четверг, 27 мая 2021 г.

Как подготовить к выразительному чтению стихотворение Тютчева "Листья" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 54-56. 

Раздел "Поэтическая тетрадь 1". Проверим себя

1. Назови поэтов со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Мы познакомились с творчеством поэтов: Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Никитина, Ивана Сурикова и Николая Некрасова.

Больше всего мне запомнилось стихотворение Тютчева "Листья". В нём поэт очень необычно описывает листья, делая их похожими на живые существа, и заставляя мечтать и чувствовать.

2. Обычно, в концовке стихотворных строк есть созвучные слова. Как называется эта особенность стихотворного текста?

Эта особенность называется рифма.

Примеры рифм:

Раскаты молодые - перлы дождевые.

Пыль летит - нити золотит.

Созвучные слова - это рифмующиеся слова.

3. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни стихотворения Тютчева "Листья" и Никитина "Встреча зимы". Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?

Я уверена, что именно выбранный поэтом ритм стихотворения придает ему особую музыкальность, совместно с содержанием.

Например, стихотворение Тютчева "Листья" кажется мне быстрым и полным надежд. Если его попытаться спеть, песня тоже получится быстрая, хотя и немного тревожная.

Стихотворение Никитина "Встреча зимы" кажется мне размеренным, спокойным. Оно описывает приход зимы и быстрота здесь ни к чему. Песня получилась бы медленной и торжественной, очень напевной.

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм своими словами.

Рифма - это слова которые звучат похоже и находятся в конце стихотворной строки.

Ритм - это чередование ударных и безударных слогов с стихотворении, придающее ему музыкальность.

4. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к строкам Никитина из стихотворения "Встреча зимы". Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова безлюдный, разноцветным, чёрных и сравнение снег лежит полотном?

Эти слова называются эпитетами, и они помогают понять, в каких красках должна быть выполнена иллюстрация, что на ней следует нарисовать.

Слово Безлюдный показывает, что на иллюстрации не должно быть людей. Поля должны быть показаны пустыми. За полями стоит лес, Чёрные ветки которого выглядывают из под снежных шапок.

Снег переливается под солнцем, искрится. Об этом говорит эпитет Разноцветным.

Сравнение снежного покрова с полотном говорит о его цвете - белый, и о том, что лежит он ровным слоем, как полотно, покрывало.

5. Как называется художественный приём, который автор использует во фразе "снег лежит полотном"? Какую картину помогает нам увидеть этот образ?

Этот приём называется сравнение.

В этом сравнении поэт сравнивает белый ровный снежный покров с белым и ровным покрывалом, полотном.

Это сравнение помогает нам представить, как лежит на полях снег, какого он цвета. Представляется картина белоснежной равнины, тихой и спокойной.

6. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке. Потом прочитай стихи особо выделяя голосом подчёркнутые слова. Какое чтение тебе понравилось больше, почему?

Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо.
Падает, ложится.

Первое чтение мне понравилось много больше. Там выделяются интонацией правильные слова, которые помогают представить картину происходящего. От этого стихи оживают.

Второе чтение неудачное. Выделяются слова, которые просто называют предметы и ничего не говорят об их характеристиках. Стихи кажутся мёртвыми, бездушными.

7. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося стихотворения.

Подготовим к выразительному чтению стихотворение Ф. Тютчева "Листья"

Определи в нём важные мысли.

Важными будут мысли: "мы лёгкое племя", и "так что же нам даром висеть и желтеть". 

Их при чтении нужно выделить особенной интонацией, повышением голоса, ударением.

Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.

Выделяем голосом слова: сосны, зиму, закутавшись, тощая, ввек, лёгкое, краткое, лето, красе, даром, нам улететь, буйные, сорвите, не хотим, с вами.

Паузы делаем более длинные после точек и восклицательных знаков, более короткие после запятых и выделения голосом.

Обрати внимание на знаки препинания.

Смотри, сказанное выше.

Выбери тон и темп звучания.

Тон возвышенный, смелый, иногда с ноткой сожаления, в конце полный надежды. Темп средний.

Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

Передать правильный смысл помогают верно выделенные голосом ключевые слова.

Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Смоленский советовал представлять в воображении картину, описанную в стихотворении и читать стихи неторопливо, без спешки, обычным голосом.

8. Найди в этом разделе стихотворения, в которых передаётся радостное настроение поэта.

Это стихотворения Тютчева "Листья", Фета "Мама!", Никитина "Детство", "Встреча зимы".

9. Определи интонацию, с которой ты будешь читать стихотворение Никитина "Встреча зимы". Сравни начало и конец произведения.

Начало стихотворения я буду читать грустно, печально, уныло - это описание поздней осени. Постепенно интонация будет меняться и конец я прочту уже весело - пришла зима, поэт рад ей.

10. Какие средства художественной выразительности ты знаешь? Найди стихотворения в которых есть олицетворения и эпитеты. Прочитай их. Объясни своими словами, что такое олицетворение.

Я знаю эпитеты, сравнения, олицетворения.

Эпитеты и олицетворения есть во всех стихотворениях.

Эпитеты: "лёгкое племя", "кто-то тороватый", "безлюдный простор", "бабушке седой", "снег пушистый", "хвастливую песню".

Олицетворения: "Пусть сосны и ели закутавшись спят", "Весь двор одело", "Угрюмых небес", "Воет вьюга за окном", "Лес заснул", "Мороз-воевода".

Олицетворение - это придание неживой природе свойств и качеств человека, живого.

Дополнительно:

Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Стихотворение - это литературное произведение, написанное по особым правилам стихосложения с использования рифмы, ритма и средств художественной выразительности.

2 комментария: