вторник, 28 февраля 2023 г.

Эпитеты и сравнения в стихотворении Мережковского "Родное", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 207, 209, 210

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Фонохрестоматия

И. Анненский "Снег"

1. С самого начала поэт признаётся, что видит все изъяны зимы и всё-таки даже эти изъяны он принимает: "Но люблю ослабелый...". Как вы объясните эти слова и выраженные ими чувства автора?

Я думаю, что поэту больше нравится время, когда зима подходит к концу, когда близится весна и снег становится ослабелым, талым. Сама же зима кажется поэту обузой, тяжёлым временем.

2. Как звучат эти признания в чтении артиста Леонида Кулагина? Помогает ли музыка понять эти поэтические описания и связанные с ними сложные противоречивые чувства поэта?

Актёр читает стихотворение с грустью, неторопливо, задумчиво. Эта задумчивость помогает понять переполняющие поэта чувства, он пытается разобраться в своих чувствах, понять, что же привлекает его в зиме.

Д. Мережковский "Родное"

1. Какой же представляется родина поэту? Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушиванию этого стихотворения?

Родина представляется поэту радостным и спокойным местом, в котором живёшь "как во сне". Но при этом странно печальным, унылым. Но даже уныние поэт называет родимым.

При чтении этого стихотворения у меня возникает чувство тоски по родным местам, что и хотел передать живущий в эмиграции поэт.

2. Усиливаются ли эти чувства благодаря чтению актрисы Алины Покровской и музыке Римского-Корсакова? Что нового, не замеченного вами при чтении стихотворения вы услышали в голосе актрисы и в музыке?

Чтение актрисы протяжное, проникновенное, берущее за душу. Музыка тоже тихая, нежная, слегка печальная. Я обратила внимание на боль, которую пытается выразить поэт, его ностальгию, тоску по Родине.

3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия?

Настроение печали передают эпитеты: унылое, печальное, беспомощные; сравнения: май, задумчивый, как осень, как беспомощные слёзы струится дождь.

Жизнелюбие передают эпитеты: спокойней, безгрешном, бесстрастной; сравнения: живёшь как в сне, миг подобно капле в море.

Композиционно переход от печали к спокойствию достигается с помощью смены эмоцональной окраски эпитетов от первой к последней строфе.

Д. Мережковский "Не надо звуков"

1. Поэт призывает учиться у природы великому покою и всему тому, что выше земных желаний, дел и слов, что поднимает дух человека над земными заботами и хлопотами. Как вы это понимаете? О каком состоянии собственной души говорит поэт?

Я думаю, что поэт призывает забыть о печалях и трудностях обыденной жизни, ведь они ничто, по сравнению с величием окружающей нас природы.

Поэт описывает умиротворение, ощущение возвышенного спокойствия, которое охватывает его при виде величественной картины.

2. Какие интонации, паузы, логические ударения помогают актрисе передать это необычайно высокое состояние души поэта?

Актриса использует возвышенную интонацию, выделяет ударением слова покою, учись, что помогает понять, к чему призывает поэт, состояние его души.

Бульте внимательны к слову

Анненский говорит о любви к снегу. Подумайте, в какое время он видит снег - начало, середина, конец зимы? По каким приметам вы догадались об этом? Какие эпитеты помогают нам представить разные картины, о которых говорит поэт? Обратим внимание на совершенно необычную характеристику снега: он ложится усталый на скользящий обрыв.

Это стихотворение описывает конец зимы. Мы можем понять это по тому, что снег назван талым, усталым, что обрыв скользит, что близится время "всесожженья весны".

Разные картины нам помогают представить эпитеты: грузный полёт, заплаканный лёд, сверкающе-белый, сиреневый снег, талый, усталый, скользящий.

Учимся читать выразительно

Мережковский в стихотворении "Родное" передаёт нам грустное, щемящее чувство печали с помощью эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь? Обратим внимание, что и следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков. Какое настроение передаёт нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?

Дождь поэт сравнивает с робкими слёзами.

Во втором стихотворении Мережковский говорит о умиротворении, передаёт нам настроение спокойствия.

И. Анненский "Снег"


понедельник, 27 февраля 2023 г.

Описание США по плану, пример, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 183

Параграф 44 "Соединённые Штаты Америки"

Вывод о преимуществах географического положения США

США имеет исключительно благоприятное географическое положение: удалённое от неспокойных регионов, всего две страны-соседа, большое морское побережье позволяет держать связь со всеми материками.

Вывод о месте и влиянии США в мире

Благодаря мощной экономике, большим запасам полезных ископаемых, сильной армии и численности населения США играют одну из важнейших ролей в мире. США влияет на всю мировую политику в угоду своим интересам.

Вывод о жизни и занятиях американцев

Большая часть населения - горожане, занятые в сфере услуг. Много людей работает в промышленности и сельском хозяйстве. Американцы - законопослушные граждане, но большие индивидуалисты, рассчитывают лишь на свои силы.

Это я знаю

1. Назовите преимущества географического положения США.

  • Удалённость от неспокойных регионов.
  • Большое морское побережье, выход в три океана.
  • Граница всего с двумя дружественными странами.

2. Сколько штатов в США? Приведите примеры штатов разных частей страны.

В США 50 штатов. Обособленные штаты: Аляска и Гавайи. Штаты запада страны: Калифорния, Вашингтон. Штаты центральной части: Техас, Канзас, Северная Дакота. Штаты восточного побрежья: Флорида, Мэн, Делавэр.

3. Какие три крупные части США вы видите на физической карте?

На физичиеской карте мы видим гористый Запад, возвышенные равнины Центра и низменность и невысокие горы на Востоке.

4. В каких частях страны находятся:

Главные промышленные районы находятся на востоке страны.

Районы выращивания кукурузы и пшеницы находятся в центральной части, на Великих равнинах.

Районы выращивания хлопчатника и табака находятся на юге Центральных равнин и на Примексиканской низменности.

Малоиспользуемые земли находятся в Кордильерах и на крайнем севере.

Это я могу

5. Составьте описание страны по плану.

Пример описания США по плану

  1. США занимает центральную и северо-западную части Северной Америки. Граничит с Канадой и Мексикой. Столица - Вашингтон.
  2. На западе находятся высокие горы Кордильеры, преобладают высоты 2500-3000 метров, максимальная высота 6100 метров. На востоке и юго-востоке преобладают низменности, имеются невысокие горы Аппалачи, высоты до 2000 метров. В центре находятся Великие и Центральные равнины. Рудные ископаемые находятся на севере и западе США, нефть и газ добывают на юге, уголь - на востоке.
  3. Большая часть США лежит в зоне Субтропического климата, влажного или засушливого. На юге есть участки Тропического климата (Флорида). Север США находится в зоне Умеренного климата, а Аляска - в зоне Субарктического климата. Восток США находится в зоне постоянного увлажнения, в центре имеется летний максимум осадков, на Тихоокеанском побережье - зимний максимум. На плоскогорьях юго-запада осадков очень мало. На западном побережье наблюдается небольшой перепад температур в течении года +10 - +16 градусов. На восточном побережья летом значительно жарче, чем зимой: от 0 до +24. В центральных районах лето также жарче зимы: от 0 до 21 градуса.
  4. Крупные реки: Миссисипи с Миссури, река Св. Лаврентия, Рио-Гранде, Колорадо. Крупные озёра: Верхнее, Мичиган, Онтарио, Эри, Гурон, Большое Солёное озеро.
  5. На Аляске - тундра и лесотундра. В основой части: смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, постоянно влажные тропические и субтропические леса, полупустыни и пустыни, области высотной поясности.
  6. Население США состоит из переселенцев из всех частей света и незначительной доли аборигенов-индейцев. Большая часть населения живёт в городах, примерно 20% занимаются сельским хозяйством. Больше всего американцев занято в сфере услуг. По храктеру американцы индивидуалисты.
  7. Памятники природы: Национальный парк Йеллоустоун, Большой каньон, Мамонтова пещера. Памятники культуры: статуя Свободы, мост Золотые ворота, плотина Гувера, гора Рашмор.
  8. Экологические проблемы: распашка прерий под поля, загрязнение воздуха, воды и земли промышленными и бытовыми выбросами, разрушение природных ландшафтов вследствии добычи полезных ископаемых, сокращение численности видов животных и растений.

6. Используя карты, установите, в какой части США сосредоточены в основном рудные - а в какой - топливные полезные ископаемые.

Рудные месторождения сосредоточены на западе и северо-западе страны, топливные - на востоке и юго-востоке, а также на Аляске.

7. Используя карты на рисунках 133 и 139, сравните, как европейцы осваивали территории Бразилии и США. Отметьте черты сходства и различия. Сделайте выводы и оформите их в виде таблицы.

Колонизация США началась в 17 веке. Её вели несколько стран - Англия, Франция, Испания и даже Россия. Колонизация Бразилии началась в 16 веке, её вели португальцы.

Сходства:

  • Колонизация велась европейцами.
  • Колонизация началась с восточного побережья и продвигалась вглубь стран.
  • Местные жители порабощались или уничтожались.
  • Выкачивались природные богатсва стран.

Различия:

  • Колонизация США велась несколькими государствами Европы, колонизация Бразилии - только Португалией.
  • Колонизация США проходила более высокими темпами.
  • В Бразилии сперва был колонизирован юг, в США колонизация шла по всем направлениям.

Вывод: колонизаторов интересовали природные богатства стран, они притесняли и уничтожали местных жителей.

8. Нанесите на контурную карту природные зоны и крупнейшие города США. В каких природных зонах городов больше?

Городов больше в природных зонах смешанных и широколиственных лесов, и постоянно влажных лесов субтропического и тропического пояса.

Природные зоны США, контурная карта


воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Путешествие по Северной Америке: от Лос-Анджелеса до Св. Лаврентия

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 179

Параграф 43 "Северная Америка: путешествие 2"

От Лос-Анджелеса до Сан-Франциско

Пролетая над Калифорнией, я видела огромную и плодородную Большую Калифорнийскую долину, ограниченную на западе высокими скалами Берегового хребта, а на востоке - горами Сьерра-Невада. Здесь много небольших городков, окружённых виноградными садами. Вскоре я увидела Сан-Франциско, прекрасный город, стоящий на небольшом полуострове. Символом города является мост Золотые ворота.

От Сан-Франциско до Чикаго

Пролетая над Кордильерами и Великими равнинами, я видела, как под крылом самолёта промелькнули горы Сьерра-Невады и потянулось изрезанное хребтами и полупустынями плоскогорье Большой бассейн. Здесь много солёных озёр, самое крупное из них - Большое Солёное озеро. Но вот горы кончаются. У их подножия стоит город Денвер, а дальше начинаются Великие равнины. Это огромная полоса бывших прерий, сейчас превращённых человеком в поля и сады. Постепенно пшеничные поля сменяются кукурузными, вдали появляются Великие озёра и город Чикаго. Чикаго стоит на озере Мичиган и знаменит своими небоскрёбами.

От Чикаго до Нью-Йорка

Пролетая над Центральными равнинами и Аппалачами, я видела множество крупных городов. Это обжитой, промышленный центр страны. Вот мелькнула лента реки Огайо, потом невысокие горы Аппалачи. А за ними показалась бесконечная водная гладь Атлантического океана. Аппалачи обрываются крутым уступом к Приатлантической низменности. Здесь текут многочисленные реки, на которых стоят ГРЭС. На реке Потомак стоит и столица США - город Вашингтон. В нём нет небоскрёбов. Зато огромное их количество находится в соседнем Нью-Йорке, который большей частью расположен на островах.

От Ниагарского водопада вдоль реки Св. Лаврентия

Пролетая над Великими озёрами и бассейном реки Св. Лаврентия, я видела знаменитй Ниагарский водопад, расположенный между озёрами Эри и Онтарио. Он разделён Козьим островом на два потока. Далее мы летим на северо-восток над рекой Святого Лаврентия. Её пологие вначале берега постепенно сужаются, над левым берегом нависает гранитный уступ Канадского щита. На реке видны несколько ГЭС и крупные города, среди которых Монреаль. Но вскоре река заканчивается узким устьем и мы оказываемся над Атлантическим океаном. Прощай, Америка!

Это я могу

1. Найдите на карте пункты, для которых даны климатические диаграммы на рис. 154. Проследите, как изменяется климат от одного пункта к другому. Объясните изменения. Для каждого пункта придумайте фразу, которая подчёркивала бы самую, по вашему мнению, яркую его черту.

Сан-Франциско находится на берегу Тихого океана. Здесь мягкий климат с незначительным колебанием среднемесячных температур. На температуру оказывают влияние тёплые ветра с океана и холодное Калифорнийское течение. Здесь имеются ярко выраженные сухой и дождливый сезоны, что характерно для субтропического климата.

Фраза: Наслаждайся летом, отдыхай зимой.

Денвер находится в глубине материка и отличается континетальным климатом. Для него характерны ярко выраженные холодный и жаркий сезоны, с большим перепадом температур между ними. Осадков здесь выпадает мало, потому что океанические ветра задерживаются высокими горами.

Фраза: Засушливый город между горами и равнинами.

Вашингтон находится на берегу Атлантического океана. Здесь выпадает много осадков, приносимых океаническими ветрами и имеется значительный перепад месячных температур - ярко выражены лето и зима. Здесь мягкий муссонный климат.

Фраза: Жарко летом, влажно весь год.

2. Рассмотрите фото на рис. 152. Что характерное для Нью-Йорка вы отметили бы в первую очередь? Совпадает ли впечатление от увиденного на фото с тем, что вы знали о Нью-Йорке раньше или узнали из учебника?

Я бы отметила очень плотную застройку города и огромное количество небоскрёбов. Многие районы города находятся на островах и соединяются между собой мостами. Это крупный современный мегаполис.

Мои впечатления от фото совпадают с тем, что я знала о Нью-Йорке и что читала о нём в учебнике.

Северная Америка, природные зоны


среда, 22 февраля 2023 г.

В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет", пример пересказа, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 155

В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Фотография, на которой меня нет".

Размышляем о прочитанном

1. Какими вам представляются деревенские будни школы благодаря рассказу Астафьева "Фотография, на которой меня нет"?

Как и сейчас, дети шли утром в школу, где их встречали учитель и учительница. Ребята учились вместе, у них не было удобных парт и стульев, не хватало тетрадей и карандашей, но они тянулись к знаниям. Семьи были большими, в каждой были ученики разного возраста и часто один учебник на всех.

2. Кто герои рассказа? Кто они - учитель, дядя Левонтий, бабушка? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети?

Рассказ ведётся от первого лица, мальчика Вити. Витя - добрый и любознательный мальчик, но он баловник, не отличается прилежанием и поведением. У него слабое здоровье, но он старается не отставать от друзей в играх.

Учитель - приехал в деревню с молодой женой. Ему 25 лет. Человек честный, справедливый, приветливый. Любит учеников, навестил Витю и принёс ему фотографию. Он был вежливым и застенчивым, но мог броситься на защиту учеников, как в случае со змеёй.

Бабушка Катерина - строгая и хозяйственная женщина. Умная, но верит в предрассудки и бога, заговоры. Она может дать затрещину внуку, но сильно его любит и беспокоится о нём. У неё в доме всегда порядок и чистота.

Левонтий - сосед Вити. Лиходей и пьяница, который изменился после разговора с учителем.

Люди в деревне были отзывчивыми, дружными, и помогали друг другу. Бабушка пыталась помочь учителю с ребёнком, который много плакал. Санька, друг Вити, отказался фотографироваться из солидарности с больным товарищем. Жители деревни тайком разгрузили у дома учителя воз дров, приносили ему еду, помогали с одеждой и обувью. Школу тоже строили все вместе и взрослые, и дети.

3. С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?

Сельская школа создавалась всем миром. Учитель ездил в город, выбивал учебники, дети собирали по деревне утильсырьё, чтобы купить карандаши и полезную мелочь, взрослые делали столы. Это описание дано автором, чтобы показать, как дружно жили люди в те далёкие времена.

Рассказ повествует о тридцатых годах прошлого века. Фотограф в деревне ещё был большим событием, ездили ямщики, родители многих деревенских происходили из ссыльных, значит прошло немного времени после революции 1917 года. Автор упоминает, что многие его школьные товарищи полегли во время войны.

Творческое задание

Как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история"? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фотография в те годы была исключительным событием. Фотографии были групповыми, их вешали на стены, любовались и показывали соседям и родственникам. Для фотографии люди одевали лучшие одежды, наряжались, выбирали красивое место - рядом со школой, домом. По ним можно понять быт народа, его характер, его своеобразие. На фотографиях разного времени можно было наблюдать изменения в условиях жизни, видеть, как вырастали дети. Фотография сохраняла миг, частичку эпохи, поэтому автор называет её летописью и историей.

Обогащаем свою речь

1. Подготовьте пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя.

Пример пересказа рассказа "Фотография, на которой меня нет"

Глухой зимой сонную школу взбудоражило событие - из города приехал фотограф фотографировать учащихся овсянской школы. Учитель и учительница хотели поместить фотографа на ночёвку в заезжий дом, но тётка Авдотья договорилась поместить его у десятника сплавконторы Чехова. Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он снимал хорошо.

Витя с Санькой не отличались прилежанием и поведением, поэтому их хотели поместить сзади. Ребята обиделись и пошли кататься с обрыва. Ночью у Вити заболели ноги. Он терпел, потом завыл. Бабушка заворчала, дала внуку затрещину и стала натирать ноги нашатырным спиртом. Но лекарство не помогло. Витя бился и кричал. Бабушка отправила деда топить баню прямо ночью. Утром она отнесла мальчика в баню, прогрела его и он уснул.

Проснулся Витя от звука голосов. Бабушка шумно спорила с Санькой. Мальчик попытался встать, он сильно хотел фотографироваться, но не смог сделать и шага. Санька был удручён и решил тоже не ходить фотографироваться.

Неделю Витя не ходил в школу, а всё смотрел в окно на соседские дома. Потом пришёл учитель и принёс фотографию. На ней были все деревенские ребята и учитель с женой. Но не было Вити и Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но губы Вити дрожали.

Учитель долго разговаривал с бабушкой. Рассказал про воз дров, который сгрузили возле его дома. Бабушка знала, кто свалил дрова, но учителю не сказала. Учителя в деревне уважали. Деревенские бабы носили ему молоко, творог, бруснику. Отнесли его катанки сапожнику и тот красиво их подшил.

Учителя начинали работу в простом деревенском доме с угарными печами. В школе не было парт, скамеек, учебников, тетрадей. Букварь был один на класс. Но учитель съездил в город, привёз весы и устроил во дворе временный ларёк "Утильсырьё". Дети перевернули всю деревню в поисках ненужных вещей. В школе появились карандаши, тетрадки, учебники.

Учитель ушёл, а Витя долго смотрел ему вслед и на душе его было щемливо, хотелось заплакать. Бабушка повесила фотографию на стену и сокрушалась, что внука на ней нет.

Весной учитель стал водить ребят в лес. Он рассказывал про кольца деревьев, про серу, канифоль. А ребята рассказывали учителю как не заблудиться в лесу, спастись от пожара, учили различать голоса птиц и зверей.

Однажды они встретили змею и учитель долго бил её палкой. Потом дети узнали, что он никогда прежде не видел змей и не знал, как с ними поступать. Учитель был вежливым и застенчивым, но всегда готовым броситься вперёд и оборонить учеников.

Та школьная фотография жива до сих пор. Витя смотрит на неё и улыбается, но не смеётся. Ведь деревенская фотография - это летопись народа, его настенная история.

2. Объясните слова и словосочетания:

Домовничать - сидеть дома, заниматься домашними делами.
Персона - человек, личность.
Терпеть - переносить что-то неприятное.
Досконально - тщательно, до мелочей.
Полюбопытствовать - поинтересоваться.
Красоваться - выставлять себя на показ.
Летопись - хроника событий.
Демонстрировать достаток - показывать свой уровень жизни, хвастать богатством.
Астафьев "Фотография, на которой меня нет"


вторник, 21 февраля 2023 г.

Отзыв на песню "Катюша", пример, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 118, 123, 130-131

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Фонохрестоматия

Михаил Исаковский "Катюша"

1. Какие настроения и чувства передают стихотворение и песня (радостные, тревожные, печальные)? Как это отражено в исполнении Елены Габец и Ларисы Казаковой?

Стихотворение и песня передают тревожное настроение. Чтица показывает это проникновенным голосом, негромким голосом. Певица показывает настроение повторами, эмоциональностью.

Михаил Исаковский "Враги сожгли родную хату"

1. Какие чувства (печальные, скорбные, грустные) выразил Исаковский в стихотворении? Усиливаются ли эти чувства музыкой?

Поэт выразил в стихотворении боль утраты, скорбь, печаль. Эти чувства усиливаются протяжной мелодией песни.

2. О чём рассказал солдат? О каком длинном пути?

Солдат рассказал о своём военном пути, о четырёх годах войны и трёх покорённых державах.

Булат Окуджава "Песенка о пехоте"

1. Как воспринимается текст стихотворения и песни - грустным, тревожным, трагическим?

Текст стихотворения и песни кажется тревожным.

2. Как и с каким настроением вы бы стали исполнять песню?

Я бы исполняла песню неспешно, печально, с надрывом.

3. Когда же не надо верить пехоте?

Нельзя верить пехоте, когда она поёт бравые песни.

4. Почему заманчива должность мужчины?

Потому что он весь век в походе.

5. Как вы понимаете строки:

Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт - бравые песни не говорят о хорошем настроении, они поднимают дух солдат, заставляют их забыть о тягостях войны.

Чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна - мужчины уходят в поход весной, когда природа прекрасна, когда много работы дома, и это их тяготит.

6. Понравилось ли вам исполнение песни и чтение стихотворения актёрами?

Мне понравилось проникновенное чтение стихотворения, очень эмоциональное и выразительное. Мне понравилось исполнение песни, медленное, напевное.

7. Вносит ли различие в содержание "Песенки о пехоте" исполнение её женщиной и мужчиной?

Женщина вносит в стихотворение больше грусти, тревоги, мужчина поёт мужественным голосом, более сдержанно.

Лев Ошанин "Дороги"

1. Услышали ли вы различия в проявлении чувств, в чтении актёра и в пении?

В чтении много печали, тревоги, а в песне исполнителям удалось передать надежду, веру в лучшее.

2. Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги? Понравилось ли вам исполнение Ларисы Казаковой и Николая Лазарева? Чем? Какие слова повторяются в песне? Почему?

Доля солдата защищать свою землю и не знает он своей судьбы, может сложит крылья посреди степей, а может вернётся домой, где мать сыночка ждёт.

Дороги символизируют тяжёлые испытания, выпавшие на долю солдата, потерю друзей, победу, поэтому их забыть нельзя.

Мне понравились чтение и исполнение стихотворения выразительностью, накалом эмоций. А исполнение песни ещё и созвучием мужского и женского голоса.

В песне повторяются слова "Эх, дороги, пыль да туман...". Эта фраза стала припевом песни.

3. Как вы понимаете строки:

Знать не можешь доли своей, может крылья сложишь посреди степей - судьба солдата неизвестна, в любой миг он может погибнуть.

А кругом земля дымится, чужая земля - бои шли на чужой земле, дым сражений поднимался над ней.

Алексей Фатьянов "Соловьи"

1. Почему солдатам стало не до сна?

Потому что пришла весна и поют шальные соловьи.

2. Что вспоминается солдату перед боем?

Солдат вспоминает родной дом и сад возле пруда, где его ждут.

3. Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?

Солдаты устали, им нужен отдых, а соловьи не дают им уснуть.

4. Какие интонации преобладают в стихотворении, прочитанном актрисой, в песне? Какие чувства и настроения выражены сильнее в чтении стихотворения, а какие - в песне?

В стихотворении преобладают тревожные интонации. В песне преобладают спокойные интонации.

В стихотворении сильнее выражены тоска по дому и тревога о предстоящем бое, в песне - красота соловьиного пения.

5. Что в наибольшей степени способствует музыкальности текста - рифма, ритм, повторы?

Больше всего музыкальности текста способствуют повторы, потом - рифма, и наконец ритм.

Размышляем о прочитанном

1. Стихотворения и песни о войне - это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Подумайте, какую тему поднимает каждая песня.

"Катюша" - поднимает тему ожидания солдата, любви.

"Враги сожгли родную хату" - поднимает тему потери, утраты, жестокости войны.

"Песенка о пехоте" - поднимает тему судьбы солдата.

"Дороги" - поднимает тему судьбы человека.

"Соловьи" - поднимает тему взаимосвязи природы и войны.

2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

Поэты показывают горести войны, тяжесть ратного труда, говорят о потери друзей и возможности смерти. Они говорят о любви к родине, к родному дому, рассказывают о вере в победу.

Фронтовые и народные песни сближает тема патриотизма и печальные, грустные мотивы тяжёлых испытаний, образ женщины, ждущей возвращения мужчины.

3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Какие из них вы раньше слышали? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?

Стихи и песни о войне пронизаны горечью потерь и утрат, любовью к родной земле, к дому.

Я слышала все эти песни. Песня Окуджавы "Нам нужна одна победа" звучит в фильме "Белорусский вокзал".

Творческое задание

Напишите отзыв на одну из понравившихся вам песен.

Отзыв на песню "Катюша"

Стихотворение "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в 1938 году. В том же году она стала песней, музыку сочинил композитор Матвей Блантер.

По жанру это романс, очень лиричный и проникновенный. Песня никого не оставляет равнодушным, особенно народной она стала в годы Великой Отечественной войны, сразу полюбившись солдатам.

В песне есть всё, что дорого бойцам - образ дома и любимой девушки, патриотизма и веры в лучшее. Слушая эту песню, солдаты вспоминали дом, любимых, морально отдыхали перед сражениями. И сейчас эта песня не потеряла актуальности. Проникновенная мелодия заставляет дрогнуть сердце любого человека, заставляет подумать о родных и о своей стране. Эта песня очень позитивная, в ней мало тревоги, но есть уверенность в будущем, в том, что счастье обязательно придёт.

Мне очень нравится эта песня и я часто её слушаю.

Совершенствуем свою речь

Объясните слова и словосочетания

Беречь землю - беречь Родину, своих близких.
Глубокое горе - сильное горе.
С печалью пополам - печаль сопровождает остальные чувства.
Держава - страна.
Бравые песни - бодрые, поднимающие дух.
Огонь смертельный - губительный огонь выстрелов.
Не тревожьте солдат - не мешайте солдатам отдыхать.
Шальные соловьи - потерявшие разум, весёлые.
Огневая песня - песня "Катюши", реактивного миномёта, выжигающего врага.
"Катюша", песня, рисунок


понедельник, 20 февраля 2023 г.

Северная Америка, путешествие 1: от Вест-Индии до Лос-Анджелеса, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 173

Параграф 42 "Северная Америка: путешествие 1"

Летим над островами Карибского моря

Пролетая над Вест-Индией, я видела дугу Малых Антильских островов, которые отделяют Карибское море от Атлантического океана. Это красивые, гористые острова, заросшие густым лесом. Они окружены коралловыми рифами. Здесь много прекрасных бухт с удобными пляжами. На островах разбиты плантации кокосовых пальм, бананов и сахарного тростника.

Мы повернули на запад и полетели над более крупными островами Большими Антильскими. Я видела Пуэрто-Рико, Гаити, Кубу. Это очень красивые острова с густыми лесами и весёлыми жителями, потомками африканских рабов.

Из Вест-Индии в Мехико

Пролетая над южной частью Мексики, я видела заросшие лесом низины полуострова Юкотан. Там скрываются заброшенные города таинственного народа майя. Сейчас это самый бедный регион Мексики. Повернув на северо-запад, мы миновали побережье Мексиканского залива, в котором виднелись вышки нефтяных платформ. Чем дальше мы летим к северу, тем более гористой становится местность. Вокруг вздымаются вершины гор и вулканов, среди которых выделяется вулкан Орисаба, высотой 5610 метров. Вскоре мы оказываемся над центральной частью Мексики. Здесь в долине, окружённой кольцом гор, находится её столица - один из крупнейших городов мира Мехико.

От Мехико до Лос-Анджелеса

Пролетая над северной частью Мексики, я видела пустынное нагорье, в котором редко попадаются крупные города, зато много полезных ископаемых. Густые леса юга страны остались далеко позади и сейчас под крылом самолёта я вижу лишь кактусы, алоэ и юкки. Наконец под нами мелькнула широкая лента реки. Это Рио-Гранде, граница между Мексикой и США. Мы пролетели над пастбищами Техаса, его плантациями и полями, нефтяными вышками и крупными городами. Но вот мы вновь вернулись к Рио-Гранде, миновали город Эль-Пасо и оказались над Кордильерами. Среди многочисленных плато, котловин и плоскогорий мелькнёт Большой каньон Колорадо - одно из природных чудес света. Глубина пропасти здесь может достигать 1.5 километра. Дальше на запад мы пролетим над самыми засушливыми участками страны и знаменитой Долиной Смерти. Здесь была зафиксирована самая высокая температура в Западном полушарии. Миновав полосу Береговых хребтов мы оказались над Лос-Анджелесом, стоящим на берегу Тихого океана. Здесь находится Голливуд.

Это я могу

1. По карте на стр. 175 назовите столицы стран. Определите их географические координаты.

Куба: Гавана, 23 градуса с.ш., 82 градуса з.д.

Гондурас: Тегусигальпа, 14 градусов с.ш., 87 градусов з.д.

Мексика: Мехико, 19 градусов с.ш., 99 градусов з.д.

2. По карте на стр. 174 определите, над какой страной мы будем пролетать, пересекая Северный тропик. Какой ландшафт мы увидим?

Мы будем пролетать над Мексикой и увидим гористую полупустынную и пустынную местность.

3. Рассмотрите фото на рисунке 145. Найдите на нём растение, о котором уже говорилось в учебнике. Чем оно интересно?

На этом рисунке мы видим кокосовую пальму. Её плоды, кокосы, используются в пищу и для производства масла.

4. Найдите на карте стр. 174 в районе 36-42 северной широты отрезок, где наш маршрут делает петлю. Определите, что это за местность. Есть ли среди фото, помещённых в параграфе, те, которые к ней относятся?

Эта петля от плато Колорадо до Тихого океана, вдоль побережья до Сан-Франциско и обратно на восток. Здесь мы наблюдаем гористую местность - Кордильеры, с их платами, котловинами и плоскогорьями.

В параграфе к этому отрезку пути относится фото на рисунке 148, которое как раз изображает Большой каньон.

Северная Америка природные зоны


пятница, 17 февраля 2023 г.

Главные достижения Англо-Саксонской Америки, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 169

Параграф 41 "Англо-Саксонская Америка"

Почему Америка разделена на Латинскую и Англо-Саксонскую. Похожи ли США и Канада. Что дала Англо-Саксонская Америка миру.

 Это я знаю

1. Расскажите об истории освоения Северной Америки европейцами.

В начале 17 века первые поселения англичан, голландцев и французов появляются на Атлантическом побережье Северной Америки. Переселенцы вели настоящую войну с местным населением - индейцами. Индейцев уничтожали и вытесняли вглубь материка. В 1776 году 13 британских колоний образовали независимое государство - США. США удалось захватить голландские, французские и испанские колонии и расширить свою территорию до Тихого океана. Английский язык и культура укоренились на новых землях и лишь канадская провинция Квебек осталась франкоязычной. В США быстрыми темпами велось освоение новых земель, развитие фермерских хозяйств и промышленных предприятий.

2. В чём проявляется сходство США и Канады? Есть ли различия?

Сходство проявляется в следующем:

  • Обе страны являются федерациями.
  • Они занимают огромную площадь, являясь 2 и 4 странами мира по площади.
  • По их территориям протянулись Скалистые горы и Великие равнины.
  • У них огромные природные ресурсы и тесно связанные экономики.
  • Население стран сформировано переселенцами.
  • Большая часть населения живёт в городах.
  • Города срастаются с пригородами и образуют агломерации.
  • Основу сельского хозяйства составляют фермеры.

Различия:

  • Климат Канады более суровый.
  • Плотность населения и его численность в Канаде значительно меньше, чем в США.
  • В Канаде государственным языком наравне с английским остаётся французский.

3. Какую общую черту населения Англо-Саксонской Америки вы бы выделили как основную?

Население сформировано переселенцами с разных стран мира.

4. Перечислите главные достижения Англо-Саксонской Америки. Что она дала миру?

Северная Америка дала миру многие научные открытия и технологии. Здесь стали массово производить автомобили, создали интернет и многое другое. Отсюда по миру пошли джаз, блюз, кантри. Здесь находится крупнейшая фабрика по производству фильмов - Голливуд. В Америке творили известные писатели и музыканты.

5. Какие крупные города Англо-Саксонской Америки вы знаете?

Я знаю города в США: Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Новый Орлеан.

Я знаю города в Канаде: Торонто, Оттава, Монреаль.

Это я могу

6. Используя карты атласа, нанесите на контурную карту месторождения главных полезных ископаемых США и Канады.

Полезные ископаемые Северная Америка, карта

7. Рассмотрите фото на рисунках 140 и 141. Как вы думаете, почему для США и Канады выбраны фото именно такой тематики. Найдите на рисунке 141 черты типичного североамериканского города. Определите, к какой природной зоне относится местность на рисунке 140.

На этих фото мы видим главные приметы Англо-Саксонской Америки - красивую, первозданную природу, часто не тронутую человеком, и крупный город с небоскрёбами и развитой инфраструктурой.

Типичными чертами североамериканского города оказываются: плотная застройка с высотными домами, наличие мостов и широких дорог, районы одноэтажной застройки за пределами центра, отдельно расположенные промышленные районы.

На рисунке 140 мы видим хвойные деревья, растущие по берегам быстрой реки. Это природная зона тайги, занимающая большую часть Канады.

Это мне интересно

8. Проведите среди своих знакомых небольшое исследование. Выясните, какие географические названия, связанные с США и Канадой, им известны. Могут ли они назвать знаменитых писателей, поэтов, художников, артистов и др.? Сделайте вывод о том, что знаете вы и что знают ваши сверстники об этих странах.

Я провела исследование среди своих подруг. Я выяснила, что многие географические названия им известны. Они знают Скалистые горы, полуостров Флорида, остров Гренландия, Калифорнию и Аляску. Они могут назвать города Северной Америки.

Также мои сверстники хорошо знают известных североамериканских музыкантов и актёров. Никто не смог назвать американских поэтов или художников. Из писателей они вспомнили Марка Твена, О. Генри, Джека Лондона и Сетон-Томпсона.

Вывод: мои сверстники много знают о США и Канаде, но их знания в большинстве своём основаны на американских фильмах и музыке.

четверг, 16 февраля 2023 г.

Что сближает Тёркина с героями народных сказок, богатырями, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 173-174

А. Твардовский "Василий Тёркин"

Творческое задание

1. Характер Тёркина особый. Что его сближает с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.? Что вы могли бы добавить к словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?

В бою - герой, на привале - балагур, в быту - мастер на все руки. Так кратко можно охарактеризовать Василия Тёркина. И в этой характеристике выражено его явное сходство с героями сказок и былин.

Как сказочный Добрыня Никитич шапкой с песком повергает Змея Горыныча, так Тёркин простым ружьём сбивает вражеский самолёт. Он совершает подвиги, неподсильные обычному человеку, например, переплывает ледяную реку. Он смело бьёт врага, не смотря на его численность, как Илья Муромец прокладывает себе в рядах противника то улочку, то переулочек.

В краткие часы отдыха между боями Тёркин метким словом успокаивает бойцов, поддерживает их дух, играет на гармони, рассуждает о мирной жизни. Как герои народного фольклора, он никогда не лезет за словом в карман. И при этом он скромен: как Илья Муромец отказывался от добытого золота, так Тёркин отказывается от ордена.

Тёркин родом из народа, как былинные богатыри или частый персонаж сказок - отставной солдат. Тёркин проявляет находчивость и смекалку, нет такого дела, какое ему было бы не под силу. Надо починить часы - пожалуйста!, развести пилу - нет проблем!, приготовить вкуснейший обед из топора - и это ему под силу!

С героями народного эпоса Тёркина сближают: героизм и сила, мужество, смекалка, хитрость, находчивость, честность, скромность, умение везде находить друзей, любовь к Родине и простому человеку.

2. Какими главами, эпизодами, поступками и словами героев подтверждается мысль Твардовского о правде сущей? Напишите сочинение-рассуждение, отвечающее на этот вопрос.

Сочинение-рассуждение "О правде сущей"

В самом начале поэмы автор говорит, что нельзя прожить без правды сущей, пусть горькой, но жизненно необходимой каждому честному человеку. И в этом я согласна с поэтом. Жить во лжи невозможно, только правда наполняет нашу жизнь смыслом и заставляет идти вперёд, невзирая ни на какие трудности.

Война - жестока, и это прекрасно понимал автор. Он пишет о героизме простых солдат, но не забывает о том ужасе, который их постоянно окружает. В главе "Переправа" поэт описывает смерть солдат: "люди тёплые живые шли на дно..." В главе "Кто стрелял" Твардовский рассказывает про ужас неминуемой смерти, ощущение собственного бессилия, когда понимаешь, что от тебя ничего не зависит: "и бежать при всей охоте не положено тебе".

Но правда ещё и в оптимизме, в вере в победу, в то, что наступит мирная жизнь и всё будет хорошо. Ведь главный лозунг солдата по Твардовскому "живы будем - не помрём!". И его герои мечтают о мире, о девушках, о земле. О такой далёкой и такой близкой мирной жизни.

Сущая правда Твардовского и в реальном описании солдатского быта: мёрзлая земля, землянки, скудная пища, вши, топлёная изо льда вода. И шутки-прибаутки, которые поднимают дух, заставляют с оптимизмом смотреть в будущее и верить, что враг будет разбит, а победа будет за нами!

Но главное в поэме - это понимание солдатами того, ради чего они сражаются. Не ради славы, не ради орденов, а ради жизни. И понимание того, что смерть может настигнуть каждого, но от судьбы не уйдёшь, а главное: "лишь бы дети, говорят, были бы здоровы".

3. В поэме, кроме Тёркина, есть ещё герой, который проходит через весь текст - это автор. Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам?

Автор хорошо представляет то, о чём пишет, война знакома ему не понаслышке. Это честный, прямой, искренний человек, который больше всего на свете ценит правду. Он ненавидит войну, которая несет столько боли, потерь, страха, но считает, что сражаться за свою Родину - дело правое. Ведь это бой ради жизни на земле.

Твардовский любит своего героя, а значит любит и каждого солдата. Ведь для него Тёркин - это обобщённый образ русского воина-освободителя.

4. Сам поэт неоднократно писал: "Тёркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщённое". Как вы понимаете эти слова поэта?

У Тёркина в поэме нет реального прототипа, он не списан с конкретного человека. Но, между тем, в чертах и поступках Тёркина каждый солдат узнавал себя или кого-то из друзей. Можно сказать, что прообразом Тёркина стали все русские солдаты, он списан с каждого и ни с кого в отдельности.

Фонохрестоматия

1. Какова главная мысль главы "Переправа"? Как бы вы прочитали строки "Бой идёт святой и правый..."? Как звучат эти слова в чтении Михаила Лебедева?

Главная мысль это главы в том, что самые простые люди, ребята становятся героями, совершают подвиги, когда сражаются за свою Родину, за правое дело.

Эти строки я бы прочитала громко, медленно, внушительно. Актёр читает их тихим, словно усталым голосом, как прописную истину.

2. Найдите в прочитанном отрывке трагические и юмористические интонации.

Трагические: "Люди тёплые живые шли на дно...", "И о нём молчат ребята...", "Порошок снежит им очи".

Юмористические: "А нельзя ли изнутри погреться мне", "А ещё нельзя ои стопку, потому как молодец".

3. Как вы понимаете строки "Кому память, кому слава...", "И совсем свои ребята сразу - будто не они"?

Память и слава героям, павшим за свою Родину, тёмная вода - безымянным воинам, погибшим ради общей победы.

Бой заставляет людей собраться, стать "дружней и строже", знакомые люди кажутся другими, но ещё более родными.

4. Какие чувства поэта передаёт актёр в последних строках отрывка из поэмы?

В этих строках актёр передаёт горечь и сожаления автора о погубленных жизнях, его веру в победу и в справедливость правого боя.

Твардовский "Василий Тёркин"


среда, 15 февраля 2023 г.

А. Твардовский "Василий Тёркин", характеристика героя, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 172-173

А. Твардовский "Василий Тёркин"

Размышляем о прочитанном

1. Каким историческим событиям посвящены произведения Твардовского? О чём рассказывает читателю поэма "Василий Тёркин"?

Твардовский много писал о Великой Отечественной войне, о том, что видел сам и чему был свидетелем. В поэме "Василий Тёркин" он рассказывает о тяжёлых буднях простых солдат, их героизме и вере в победу.

2. Какова главная мысль главы "Переправа"? Как вы понимаете следующие строки: "Кому память, кому слава, кому тёмная вода..."?

Главная мысль главы в том, что простые ребята становятся героями, когда сражаются за свою Родину, за святое дело.

Поэт пишет о погибших и выживших, совершавших подвиги во все времена. Он протягивает нить из прошлого в наши дни, говорит о приемственности поколений, о том, что всегда простые солдаты защищали Родину и отдавали за неё свою жизни. И сражались они не ради войны, а ради мира.

3. С какой целью в разных главах поэмы поэт повторяет слова: "Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле"?

Поэт подчёркивает, что война велась за свою Родину, не ради славы или завоеваний, а ради мира, жизни. Он указывает на справедливый характер той войны.

4. Что подчёркивает автор в характере героя в главе "О награде"?

Автор показывает скромность Тёркина, но и его самоуважение. Тёркин знает, что совершает чудеса героизма и уверен, что его подвиги нужно оценить по заслугам. Он не гордый, но не прочь покрасоваться. Тёркин полон оптимизма, он верит в победу и последующий мир. Он мечтает о мирной жизни и простых человеческих радостях.

5. В начальное главе "От автора" звучит гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде? В этой вводной главе поэт как бы набрасывает темы, о чём будет рассказано подробно в поэме. Что это за темы?

Поэт говорит, что на войне "лучше нет воды холодной", какой угодно, из колодца, из водопровода и даже из копытца. Ведь без воды не выжить человеку.

Темы поэмы: солдатский быт, шутки-прибаутки, сущая правда о войне.

6. В главе "На привале" поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое? Как вы понимаете слова Твардовского о том, что "Тёркин просто парень сам собой, он обыкновенный"? Так ли это? Что скрывается за авторским определением "обыкновенный"?

Сабантуй в прямом значении - весёлый и шумный народный праздник. Тёркин приводит классификацию сабантуев, в его словах сабантуй - это смертельная опасность, подстерегающая соладата в бою, это каждый новый военный день.

Твардовский называет Тёркина обыкновенным, чтобы показать, что все солдаты немного Тёркины. Тёркин не особенный, он такой же как все. Это обобщённый образ русского солдата, неунывающего, смелого, находчивого. Умеющего воевать и отдыхать.

7. Можно ли сказать, что поэт показывает все тяготы войны?

Поэт показывает многие тягости войны, но далеко не все. Ведь задача поэмы поднять дух солдата. Поэтому самые тяжёлые моменты войны поэт упускает. Он не говорит о предательстве, о трусости, о жестокости и прочих тяжёлых вещах, случающихся на войне.

8. Постарайтесь выстроить, опираясь на прочитанные главы поэмы, путь героя на войне: это и будни, и бой, и сабантуй, и труднейшая переправа и т.д. Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?

Тёркин прибывает в новый полк и знакомиться с бойцами, сразу становясь душой компании. Он рассказывает о сабантуе, о своём участии в боях. Тёркин участвует в переправе, переплывает ледяную воду. Он мечтает о мирной жизни. Он заканчивает войну победителем.

Военные будни тяжелы. Это краткие минуты отдыха между боями, усталость и ранения, потеря товарищей, но постоянный оптимизм и вера в будущее. Это шутка, которая поднимает дух и заставляет забыть о трудностях.

9. Прочитайте главы, не вошедшие в учебник, и подумайте над следующими вопросами: как показывает автор в главе "Гармонь" трудную дорогу солдата и те немногие радости, которые выпадают на его долю в военные будни? Какие черты русского солдата открываются по мере преодоления фронтовой дороги?

В главе "Гармонь" Тёркин догоняет свой полк после лечения в госпитале. Дорога на фронт трудна, солдату некогда спать, он выматывается, но радуется любой мелочи: новой шинели, выздоровлению, попутной машине, любимой мелодии, сыгранной на гармони.

Мы видим, что русский солдат не привык унывать, он оптимист, умеет радоваться мелочам, находить утешение в друзьях, он весёлый, добрый, щедрый.

10. Какие эпизоды главы "Два солдата" перекликаются с фольклорными произведениями?

Тёркин в этой главе показан не только весельчаком, но мастером на все руки. Он легко чинит старые часы, делает развод пиле, находит сало. Это перекликается с народными сказками, в которых простой солдат часто показан находчивым и хитрым.

11. Можно ли сказать, что в главе "Кто стрелял?" писатель стремится показать наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте? Подтвердите свой ответ строками из этой главы.

В этой главе рассказано о вражеском самолёте, который несёт смерть. Бойцы слышат звук мотора и молчат "зубы сжав, чтоб дрожь унять". Ожидание смерти является наивысшим напряжением, которое испытывает солдат, его и показывает поэт через "томящий душу звук". Страх смерти обессиливает, но поэт призывает не бояться смерти, ведь "ничком молиться не годится на войне".

12. Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

Солдаты узнавали в Тёркине себя и своих товарищей, а потому считали однополчанином. Поэту удалось создать обобщённый образ, близкий каждому. Тёркин стал другом солдатам, который поддерживал их в трудную минуту, дарил надежду, заряжал оптимизмом.

13. Подготовьте устный или письменный рассказ - характеристику Василия Тёркина.

Характеристика Василия Тёркина, пример

Василий Иванович Тёркин - обыкновенный деревенский парень, родом из Смоленской области. Ему 25 лет и он является обобщающим образом русского солдата.

Тёркин показан в поэме весельчаком и балагуром, умеюшим остро пошутить, но исправно несущим нелёгкую службу. Он рядовой, воевал ещё на Финской войне, был ранен и контужен. Раз за разом Тёркин совершает замечательные подвиги: сбивает самолёт, переплывает ледяную реку. Мечтает об ордене, но согласен на медаль. В конце поэмы он назван "вроде даже офицер".

Автор откровенно любуется своим невысоким, на ладным героем. Он называет его в поэме "добрый малый", с "сердцем щедрым", "парнем хоть куда". Тёркин ценит жизнь и сам не прочь прожить девяносто лет, он отзывчивый, готовый поделиться последним кисетом и поддержать боевой дух товарищей. Даже смертный бой он превращает в "сабантуй".

Тёркин родом из села и знает, что такое труд. Он показан мастером на все руки: чинит часы и пилу в доме старого солдата, "он и плотник и печник". Он говорит, что не гордый, но на самом деле гордится своими делами, считает, что поступает правильно, по совести.

С Тёркиным не соскучишься на привале и он не подведёт в бою. Такому можно смело доварить свою жизнь и судьбу Родины.

Тёркин, по словам самого Твардовского, лицо вымышленное, но черты его характера автор наблюдал у многих людей. Поэтому Тёркин так полюбился солдатам, они узнавали в нём самих себя и своих друзей-товарищей.

14. Каково ваше отношение к иллюстрациям художника Ореста Верейского, насколько они близки вашему представлению об эпизодах поэмы?

Чёрно-белые иллюстрации Верейского показывают самые значимые события поэмы: привал, переправу, фронтовую дорогу. Мне кажется, они близки духу поэмы и моему восприятию её эпизодов.

Василий Тёркин, портрет


вторник, 14 февраля 2023 г.

Шкала природных рекордов Северной Америки, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 165

Параграф 40 "Северная Америка: образ материка"

О чём говорит географическое положение Северной Америки. Как строение земной коры влияет на рельеф Северной Америки. Какова главная особенность климата Северной Америки. Как рельеф и климат Северной Америки влияют на её природу.

 Откройте атлас

1. На физической карте Северной Америки найдите географические географические объекты, названные в тексте параграфа. Какой из них назван именем русского исследователя?

  1. Мыс Мёрчисон.
  2. Мыс Марьято.
  3. Мыс Принца Уэльсского
  4. Мыс Сент-Чарльз.
  5. Большие Антильские острова
  6. Канадский Арктический архипелаг.
  7. Остров Гренландия.
  8. Берингов пролив - назван в честь русского исследователя.
  9. Гора Мак-Кинли.
  10. Долина Смерти.
  11. Гудзонов Залив.
  12. Полуостров Лабрадор.
  13. Баффинова Земля.
  14. Центральные равнины.
  15. Великие равнины.
  16. Примексиканская низменность.
  17. Полуостров Флорида.
  18. Мексиканский залив.
  19. Горы Кордильеры.
  20. Горы Аппалачи.
  21. Озеро Верхнее.
  22. Озеро Мичиган.
  23. Озеро Эри.
  24. Озеро Гурон.
  25. Озеро Онтарио.
  26. Озеро Виннипег.
  27. Озеро Большое Медвежье.
  28. Озеро Большое Невольничье.
  29. Озеро Атабаска.
  30. Озеро Большое Солёное.
  31. Река Миссисипи.
  32. Река Миссури.
  33. Река Колорадо.
  34. Водопад Йосемит.
  35. Ниагарский водопад.

Это я знаю

2. Опишите географическое положение Северной Америке.

Северная Америка лежит целиком в Западном и Северном полушариях, омывается водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана. От Евразии отделяется Беренговым проливом, через Панамский перешеек объединяется с Южной Америкой.

3. Назовите главные особенности рельефа Северной Америки.

Северная Америка имеет сильно изрезанную береговую линию и значительную площадь островной суши. В основании материка лежит Северо-Американская платформа, на северо-востоке расположен Канадский щит. На западе выделяется пояс высоких гор, в центре - равнин, на востоке - невысоких гор.

4. Назовите отличительную особенность климата материка.

Главная особенность климата - меридиональная атмосферная циркуляция в центральной части материка, защищённой от влияния океанов Кордильерами и Аппалачами.

5. Каковы особенности внутренних вод Северной Америки?

Максимальная для всех материков доля площади, занятая озёрами. Здесь более 2 десятков крупных озёр. Многочисленные реки питаются не только дождевой водой, но и снегами.

6. Выберите верное утверждение:

Выбираем вариант А: Северная Америка - третий по площади материк Земли.

7. Сглаженные вершины, округлые холмы, валуны, многочисленные котловины, занятые озёрами, характерны для рельефа:

Выбираем вариант А: полуостров Лабрадор.

Это я могу

8. Нанесите на контурную карту географические объекты, названные в тексте параграфа.

Перенесём на карту объекты из пункта 1.

Физическая карта Северной Америки

9. Сравнив карты физическую, климатических поясов и областей, природных зон, обоснуйте расположение природных зон в Северной Америке. В чём особенность такого расположения?

Природные зоны севера материка расположены в широтном направлении, это тундра, тайга, лесотундра и арктические пустыни. На их расположение оказывает влияние Северный Ледовитый океан.

Природные зоны центра материка вытягиваются с севера на юг, потому что Кордильеры и Аппалачи закрывают эти территории от океанических ветров.

10. Составьте шкалу природных рекордов Северной Америки: укажите самую высокую и самую низкую точки материка и их высоты; самую длинную реку и её протяжённость; самое крупное озеро и его площадь; самый большой остров. Дополните список названиями других крупных объектов Северной Америки.

Шкала природных рекордов Северной Америки

  • Самая высокая точка - гора Мак-Кинли, высота 6194 метров.
  • Самая низкая точка - долина Смерти, высота -96 метров.
  • Самая длинная река- Миссисипи, длина 6240 км.
  • Самое крупное озеро - Верхнее, площадь 82 тысячи кв. км.
  • Самый большой остров - Гренландия, площадь 2.2 млн. квадратных километров.
  • Самый большой полуостров - Лабрадор, площадь 1.4 млн. кв. км.
  • Самый большой залив - Мексиканский, площадь 1.55 млн. кв.км.
  • Самые большие равнины - Великие, площадь 2.8 млн. кв. км.
  • Самые длинные горы - Кордильеры, длина 9000 км.
  • Самый высокий водопад - Йосемит, высота 727 метров.
  • Самый широкий водопад - Ниагарский, ширина 1.5 км.

Это мне интересно

11. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из озёр системы Великих озёр или об одном из памятников Всемирного природного наследия Северной Америки.

Сообщение об озере Верхнее, пример

Озеро Верхнее является самым большим озером в системе Великих озёр. Его площадь более 82 тысяч квадратных километров и это самое крупное пресноводное озеро мира. Средняя глубина озера 147 метров, а максимальная - 406 метров. Оно оказывается самым северным и западным озером среди Великих озёр Америки. По озеру проходит граница между США и Канадой.

Озеро Верхнее относительно молодое. Оно начало образовываться 11 тысяч лет назад с отступлением ледников и впадина озера заполнилась талой водой окончательно лишь 6 тысяч лет назад.

Береговая линия озера сильно изрезана, северный берег скалистый и высокий, а южный - низменный. Здесь имеются несколько крупных заливов и множество островов, самыми большими из которых являются острова Айл-Ройал и Мадлен.

В Верхнее впадает свыше 300 рек и ручьёв, но крупных среди нет. Озеро соединяется рекой Сент-Морис с озером Гурон, ещё одним из числа Великих озёр. Через эту реку происходит естественный сток воды.

Несмотря на то, что здесь бывают очень холодные зимы, Верхнее полностью не застывает. Мешают частые штормы, которые случаются зимой. Однако берега озера сковываются льдом и поэтому навигация на Верхнем длится всего 8 месяцев.

Верхнее имеет важное хозяйственное значение. Оно - часть водного пути, соединяющего центр Северной Америки с атлантическим побережьем. Суда везут по озеру зерно и железную руду. В окрестностях Верхнего немало полезных ископаемых: железных руд, серебра, никеля, меди. Их добыча отрицательно сказывается на экологической обстановке вокруг озера, также как и вырубка лесов.

Озеро Верхнее богато рыбой. Здесь водятся такие ценные промысловые виды, как сиг, судак, окунь, осётр и щука. В таёжных и лиственных лесах по берегам озера растут ели , пихты, клён, дуб. Здесь водятся медведи, олени, волки, пумы.

Красивая природы, наличие девственных, нетронутых человеком участков, делают Верхнее привлекательным для туризма. Ежегодно сюда приезжают отдохнуть, поохотиться и порыбачить тысячи туристов.

понедельник, 13 февраля 2023 г.

Характеристика Бразилии по плану, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 159

Параграф 39 "Бразилия"

Сделайте вывод о географическом положении Бразилии

Бразилия занимает центральную и восточную части Южной Америки. Она граничит со всеми странами континента, кроме Чили и Эквадора. Бразилия омывается водами Атлантического океана. Страна находится в западном полушарии, а экватор делит её на неравные части: северная часть маленькая, а южная - огромная. Но вся Бразилия находится в жарком тепловом поясе.

Сделайте вывод о значении Бразилии в мире

Бразилия является самой мощной и экономически развитой страной в Южной Америке. У неё огромные запасы полезных ископаемых, древесины, развитое сельское хозяйство. Бразилия является крупным импортёром различных руд, драгоценных камней, кофе, какао, сахара, апельсинов, риса и сои.

Сделайте вывод об основных занятиях жителей Бразилии

Бразильцы заняты выращиванием различных сельскохозяйственных культур: сахарного тростника, кофе, какао, риса, апельсинов и др. Они собирают натуральный каучук. Значительная часть населения занята в промышленности и энергетике.

Откройте атлас

1. На карте Южной Америки найдите страны, граничащие с Бразилией, и назовите их.

С юга на север: Уругвай, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Гвиана.

Это я знаю

2. Расскажите об истории освоения Бразилии.

Первым на территорию Бразилии высадился в 1500 году португалец Педру Кабрал. Он объявил открытые земли владением Португалии. За ним последовали другие переселенцы, которые везли с собой скот, семена и рабов. Португальцы основывали плантации, на которых выращивали хлопчатник, рис, кукурузу, сахарный тростник. Португальцы запрещали в Бразилии создавать мануфактуры, строить корабли, печатать книги. В стране процветало рабство.

Только после отмены рабства и провозглашения республики, в Бразилии начался экономический бум. Сейчас Бразилия является единственной страной Латинской Америки, где говорят по-португальски.

3. Назовите основную черту в размешении населения Бразилии.

Большая часть населения живёт в прибрежной полосе, самыми густонаселёнными районами оказываются юго-восток и северо-восток, где развито сельское хозяйство.

4. Как природные условия влияют на хозяйство Бразилии?

Жаркий климат позволяет выращивать самые разные сельскохозяйственные культуры. Влажные экваториальные леса служат источником ценной древесины. Месторождения полезных ископаемых на Бразильском плоскогорье позволяют развивать добывающую промышленность. Полноводные реки позволяют развивать гидроэнергетику.

5. Выберите верный ответ. В осовном для внутреннего потребления Бразилия производит...

Выбираем ответ В: хлопок.

6. Чем различается хозяйственная деятельность людей, живущих в Амазонии и на Бразильском плоскогорье? Где природа наиболее изменена человеком?

В Амазонии люди занимаются сбором каучука и заготовкой древесины. На Бразильском плоскогорье люди заняты сельским хозяйством, выращивают различные культуры, добывают полезные ископаемые.

Природа более изменена на Бразильском плоскогорье. Там много карьеров, а саванна превращена в поля, плантации и пастбища.

Это я могу

7. Дайте характеристику Бразилии по плану.

Характеристика Бразилии по плану

  1. Расположена в центральной и восточной частях Южной Америки. Граничит со всеми странами материка, кроме Чили и Эквадора. Столица - Бразилиа.
  2. Выделяют Бразильское плоскогорье и Амазонскую низменность. На Бразильском плоскогорье есть месторождения железных, марганцевых и алюминиевых руд.
  3. Бразилия расположена в жарких климатических поясах: экваториальном, субэкваториальном и тропическом. Для Амазонии характерен влажный экваториальный климат, с низким колебанием годовых температур (+29) и высоким количеством осадков (2000-3000 мм). Для Бразильского плоскогорья характерен субэкваториальный климат с наличием засушливого сезона и большими амплитудами температур (+16 - +29).
  4. Крупные реки: Амазонка, Парана, Риу-Негру. Крупных озёр нет.
  5. Природные зоны: Влажные экваториальные и субэкваториальные леса - сельва (высокая влажность); саванны - кампос (кактусы, пасут скот); редколесье (железное дерево), льянос - высокотравные саванны (акация, пальмы).
  6. Белые - 55%, чернокожие - 11%, мулаты - 22%, метисы - 12%, индейцы - 0.2%. Половина населения занята в сельском хозяйстве: выращивают кофе, рис, сахарный тростник, апельсины и прочие.
  7. Памятники природы: влажные экваториальные леса Амазонии, водопад Игуасу, холмы Сахарная голова. Памятники культуры: бразильский карнавал, стадион "Маракана", пляж "Копакабана", статуя Христа в Рио-де-Жанейро, столица Бразилиа.
  8. Главные экологические проблемы: вырубка лесов Амазонии, уничтожение саванн, браконьерство, добыча полезных ископаемых карьерным способом.

8. Нанесите на контурную карту границы Бразилии, укажите столицу и крупные города.

Контурная карта Бразилия

9. Рассмотрите фото на рисунке 131. Почему работников на плантациях сахарного тростника называют рубщиками? Зачем им нужен такой нож?

Сахарный тростник обладает прочным стволом, который приходится рубить, а не срезать, как, например, колосья. Поэтому сборщиков называют рубщиками. Острый и длинный нож им нужен, чтобы было удобно срубать стволы сахарного тростника.

10. По рисунку 134 составьте краткий рассказ о бразильском карнавале.

Бразильский карнавал - это шумный и весёлый праздник. В нём участвует весь народ, вне зависимости от социального положения и профессии. Люди заранее готовятся к карнавалу, шьют яркие костюмы, готовят огромные фигуры, тренируют шествие. День карнавала является нерабочим. Все жители города и тысячи туристов собираются на центральных улицах, по которым идут нарядные бразильцы. Они кричат и поют, размахивают флагами, танцуют, катят огромные ростовые фигуры. Все веселятся.

суббота, 11 февраля 2023 г.

План культурного ландшафта школьного участка, пример, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 175

Параграф 53 "Культурные ландшафты"

Что такое культурные ландшафты.

Это я знаю

1. Какие основные виды культурных ландшафтов вы знаете?

Это аграрный, промышленный и городской ланшафты.

2. В чём особенности городского ландшафта?

Большая часть городского ландшафта застроена и заасфальтирована, реки одеты в гранит, климат немного теплее. Сохраняются редкие участки растительности и открытой почвы.

3. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт?

Отрицательное влияние: при разработке месторождений уничтожается естественный природный ландшафт, образуются уродливые отвалы-терриконы.

Положительное: создаются парки и скверы, дендрарии и сады, украшающие ландшафт.

Это я могу

4. Используя текст параграфа, составьте схему "Виды культурных ландшафтов".

Схема будет состоять из четырёх прямоугольников. Сверху поместим большой прямоугольник, который подпишем "Виды культурных ладшафтов". От него стрелками покажем путь к трём прямоугольникам поменьше, которые подпишем: "Сельскохозяйственный (аграрный)", "Промышленный", "Городской". Вот и вся схема!

Это мне интересно

5. Начертите план участка культурного ландшафта вашей местности. С помощью условных знаков покажите виды деятельности человека на участке: положительные (урны, кормушки и т.д.) и отрицательные (виды загрязнения, источники шума). Придумайте как можно больше вариантов деятельности, способствующей повышению привлекательности этого участка.

Используем план участка нашей школы. Покажем на нём примеры положительных видов деятельности человека: цветники-клумбы, сад, урны, кормушки для птиц и скворечники. Также отметим отрицательные виды деятельности: шум от проезжающих автомобилей, выхлопные газы, дым от котельной.

Я считаю, что моя школа и так выглядит привлекательно и ухожено. Но можно предложить сделать во дворе около спортплощадки небольшой фонтанчик. Также хотелось бы, чтобы дорога проходила подальше от нашей школы.

План культурного ландшафта школьного участка


пятница, 10 февраля 2023 г.

В чём сходство и различие между саваннами и степями, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 173

Параграф 52 "Природные зоны Земли"

Как сменяются природные зоны от экватора к полюсам.

Откройте атлас

1. По карте природных зон определите, на каких материках зона пустынь занимает самую большую площадь.

Самую большую площадь пустыни занимают в Евразии, чуть меньшую - в Африке. Большую часть Австралии также занимают пустыни, но это самый маленький материк.

2. С помощью карты в приложении к учебнику и атласа нанесите на контурную карту разным цветом природные зоны Земли.

Природные зоны Земли

3. Используя политическую карту и карту природных зон, определите, в каких странах большие территории расположены в зоне тайги.

Самые большие территории в зоне тайги имеет Россия. Также значительная часть территории покрыта тайгой в Канаде, Финляндии и Швеции.

Это я знаю

4. Что такое природные зоны?

Природными зонами мы называем зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.

5. Как приспосабливаются растения и животные к среде обитания в разных природных зонах? Приведите примеры.

В саваннах и степях животные приспособились быстро бегать, чтобы найти воду, растения здесь запасают воду в листьях и толстой коре (баобаб).

В пустынях животные и растения тоже приспособились запасать воду. Верблюд запасает воду в горбах, корни растений уходят вглубь на десятки метров.

В тундре растительность превращается в карликовую, а животные обзаводятся густым мехом и толстой жировой прослойкой.

6. В чём сходство и различие между влажным экваториальным лесом и смешанным лесом?

Сходства: растительность образует несколько ярусов; животный мир разнообразен.

Различия: для экваториального леса характерен жаркий и влажный климат, для смешанного - наличие чётких четырёх сезонов; многие смешанные леса вырублены под поселения и пашни.

7. В чём сходство и различие между саваннами и степями?

Сходства: это обширные пространства, покрытые травянистой растительностью и редкими деревьями; животный мир разнообразен, но животным приходится пробегать значительную территорию в поисках воды.

Различия: в саваннах различают сухой и дождливый сезоны, в степях - жаркое лето и холодную зиму; степи распаханы человеком, а саванны больше используются для скотоводства.

четверг, 9 февраля 2023 г.

М. Зощенко "История болезни", отзыв, рассказ на школьную тему, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 144-145

М. Зощенко "История болезни"

Размышляем о прочитанном

1. Против чего направлен пафос рассказа "История болезни"?

Пафос рассказа направлен против состояния больниц, против равнодушия их персонала.

2. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.

  • В ванной, куда хотели положить героя, уже лежала старуха.
  • В палате лежали и тяжёлые больные, и выздоравливающие, стоял базар.
  • Героя с температурой положили возле открытого окна.
  • Героя забывали выписывать.
  • Жене героя сообщили о его смерти по ошибке.

3. Подумайте, как правильно назвать рассказ Зощенко - юмористическим или сатирическим.

Это сатирический рассказ, ведь сатира основана на обличении пороков общества или человека, что и происходит в рассказе Зощенко. А юмор основан на смешных ситуациях.

Творческое задание

1. Попробуйте написать небольшой рассказ на любую тему из школьной жизни, используя особенности юмора Зощенко или Тэффи.

Рассказ на школьную тему "Учебник и жизнь"

До 8 класса Олечка была отличницей. Она получала одни пятёрки, пока в 8 классе ей не выдали учебник по литературе. В первый же день Олечка почему-то решила не делать домашнее задание и получила двойку. Она проплакала всю ночь и на следующий день не пошла на литературу. Вместо этого она пошла в кинозал.

Олечка не понимала, что с ней происходит. Утром она собиралась в школу, но ноги сами несли её в другую сторону. И так стало происходить каждый день, когда по расписанию у неё была литература.

Олечка не отличалась сильным характером и просто плыла по течению. Она скатилась на двойки, учителя качали головами, а родители каждый день ругали.

Всё кончилось так же неожиданно, как и началось. В очередной раз прогуляв уроки, Олечка забыла сумку с учебниками в парке. И уже вечером усердно строчила в тетрадках, навёрстывая упущенное. Она вновь стала отличницей и гордостью класса. И никто не знал, что с ней происходило целый месяц.

Никто, кроме учебника, которым до Олечки владели одни двоечники и прогульщики. Но учебник пропал в парке.

2. Подготовьте отзыв на рассказ Зощенко или Тэффи.

Отзыв на рассказ М. Зощенко "История болезни", пример

Рассказ "История болезни" был написан Михаилом Зощенко в 1936 году.

По жанру - это острая социальная сатира, направленная против состояния больниц того времени, против качества обслуживания, которое в них имелось.

Серьёзно заболевшему герою приходится проходить настоящие круги ада, начиная с пренебрежения всего медицинского персонала к его состоянию и требованиям, и кончая откровенно опасным действиями медработников, чуть не убивших героя.

Мало того, безответственность персонала едва не довела жену героя до инфаркта ошибочным сообщением о смерти мужа.

Читая этот рассказ, я подумала о том, что современная медицина намного лучше и человечней. Конечно, и сейчас имеются отдельные факты безответственности и равнодушия, но в целом качество услуг в больницах хорошее. И я порадовалась тому, что не живу во времена Зощенко.

Это очень правильный рассказ, который, как мне кажется, выполнил свою основную цель - обратил внимание общества на состояние медицины. И тому, что сейчас нас больше не укладывают в ванны с больными старухами, мы во многом обязаны искромётному таланту писателя.

3. Рассмотрите рисунки датского художника Бидструпа в книге "Читаем, думаем, спорим". Напишите рассказы к его графическим сюжетам на выбор.

Рассказ к сюжету "Бацилла смеха"

В парке было много народа. Все скамейки были заполнены отдыхающими. На одной из них собралась многочисленная компания. Серьёзные мужчины и женщины наблюдали за гуляющими, и только мужичок в центре скамейки увлечённо читал книгу. Вдруг он стал смеяться, видимо прочитав что-то смешное. Он смеялся всё громче и никак не мог остановиться. Соседи по скамейке сперва настороженно косились на весельчака, потом заулыбались. Какая-то дама не выдержала и тонко засмеялось. И тут прорвало! Все сидящие хохотали так, словно услашали смешной анекдот. А мужичок в центре внезапно замолчал и с осторожным недоумением посмотрел на соседей. Он не понимал, почему все вокруг смеются, хотя ничего смешного не происходит.

Обогащаем свою речь

Объясните слова и словосочетания

Властвуй - повеливай, управляй.
Застенчивый характер - кроткий, стеснительный нрав.
Преданно - верно, постоянно в привязанностях.
Бесхарактерный - слобовольный.
Теплилось сознание - был чуть живым.
Негодование - возмущение.
Хворать - болеть.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, чего больше - грустного или смешного - в рассказе?

Мне кажется, что в рассказе больше грустного, хотя и смешного немало. Но это странный смех, словно сквозь слёзы.

2. На что особенно обращают внимание писатель Зощенко и чтец Анатолий Вологдин?

Писатель и чтец обращают особое внимание на то, как относились в больнице к герою, а по большому счёту - ко всем пациентам.

3. Чем возмущается герой рассказа "История болезни"? Каких интонаций требуют его вопросы - возмущения, недоумения? Как они звучат в чтении актёра?

Герой возмущается порядками в больнице: надписи  о выдачи трупов, обмывочным пунктом, старухой в ванне, бельём не по размеру, шумом в палате и прочим.

Его вопросы требуют возмущения и актёр читает их с негодованием: "Куда же вы меня, собаки, привели?!"

4. С каким заболеванием привезли рассказчика в больницу и что постоянно удивляло его там?

Героя привезли в больницу с брюшным тифом. Его удивляли порядки, царящие в особенной больнице, отношение к нему персонала.

5. Как читает Вологдин вопросы, обращённые к медицинским работникам, и как актёр воспроизводит их ответы? Почему медработники недовольны больным?

Актёр читает вопросы героя возмущённым, обиженным тоном, человека, уверенного в своей правоте.

Актёр воспроизводит ответы медработников брезгливым, пренебрежительным тоном.

Медицинские рабоники были недовольны критикой и тем, что герою всё не нравилось: "И то ему, нахалу, не нравится, и это ему нехорошо".

6. К какому выводу пришёл наш герой? Как вы считаете, что преобладает в рассказе - юмор или сатира?

Герой решил, что лучше хворать дома. В рассказе больше сатиры, чем юмора. Потому что юмор всегда смешной, а сатира - горькая.

М. Зощенко "История болезни"