Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
Фонохрестоматия
И. Анненский "Снег"
1. С самого начала поэт признаётся, что видит все изъяны зимы и всё-таки даже эти изъяны он принимает: "Но люблю ослабелый...". Как вы объясните эти слова и выраженные ими чувства автора?
Я думаю, что поэту больше нравится время, когда зима подходит к концу, когда близится весна и снег становится ослабелым, талым. Сама же зима кажется поэту обузой, тяжёлым временем.
2. Как звучат эти признания в чтении артиста Леонида Кулагина? Помогает ли музыка понять эти поэтические описания и связанные с ними сложные противоречивые чувства поэта?
Актёр читает стихотворение с грустью, неторопливо, задумчиво. Эта задумчивость помогает понять переполняющие поэта чувства, он пытается разобраться в своих чувствах, понять, что же привлекает его в зиме.
Д. Мережковский "Родное"
1. Какой же представляется родина поэту? Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушиванию этого стихотворения?
Родина представляется поэту радостным и спокойным местом, в котором живёшь "как во сне". Но при этом странно печальным, унылым. Но даже уныние поэт называет родимым.
При чтении этого стихотворения у меня возникает чувство тоски по родным местам, что и хотел передать живущий в эмиграции поэт.
2. Усиливаются ли эти чувства благодаря чтению актрисы Алины Покровской и музыке Римского-Корсакова? Что нового, не замеченного вами при чтении стихотворения вы услышали в голосе актрисы и в музыке?
Чтение актрисы протяжное, проникновенное, берущее за душу. Музыка тоже тихая, нежная, слегка печальная. Я обратила внимание на боль, которую пытается выразить поэт, его ностальгию, тоску по Родине.
3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия?
Настроение печали передают эпитеты: унылое, печальное, беспомощные; сравнения: май, задумчивый, как осень, как беспомощные слёзы струится дождь.
Жизнелюбие передают эпитеты: спокойней, безгрешном, бесстрастной; сравнения: живёшь как в сне, миг подобно капле в море.
Композиционно переход от печали к спокойствию достигается с помощью смены эмоцональной окраски эпитетов от первой к последней строфе.
Д. Мережковский "Не надо звуков"
1. Поэт призывает учиться у природы великому покою и всему тому, что выше земных желаний, дел и слов, что поднимает дух человека над земными заботами и хлопотами. Как вы это понимаете? О каком состоянии собственной души говорит поэт?
Я думаю, что поэт призывает забыть о печалях и трудностях обыденной жизни, ведь они ничто, по сравнению с величием окружающей нас природы.
Поэт описывает умиротворение, ощущение возвышенного спокойствия, которое охватывает его при виде величественной картины.
2. Какие интонации, паузы, логические ударения помогают актрисе передать это необычайно высокое состояние души поэта?
Актриса использует возвышенную интонацию, выделяет ударением слова покою, учись, что помогает понять, к чему призывает поэт, состояние его души.
Бульте внимательны к слову
Анненский говорит о любви к снегу. Подумайте, в какое время он видит снег - начало, середина, конец зимы? По каким приметам вы догадались об этом? Какие эпитеты помогают нам представить разные картины, о которых говорит поэт? Обратим внимание на совершенно необычную характеристику снега: он ложится усталый на скользящий обрыв.
Это стихотворение описывает конец зимы. Мы можем понять это по тому, что снег назван талым, усталым, что обрыв скользит, что близится время "всесожженья весны".
Разные картины нам помогают представить эпитеты: грузный полёт, заплаканный лёд, сверкающе-белый, сиреневый снег, талый, усталый, скользящий.
Учимся читать выразительно
Мережковский в стихотворении "Родное" передаёт нам грустное, щемящее чувство печали с помощью эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь? Обратим внимание, что и следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков. Какое настроение передаёт нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?
Дождь поэт сравнивает с робкими слёзами.
Во втором стихотворении Мережковский говорит о умиротворении, передаёт нам настроение спокойствия.