среда, 4 июня 2025 г.

Ответы к теме «Жизнедеятельность организмов», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 73

§ 11. Ответы на вопросы к теме «Жизнедеятельность организмов»

Проверьте себя

1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?

Нам известны следующие процессы жизнедеятельности:

  • Питание;
  • Пищеварение и выделение;
  • Дыхание;
  • Обмен веществ;
  • Рост и развитие;
  • Размножение;
  • Раздражимость.
Рисунок "Рост и развитие растений и животных"

2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?

Значение питания в поступлении в организм веществ, необходимых для роста, развития, движения, размножения и других процессов.

3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?

Роль дыхания состоит в получении организмом энергии за счёт поглощения кислорода и расщепления с его помощью сложных органических веществ.

4. Что такое обмен веществ?

Обменом веществ мы называем взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.

5. Какое значение имеет размножение?

Размножение — это способность давать подобное себе потомство. Его роль — в непрерывности существования живых организмов.

6. Что такое раздражимость?

Раздражимостью мы называем ответную реакцию организмов на воздействие различных раздражителей и реагирование на них изменениями на уровне клетки, органа или всего организма.

Подумайте!

Почему нарушение работы какой-нибудь системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма? Подтвердите примером ваш ответ?

Все системы органов в организме взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Для нормальной жизнедеятельности организма все его системы органов должны работать без нарушений и выполнять свои функции.

Если происходит нарушение в работе одной системы органов, это обязательно отражается на работе других систем органов, что приводит к нарушении жизнедеятельности или гибели организма.

Например: нарушения в системе органов дыхания не дадут организму достаточное количество кислорода для нормальной жизнедеятельности. Организм будет испытывать нехватку энергии, что может привести к слабости или даже смерти, если поступление кислорода совсем прекратится.

Моя лаборатория. Выполните задания

1. Приведите примеры раздражимости у растений, животных и человека.

У растений: цветки сворачиваются с наступление вечера, листья вянут в жаркую погоду.

У животных: животное отдёргивает лапу от горячего предмета; шерсть встаёт дыбом при испуге.

У человека: в мороз тело человека покрывается мурашками; человек щурит глаза при ярком свете.

2. Прочитайте статью «Особенности биологического эксперимента», расположенную на страницах 41-42 учебника. Представьте, что экспериментатор перенёс колеус из тени на хорошо освещённое место. Какие процессы жизнедеятельности изменятся у этого растения? Как оно станет развиваться, расти в новых условиях? Сделайте прогноз результатов этого мысленного эксперимента.

В описанном в статье эксперименте третье растение колеуса росло в тени и оказалось маленьким и слабым, а его листья обрели жёлтую окраску.

Проведём мысленный эксперимент и перенесём это растение на солнечное окно.

При этом изменятся следующие процессы жизнедеятельности:

  • Питание. В растении интенсивно пойдёт процесс фотосинтеза, в нём начнут образовываться органические вещества.
  • Рост и развитие. Чем больше органических веществ, тем лучше растение будет расти и развиваться.
  • Дыхание. Большее количество органических веществ потребует большего количества кислорода для их расщепления и получения энергии.
  • Выделение. Увеличится и выделение углекислого газа, который образуется в процессе фотосинтеза.
  • Обмен веществ. Растение будет производить больше кислорода и потреблять больше минеральных веществ из почвы, а также больше отдавать углекислого газа в атмосферу.

Прогноз развития растения:

В результате колеус начнёт быстро расти, его стебель станет сочным, у него появятся новые листья, а старые отпадут, новые листья будут яркой окраски с преобладанием зелёного и бардового цвета, нормального для колеуса.

3. Понаблюдайте за своим домашним животным. Обратите внимание, как реагирует ваш питомец на холод, повышение температуры в доме, резкий незнакомый звук. Опишите, что вы наблюдаете. Какое значение имеет подобная реакция в жизни животного?

Мой питомец — кошка.

Когда кошке холодно, она сворачивается клубком, стараясь сохранить больше тепла. Так она меньше мёрзнет.

Когда кошке жарко, она ложится на спину и расставляет лапы, так её лучше обдувает сквозняк.

Когда кошка слышит резкий звук, она пугается и отскакивает в сторону, убегает.

Эти реакции помогают кошке приспособиться к изменениям окружающей среды: меньше мёрзнуть, не перегреваться, избегать опасности.

4. Подумайте, как можно подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: растение не способно двигаться; растение поглощает воду, но не испаряет её. Представьте ответ в письменном виде в рабочей тетради, изложив свои действия и рассуждения по пунктам.

Растение не способно двигаться.

Попробуем заставить растение двигаться. Воздействуем на него внешними раздражителями: поднесём к стволу зажжённую свечку. Листья растения будут обугливаться, но оно не сдвинется в сторону, как это сделало бы животное.

Следовательно, растение не способно двигаться. Это утверждение верное.

Растение поглощает воду, но не испаряет её.

Проведём эксперимент.

  1. Наденем на ветку комнатного растения полиэтиленовый пакет.
  2. Польём растение обильно.
  3. Поставим растение на освещённое солнцем окно.
  4. В пакете начнёт конденсироваться влага.

Вывод: изначально воды в пакете не было, но она появилась, когда растение оказалось на солнце. Эта влага была испарена растением.

Это утверждение неверное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий