Поэты русского зарубежья о Родине
И. Бунин "У птицы есть гнездо"
Размышляем о прочитанном
Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?
Поэт пишет, что у зверя есть дом, у птицы - гнездо, а он навсегда покидает родной дом. И ему очень горько.
Ритм этого стихотворения напоминает биение сердца.
Фонохрестоматия
1. О чём жалеет и горюет Бунин?
Поэт жалеет, что уходит из родного дома, горюет, что приходится заходить в чужой, наёмный дом.
2. Как горькая судьба поэта передана в чтении актрисы Елены Габец?
Актриса читает стихотворение негромким голосом, с придыханием, с надрывом, она хорошо передаёт сожаление поэта, его трагедию, его презрение к чужому дому.
Дон Аминадо "Бабье лето"
Размышляем о прочитанном
1. Бабье лето - чисто русское выражение, присущее только русскому языку. Поэт хочет сказать, что и то, что определяет это словосочетание - именно русское явление. Что воспринимается как неповторимо родное в тех картинах, которые вспоминает лирический герой?
Герой вспоминает бабье лето - конец августа, увядание природы, запах травы и синее небо Все эти картины для него родные, русские, ему даже прах кажется милым и единственным.
2. Как вы думаете, почему в первых двух строфах стихотворения употреблены только существительные и прилагательные, а единственный глагол появляется лишь в заключительной строфе?
В первых строфах поэт рисует статичную картину бабьего лета. Это не рассказ. Это именно картина, в которой нет движения - она как фотография отпечаталась в памяти, это картина прошлого, которое застыло, которого больше нет.
А единственный глагол "Шла" относится к несбыточной мечте, которая никогда не осуществиться.
Фонохрестоматия
1. Какова главная мысль стихотворения "Бабье лето"?
Главная мысль в том, что чужбина не может быть милой и человек всегда рвётся на Родину, из Парижа в Елец.
2. Мы читаем назывные предложения: "Август. Ущерб. Увядание". С какой целью поэт употребляет эти и другие назывные предложения? Какие привычные картины и настроения возникают в сознании читателей и слушателей, дополняя невысказанное поэтом?
С помощью назывных предложений поэт создаёт объёмную картину Родины, основанную на ассоциациях, которые возникают у каждого человека при этих словах.
Например, я сразу представляю тёплый август, когда летняя зелень начинает уступать осенней желтизне, начинаю грустить по уходящему лету. Представляю глубокое синее небо, запахи луга, привычные звуки.
3. О чём мечтает поэт? Как эта идея воплощена в стихотворении и в чтении Леонида Кулагина? Как "Вечерняя мелодия" поддерживает ностальгические чувства поэта?
Поэт мечтает, чтобы узкоколейка вела из Парижа в Елец, то есть мечтает вернутся домой.
В стихотворении и чтении воплощена идея того, что жить вдали от Родины невозможно.
Музыка звучит тихая, нежная, навевающая спокойные мысли, помогающая размышлять. Это поддерживает ностальгию поэта.
Дополнительно. Из прошлых редакций учебника.
Фонохрестоматия
З. Гиппиус "Знайте!"
1. Тревожное стихотворение Гиппиус говорит о любви к оставленной ею родине. Поэтесса как бы убеждает всех и себя в первую очередь, что Россия не погибнет, как не погибнет её народ. Она утверждает, что близко возрождение России.
Россия спасётся, - знайте! И близко её воскресенье.
2. С какой интонацией читает это стихотворение Елена Габец?
Актриса читает стихотворение с суровой, тревожной интонацией, передавая волнение поэтессы, но и её уверенность в будущем России.
3. Помогает ли музыка утвердить то, в чём убеждает нас Гиппиус?
Музыка тревожная, быстрая, она утверждает мысли поэтессы.
З. Гиппиус "Так и есть"
1. В стихотворении утверждается, что если Россия погибнет, то и поэт умирает.
Если кончена моя Россия - я умираю.
2. Сравните чтение стихотворений Гиппиус артистками Алиной Покровской и Еленой Габец. Какие особенности поэтической манеры Гиппиус в большей степени подчёркнуты Покровской, а какие - Габец? Какие достоинства того или иного чтения вы могли бы отметить?
Покровская подчеркнула мрачную решимость, которая характерна для поэзии Гиппиус, а Габец указала на горячность, тревожность поэзии. Эта горячность является достоинством прочтения Габец, а достоинством чтения Покровской я бы назвала решимость, она читает стихотворение словно сквозь сжатые губы, принимая свою судьбу.
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение, какая музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне? О чём говорят поэты-эмигранты? Почему им трудно без России? Что вспоминают они на чужбине?
В стихотворениях поэтов русского зарубежья преобладает ностальгия, тоска по Родине, сожаление, но и гордость за свою Родину.
Поэты-эмигранты говорят о том, что им трудно без России, что они не смогут жить без Родины.
На чужбине они чаще всего вспоминают природу Родины: золотые поля, лето, запахи травы, небо, пастушью дудку, родной дом.
2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?
Анненский: "Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка..." - грусть, печаль, безысходность.
Дон Аминадо: "Но один есть в мире запах и одна есть в мире нега..." - ностальгия, сожаление, преклонение.
3. Обратим внимание на то, что Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой. Как меняется взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?
Анненский недоволен зимой, называет её обузой, но по мере созерцания природы, готовящейся к приходу весны, у поэта на душе становится легко, он счастлив. Он любит ослабелый, тающий снег и ему снятся непорочные сны.
4. Как вы понимаете строки Мережкова: "Не надо звуков: тише, тише"?
Поэт предлагает учиться у природы, ведь она выше всего земного, она божественна и будет лучшим учителем.
6. В чём пафос стихотворений Гиппиус "Знайте!", "Так и есть"?
Пафос этих стихотворений в вере в Россию, её возрождение. Поэтесса не отделяет себя от Родины, не видит своего существования без неё.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и словосочетаний:
Комментариев нет:
Отправить комментарий