среда, 9 апреля 2025 г.

Ответы к теме «История развития земной коры», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 79

§ 21. Ответы на вопросы к теме «История развития земной коры»

Это я знаю

1. Что такое эпоха складчатости? Какие эпохи складчатости вы знаете? Каким геологическим эрам они соответствуют?

Эпохой складчатости мы называем эпоху активизации тектонических движений и магматизма на обширных площадях земной коры, когда происходили интенсивные смятия в складки пластов горных пород, формировались разломы и образовывались складчатые горные сооружения.

Соответствие эпох складчатости геологическим эрам:

  1. Архей-протерозойская — Архейская и Протерозойская эры.
  2. Байкальская — Неопротерозойская и Палеозойская эры.
  3. Каледонская и Герцинская — Палеозойская эра.
  4. Киммерийская — Мезозойская эра.
  5. Альпийская — Кайнозойская эра.

2. Выберите верный ответ. Самая древняя геологическая эра: а) палеозойская; б) кайнозойская; в) архейская.

Выбираем правильный ответ В: архейская эра.

3. Что можно узнать по геохронологической таблице?

В геохронологической таблице отражается история развития Земли, последовательность и соотношение её основных этапов.

По таблице можно узнать:

  • Название геологических эр и периодов.
  • Длительность эр и периодов.
  • Эпохи складчатости.
  • Главные геологические события.
  • Этапы развития органического мира.
  • Полезные ископаемые, которые образовались.

4. Выделите форму рельефа, для которой формирование тектонических структур земной коры произошло в байкальскую эпоху складчатости: а) Енисейский кряж; б) Алданское нагорье; в) плато Путорана; г) Корякское нагорье.

Ответ ищем в геохронологической таблице, в последней колонке, описывающей важнейшие геологические события и соотносим их с эпохой складчатости.

Выбираем верный ответ: Енисейский кряж.

5. Выделите форму рельефа, для которой формирование тектонических структур земной коры произошло в герцинскую эпоху складчатости: а) Срединный хребет полуострова Камчатка; б) Восточный Саян; в) Енисейский кряж; г) Уральские горы.

Ответ ищем в геохронологической таблице, в последней колонке, описывающей важнейшие геологические события и соотносим их с эпохой складчатости.

Выбираем верный ответ: Уральские горы.

Это я могу

6. По карте на странице 236-237 Приложения определите возраст участков с наиболее древними тектоническими структурами на территории России. Где они расположены?

Самыми древними тектоническими структурами на территории России оказываются щиты и массивы с возрастом фундамента более 1600 миллионов лет.

Это:

  • Алданский щит. Расположен в Забайкалье и на юге республики Якутия (Саха).
  • Балтийский щит. Расположен в Карелии и на Кольском полуострове.
  • Анабарский щит. Расположен на севере Сибирской платформы, южнее полуострова Таймыр.
  • Воронежский массив. Расположен западнее города Воронеж на Восточно-Европейской платформе.
Карта "Тектоника и полезные ископаемые", 8 класс

7. По карте на странице 236-237 Приложения определите в какую эпоху складчатости возникли тектонические структуры Кавказских гор, гор Камчатки и Сахалина. Какие полезные ископаемые здесь залегают?

Определить эпоху складчатости просто по маленькой карте с названием «Равнины и горы на разных тектонических структурах».

По ней мы определим, что Кавказские горы и горы Камчатки и Сахалина выделены одинаковым жёлтым цветом, следовательно образовались они в одну и ту же эпоху складчатости.

По легенде карты мы определяем, что это — Альпийская складчатость (молодые горы Кайнозойской эры).

По основной карте «Тектоника и полезные ископаемые» определяем, какие полезные ископаемые встречаются в заданных районах.

В тектонической структуре Кавказских гор имеются месторождения вольфрамовых и молибденовых руд.

В горах Сахалина — каменный и бурый уголь, на шельфе — нефть и газ.

В горах Камчатки — медные и никелевые руды.

вторник, 8 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Россияне на рынке труда», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 75-76

§ 20. Ответы на вопросы к теме «Россияне на рынке труда»

Это я знаю

1. Что такое трудовые ресурсы?

Трудовыми ресурсами мы называем ту часть населения, которая может работать в хозяйстве страны.

2. Выберите верный ответ. Населением в трудоспособном возрасте считаются: а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет; б) мужчины в возрасте от 16 до 64 лет, женщины в возрасте от 16 до 59 лет; в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

Выберем правильный ответ Б: мужчины в возрасте от 16 до 64 лет, женщины в возрасте от 16 до 59 лет.

3. Что такое экономически активное население?

Экономически активным населением мы называем то население, которое занято в экономике, в том числе тех, кто ищет работу. Это — рабочая сила.

4. Какое из утверждений является верным? А) высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения; Б) районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы; В) к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

Верным оказывается утверждение В: к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

Ответ Б является отчасти верным, ведь известно, что в районах с высоким естественным приростом населения уровень безработицы выше, поскольку экономика там не способна создавать достаточное количество рабочих мест. Но здесь важно задать параметры понятия «высокий уровень безработицы». Он выше сравнительно с другими регионами, но может оставаться достаточно низким и комфортным для экономической ситуации, ведь полная занятость — тормоз изменения структуры хозяйства.

5. Какие требования предъявляются к работнику в современных условиях? Насколько вы удовлетворяете этим требованиям? Какие качества будут способствовать, а какие препятствовать вашему трудоустройству? Какие качества вы хотели бы развить у себя?

В современных условиях к работнику предъявляются следующие требования:

  • приобретённые разнообразные умения и навыки.
  • постоянное обновление полученных знаний и умений.
  • привычка осваивать новое.
  • владение иностранными языками.

Я пока удовлетворяю этим требованиям в минимальном объёме, ведь я ещё учусь и пока лишь приобретаю необходимые знания и навыки.

Моему трудоустройству будут способствовать: настойчивость, дисциплинированность, инициативность, готовность узнавать новое.

Моему трудоустройству будут препятствовать: отсутствие практического опыта работы.

Я бы хотела развить у себя такие качества, как целеустремлённость, стремление к самореализации, умение находить нестандартные решения.

Это я могу

6. Прокомментируйте схему «Состав трудовых ресурсов в России на начало 2022 года», смотри рисунок 26.

По схеме мы видим, что общие трудовые ресурсы России составляют 99 миллионов человек, из которых 4 миллиона — работающие пенсионеры. Это всего 65% от населения страны.

При этом экономически активное население составляет всего 89 миллионов человек, из которых 3.5 миллиона — безработные. Получается, что активную роль в экономике России принимают 83.5 миллиона человек или 55% населения.

Именно эти люди обеспечивают социальные выплаты для нетрудоспособного населения, а именно пенсионеров, молодёжи до 15 лет и инвалидов. Эти группы населения составляют 53 миллиона человек или 35% населения страны.

Схема "Состав трудовых ресурсов России", 8 класс


7. Проведите рейтинг десяти наиболее ценных, на ваш взгляд, профессий. Проранжируйте их по значимости: а) для вас лично; б) для общества. Обсудите полученные результаты.

Для меня лично наиболее ценными профессиями являются:

  • Разработчик программного обеспечения.
  • Специалист по искусственному интеллекту.
  • Инженер-робототехник.
  • Финансовый аналитик.
  • Графический дизайнер.

Для общества наиболее ценными профессиями оказываются:

  • Медицинский работник.
  • Учитель.
  • Работники сельского хозяйства.
  • Инженера и рабочие на производство.
  • IT специалисты.

Это мне интересно

8. Представьте, что вы занимаетесь проблемами занятости в вашей местности. Обоснуйте ваши действие по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.

В моей местности (город Новосибирск) есть нехватка рабочих многих специальностей с низкой оплатой труда, но переизбыток специалистов популярных направлений с высокой оплатой труда.

Для решения этой проблемы можно предложить в первую очередь стимулировать работников производств с низкой оплатой труда дополнительными льготами (бесплатный проезд, льготная оплата жилья и прочие). Дополнительные льготы могут повысить престиж таких профессий.

В перспективе потребуется организация курсов повышения квалификации и переподготовки. Обучившиеся новым специальностям люди смогут найти работу, наиболее отвечающую их запросам.

9. Выявите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие профессии наиболее востребованы в настоящее время? Есть ли среди них наиболее престижные? Что это за профессии? Какие профессии, по вашему мнению, будут преобладать в ближайшие 10 лет? Какие из них, на ваш взгляд, станут особо престижными?

Проведём исследование для моего родного города — Новосибирска.

Исследуем особенности рынка труда в Новосибирске

В настоящее время население Новосибирска порядка 1.7 миллионов человек. Показатель трудоспособного населения в городе такой же, как в среднем по стране. То есть, около 1.1 миллиона человек являются трудоспособными.

Процент безработных в городе невысок, на 2025 год зарегистрировано всего 4 тысячи безработных. В то же время количество заявок работодателей составляет 15 тысяч рабочих мест. Наблюдается дефицит рабочей силы в ряде отраслей.

Наиболее востребованными профессиями в нашем регионе оказываются:

  • Полицейский.
  • Повар.
  • Графический дизайнер.
  • Автомеханик.
  • Программист.
  • Фармацевт.

Среди этих профессий только две можно назвать престижными: это графический дизайнер и программист.

В ближайшее время преобладать будут профессии, связанные с развитием искусственного интеллекта, программированием, робототехникой и автоматизацией, но также будут пользоваться постоянным спросом профессии, связанные со сферой услуг и обслуживанием населения.

Наиболее престижно будет получить профессию в области искусственного интеллекта, ведь за ним будущее.

понедельник, 7 апреля 2025 г.

Пасха: что за праздник, традиции и обычаи

Пасха — какой это церковный праздник?

В этот день в православии празднуется самый великий церковный праздник — Светлое Воскресение Христово или Пасха. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Когда отмечать Пасху

Праздник Пасхи является переходящим. Его дата определяется довольно сложным способом, но всегда приходится на воскресенье.

Строго говоря, Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает позже весеннего равноденствия.

Иначе говоря, после весеннего равноденствия 20 или 21 марта мы должны дождаться первого полнолуния и найти первое после него воскресенье.

Самая ранняя Пасха возможна 4 апреля, самая поздняя — 8 мая.

Впрочем, самостоятельно рассчитывать дату Пасхи не обязательно. Она давно внесена в особые справочники — Пасхалии.

Даты Пасхи в XXI веке

2025 год: 20 апреля.
2026 год: 12 апреля.
2027 год: 02 мая.
2028 год: 06 апреля.
2029 год: 08 апреля.
2030 год: 28 апреля.
2031 год: 13 апреля.
2032 год: 02 мая.
2033 год: 24 апреля.
2034 год: 09 апреля.
2035 год: 29 апреля.
2036 год: 20 апреля.
2037 год: 05 апреля.
2038 год: 25 апреля.
2039 год: 17 апреля.
2040 год: 06 мая.
2041 год: 21 апреля.
2042 год: 13 апреля.
2043 год: 03 мая.
2044 год: 24 апреля.
2045 год: 09 апреля.
2046 год: 29 апреля.
2047 год: 21 апреля.
2048 год: 05 апреля
2049 год: 25 апреля.
2050 год: 17 апреля.

Другие праздники, связанные с датой Пасхи

Прощёное воскресенье — за 7 недель перед Пасхой.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) — за неделю до Пасхи.

Светлая седмица — первая неделя после Пасхи, включая день Пасхи.

Антипасха (Красная горка, Фомино воскресенье) — первое воскресенье после Пасхи.

Радоница — вторник второй недели после Пасхи.

Вознесение — на 40 день после Пасхи.

Троица — на 50 день после Пасхи.

Духов день — на 51 день после Пасхи.

История праздника

Пасха — праздников праздник и торжество торжеств (Григорий Богослов).

Первоначально Пасха пришла к нам из Ветхого завета. Так назывался праздник, совершавшийся в память исхода евреев из Египта.

В день Пасхи евреи обязательно приносили в храм и закалывали жертвенного агнца.

Но всё изменилось в 33 году от Рождества Христова.

Иисус Христос принёс себя в жертву, чтобы избавить от смерти всё человечество. Он стал агнецом, открывшим для человека дверь для встречи с Богом. Иисус восстал из мёртвых, явив чудо Воскресения.

С той поры Пасха стала называться также днём Светлого Воскресения Христова, превратившись в наиважнейший православный праздник.

Пасху стали отмечать ежегодно, а её дату установил в IV  веке церковный Собор.

икона Воскресение Христово


Традиции и обычаи праздника

С празднованием Пасхи у христиан связано много обычаев, самые главные из которых вам хорошо известны.

Это обязательное приветствие "Христос Воскресе!" и ответ "Воистину Воскресе!".

Это обычай троекратного целования "христосования".

Это обычай приносить в храм крашенные яйца для их освящения.

Это таинство Причащения, которое проводится в пасхальную ночь.

Это традиция готовить пасхальные куличи и творожные пасхи.

Это обязательный Крёстный ход вокруг храма.

Что можно и что нельзя делать на Пасху

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Освятить яйца, куличи, пасхи;
  • Обмениваться освещёнными продуктами;
  • Дарить подарки;
  • Устроить праздничный обед;
  • Ходить в гости и приглашать гостей;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Грустить и печалиться;
  • Работать;
  • Посещать кладбища;
  • Поминать усопших.

Приметы на Пасху

Гроза на Пасху — к сухой осени.
Солнце на Пасху — к жаркому лету.
Дождь на Пасху — к дождливому маю.
Пасмурная Пасха — к сухому и холодному лету.

Пословицы и поговорки про Пасху

Солнышко с пасхальной горки в лето катится.
Дорого яичко во Христов день.
Был пост, будет и Праздник.
Целуй в уста — теперь нет поста.

воскресенье, 6 апреля 2025 г.

19 апреля, Евтихий Тихий: традиции и приметы

19 апреля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память святителя Евтихия Константинопольского, но в народе его называют просто день Евтихия. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Ерёма Пролётный - в этот день вспоминают мученика Иеремию Римского, в этот же день часто дуют сильные ветры.

Когда отмечать день Евтихия

День Евтихия отмечаются ежегодно 19 апреля по новому стилю или 6 апреля по старому.

Сегодня отмечается также память преподобной Платониды Сирской, равноапостольного Мефодия Моравского (день памяти также 24 мая), и память многих других святых.

Именинники 19 апреля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Мефодий, Прохор, Иван, Яков, Пётр.

Женские имена: Платонида. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Феона.

История праздника

Святой Евтихий получил блестящее образование, но быстро понял, что человеческая мудрость - ничто перед Божественным откровением. Он стал иноком в амасийском монастыре.

За строгую жизнь и добродетель Евтихий сперва стал архиепископом, потом был поставлен на патриарший престол в Константинополе.

Святитель смело выступал против ересей, но по приказу императора Юстиниана был отправлен в ссылку.

В ссылке Евтихий прославился кротостью и совершаемыми им чудесами и исцелениями. Святитель исцелял не только тяжёлые телесные болезни (рак), но изгонял бесов. По его молитве запасы зерна никогда не заканчивались.

После 12 лет изгнания Евтихий вернулся на патриарший престол, а спустя 4 года с миром отошёл к Господу.

икона Евтихий Константинопольский


Платонида Сирская, чем известна

Святая Платонида основала женский монастырь в Низибийской пустыни.

Она установила строгий устав: пищу разрешалось принимать раз в день, остальное время сёстры проводили в молитвах и трудах, особенно в рукоделии.

Преподобная Платонида сама была примером для сестёр и скончалась в глубокой старости.

Кому и о чём молиться на день Евтихия

Перед иконой Евтихия Константинопольского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об излечении болезней и немощей, в том числе самых страшных; об избавлении от дьявольских наваждений и изгнании бесов; об изобилии хлеба и хорошем урожае.

Перед иконой Платониды Сирской молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; о смирении и покаянии; о помощи в любом виде домашнего труда. Святая считается покровительницей швей и вышивальщиц.

Что можно и что нельзя делать на день Евтихия

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Покушать яблок;
  • Ухаживать за плодовыми деревьями;
  • Выбросить старые вещи;
  • Закопать монетку под яблоней.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Ломать деревья;
  • Убираться в доме;
  • Веселиться;
  • Заниматься шопингом;
  • Смотреть в окно.

Приметы на Евтихия Тихого

Безветренная погода - к урожаю зерновых.
Ветер на Ерёму - сеять ещё рано.
Дождь на Евтихия - к урожаю грибов.
Яркое солнце - к заморозкам.
Туман на Ерёмы - к сухой весне.

Пословицы и поговорки про Ерёму Пролётного

Если Евтихий - тихий, урожай будет ранним.
Ерёма ветром бьёт - колос собьёт.
Ерёма ветром ярится - яровые сеять не годится.

суббота, 5 апреля 2025 г.

15 апреля, Тит Ледолом: традиции и приметы

15 апреля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память преподобного Тита Чудотворца, но в народе его называют просто Титов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Ледолом - в этот день окончательно вскрываются, освобождаются ото льда реки и озёра.

Бесхлебица - к этому дню запасы зерна подходили к концу и крестьяне часто начинали голодать.

Когда отмечать Титов день

Титов день отмечаются ежегодно 15 апреля по новому стилю или 2 апреля по старому.

Сегодня отмечается также память мучеников Амфиана и Едисея Патарских, и память многих других святых.

Именинники 15 апреля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Тит, Одиссей, Поликарп.

Женские имена: именинниц нет. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Мария, Василиса.

История праздника

Святой Тит в юном возрасте отринул мирскую суету и поступил в Студийский монастырь близ Константинополя.

Сперва Тит был послушником, потом стал иноком. Долгие годы пробыл Тит в монастыре, снискав великую славу своими кротостью, любовью и милосердием.

Святой Тит стал пресвитером и руководил монастырской братией.

Святой сподобился дара чудотворения, явил себя твёрдым защитником иконопочитания.

Святой Тит отошёл к Господу в глубокой старости.

икона Тит Чудотворец, мученики Амфиан и Едисей


Амфиан и Едисей Патарские, чем известен

Святые мученики жили в городе Патаре, но став христианами покинули родителей и ушли в Кесарию Александрийскую.

В те времена все жители города обязаны были приносить жертвы идолам.

Когда правитель города собирался принести жертву идолам, Амфиан остановил его руку и стал убеждать правителя стать христианином.

По приказу правителя юношу долго истязали, а потом утопили в море с камнем на шее.

Но тело святого было вынесено на берег, где его похоронили христиане.

Едисея, который тоже исповедовал себя христианином, сослали на медные рудники. А потом утопили в море, как и брата.

Кому и о чём молиться на Титов день

Перед иконой Тита Чудотворца молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; о помощи и поддержке в трудной жизненной ситуации; о терпении и смирении.

Перед иконой пророка Амфиана и Едисея молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; о послушании детей; о защите во время плавания и от утопления.

Что можно и что нельзя делать на Титов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Провести время с семьёй или с друзьями;
  • Заниматься физическим трудом;
  • Заниматься творчеством;
  • Перестелить постель;
  • Носить красное;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Проводить день в одиночестве;
  • Бездельничать;
  • Убивать пауков;
  • Кормить птиц;
  • Резать хлеб ножом.

Приметы на Бесхлебицу

Лёд тонет - к тяжёлому году.
Большое половодье - к хорошему урожаю.
Перепёлки кричат - к хорошему сенокосу.
Голуби воркуют - к теплу.
Появились муравьи - морозов больше не будет.
Гроза на Тита - к жаркому лету.

Пословицы и поговорки про Тита Ледолома

Наш Тит и в пост блудит.
Пьяный Тит псалмы твердит.
У нашего Тита и пито, и бито.

пятница, 4 апреля 2025 г.

Вербное воскресенье: традиции и приметы

Вербное воскресенье - какой это церковный праздник?

В этот день в православии празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Когда отмечать Вербное воскресенье

Праздник Вход Господень в Иерусалим является переходящим. Его дата привязана к дате празднования Пасхи.

Вербное воскресенье отмечается за неделю до Пасхи. Это всегда воскресенье.

Иначе говоря, Вход Господень в Иерусалим отмечается в 6 воскресенье Великого поста.

Даты Вербного воскресенья в XXI веке

2025 год: 13 апреля.
2026 год: 05 апреля.
2027 год: 25 апреля.
2028 год: 09 апреля.
2029 год: 01 апреля.
2030 год: 21 апреля.
2031 год: 06 апреля.
2032 год: 25 апреля.
2033 год: 17 апреля.
2034 год: 02 апреля.
2035 год: 22 апреля.
2036 год: 13 апреля.
2037 год: 29 марта.
2038 год: 18 апреля.
2039 год: 10 апреля.
2040 год: 29 апреля.
2041 год: 14 апреля.
2042 год: 06 апреля.
2043 год: 26 апреля.
2044 год: 17 апреля.
2045 год: 02 апреля.
2046 год: 22 апреля.
2047 год: 14 апреля.
2048 год: 29 марта.
2049 год: 18 апреля.
2050 год: 10 апреля.

История праздника

Само название праздника - Вербное воскресенье, говорит о том, что в нём важную роль играет верба. Верующие устремляются в храмы, неся с собой охапки пушистых верб.

Исторические события праздника относятся к 33 году от Рождества Христова.

В Иерусалиме правит прокуратор Понтий Пилат. Он подозревает всех и каждого в желании мятежа и поэтому с подозрением следит за растущей славой Иисуса, который в проповедях называл себя Царём царства Небесного.

Сам Иисус направляется к воротам Иерусалима, словно готовясь воссесть на царский престол. Но Иисус говорит об ином царстве, не политическом, а духовном. Поэтому он подъезжает к городу не на коне, а на осле - самом мирном и безобидном животном, от которого невозможно ждать угрозы.

Жители города восторженно встречают Иисуса, размахивая пальмовыми ветвями. Они ждут, что Христос свергнет власть римских оккупантов. Но не это цель Иисуса. Он не будет менять политическое устройство мира. Вместо этого Христос добровольно принесёт себя в жертву, во имя спасения всего человечества.

икона Вход Господень в Иерусалим


В чём помогает икона Вход Господень в Иерусалим

Икона Вход Господень в Иерусалим изображает Иисуса, въезжающего в ворота города на белом осле. За Иисусом идёт группа учеников-апостолов, в воротах его встречают люди с пальмовыми ветвями.

Перед иконой Вход Господень в Иерусалим принять возносить благодарственные молитвы Иисусу Христу за его жертву во имя спасения всех людей.

Что можно и что нельзя делать на Вербное воскресенье

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Освятить ветки вербы, украсить ими дом;
  • Посетить кладбище, помянуть умерших родственников;
  • Украсить могилу ветками вербы;
  • Сажать комнатные растения;
  • Начинать новые дела, строительство.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Рвать ветки старых верб;
  • Стираться;
  • Убираться в доме;
  • Стричь волосы.

Приметы на Вербное воскресенье

Заморозки на Вербное - к урожаю зерновых.
Тепло на Вербное - к жаркому лету.
Безоблачное воскресенье - к урожаю фруктов и ягод.
Дождь на Вербное - к урожаю корнеплодов.
Тучи без дождя - к урожаю бобовых.
Снег на Вербное - к неурожаю.

Пословицы и поговорки про Вербное воскресенье

Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.

четверг, 3 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Делу время — потехе час. Проверим себя», 4 класс

Использован учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 26

Ответы на вопросы к теме «Делу время — потехе час. Проверим себя»


1. Как ты понимаешь название этого раздела?

В названии раздела говорится о том, что нужно уметь разделять дело и потеху. Сперва нужно сделать дело, а потом развлекаться.

2. Как ты думаешь можно ли дать этому разделу другое название (заголовок), например: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Откладывай безделье, да не откладывай дела».

Из всех этих пословиц, только последняя может стать заголовком нашего раздела. В ней также говорится о том, что нужно разделять дела и безделье (развлечения), то есть она имеет тот же самый смысл.

3. Перечисли произведения, которые ты прочитал в этом разделе. Можно ли сказать, что это юмористические рассказы? Докажи свою точку зрения. В каких названиях произведений отражена тема (о чём говорится в произведении), а в каких идея (главная мысль)?

Мы прочитали три произведения:

  • «Сказка о потерянном времени».
  • «Главные реки».
  • «Автопортрет».

Это юмористические произведения. В них описаны смешные ситуации, в которых оказываются герои. В них есть смешные слова и выражения. Они вызывают смех у читателя.

Тема отражена в названиях: «Главные реки» и «Автопортрет».

Идея отражена в названии: «Сказка о потерянном времени».

4. Назови авторов произведений этого раздела. Подготовь небольшое сообщение об одном из них. Воспользуйся справочной литературой, энциклопедией, интернетом, материалами учебника.

Авторами прочитанных произведений являются:

  • Е. Шварц.
  • В. Драгунский.
  • Л. Каминский.

Евгений Львович Шварц — российский прозаик, сценарист и драматург. Он писал произведения для детей, в том числе: сказки, пьесы, стихотворения. Многие его пьесы до сих пор с успехом идут на сценах театров. Наиболее известные произведения: «Тень», «Два клёна», «Сказка о потерянном времени».

Виктор Юзефович Драгунский — известный российский писатель и сценарист. Всеобщую славу и любовь ему принесли произведения про Дениса Кораблёва, мальчика, прообразом которого стал сын писателя. По рассказам Драгунского снято несколько очень смешных кинофильмов.

Леонид Давидович Каминский прославился как художник-график. Он работал иллюстратором в нескольких юмористических журналах. Сюжеты многих его рисунков были основаны на смешных случаях, которые происходили с реальными школьниками. Поэтому Каминский стал сам сочинять короткие юмористические истории, основанные на реальных событиях.

5. Почему произведение Е. Шварца названо сказкой?  Перескажи окончание произведения. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.

События произведения Е. Шварца — сказочные. Они не могли случиться в обычной жизни. В нём есть волшебные превращения, волшебные предметы и существа.

Автор утверждает, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Я согласна с мнением автора. Если ничего не делать, то и нечего вспомнить. Ты не заметишь, как пролетит твоя жизнь.

Пересказ окончания «Сказки о потерянном времени», пример

С большим трудом дети отыскали в лесу домик волшебников. Они заглянули в окно. Волшебники спали, часы показывали без пяти минут двенадцать.

Дети забрались в дом и встали у часов. Когда наступила полночь, Петя стал быстро вращать стрелки в обратном направлении.

Волшебники вскочили, но было поздно — они стали стремительно стареть.

Когда Петя стал маленьким, он перестал доставать до стрелок. Но друзья подняли его на руках. Когда стрелки повернулись на 77 оборотов, волшебники исчезли, а друзья стали детьми.

6. Назови главных героев произведения Е. Шварца. Как поступки характеризуют этих героев? Составь рассказ о Пете Зубове.

Герои «Сказки о потерянном времени»: Петя Зубов, Маруся Поспелова, Наденька Соколова и Вася Зайцев.

Эти дети не следили за временем, даром его тратили в играх, везде опаздывали. Их поступки говорят о неорганизованности, недисциплинированности, безответственности, лени.

Рассказ о Пете Зубове, пример

Петя Зубов — один из героев «Сказки о потерянном времени», ученик третьего класса. Он всегда опаздывал и не успевал по всем предметам, даже по пению.

Петя утешал себя словом «Успею!», но никуда не успевал, потому что не стремился к этому.

Зато когда Петя превратился в старика, он сильно испугался. Он понял, что надо что-то менять, и проявил свои лучшие качества: смелость, настойчивость, решительность, умение вести за собой людей.

Только благодаря этому Петя и его друзья вновь стали детьми.

7. Вспомни, чем рассказ отличается от сказки. Запиши в «Рабочую тетрадь».

В рассказе описаны реальные события или те, которые могли произойти. В сказках описаны события, невозможные в обычной жизни.

8. Придумай свой весёлый рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Запиши художественные приёмы, которые ты будешь использовать, в «Рабочую тетрадь».

Придуманный весёлый рассказ «Безобразный художник», пример

На уроках надо учиться.

Все это знают, но, почему-то, всегда есть те, кто занимается чем угодно, только не уроками.

В нашем классе таким мальчиком был Игорь. Он сидел на последней парте и постоянно рисовал в тетрадке комиксы. Игорь был великим художником, так он о себе думал.

Однажды, увлечение рисованием подвело Игоря и насмешило весь класс.

Учительница вызвала Игоря к доске и попросила назвать автора картины, о которой она только что рассказывала. Это была картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

Игорь долго смотрел на картину, что усиленно вспоминая. Ничего не вспоминалось. Он растерянно повернулся к классу. Кто-то стал тихонько подсказывать: «Саврасов, Саврасов».

Игорь кивнул и важно сказал:

— Эту картину нарисовал известный художник, но очень безобразный!

В своём рассказе я использовала:

  • Иронию: безобразный художник.
  • Олицетворение: ничего не вспоминалось.
  • Эпитет: великий.
  • Неправильное звучание слова: Саврасов — безобразный.

среда, 2 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Миграции населения», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 67

§ 18. Ответы на вопросы к теме «Миграции населения»

Это я знаю

1. Что такое миграции? Какими причинами они вызываются?

Миграцией мы называем передвижение населения со сменой места жительства или без его изменения.

Причины миграций:

  • Политические (изменение границ, политического строя, войны).
  • Экономические (спрос на рабочую силу, лучшая оплата труда, лучшие условия жизни).
  • Национально-религиозные (на историческую родину, паломничество)
  • Личные (создание семьи, учёба, отдых).

2. С чем связано изменение направлений миграции в конце ХХ века? Каковы основные направления миграционных потоков в настоящее время? С чем это связано?

В конце ХХ века распался Советский Союз. Миллионы людей переезжали в Россию из республик Закавказья и Средней Азии. Переезжали на свою историческую родину.

Позже начался поток трудовых мигрантов из тех же регионов в Россию. Низкий уровень жизни и зарплат толкает жителей бывших союзных республик искать лучшей доли в России.

В самой России также сменились направления миграции. Из-за кризиса хозяйства на Севере и Дальнем Востоке из тех регионов люди потянулись в центральные области страны, где жизнь более комфортная.

3. Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край; г) Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Выбираем регион А: Чукотский АО. Отток там составляет до 2.5 человек на каждую тысячу.

4. Как влияют миграции на жизнь общества?

Поскольку большая часть мигрантов — молодёжь, в регионах с притоком мигрантов доля молодёжи увеличивается, растёт рождаемость. В регионах с оттоком населения — наоборот.

Это я могу

5. Изучите карту (смотри рисунок 24), составьте список регионов, в которых в период с 2010 по 2021 год наблюдался интенсивный приток мигрантов. Составьте список регионов, в которых наблюдался: а) интенсивный приток мигрантов; б) наибольший отток населения.

Интенсивный приток мигрантов наблюдался:

  • Москва и Московская область.
  • Новосибирская область.
  • Краснодарский край.
  • Тюменская область.
  • Ленинградская область.
  • Калининградская область.

Наибольший отток населения наблюдался:

  • Мурманская область.
  • Архангельская область.
  • Иркутская область.
  • Дагестан.
  • Оренбургская область.
  • Забайкальский край.
Карта "Миграционная ситуация в России в 2010-2020 годах"

6. Выясните 1) из каких районов России или других стран прибыли ваши предки; 2) чем объяснялись эти переезды; 3) на какие стороны жизни и как повлиял переезд.

В настоящее время я проживаю в Новосибирской области.

Мои родители переехали в Новосибирскую область из Кемеровской области ради более комфортной жизни в Новосибирске и лучшей возможности дать мне образование. Теперь они  имеют более высокие зарплаты, могут посещать большее количество культурных событий, дать мне хорошее образование.

В Кемеровскую область мои бабушка и дедушка приехали из Красноярского края по распределению, после окончания учёбы. Там они создали семью.

Другие бабушка и дедушка уже жили в Кемеровской области.

Очень дальние предки моей семьи прибыли на юг Западной Сибири с Кубани, во время насильственной коллективизации.

Это мне интересно

7. Вы знаете, что миграция — процесс территориального перемещения населения. Объясните  мотивы, вызывающие миграцию. Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, переезжающие а) из города в деревню (или наоборот из деревни в город); б) из города в город; в) из страны в страну.

Мотивы, вызывающие миграцию могут быть разными, но главные среди них — стремление к лучшей жизни, к более высокой зарплате, комфорту, образованию, возможности самореализации.

Мотивом для переезда из города в деревню может служить желание стать ближе к природе, заняться фермерством, отдохнуть. Тогда люди, приезжающие в деревню, будут испытывать чувство радости, надежды на лучшее, релаксации.

Мотивом для переезда из деревни в город может быть стремление найти лучшую работу, получить образование, жить в более комфортных условиях. Такие люди будут испытывать надежду, опасение неудачи, радость.

Мотивом для переезда из города в город может быть поиск работы, образования, воссоединения с родственниками. Такие люди будут испытывать надежду на лучшее, предвкушение, но и опасение неудачи.

Мотивом для переезда в другую страну может быть поиск более комфортных условий жизни, дауншифтинг, отбытие на историческую родину. Такие люди испытывают радость и предвкушение, иногда опасения.

В целом, эмоции людей почти всегда совпадают, как, в общем, совпадают и цели переезда. Никто не поедет туда, где условия жизни хуже, где нет перспективы.

8. Какие миграционные процессы происходят сейчас в регионе вашего проживания? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это можно осуществить?

Новосибирская область входит в число регионов-лидеров в России по миграционному притоку населения. Сюда едут трудовые мигранты из стран Ближнего Зарубежья (Средней Азии, Закавказье), а также трудовые мигранты из стран Азии: Китая, Вьетнама, Кореи.

Так же в область приезжает большое количество внутренних мигрантов из соседних российских регионов (на работу, учёбу, на постоянное место жительства).

Прежде всего всех мигрантов притягивает сам Новосибирск, город с населением 1.7 млн. человек, промышленный, культурный и образовательный центр с высоким уровнем жизни.

Я считаю, что миграциями обязательно нужно управлять. Например, в Новосибирске наблюдается значительный перекос в сторону временных мигрантов-торговцев и таксистов, которые приносят мало реальной пользы, плюс занимают рабочие места. Законодательно можно ограничить число мигрантов без гражданства России, которые имеют право работать в этих сферах деятельности. Такой закон обеспечил бы дополнительными рабочими местами именно граждан России, а не временных трудовых мигрантов.

вторник, 1 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Литературные сказки. Проверим себя», 4 класс

Использован учебник «Литературное чтение 4 класс 1 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 155

Ответы на вопросы к теме «Литературные сказки. Проверим себя»


1. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от фольклорной сказки? Приведи примеры.

Литературная сказка — это произведение, написанное писателем. В ней происходят волшебные события, есть волшебные предметы, а герои борются со злом.

В отличии от фольклорной сказки, сюжет сказки литературной остаётся неизменным. Он может быть целиком придуман автором (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»), а может быть авторской переработкой текста народной сказки (С. Аксаков «Аленький цветочек»).

2. Знаешь ли ты другие произведения писателей, сказки которых ты прочитал в этом разделе? Назови их. Составь список литературных сказок, которые ты хотел бы прочитать.

Мы познакомились с произведениями П. Бажова, С. Аксакова и В. Одоевского. Это известные писатели, у которых много других произведений.

Так, С. Аксаков написал сказку «Облако», В. Одоевский — сказки «Мороз Иванович» и «Бедный Гнедко». Но больше всего сказок написал П. Бажов. Большая их часть входит в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Я хотела бы прочитать литературные сказки:

  • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  • Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  • С. Козлов «Ёжик в тумане».
  • Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  • В. Медведев «Баранкин, будь человеком!».
  • С. Михалков «Праздник непослушания».
  • С. Прокофьева «Лоскутик и облако».
  • Э. Успенский «Вниз по волшебной реке».

Краткое содержание этих и многих других сказок ищите по ссылке.

3. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка С. Аксакова? Изменится ли смысл произведения если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?

По заглавию этой сказки трудно понять, о чём в ней будет говориться. Мы можем предположить, что об аленьком цветочке, но какие события будут происходить и кто окажется главным героем — понять невозможно.

Если дать сказке другое название, её смысл не изменится, просто мы будем предполагать другие события или героев.

4. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке меньшая дочь.

Разделим сказку на 7 частей и дадим им заглавия.

Смысловые части сказки «Аленький цветочек», пример

  1. Желания трёх сестёр.
  2. Поиски подарков.
  3. Купец оказывается у чудища.
  4. Кто поедет к чудищу?
  5. Меньшая дочь живёт у чудища.
  6. В гостях у отца.
  7. Расколдованное чудище.

Меньшая дочь расскажет сказку почти так же, как её рассказал автор. Ведь почти все события, кроме поисков аленького цветочка отцом девушки, происходили именно с ней.

Пример пересказа сказки от лица меньшой дочери можно прочитать, перейдя по ссылке.

5. Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сравни её с произведением С. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения. Ты можешь подготовить таблицу.

План сравнения по критериям:

  • Название (заголовок).
  • Основные события одной и другой сказки. Какие события похожи? Как ты думаешь почему?
  • Герои: красавица и меньшая дочь купца; чудовище и чудище.
  • Чем различался аленький цветочек в сказках?
  • Волшебные предметы и помощники.

Сравнение сказок «Аленький цветочек» и «Красавица и чудовище», пример

Название у Аксакова отражает главный волшебный предмет, вокруг закручивается сюжет. Название у Бомон указывает главных героев.

События почти одинаковые: просьбы дочерей, поиск подарков, обещание чудищу (чудовищу), младшая дочь живёт у чудища и расколдовывает его. События этих сказок похожи, потому, что это авторские пересказы фольклорной сказки

Герои одинаковые, но называются по разному: меньшая дочь и чудище, Красавица и чудовище.

У Аксакова это просто аленький цветочек, а Бомон — роза.

Волшебные предметы: перстень у Аксакова и кольцо у Бомон. Но также аленький цветочек у Аксакова — волшебный. Он сам прирастает на своё место.

6. Какие виды текстов ты знаешь? Напиши сочинение по произведению П. Бажова «Серебряное копытце» на тему «Почему Дарёнка и Кокованя увидели чудо». Какой вид текста ты используешь? Подбери заголовок к тексту-описанию.

Мы изучали текст-рассуждение и текст-описание. Для сочинения на заданную тему нам потребуется составить текст-рассуждение. Если бы мы писали текст-описание, его заголовок выглядел бы так: «Какой замечательный козлик водится в уральских лесах».

Сочинение-рассуждение «Почему Дарёнка и Кокованя увидели чудо», пример

Я считаю, что Дарёнка и старик Кокованя увидели чудо, потому что заслужили это своим поведением и отношением к волшебному козлу.

Старик Кокованя не собирался убивать козла, он даже не хотел его поймать. Его главным желанием было увидеть козла и то, как он стучит копытом правой ноги, выбивая драгоценные камни. Он не мечтал о богатстве, не хотел обогатиться за счёт козла.

Дарёнка воспринимала Серебряное копытце как сказку. Для это было чудом, которое девочка очень хотела увидеть. Поэтому она так стремилась в лес. А вовсе не для того, чтобы забрать себе найденные камни.

Пусть старик и девочка жили небогато, но они были счастливы. Им не нужно было ничего больше.

Чистые мысли и желания сделали возможным увиденное чудо. Козёл Серебряное копытце понял, что эти люди не хотят ему ничего плохого и решил наградить их. Именно бескорыстие героев стало причиной того, что они увидели чудо.