вторник, 29 июня 2021 г.

Рабочая тетрадь 2 класс. Ответы к темам Потешки, Небылицы, Пословицы, Загадки

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 12-21.

УКМ "Школа России"

Раздел "Устное народное творчество"

Продолжение ответов на вопросы "Рабочей тетради" к этому разделу на вопросы к сказкам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

Отмечаем книги:

В. Даль "Пословицы русского народа"
"Заря-заряница" Стихи и загадки для малышей
"Русские народные потешки, прибаутки"
"Радуга-дуга" Потешки, прибаутки, песенки.

2. Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Список книг для выставки на тему "Устное народное творчество" для 2 класса:

  1. "Пословицы и поговорки в сказках"
  2. "Сказания и былины русского народа"
  3. "Потешки для малышей. Колыбельные"
  4. "Русские народные сказки Ненаглядная красота"
  5. "Еду-еду к бабе, к деду"
  6. "Сказки Ленинградской области"
  7. "Русские волшебные сказки"
  8. "Чудо чудное. Русские сказки"
  9. "1001 загадка"
  10. "Во поле берёзка стояла. Русские народные песни"

3. Собери пословицы.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Какие труды, такие и плоды.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

4. Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Любишь кататься - люби и саночки возить. Смысл этой пословицы в том, что получить что-то приятное можно, только если прежде потрудиться.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл этой пословицы в том, что если терпеливо трудится, не опускать руки, то можно сделать любое самое сложное дело.

Какие труды, такие и плоды. Смысл этой пословицы в том, что если хорошо потрудиться, то и результат будет хороший, а если плохо - то и получится плохо.

5. В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде?

Я бы могла найти пословицы о труде в интернете или в книге "Пословицы русского народа".

6. Прочитай русские народные песни. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Подчёркиваем слова Белая, кудрявая, листья зелёные.

7. Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Подчеркиваем слова: светлую, грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками, нарядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую, низко клонится, не ломится.

8. Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая, с зелёными листьями и серёжками. Она может быть весёлой, может быть грустной, гнётся, но не ломается на ветру.

9. Обсуди с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза очень красивое, но в то же время скромное дерево. Оно растёт всюду, по всей стране. Люди сравнивают берёзу с девушкой, она же является символом матери. 

Берёза всегда соседствует человеческому жилью и для народа она является символом родного дома, деревом, возле которого прошло детство, юность, вся жизнь. 

Поэтому берёзу олицетворяют, считают символом Родины, а наша Родина - Россия.

10. Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

В колыбельных песнях часто используются слова: баю-баю-бай, усни, баюшки-баю, спи, малыш, засыпай, люли-люли.

11. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Пример колыбельной песенки, сочинённой самостоятельно, для 2 класса

Люли-люли-люленьки 
Засыпает Юленька, 
Засыпают Ванечка, 
Ирочка и Танечка.

Баю-баюшки-баю 
Я вам песенку спою. 
Глазки деток спать хотят,
Ббаю-баю детки спят.

12. Найди информацию о потешках и прибаутках. Попробуй сам сочинить потешки про щенка задиристого, спящего, игривого.

Пример потешок про щенка можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты? Обсуди с другом, от какого слова произошло слово небылица.

В словаре написано, что небылица - это жанр устного народного творчества комического содержания, в котором действительность нарочно искажена.

Я не знала, что небылица по другому называется небывальщина.

Я искала информацию о небылицах в интернете.

Слово Небылица происходит от слова Небыль, то есть то, чего не было. Это слово является антонимом слова Быль - то что было.

14. Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Это стихотворение является небылицей. В ней рассказывается о невозможном и смешном.

Это говорящий кот, который пел песни в детском саду. Это марсианин, который хотел познакомиться с автором. Это сам автор, который взлетел на небо.

Всего этого не могло быть.

15. Игра "Сочиняем небылицу"

Злой кабан давал гудки
Пароход точил клыки
Соловей томился в клетке
Дикобраз сидел на ветке.
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила.
Стол усами шевелил
Буратино накрыт к обеду был.
Портной летал под облаками
Чиж гонялся за мышами.
Ёж сшил себе штаны
Стол все поел блины.
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре.

16. Продолжите сочинять небылицы с другом.

Пример небылицы, сочинённой с другом для 2 класса

Телевизор лёг в кровать
Чтобы сладко в ней поспать
Пылесос цветы полил,
Чайник вдруг заговорил.
Кресло стало танцевать,
Шкаф в квартире убирать.
Мальчик вдруг квадратным стал
Папа в стену убежал.
Вся квартира кверху дном,
Ну а с нею и весь дом.

17. Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться о чём или о ком идёт речь.

Медведь. Подчёркиваем слово Берлоге.

Ослик. Подчёркиваем слова Большие уши, как грузовик.

Кот. Подчёркиваем слова Царапки, гроза мышей.

18. Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

Я бы выписала следующие загадки:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Из неё берёшь - она больше становится. (Яма)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)
Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)

19. Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника. В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

Это пословицы о временах года. Разделение их на группы смотри внизу статьи.

Дополним их пословицами из учебника:

Лето - припасиха, зима - прибериха.
Мороз невелик, да стоять не велит.

Пословицы и поговорки можно найти в интернете или в книге В. Даль "Пословицы русского народа"

20. Какая пословица или поговорка тебе понравилась больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравились пословицы:

Будет зима - будет и лето. Её смысл в том, что не надо огорчаться из-за наступивших морозов. Зима пройдёт и обязательно снова придёт лето.

Кто спит весною - мёрзнет зимою. Её смысл в том, что тот, кто ничего не делает весной и летом, не заботиться о будущем, зимой останется без запасов, будет мёрзнуть.

Цыплят по осени считают. Её смысл в том, что окончательный результат труда будет понятен только тогда, когда он будет завершён. Заранее нельзя сказать, что получится.

21. Какая пословица тебе плохо понятна?

Мне непонятна пословица:

Как месяц не свети, а всё не солнышко.

Это пословица не про времена года. Она говорит о том, что месяц не сравнится с солнцем. Мне кажется, что её смысл в том, что любая копия всегда будет хуже оригинала.


Комментариев нет:

Отправить комментарий