среда, 6 ноября 2024 г.

Б. Васильев "Экспонат №", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страница 93-94

Б. Васильев "Экспонат №"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Экспонат №".

Размышляем о прочитанном

1. Почему писатель-фронтовик, обращаясь к теме войны, пишет о жизни в послевоенные годы?

Писатель не просто написал рассказ о войне или судьбах людей, он написал рассказ о памяти. Его главная мысль в том, что мы должны беречь память о той войне, не забывать героев и не относиться к этому делу формально. Раскрыть тему памяти о войне можно было только рассказом о послевоенных годах.

2. Как вы думаете, почему в самом начале рассказа из уст приятеля Игоря прозвучала фраза "но пасаран"? Как это характеризует поколение юношей, ушедших после школы на фронт?

Володя сказал Игорю не дрейфить (не бояться) и добавил "но пасаран" (они не пройдут). Этими словами приятель выразил уверенность в победе на фашистами.

Такое отношение к войне характеризует юношей того времени как смелых, решительных, готовых отстоять свою Родину, как непримиримых борцов за свободу.

3.  Перечитайте фрагмент письма Игоря "Бьём мы проклятых фрицев и в хвост, и в гриву..." Что это - мальчишеское хвастовство? Уточните, какая была ситуация в районе подмосковного Клина в декабре 1941 года?

5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен от Москвы на 100-200 километров. Были освобождены Московская и Тульская области. Это было первым крупным поражением немцев на фронтах Великой Отечественной войны.

Так что Игорь в своём письме не хвастал, он сообщал о реальном положении дел на фронте, писал о своей радости, о "великом солдатском торжестве".

4. В том же письме - желание переписываться с девушкой Риммой из соседнего подъезда. Как эти строки письма характеризуют Игоря? О чём говорят слова в письме, обращённые к матери?

В конце письма Игорь говорил о желании переписываться с Риммой. Он сообщал, что другие солдаты получают письма от девушек, а он нет.

В этих строках мы видим обычного человека, который мечтает о любви, о счастье, который не ожесточился на войне, а продолжает думать о мирной жизни. Игорь обычный парень, который просто хочет быть счастливым.

В самом конце письма Игорь спрашивает "Как ты-то там одна, мамочка?" В этой короткой фразе выразилось его беспокойство и любовь. Он переживает о матери, о том, как она одна справляется с хозяйством, как она без него. Игорь любил мать и не мог не задать этот вопрос.

5. Какой приём использовал писатель, закончив письмо Игоря словами "скоро будет и на нашей улице праздник" и начав письмо Вадима Переплётчикова словами "Ваш сын был"? Какое воздействие этот приём оказывает на читателя?

Этот приём называется антитеза, противопоставление. После радостного, полного надежд письма, следует сухое сообщение о смерти.

Образно говоря, на читателя такой приём действует, как "ушат воды". Читатель ошеломлён случившимся, тронут, на глазах его обязательно выступают слёзы.

6. Каким художественным приёмом воспользовался автор рассказа для краткой и выразительной характеристики каждого из пионеров, пришедших к Анне Федотовне?

Анна Федотовна была слепа, и поэтому образы пионеров складывались для неё и для читателя из слов и интонации, с которой они были произнесены. Этот приём называется речевой характеристикой персонажа.

Так, старшая пионерка говорила "с вызывающей агрессией", задиристо, голос самой маленькой казался "совсем детским", мальчик говорил "горячо и непонятно".

7. Почему разговор с пионерами сильно обидел героиню рассказа?

Героиню обидело не то, что у неё стали просить отдать письмо, а то, что от неё требовали этого. Словно говорили с ней не дети, а взрослые: "крепко, по-взрослому прижимали к стене, требуя отдать единственное сокровище".

8. "Можно ли украсть память?" - задаёт вопрос писатель и своим рассказом отвечает на него. Почему так произошло, ведь музеи, в том числе школьные, должны её сохранять?

Музеи должны сохранять память, но люди часто оказываются эгоистами, для которых память о прошлом оказывается способом добиться чего-то для себя. Они думают о себе, а не о павших героях. Они подходят к своему делу формально, без души. Они уже забыли, потеряли память и теперь крадут её у других.

Творческое задание

Как вы думаете могут ли быть "вторичные материалы" к истории Великой Отечественной войны? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Письмо Игоря навсегда осталось лежать в запасниках школьного музея, как и другие материалы, отнесённые ко "вторичным".

Но как может быть письмо с фронта вторичным? Это прямое свидетельство очевидца, самый достоверный и самый пронзительный факт, который обязательно должен быть доведён до общественности.

Я понимаю, что невозможно выставить на витринах музея все его экспонаты. Но для этого существуют тематические выставки. Экспозицию можно обновлять, так она станет живее и интересней, привлечёт больше посетителей. Ничто не должно навечно исчезать в запасниках.

О войне не может быть вторичных фактов, вторичных материалов, ведь за каждым из них стоят человеческие судьбы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий