среда, 1 марта 2023 г.

Средства выразительности в стихотворении "Уступи мне, скворец, уголок", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 211, 213, 214

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Фонохрестоматия

Н. Заболоцкий "Вечер на Оке"

1. Объясните отдельные выражения стихотворения "Вечер на Оке"

В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость... - не каждому дано понять очарование природы, русского пейзажа.

И как бы сквозь прозрачное стекло... - река и небо словно сливаются воедино.

Горит весь мир, прозрачен и духовен... - слившись с очарованием вечера, человек познаёт всю его красоту, все его тайны.

2. Отметьте другие слова и словосочетания в стихотворении, прославляющие летний вечер.

Из белых башен облачного мира сойдёт огонь; как будто под руками ювелира сквозные тени лягут; необъятней делаются дали.

3. Что вам понравилось в чтении Алины Покровской? Усливает ли поэтическое очарование картины музыка Грига?

Мне понравилась мечтательность, звучащая в голосе актрисы. А поэтическое очарование усиливает тихая и романтичная музыка Грига.

Н. Заболоцкий "Уступи мне, скворец, уголок"

1. Воспевая весну и скворца поэт широко использует эпитеты, метафоры, сравнения, необычные сочетания слов, звукопись. Постарайтесь вернуться к каждой строфе и осмыслить поэтические находки Заболоцкого.

Природа показана поэтом живым существом. Весна у него свистит и бормочет, тополя имеют колени, клёны пробуждаются от сна, подснежники чествуют. Это всё олицетворения. Причем с помощью звукописи свистит и бормочет поэт передаёт характерные для весны звуки.

Но также поэт использует красивые сравнения: как бабочки листья захлопали; и метафоры: охватило сиренями, полыхая восторгами. Эти метафоры содержат необычные сочетания слов.

Поэт сравнивает пение скворца с серенадой, самого его - с певцом консерватории, а скворца иносказательно называет свистуном.

2. Найдите и другие необычные слова и словосочетания. Покажите, как поэт олицетворяет весну и природу, делает её живой, подобной человеческому существу и вместе с тем придаёт описанию философскую глубину содержания.

Поэт использует олицетворения для предания образу весны свойств живого существа. В его описании весна свистит, бормочет, пробуждает от сна деревья, устраивает кавардак и околесицу. Поэт в восторге от весны и любуется ею как девушкой: А весна хороша, хороша!

Но есть в стихотворении и философские замечания: "Кто бывает весною горласт, тот без голоса к лету останется". Тем самым поэт урезонивает свой восторг, предостерегает от излишнего проявления чувств. Ему и так очень хорошо.

3. Как вам кажется, какова разница в чтении стихотворения Николая Заболоцкого Алиной Покровской и Сергеем Сазонтьевым? Чьё чтение вам ближе? Почему?

Мне ближе чтение Алины Покровской. Оно более романтичное, мечтательное, но при этом задумчивое. Мне нравится, как актриса размышляет о красоте природы. Сазонтьев также читает хорошо, вдохновенно, растворяясь в стихотворении и чувствах поэта, но его чтение мне понравилось меньше.

5. Как помогает музыка Дебюсси почувствовать разнообразие поэтических красок?

Музыка Дебюсси негромкая, лёгкая, восторженная, она позволяет понять всю красоту поэтических образов.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните начало стихотворения Заболоцкого "Вечер на Оке"? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

Подлинная радость очарования пейзажа доступна лишь тому, кто ощутил своё единение с природой, кто растворился в ней мыслями и чувствами, стал с природой одним целым.

Это единение доступно не каждому человеку и даже художнику, а только людям с определённым, романтическим мышлением.

2. Что происходит с природой, когда "вечерний луч таинственно блеснёт"? Почему поэт вводит для её описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса, грудь реки приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?

Вечером природа преображается, с неё спадает завеса обыденности, она становится необъятной, прекрасной, живой.

Поэт использует олицетворения, метафоры и сравнения, чтобы создать живой образ природы, заставить читателя увидеть всю её красоту, ощутить дыхание природы именно как живого существа.

3. С кем ведёт диалог поэт в стихотворении "Уступи мне, скворец, уголок"? В чём его смысл?

Поэт ведёт диалог со скворцом. С помощью этого диалога поэт описывает весну и те чувства, которые будит в его душе пробуждение природы.

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

В природе "свистит и боромчет весна". Поэт видит прекрасную картину мира: подснежники, пробуждение деревьев, первую бабочку, весенние поля. И над всем этим великолепием разносится пение скворца, а вместе с ним поднимается к небу душа поэта.

5. Какие приёмы использует поэт в следующих словосочетаниях:

И свистит, и бормочет весна - олицетворение, звукопись.
По колено затоплены тополи, Пробуждаются клёны от сна - олицетворение.
Ты - наш первый весенний певец из берёзовой консерватории - метафора, сравнение.
Охватило всю душу сиренями - метафора.
Полыхая по небу восторгами - метафора.
Н. Заболоцкий "Уступи мне, скворец, уголок"


Комментариев нет:

Отправить комментарий