четверг, 11 августа 2022 г.

Диалог горожанина и крестьянина о жизни в городе, пример, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 124-125

Параграф 15 "Горожане и их образ жизни"

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству?

Население города состояло из: купцов, домовладельцев, ремесленников, беглых крестьян. Бюргер - это горожанин. Им мог стать любой, даже беглый крестьянин, проживший в городе год и один день.

2. Кому обычно принадлежала власть в городе?

Власть в городе принадлежала патрициям - богатым купцам, домовладельцам. Они создавали совет и ведали казной.

3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома - многоэтажными с выступами на верхних этажах?

Изначально города окружали стены. С ростом населения в городах становилось тесно. Улицы делали всё уже, дома - всё выше, чтобы поселить в городе больше людей.

4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нём обязательно были?

Города состояли из пригорода с огородами, ремесленных и торговых кварталов, богатых кварталов, центральной площади.

В городе обязательно должны были быть жилые дома, ратуша, собор-церковь, склады, больницы, мастерские, рынки, гостиницы.

5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи?

Горожане были деятельными, ценили время, свободолюбивыми, любознательными и жадными до зрелищ.

Ритм жизни в городе требовал от людей быть энергичными, трудолюбивыми, упорными. Но они хотели не только делать деньги, но и развлекаться, поэтому так любили праздники.

6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей?

Города были центром деловой и политической жизни. Им требовалось много грамотных людей: торговцев, банкиров, юристов, инженеров, врачей, бухгалтеров и так далее. Чтобы продвинуться в жизни в городе, человек должен был учиться.

7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их можно назвать, надо ли изменить последовательность рассказа.

  1. Как жили горожане. Это первый абзац второго пункта учебника и первый пункт учебника.
  2. Устройство средневекового города. Остальная часть второго пункта учебника.
  3. Занятия горожан, их взгляд на мир. Первая половина третьего пункта учебника.
  4. Развитие городов. Со слов "Растущим городам требовалось всё больше образованных..."

Дополнительно

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались?

Это деревня, замок, монастырь, город. 

В деревне жили зависимые крестьяне, которые занимались обработкой земли.

В замке жил рыцарь со своей семьёй и обслугой.

В монастыре жили монахи, которые трудились и молились Богу.

В городе жили ремесленники и купцы, свободные люди.

2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: какими способами обеспечивали себя; как относились к своей деятельности; какими качествами характера отличались; что ценили в жизни.

Горожане: торговля и ремесло, сами трудились и торговали, любили свою работу, стремились к совершенству, отличались деловой хваткой, трудолюбием, свободолюбием.

Монахи: трудились в монастырях, принимали пожертвования, отдавались службе Богу со всем рвением, были смиренными, трудолюбивыми.

Рыцари: собирали подати с вассальных крестьян, были довольны своей деятельностью, были храбрыми, гордыми, заносчивыми.

Крестьяне: жили натуральным хозяйством, не любили такую жизнь и часто сбегали, были робкими, неграмотными, трудолюбивыми.

3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям).

Богатые и бедные. К первой относятся патриции, домовладельцы, купцы, зажиточные ремесленники; ко второй - беглые крестьяне, матросы, подёнщики.

По роду занятий. Купцы, домовладельцы, ремесленники, юристы, врачи, слуги, подёнщики, матросы и прочие.

Местыне жители и приезжие.

Грамотные или неграмотные.

4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне?

Горожане ценили свободу, потому что она у них была. Личная свобода крестьян была ограничена вассальными обязанностями, поэтому такую свободу они не ценили.

5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копьё. Подумайте, зачем он это делал.

Улица не должна была быть уже, чем длина копья. Иначе по ней не могли бы проезжать кареты, нормально ходить люди.

6. Составьте в паре с однокласником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Диалог горожанина и крестьянина о жизни в городе

К: День добрый, уважаемый бюргер!

Г: И тебе добрый день, крестьянин! Откуда к нам?

К: Из деревни. Десять лиг к югу.

Г: Неблизкий путь. И с чем пожаловал?

К: Так зерно привезли на продажу. Здесь цену лучше дают.

Г: И то правда. Городу зерно всегда нужно.

К: Я что спросить-то хотел. Правду у нас говорят, что здесь крестьянам свободу дают?

Г: Правда, дружок, правда. Поживёшь у нас год и один день - и вот ты свободный, никакой сеньор назад не заберёт! Трудись на себя и горя не знай!

К: Здорово! Хочу у вас остаться!

Г: Оставайся, мил друг. Только не думай, что всё так просто.

К: А что не так? Свобода ведь!

Г: Не каждый у нас приживается. Многие поживут, да и назад собираются.

К: Как так?

Г: А вот так! Город наш не резиновый, в каждом доме десятки семей ютятся, работы на всех не хватает. Вот ты какое ремесло знаешь?

К: Так это, хлеб могу сеять, косить, муку молоть.

Г: Вот, а у нас всё больше мастеровые требуются. Ну и грамотные, само собой.

К: Эх, ма! Тут надо крепко подумать, однако!

Г: Думай, но не торопись. Жизнь в городе - это не только удобства и свобода, но и тяжёлый труд. Здесь нужно крутиться, чтобы на жизнь заработать. Талант нужен!

К: Понимаю...

Средневековый город, 6 класс


1 комментарий: