вторник, 18 июня 2024 г.

И. Бунин "Помню долгий зимний вечер", ответы для 5 класса

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 242-243

И. Бунин "Помню долгий зимний вечер"

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз…

Золотые волны ржи, рисунок

Размышляем о прочитанном

1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

Поэты говорят о любви к Родине; о том, как важно любить природу, которая может подарить утешение, радость, счастье.

2. Постарайтесь представить картины, которые воссоздаёт Бунин в стихотворении "Помню долгий вечер", опишите их устно, с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот леса и т.д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?

Передать настроение поэту помогают эпитеты, метафоры, олицетворения.

Описание картин:

В полумраке комнаты тускло льётся свет лампады. За окном плачет буря. Мать успокаивает и пытается усыпить ребёнка.

Наклонив голову, мать шепчет про тихий шёпот леса, про летний зной, про золотые волны ржи.

Ребёнок постепенно начинает засыпать, его глаза слипаются, он начинает забываться.

3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

Поэты используют весь спектр средств художественной выразительности для описания природы и передачи своего настроения. Но наиболее хорошо изображают картину стихотворений эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры. Гиперболы встречаются реже.

Например, использование эпитета и метафоры в выражении "золотые волны ржи" помогают увидеть картину спелого поля, колосьев, почувствовать лёгкий ветерок, который их колышет.

Фонохрестоматия

1. Каким настроением овеяно стихотворение? Как это передаёт актёр в своём чтении?

Настроение - лёгкая грусть, нежность. Актёр читает медленно, проникновенно, убеждая голосом.

2. Что больше в этом стихотворении - воспоминания или мечты?

В этом стихотворении больше воспоминаний, ностальгии по беззаботному детству, когда любую беду могла отвести мама: успокоить, пожалеть, сделать счастливым одной улыбкой.

Обогащаем свою речь

Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?

Долгий зимний вечер - бесконечный вечер зимой. Смысл: долго не заканчивающийся.

Золотые волны ржи - волны спелых колосьев в поле. Смысл: рожь поспела.

Буря плачет у окна - завывает сильный ветер за окном. Смысл: непогода.

Шёпот зреющих колосьев - колосья трутся, издавая звук. Смысл: ветер колышет колосья.

И. Бунин "Бледнеет ночь"

Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.

Ещё усадьба спит… В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зелёный,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоённый…

Уж близок день, прошёл короткий сон —
И, в доме тишины не нарушая,
Неслышно выхожу из двери на балкон
И тихо светлого восхода ожидаю…

Размышляем о прочитанном

1. Какое время суток изображено в стихотворении?

Здесь изображён предрассветный час. Весна, средняя полоса России. На тополе уже есть листья. Скорее всего это май и время около 5 часов утра.

2. Какие приметы перехода от ночи к предрассветному состоянию природы замечает лирический герой?

Приметы: ночь становится бледнее; появляется пелена тумана; в лесу больше звуков; на окнах роса.

3. Что слышит он, казалось бы неслышимое?

Поэт слышит воздух.

4. О чём говорит строка "И тихо светлого восхода ожидаю"? Только ли о наступлении утра?

Эта строка говорит о том, что поэт привык вставать рано, у него бессонница. Он беспокоится, что может помешать родным и соблюдает тишину. При этом сам поэт прибывает в гармонии с природой, наслаждается утренней прохладой, запахами, картинами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий