Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 73
§ 11. Ответы на вопросы к теме «Жизнедеятельность организмов»
Проверьте себя
1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?
Нам известны следующие процессы жизнедеятельности:
- Питание;
- Пищеварение и выделение;
- Дыхание;
- Обмен веществ;
- Рост и развитие;
- Размножение;
- Раздражимость.
2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?
Значение питания в поступлении в организм веществ, необходимых для роста, развития, движения, размножения и других процессов.
3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?
Роль дыхания состоит в получении организмом энергии за счёт поглощения кислорода и расщепления с его помощью сложных органических веществ.
4. Что такое обмен веществ?
Обменом веществ мы называем взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.
5. Какое значение имеет размножение?
Размножение — это способность давать подобное себе потомство. Его роль — в непрерывности существования живых организмов.
6. Что такое раздражимость?
Раздражимостью мы называем ответную реакцию организмов на воздействие различных раздражителей и реагирование на них изменениями на уровне клетки, органа или всего организма.
Подумайте!
Почему нарушение работы какой-нибудь системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма? Подтвердите примером ваш ответ?
Все системы органов в организме взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Для нормальной жизнедеятельности организма все его системы органов должны работать без нарушений и выполнять свои функции.
Если происходит нарушение в работе одной системы органов, это обязательно отражается на работе других систем органов, что приводит к нарушении жизнедеятельности или гибели организма.
Например: нарушения в системе органов дыхания не дадут организму достаточное количество кислорода для нормальной жизнедеятельности. Организм будет испытывать нехватку энергии, что может привести к слабости или даже смерти, если поступление кислорода совсем прекратится.
Моя лаборатория. Выполните задания
1. Приведите примеры раздражимости у растений, животных и человека.
У растений: цветки сворачиваются с наступление вечера, листья вянут в жаркую погоду.
У животных: животное отдёргивает лапу от горячего предмета; шерсть встаёт дыбом при испуге.
У человека: в мороз тело человека покрывается мурашками; человек щурит глаза при ярком свете.
2. Прочитайте статью «Особенности биологического эксперимента», расположенную на страницах 41-42 учебника. Представьте, что экспериментатор перенёс колеус из тени на хорошо освещённое место. Какие процессы жизнедеятельности изменятся у этого растения? Как оно станет развиваться, расти в новых условиях? Сделайте прогноз результатов этого мысленного эксперимента.
В описанном в статье эксперименте третье растение колеуса росло в тени и оказалось маленьким и слабым, а его листья обрели жёлтую окраску.
Проведём мысленный эксперимент и перенесём это растение на солнечное окно.
При этом изменятся следующие процессы жизнедеятельности:
- Питание. В растении интенсивно пойдёт процесс фотосинтеза, в нём начнут образовываться органические вещества.
- Рост и развитие. Чем больше органических веществ, тем лучше растение будет расти и развиваться.
- Дыхание. Большее количество органических веществ потребует большего количества кислорода для их расщепления и получения энергии.
- Выделение. Увеличится и выделение углекислого газа, который образуется в процессе фотосинтеза.
- Обмен веществ. Растение будет производить больше кислорода и потреблять больше минеральных веществ из почвы, а также больше отдавать углекислого газа в атмосферу.
Прогноз развития растения:
В результате колеус начнёт быстро расти, его стебель станет сочным, у него появятся новые листья, а старые отпадут, новые листья будут яркой окраски с преобладанием зелёного и бардового цвета, нормального для колеуса.
3. Понаблюдайте за своим домашним животным. Обратите внимание, как реагирует ваш питомец на холод, повышение температуры в доме, резкий незнакомый звук. Опишите, что вы наблюдаете. Какое значение имеет подобная реакция в жизни животного?
Мой питомец — кошка.
Когда кошке холодно, она сворачивается клубком, стараясь сохранить больше тепла. Так она меньше мёрзнет.
Когда кошке жарко, она ложится на спину и расставляет лапы, так её лучше обдувает сквозняк.
Когда кошка слышит резкий звук, она пугается и отскакивает в сторону, убегает.
Эти реакции помогают кошке приспособиться к изменениям окружающей среды: меньше мёрзнуть, не перегреваться, избегать опасности.
4. Подумайте, как можно подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: растение не способно двигаться; растение поглощает воду, но не испаряет её. Представьте ответ в письменном виде в рабочей тетради, изложив свои действия и рассуждения по пунктам.
Растение не способно двигаться.
Попробуем заставить растение двигаться. Воздействуем на него внешними раздражителями: поднесём к стволу зажжённую свечку. Листья растения будут обугливаться, но оно не сдвинется в сторону, как это сделало бы животное.
Следовательно, растение не способно двигаться. Это утверждение верное.
Растение поглощает воду, но не испаряет её.
Проведём эксперимент.
- Наденем на ветку комнатного растения полиэтиленовый пакет.
- Польём растение обильно.
- Поставим растение на освещённое солнцем окно.
- В пакете начнёт конденсироваться влага.
Вывод: изначально воды в пакете не было, но она появилась, когда растение оказалось на солнце. Эта влага была испарена растением.
Это утверждение неверное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий