суббота, 2 июля 2022 г.

Пример сообщения о рукописной книге по плану для 6 класса

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 26-27

Параграф 2. "Христианская церковь в раннее Средневековье"

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимновыгодным.

Церковь обладала реальной силой, она спалачивала людей верой в единого Бога. Внушая подданым, что королевская власть дана от Бога, церковь укрепляла королевскую власть.

Король же, понимая это влияние церкви, охранял с помощью войска привелегии и богатства церкви, дарил ей новые земли.

2. Чем различались по поведению и образу жизни служители церкви, относящиеся к чёрному и белому духовенству?

Священники, относящиеся к белому духовенству, служили в церквях, общались с мирянами, делали проповеди. Чёрное духовенство - монахи, стремились удалиться от других людей, жить отдельно, посвящяя свою жизнь Богу.

3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.

План рассказа о рукописной книге

  1. Кто владел письмом.
  2. Скриптории.
  3. Какие книги переписывали монахи.
  4. На чём писались книги.
  5. Кто трудился над книгой.
  6. Ценность книг.

Пример сообщения о рукописной книге по плану для 6 класса

Долгое время в Западной Европе грамотностью владели только служители церкви. Поэтому именно в монастырях стали появляться рукописные книги.

Там создавались скриптории - мастерские по переписке рукописей.

Переписка был делом угодным Богом. Но не только религиозные книги переписывали монахи. Они переписывали книги философов и поэтов, если они не противоречили вероучению.

В античные времена книги писали на папирусах и свитках пергамента, а в Средние века стали использовать пергамент, сложенный листками, это уже напоминало наши книги.

Над каждой книгой трудилось множество мастеров: каллиграфы писали текст красивым шрифтом птичьими перьями, художники украшали заглавные буквы, рисовали орнамент и заставки. В те времена использовали единообразный шрифт.

Книг было мало и они высоко ценились среди знати. Владеть книгами могли лишь короли и богатые феодалы.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В монастырях перписывали книги античных авторов, тем самым сохраняя их наследие. Но при этом книги неугодных авторов, противоречащие христианскому вероучению, сжигали.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В соборных школах учили семи свободным искусствам. Сперва учили науки тривиума: риторику, граматику и диалектику. На второй ступени изучали квадриум: арифметику, астрономию, геометрию, музыку.

Соборные школы открывались при монастырях, обучение в них проводилось на латыни.

Дополнительно

1. Сохранилось предание, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал "Твоё крещение - наша победа". Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?

Крещение Хлодвига принесло церкви больше выгоды, чем королю. Церковь получила новую паству, новые земли, преумножила свои богатства. Ей нужна была защита от врагов. А за это церковь лишь поддерживала власть Хлодвина своим авторитетом.

Так что, служитель церкви был прав.

2. Почему религия, церковь в раннеее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

Люди в те времена были неграмотными и беспрекословно верили в Бога, управляющего их жизнями. Всё непонятное они объясняли верой, чудесами. Их жизнь была тяжёлой, горькой. А церковь давала людям надежду на лучшую жизнь после смерти, предавала смысл их страданиям.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

Христианство стало ведущей церковью, вытеснив все остальные религии. Теперь оно уже не боялось гонений со стороны властей. 

Церковь и власть объединились, у них были схожие цели. 

Церковь стала богатой, пролучила земли, построила монастыри, на её землях жили тысячи крестьян.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Построение обучения: не было разделения на классы, по возрасту. Учили всех одновременно.

Предметы обучения: изучали всего семь предметов. Обучение велось на латинском языке.

Стимуляция: оценок не ставили, но провинившихся могли наказать, высечь.

Я не хотела бы учиться в средневековой школе, потому что там изучали по большей степени религию, в ходу были телесные наказания, запрещалось иметь своё мнение, отличное от мнения авторитетов.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Главной целью обучения в соборных школах было не увеличение процента грамотных, а воспитание духовных учителей, пастырей. В школах готовили тех, кто будет поддерживать церковь, уметь трактовать её догматы неграмотным людям. Тех, кто будет повышать авторитет церкви.

Поэтому за обучение платы не брали - оно было выгодно самой церкви.

В наше время обучение имеет целью дать людям разнообразное образование, научить их думать самостоятельно. Обществу нужны специалисты, учёные, талантливые изобретатели, творческие личности. Именно на создание таких людей направлено современное обучение.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Ведение богослужений на латыни привело к распространению этого языка по всей Европе. В каждой стране возникал свой язык, в основе которого всё равно лежала латынь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий