суббота, 12 ноября 2022 г.

Как провести дискуссию на тему "Зачем человек трудится", 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 47

Параграф 5 "На пути к жизненному успеху"

Проверим себя

1. В чём человек видит своё счастье?

Диоген считал, что счастье в независимости от внешних условий. Я думаю, что счастье - это тот краткий момент, когда все потребности человека удовлетворены.

2. Что сопутствует успеху в жизни?

Успеху в жизни способствует труд: готовность человека к труду, привычка к труду.

3. Как выбрать своё дело?

Выбор своего дела зависит от склонностей и интересов каждого человека. Ведь важно, чтобы будущая профессия приносила радость и удовлетворение.

4. Можно ли в работе видеть смысл жизни?

В работе можно видеть смысл, если она приносит радость, удовлетворяет важные потребности человека, например, в самореализации, творчестве. Тогда работа становится главным делом жизни и именно она, её результаты делают человека счастливым.

Людей, поглощённых работой, обычно называют трудоголиками.

В классе и дома

1. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

Это возросшее чувство ответственности, прежде всего в отношении к учёбе. Другая особенность - умение отвечать за свои поступки и слова. Третья - отстаивание своей точки зрения, стремление к независимости. И последнее, что я заметила, - отношение к другим людям, понимание, что не всё вокруг крутится вокруг тебя.

2. Узнай и расскажи одноклассникам о людях, одержимых своей идеей.

В истории есть немало примеров людей, которые были одержимы своей идеей. Например, Христофор Колумб. Этот мореплаватель был одержим идеей открыть новый путь в Индию и всю свою жизнь стремился исполнить свою мечту. Он нашёл новый материк - Америку, и пусть не достиг Индии, но внёс огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

3. Нужно ли планировать свою жизнь? Попробуй составить план на 1 месяц, на 1 год, на 3 года.

Я считаю, что планировать свою жизнь очень важно. Ведь планирование помогает определить те точки, цели, к которым нужно стремиться.

План на месяц:

  1. Закончить вторую четверть на одни пятёрки.
  2. Накопить денег на подарки родителям.
  3. Помириться со Светой.
  4. Прочитать роман А. Грина "Алые паруса".

План на год:

  1. Закончить 6 класс на одни пятерки.
  2. Научиться кататься на коньках.
  3. Съездить отдохнуть на море.
  4. Научиться играть на гитаре.

План на три года:

  1. Начать подготовку к поступлению в медицинский институт.
  2. Изучить неорганическую и органическую химию.
  3. Придумать свой стартап и заработать первые деньги.
  4. Стать самой красивой в школе.

4. Подбери пословицы и поговорки, раскрывающие значение труда для человека.

В труде - наше счастье.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
Кто не работает, тот не ест.
Труд красит человека.
Труд человека кормит, а лень портит.
Работа всякую дурь выгоняет.

5. Как ты понимаешь характеристику достойный образ жизни? Предложи и обоснуй её составляющие.

Достойным можно назвать такой образ жизни, когда удовлетворены основные потребности человека. Для каждого человека это свой набор потребностей. Кому-то ближе материальное благополучие, кому-то - богатства духовные. Поэтому составляющими достойного образа жизни могут быть:

  • Удовлетворение творческих потребностей, самоореализация.
  • Удовлетворение материальных потребностей, достаток.
  • Признание и слава, благодарность людей.
  • Ощущение полезности своего труда.
  • Ощущение свободы.
  • Ощущение счастья.

6. Проведите дискуссию на тему "Зачем человек трудится?" Вопросы для обсуждения:

Дискуссия подразумевает обмен мнениями по какой-либо теме, спор. В этом споре люди приходят к общему мнению, рождается истина. Ниже приведены тезисы для такой дискуссии.

Каково место труда в жизни человека?

Труд занимает в жизни человека главное место. Без труда человек не может достичь своих целей, самореализоваться, удовлетворить свои потребности, быть счастливым.

Труд по призванию или из чувства долга?

Труд по призванию важнее, чем труд из чувства долга. Труд по призванию дарит радость, удовлетворение, счастье. Но труд из чувства долга, например, на пользу общества, тоже важен. Он приносит благодарность окружающих, признание, а значит повышает самооценку и ощущение внутреннего комфорта.

Труд - внутренняя потребность или жестокая необходимость?

Труд является внутренней потребностью человека, но в то же время и необходимостью. Без труда человек теряет смысл жизни, он не может быть счастливым. В то же время, многим приходится трудиться не по призванию, а чтобы добыть средства к существованию. Такой труд редко приносит удовольствие человеку, но удовлетворяет его биологические потребности.

Обязательно ли испытывать радость от труда?

Осознанный труд всегда приносит радость. Любимое дело дарит счастье. Но испытывать радость от труда необязательно. Есть труд, который просто необходимо выполнить, даже если он не нравится. Но следует помнить, что труд без радости не может быть таким же качественным, как любимое дело.

Какое значение имеет общественное признание ценности твоей работы?

Такое признание несёт человеку чувство морального удовлетворения, повышает ему самооценку, дарит счастье. Всегда приятно, когда твой труд ценят, когда он кому-то нужен.

Какое признание твоего труда дороже: благодарность и память о сделанном тобой, материальное вознаграждение?

Память о сделанном дороже, потому что материальное вознаграждение потратишь и его нет, а память останется навсегда.

Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно?

Такие люди есть потому, что за них поработали их родители. Они пользуются итогами труда предыдуших поколений, тратят то, чего сами не заработали. Это эгоисты, которые думают лишь о себе.

Но также есть люди, которые трудились всю жизнь, и заслужили себе обеспеченную старость. Их право на отдых мы должны уважать.

7. Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли предмет "Трудовое обучение" готовит к труду? Назови в каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретённые на уроке "Рисование", а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Любой учебный предмет готовит нас к труду. Трудовое обучение готовит к физическому труду, учит изготавливать, мастерить нужные вещи. Другие предметы готовят к труду умственному, творческому.

Например, чтение является важным звеном трудовой деятельности в труде писателя, юриста, корректора, актёра, консультанта. А без математических расчётов не обойтись инженеру, программисту, бухгалтеру.

Умения, приобретённые на уроках Рисования помогут художникам, декораторам, архитекторам, чертёжникам. А такие предметы как история, литература, обществознание помогают понимать мотивы поведения людей.

Картинная галерея

М. Нестеров "И. Павлов"

Посмотри внимательно на руки, позу, взгляд учёного. Можно ли сказать, что этот человек всю жизнь просидел за письменным столом, занимаясь умственной работой? Какими художественными средствами автор отразил в картине силу духа, воли и дерзания учёного? Узнай, кем был Иван Петрович Павлов, каким трудом занимался.

На своей картине Михаил Нестеров изобразил знаменитого учёного-физиолога Ивана Павлова. Это был выдающийся учёный, лауреат Нобелевской премии, который занимался изучением условных и безусловных рефлексов.

Художник изобразил учёного сидящим в довольно напряжённой позе. Он откинулся на спинку кресла, положил сжатые в кулаки руки на стол, смотрит прямо перед собой. Такая поза говорит о величайшем напряжении умственных сил. Павлов на картине размышляет над очередной проблемой, ищёт пути её решения.

Учёный показан уже пожилым, но мы видим не сгорбленного старика, а сильного, физически развитого человека. Он полон скрытой энергии, которую трудно ожидать найти у человека, всю жизнь просидевшего за письменным столом. Павлов был не только теоретиком, но и практиком, и много времени проводил, ставя различные опыты, делая хирургические операции.

Художник использовал приём застывшего движения для отражения силы духа учёного. Кажется, Павлов готов сорваться с места и закрутиться в бешеной деятельности.

М. Нестеров "И. П. Павлов"


Комментариев нет:

Отправить комментарий