среда, 22 февраля 2023 г.

В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет", пример пересказа, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 155

В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Фотография, на которой меня нет".

Размышляем о прочитанном

1. Какими вам представляются деревенские будни школы благодаря рассказу Астафьева "Фотография, на которой меня нет"?

Как и сейчас, дети шли утром в школу, где их встречали учитель и учительница. Ребята учились вместе, у них не было удобных парт и стульев, не хватало тетрадей и карандашей, но они тянулись к знаниям. Семьи были большими, в каждой были ученики разного возраста и часто один учебник на всех.

2. Кто герои рассказа? Кто они - учитель, дядя Левонтий, бабушка? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети?

Рассказ ведётся от первого лица, мальчика Вити. Витя - добрый и любознательный мальчик, но он баловник, не отличается прилежанием и поведением. У него слабое здоровье, но он старается не отставать от друзей в играх.

Учитель - приехал в деревню с молодой женой. Ему 25 лет. Человек честный, справедливый, приветливый. Любит учеников, навестил Витю и принёс ему фотографию. Он был вежливым и застенчивым, но мог броситься на защиту учеников, как в случае со змеёй.

Бабушка Катерина - строгая и хозяйственная женщина. Умная, но верит в предрассудки и бога, заговоры. Она может дать затрещину внуку, но сильно его любит и беспокоится о нём. У неё в доме всегда порядок и чистота.

Левонтий - сосед Вити. Лиходей и пьяница, который изменился после разговора с учителем.

Люди в деревне были отзывчивыми, дружными, и помогали друг другу. Бабушка пыталась помочь учителю с ребёнком, который много плакал. Санька, друг Вити, отказался фотографироваться из солидарности с больным товарищем. Жители деревни тайком разгрузили у дома учителя воз дров, приносили ему еду, помогали с одеждой и обувью. Школу тоже строили все вместе и взрослые, и дети.

3. С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?

Сельская школа создавалась всем миром. Учитель ездил в город, выбивал учебники, дети собирали по деревне утильсырьё, чтобы купить карандаши и полезную мелочь, взрослые делали столы. Это описание дано автором, чтобы показать, как дружно жили люди в те далёкие времена.

Рассказ повествует о тридцатых годах прошлого века. Фотограф в деревне ещё был большим событием, ездили ямщики, родители многих деревенских происходили из ссыльных, значит прошло немного времени после революции 1917 года. Автор упоминает, что многие его школьные товарищи полегли во время войны.

Творческое задание

Как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история"? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фотография в те годы была исключительным событием. Фотографии были групповыми, их вешали на стены, любовались и показывали соседям и родственникам. Для фотографии люди одевали лучшие одежды, наряжались, выбирали красивое место - рядом со школой, домом. По ним можно понять быт народа, его характер, его своеобразие. На фотографиях разного времени можно было наблюдать изменения в условиях жизни, видеть, как вырастали дети. Фотография сохраняла миг, частичку эпохи, поэтому автор называет её летописью и историей.

Обогащаем свою речь

1. Подготовьте пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя.

Пример пересказа рассказа "Фотография, на которой меня нет"

Глухой зимой сонную школу взбудоражило событие - из города приехал фотограф фотографировать учащихся овсянской школы. Учитель и учительница хотели поместить фотографа на ночёвку в заезжий дом, но тётка Авдотья договорилась поместить его у десятника сплавконторы Чехова. Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он снимал хорошо.

Витя с Санькой не отличались прилежанием и поведением, поэтому их хотели поместить сзади. Ребята обиделись и пошли кататься с обрыва. Ночью у Вити заболели ноги. Он терпел, потом завыл. Бабушка заворчала, дала внуку затрещину и стала натирать ноги нашатырным спиртом. Но лекарство не помогло. Витя бился и кричал. Бабушка отправила деда топить баню прямо ночью. Утром она отнесла мальчика в баню, прогрела его и он уснул.

Проснулся Витя от звука голосов. Бабушка шумно спорила с Санькой. Мальчик попытался встать, он сильно хотел фотографироваться, но не смог сделать и шага. Санька был удручён и решил тоже не ходить фотографироваться.

Неделю Витя не ходил в школу, а всё смотрел в окно на соседские дома. Потом пришёл учитель и принёс фотографию. На ней были все деревенские ребята и учитель с женой. Но не было Вити и Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но губы Вити дрожали.

Учитель долго разговаривал с бабушкой. Рассказал про воз дров, который сгрузили возле его дома. Бабушка знала, кто свалил дрова, но учителю не сказала. Учителя в деревне уважали. Деревенские бабы носили ему молоко, творог, бруснику. Отнесли его катанки сапожнику и тот красиво их подшил.

Учителя начинали работу в простом деревенском доме с угарными печами. В школе не было парт, скамеек, учебников, тетрадей. Букварь был один на класс. Но учитель съездил в город, привёз весы и устроил во дворе временный ларёк "Утильсырьё". Дети перевернули всю деревню в поисках ненужных вещей. В школе появились карандаши, тетрадки, учебники.

Учитель ушёл, а Витя долго смотрел ему вслед и на душе его было щемливо, хотелось заплакать. Бабушка повесила фотографию на стену и сокрушалась, что внука на ней нет.

Весной учитель стал водить ребят в лес. Он рассказывал про кольца деревьев, про серу, канифоль. А ребята рассказывали учителю как не заблудиться в лесу, спастись от пожара, учили различать голоса птиц и зверей.

Однажды они встретили змею и учитель долго бил её палкой. Потом дети узнали, что он никогда прежде не видел змей и не знал, как с ними поступать. Учитель был вежливым и застенчивым, но всегда готовым броситься вперёд и оборонить учеников.

Та школьная фотография жива до сих пор. Витя смотрит на неё и улыбается, но не смеётся. Ведь деревенская фотография - это летопись народа, его настенная история.

2. Объясните слова и словосочетания:

Домовничать - сидеть дома, заниматься домашними делами.
Персона - человек, личность.
Терпеть - переносить что-то неприятное.
Досконально - тщательно, до мелочей.
Полюбопытствовать - поинтересоваться.
Красоваться - выставлять себя на показ.
Летопись - хроника событий.
Демонстрировать достаток - показывать свой уровень жизни, хвастать богатством.
Астафьев "Фотография, на которой меня нет"


Комментариев нет:

Отправить комментарий