Великому Нилу.

47. Самым большим водопадом в стране считается каскад Тис-Ысат на Голубом Ниле. Высота каскада доходит до 45 метров. Ниже водопада над ущельем стоит каменный мост, построенный португальцами в 1626 году.

48. Самая длинная пещера в стране - Соф Омар. Её длина больше 15 километров. В разное время пещера служила поклонникам языческих культов и ислама.

49. В Эфиопии находится самый большой отель в Африке. Это Ethiopian Skylight в Аддис-Абебе. В нём 1024 номера, 19 ресторанов, бассейн и спортивный комплекс.

50. Самым высоким небоскрёбом страны является здание Национального коммерческого банка в Аддис-Абебе. В нём 53 этажа и 209 метров высоты.

вторник, 9 января 2024 г.

Труд лечит, лень калечит, смысл пословицы

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 22

1. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать о мальчиках? Соотнесите пословицу "Труд лечит, лень калечит" с рисунками.

Мальчик на левой картинке лежит в кресле. Он ничего не делает, даром тратит время. Он лентяй.

Мальчик на правой картинке сажает дерево, он трудится, делает доброе дело, проводит время с пользой.

Труд правого мальчика делает его лучше, добрее, его похвалят за хороший поступок.

Лень левого мальчика делает его глупым, неинтересным, его будут ругать за безделье.

Так можно соотнести пословицу с картинками.

Труд лечит, лень калечит, пословица

2. Прочитайте пословицы. Обсудите в классе их смысл.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Человек который живёт без забот - живёт только для себя. а значит никому не делает добра. Его никто не похвалит, он будет чувствовать себя ненужным и ему будет плохо.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Кто много трудится - делает много хорошего. Такой человек будет доволен результатом, станет счастливым, его все будут хвалить и ставить в пример.

Без труда и отдых не сладок.

По-настоящему хорошо отдохнуть может лишь тот, кто устал, кто много работал. А тот кто ничего не делал даже не заметит разницу, для него всегда отдых.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Если ничего не делаешь, день тянется медленно, тебе скучно. Но когда ты работаешь, время летит быстро, а результат радует. Тебе некогда скучать.

3. Приведи пример из жизни, когда благодаря своему труду ты чего-то достиг, и наоборот, из-за лени не смог получить нужного результата.

 Я приведу примеры из минувшего лета. Я была у бабушки. Мне захотелось вырастить красивую морковь. И я копала грядки, сажала, поливала, выдёргивала сорняки. Мои труды не пропали даром - морковь выросла большая и сладкая!

А вот вязать мне не хотелось и когда бабушка стала показывать, как это делается, я ленилась, отвлекалась. В итоге я так и не научилась вязать, а виновата в этом моя лень.

Л. Каминский "Автопортрет", ответы на вопросы учебника 4 класс

Использован учебник "Литературное чтение 4 класс часть 2, 2023 год", Климанова, Горецкий, стр. 25

Ответы на вопросы к рассказу Л. Каминского "Автопортрет"

1. Прочитай, как учительница объяснила детям, что такое портрет.

Учительница сказала, что портрет - это лаконичное описание внешности и основных черт характера ученика или ученицы.

2. Как справился с поставленной задачей Витя Брюквин?

Витя за половину урока не написал ничего. Он не мог справиться с поставленной задачей.

3. Какая мысль пришла ему в голову? Можно ли назвать её гениальной?

Витя решил списать у Ани Карнауховой, своей соседки по парте.

Эту мысль нельзя назвать гениальной, ведь до Вити она очень многим приходила в голову, а значит не отличается оригинальностью. Мальчик просто хотел воспользоваться результатом чужого труда.

4. Чем была удивлена учительница? Объясни название рассказа.

Учительница удивилась, что Витя описал самого себя. У него получился портрет не другого одноклассника, а свой. А портрет самого себя называется автопортретом.

Витя написал автопортрет, поэтому и рассказ получил такое название.

Л. Каминский "Автопортрет", ответы

5. Какое представление портрет создаёт о мальчике? Какая у него была речь? Прочитай.

Портрет Ани описывает внешность Вити и его характер. Мы узнаём, какого он был роста, какие у него волосы, уши, нос. Также мы узнаём, что Витя всё время вертится и говорит "ха-ха".

Из портрета мы понимаем, что Витя не умёл чётко выражать свои мысли, он использовал много посторонних слов-паразитов. Видимо мальчик мало читал и имел маленький словарный запас.

6. Какой дружеский совет ты мог бы дать ребятам, которым приходят в голову такие мысли?

Я бы посоветовала всем, кто любит списывать, учиться работать самостоятельно, думать своей головой. А уж если списывать, так с умом, пересказывая текст своими словами. Иначе ваше списывание легко будет разоблачить учителю.

7. Как ты относишься к поступку героя?

Я отношусь к поступку Вити отрицательно. Нельзя корыстно пользоваться другим человеком, его знаниями и умениями, это всегда обидно и неприятно. Да и тот, кто списывал, умнее не станет.

8. Как ты относишься к герою, которого изобразил в своём рассказе автор?

 Я бы не стала дружить с этим героем, мне он не понравился. Он трусоват, глуповат, и даже не думает о том, что пишет, когда списывает. С ним не будет интересно общаться.