воскресенье, 29 января 2023 г.

Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 30-31

И. Шмелёв "Как я стал писателем"

Размышляем о прочитанном

1. Рассказ назван "Как я стал писателем". Как вы думаете, что это: воспоминания, дневниковые записи или обычный рассказ?

Этот рассказ ближе к воспоминаниям, автор рассказывает реальную историю из своей жизни, вспоминает о детстве.

2. Что открывал герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?

Герой открывал в людях необычные черты, качества. Ему нравилось, что есть люди, любящие слово, талантливые, отзывчивые, не ограничивающие детскую фантазию, свободу.

Предметы виделись мальчику живыми, родными, добрыми.

3. Какой герой одного из рассказов Платонова также воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует?

Так же воспринимал мир мальчик Никита из одноимённого рассказа Платонова. Ему тоже окружающие предметы казались живыми.

Это свидетельствует о романтичности, богатой фантазии и воображении, впечатлительности.

4. Как пришло к Шмелёву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он другой? Известны ли вам рассказы и повести о том, как человек становился писателем (например, у Чехова, Бунина, Горького)?

Начинал Шмелёв со школьных сочинений и незаметно пришёл к собственному. Его восхитила природа у старой мельницы, он почувствовал вдохновение и на одном дыхании за вечер написал большой рассказ. Его рассказ напечатали и Шмелёв почувствовал себя писателем.

Герой понял, что изменился и должен что-то сделать, готовиться к писательскому труду. Он осознал, что стал другим, ведь его рассказ читали многие люди, а это значит ответственность.

У Ивана Бунина есть рассказ "Как я пишу", в котором автор рассказывает о труде писателя.

5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

Действие рассказа относится к концу 19 века. По тексту легко догадаться, что действие происходит до революции, при царе.

Мы читаем, что оценки школьникам ставили в балльники, в гимназии изучали латынь, переход в следующий класс назывался пересадкой. В редакции героя встречает швейцар.

6. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Можно ли к ним отнести рассказ Шмелёва?

Автобиографическими называются произведения, в которых автор описывает собственную жизнь в хронологическом порядке. К ним можно отнести и рассказ Шмелёва, который описывал своё детство от самых юных лет до первого напечатанного рассказа.

Развиваем дар слова

1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало?

Я писала много сочинений, рецензий, пыталась сочинять стихи. Больше всего в этом мне помогало чтение и желание выразить себя в творчестве.

2. Объясните слова и словосочетания:

Непредумышленно - без умысла, случайно.
Доныне - и сейчас.
Оратор - тот, кто выступает перед публикой с речью.
Благословляющий - возносящий хвалу, славящий.
Пренебрежительно - безразлично, равнодушно.
Возненавидел - воспылал ненавистью.
Нравственное совершенствование - изменение внутреннего мира, взглядов.
Проникнуться чувством - испытать какое-либо чувство.
Наставник - учитель.
Мыслитель - тот, кто думает.
Творение - произведение искусства.
Благоговение - восхищение.
Благодушие - умиротворение, добродушие.
Смущённый - взволнованный.

Творческое задание

Напишите сочинение-эссе "Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем"

Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем"

В рассказе "Как я стал писателем" Иван Шмелёв обращается к своему детству и юношеству, к тому периоду своей жизни, когда он впервые ощутил в себе талант писателя.

Рассказ начинается с описания дестких лет автора. Это очень важный момент, который позволяет понять внутренний мир ребёнка, его отношение к природе и окружающим его людям. Мальчик в рассказе показан впечатлительным и эмоциональным, он одушевляет окружающие предметы, радуется жизни. Так у автора начала формироваться тяга к творчеству.

В гимназические годы автор увлекается русской и зарубежной литературой, пишет сочинения и даже фантастические стихи. Творческий процесс выражения своих мыслей и чувств всё больше захватывает его.

Но по-настоящему первым литературным опытом для Шмелёва становится рассказ "У мельницы", который он написал под впечатлением летнего отдыха и рыбалки. Чудесная природа пробудила в юноше вдохновение. Этот рассказ был напечатан и Шмелёв понял, что стал другим. Он стал писателем, человеком, который делится с другими людьми своими знаниями и чувствами.

Важнейшим выводом, вытекающим из этого преображения, стала мысль об ответственности, о том, что надо больше работать, читать, узнавать новое. Ведь чтобы что-то сказать другим, надо самому это узнать.

Это занимательный и поучительный рассказ иногда вызывает улыбку, но чаще заставляет задуматься о том, как формируется личность человека. Что оказывает на нас самое сильное влияние, что больше всего запоминается и что будит нашу фантазию.

Фонохрестоматия

1. Что в рассказе Шмелёва вас особенно удивило, поразило?

Меня удивило то, как автор описывал вдохновение, как он "задохнулся и написал", как само "очертилось в воздухе" заглавие. Это так волнительно и необычно!

2. Как способствовало этому чтение актёра? Какие интонации преобладали в его чтении (грустные, радостные, игровые, юмористические)?

В интонации актёра преобладали юмористические, игровые интонации. Он прекрасно передал лёгкую иронию автора над собственным волнением и наивностью.

3. Почему герой Шмелёва решил послать рассказ в журнал? Что он при этом думал? Как, с какими чувствами и интонациями об этом читает Алексей Колган?

Шмелёв долго колебался, волновался, потом всё-таки решился и отнёс рассказ в редакцию. Герой думал, что люди могут решить, что он занимается пустяками. Актёр читает об этом с иронией, но ласково, очень взволнованным голосом.

4. Почему актёр особо торжественно произносит слова редактора?

Эти слова словно напутствие начинающему писателю, призыв к дальнейшему творчеству и совершенствованию. Поэтому актёр добавляет в голос патетики.

5. Как Шмелёв решил готовить себя к писательскому труду (читать, писать, слушать...)?

Шмелёв решил больше читать, думать, вглядываться, чтобы много узнать и много сделать.

Дополнительно. Из прошлых редакций учебника:

Прочитайте и перескажите отрывок "Московский говор" из книги К. Стародуб "Литературная Москва".

Пересказ отрывка "Московский говор"

Речь москвичей менялась на протяжении каждого поколения. Из их языка ушли мягкость и неторопливость, присущие старомосковскому говору. Ритм времени менял язык. Обороты стали категоричными, образность ироничной. Поэтому нам ещё милее любое напоминание о старой московской речи, которая проявляет себя интонацией или оборотом. Поэтому такой популярностью пользуется книга Евгения Иванова "Меткое московское слово". В ней запечатлена живая московская речь первых двух десятилетий ХХ века.

Есть ли особенности говора в вашем крае, области, городе? Чем он отличается от говора московского?

Я не замечала какие-то особенности говора в нашем крае. У нас не окают и не акают. Я не думаю, что наш говор чем-то отличается от современного московского.

Шмелёв Иван Сергеевич


Комментариев нет:

Отправить комментарий