Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 25-31
Ответы на вопросы к теме «Русские писатели. Учимся составлять рассказ по пословице»
1. Вспомни, что такое пословица. Прочитай и подчеркни верное определение.
Пословица — это краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом.
Можно ли сказать, что пословица — это народное крылатое выражение? Объясни.
Можно сказать, что пословица — это народное крылатое выражение, потому что пословицы все знают и они яркие, образные, запоминающиеся.
2. Прочитай предложения. Подчеркни пословицы, объясни их смысл.
Лето — припасиха, зима — прибириха. Летом люди делают запасы, выращивают и собирают урожай, а зимой они едят то, что заготовили летом, прибирают запасы.
Декабрь год кончает, а зиму начинает. Декабрь — последний месяц года, но первый месяц зимы.
Весна красна цветами, а осень снопами. Весна радует глаз цветами, свежей зеленью, а осень радует нас урожаем (снопами).
3. Прочитай пословицы. Обсудите с одноклассниками их смысл. Раздели пословицы по темам. Выпиши.
О дружбе:
Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Корни помогают дереву устоять под ударами ветра, а человеку помогают в трудную минуту друзья.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги. Нелегко найти настоящего друга, но если уж нашёл, надо стараться его не потерять.
Хорош друг старый, а дом новый. Старый проверенный друг лучше, чем новый, от которого не знаешь, чего ждать, как новый дом лучше старого.
О труде и трудолюбии:
Труд человека кормит, а лень портит. Трудом человек зарабатывает деньги, на которые может купить еду, а лень превращает его в неудачника.
Делу — время, потехе — час. Сперва нужно заниматься делом, а уж потом развлекаться.
Видно птицу по полёту, человека — по делам. Чем выше летит птица, тем она сильнее, чем лучше человек справляется со своими делами, тем больше его знают и им восхищается.
Об учёбе и знаниях:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Чтобы узнать больше, надо больше времени учиться, а значит меньше спать.
Корень учения горек, да плод его сладок. Учится нелегко, но результат обязательно порадует.
Грамоте учиться — всегда пригодится. Любое знание всегда найдёт себе применение.
4. Прочитай пословицы и названия произведений. Соедини линиями. Объясни выбор.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». Герои могли легко утащить воз, но действовали врозь и у них ничего не вышло.
Друзья познаются в беде. Л. Толстой «Котёнок». Герой спас котёнка от огромной собаки, помог в беде.
Грамоте учиться, всегда пригодится. Л. Толстой «Филипок». Мальчик очень хотел учиться и сам пошёл в школу.
Кто не работает, тот не ест. И. Крылов «Стрекоза и муравей». Стрекоза не работала и пропала зимой.
Где смелость, там и победа. Л. Толстой «Котёнок». Мальчик был смелым и победил огромную собаку.
Доброе дело говорится смело. М. Пришвин. «Ребята и утята». Ребята сделали доброе дело и могут этим гордиться.
5. Прочитай заголовок рассказа. В чём особенность заголовка? Как ты понимаешь его смысл? Предположи, о чём текст. Прочитай. Проверь своё предположение.
Рассказ И. Пивоваровой называется «Один — за всех, и все — за одного».
Особенность заголовка в том, что это пословица. В рассказе наверняка пойдёт речь о дружбе, помощи и взаимовыручке. Ведь в этом смысл пословицы.
Я прочитала рассказ и узнала, что в нём рассказывается о муравьях, которые раньше жили по одиночке и было им плохо, все их обижали. Но стали муравьи жить вместе и никто больше не смел их обидеть.
Моё предположение полностью оправдалось.
6. Прочитай короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в заголовке. Чему учит автор? Запиши главную мысль каждого рассказа.
«Глупой птице свой дом не мил».
Главная мысль: Только глупый человек не найдёт, чем себя занять дома.
«От добра добра не ищут».
Главная мысль: Будь рад тому, что уже имеешь, и не пытайся получить ещё больше.
«Как глядишь, так и видишь».
Главная мысль: любую вещь надо рассматривать под правильным углом, чтобы понять её пользу.
«Семейная кашка гуще кипит».
Главная мысль: в своём доме и корка хлеба вкуснее чужого пирога.
7. Какая пословица тебе нравится? Как ты понимаешь её смысл? В каких ситуациях её уместно вспомнить? Вспомни примеры из жизни и придумай текст, к которому она бы подошла. Подумай, какую основную мысль ты хочешь донести до читателей. Придумай заголовок. Запиши.
Мне нравится пословица «От добра добра не ищут». Её можно использовать, когда человек гонится за большей выгодой, а теряет всё.
Я хотела бы донести до читателя мысль о том, что надо уметь довольствоваться малым.
Заголовок моего рассказа: «Не ищи добра от добра».
Рассказ «Не ищи добра от добра», пример
У Саши был хороший смартфон, со всеми нужными функциями и умной камерой. Но ему захотелось айфон. Саша долго капризничал и упрашивал родителей купить ему айфон. Родители продали старый смартфон Саши, добавили денег и купили сыну айфон. Но айфон оказался серым и имел китайскую прошивку. В нём не было русского языка и Саша не мог им пользоваться. Он горестно вздыхал, говоря себе: от добра добра не ищут!
8. Перечитай записанный текст. Если нужно, внеси изменения.
Мой текст мне нравится, вносит изменения не надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий