суббота, 30 апреля 2022 г.

"Персидская держава царя царей", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 90

Параграф 19 "Персидская держава царя царей"

1. Найдите на карте и назовите три крупнейших державы западной Азии в начале 6 века до н. э.

В 6 веке до нашей эры в западной Азии существовали три крупнейших царства: Вавилонское, Лидия и Мидия. Покажем их на карте.

Вавилонское царство находилось в Двуречье, между реками Евфрат и Тигр, принадлежали ему территории Палестины и древнееврейского государства. Севернее находилось огромное Мидийское царство, а на западе полуострова Малая Азия располагалась Лидия.


2. Какие древние страны вошли в состав Персидской державы? Покажите эти страны на карте.

В состав Персидской державы вошли Вавилония, Лидия, Мидия, Египет.

Также в более ранние времена здесь существовали государства Ассирийское, Древнееврейское, Финикийское, Урарту.

3. До какой реки доходили владения персов на востоке, до какого моря - на западе?

На востоке владения персов простирались до реки Инд, на западе - до Средиземного моря.



"Ассирийская держава", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 86

Параграф 18 "Ассирийская держава"

1. В чём преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными?

Железо прочнее меди и бронзы. Оно не такое хрупкое, как камень. Поэтому орудия труда и оружие из железа меньше тупились, ломались. К тому же железо более дешевое, оно шире распространено в природе.

2. Какие военные новшества применяли ассирийцы?

Ассирийцы вооружили армию железным оружием и стали применять иные новшества.

Они первыми широко использовали конницу. Они стали использовать тараны для взятия крепостей, они использовали кожаные меха для форсирования рек.

Чтобы удержать покорённые народы в повиновении ассирийцы применяли массовые репрессии.

3. Что изображали художники и скульпторы в ассирийских дворцах?

Художники часто изображали писцов, которые считали угнанный на войне скот и отрубленные головы врагов.

Во дворце царя больше всего было сцен с участием самого царя: царь на колеснице, царь на охоте, царь принимает послов.

Изображались также боги и духи.

4. Какие книги были собраны в библиотеке царя Ашшурбанапала? Почему они уцелели при пожаре?

В библиотеке царя были собраны книги о богах, мифы разных народов, труды учёных о путях небесных светил.

Эти книги были написаны на глиняных табличках. Поэтому при пожаре они не погибли, а лишь стали прочнее.



пятница, 29 апреля 2022 г.

"Обрядовый фольклор", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 36

Обрядовый фольклор

Проверьте себя

1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются?

Обрядовым фольклором называются песни, которые исполнялись перед или во время проведения каких-либо работ, обрядов. Эти песни гарантировали успешное завершение работ, обрядов. Они были непременным атрибутом обрядов, поэтому и получили такое название.

Существуют обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, летние, осенние. К весенним и летним относятся знакомые нам заклички.

2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

Мне приходилось слышать обрядовые песни на некоторых народных праздниках, где выступали артисты. Например, на концерте по случаю Масленицы.

3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?

Колядки пелись на рождественско-новогодние праздники. В них славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия.

Отличие колядок от других обрядовых песен в том, что исполнители получали в награду какое-либо угощение от хозяев дома.

4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?

Берёзка была символом песен, исполнявшихся на Троицу.

5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?

Самыми весёлыми можно назвать масленичные песни. Ведь сама Масленица была весёлым временем, и весна в таких песнях выступала в роли весёлой обманщицы, изгонявшей суровую зиму.

Обогащайте свою речь

Объясните значение слов жито, толокно, лапта, серп, жать.

Жито - хлеб, мучное изделие.
Толокно - мука, крупа из толчённых зёрен.
Лапта - древнерусская игра с битой и мячом.
Серп - орудие для срезки колосьев, травы.
Жать - убирать колосья, зерновые, работать серпом.


"Из рассказов о сказочниках", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 54

"Из рассказов о сказочниках"

Обогащаем свою речь

1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?

В сказках о животных сказителям приходится передавать голосом, интонацией характеры разных зверей, героев сказки. Это нарушает торжественный ритм сказывания, вносит в него иронию, усмешку.

2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?

Каждый сказитель вносил в сказывание что-то своё, вкладывал свою душу. Талантливые сказители долго готовились к сказыванию. Они продумывали все элементы сказки, добавляли песни, рифмы, пейзаж, тщательно прорабатывали разговоры, следили за тем, чтобы каждый элемент сказки оказывался на своём месте.

3. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?

Я бы, наверное, воспользовалась бы приёмом А. Новопольцева и внесла бы в сказку потешные элементы.

4. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей. Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

Сказывание отрывка сказки "Царевна-лягушка" для 5 класса, пример

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Старшие сыновья были умными, а у младшего Ивана-царевича всё было не как у людей.

Вот раз надумал царь женить своих сыновей и дал им задание. Каждый сын должен был выпустить со двора стрелу и так найти себе невесту.

Старший брат натянул лук что было мочи, пустил стрелу. Далеко улетела стрела, прямиком на боярский двор. Взял старший сын в жёны боярыню.

Средний сын натянул лук изо всех сил, пустил стрелу. Улетела стрела на купеческий двор. Взял средний сын себе в жёны купчиху.

А младший покрутился вокруг себя, да и пальнул наугад, в белый свет, как в копеечку. Улетела стрела в болото.

Пошёл младший сын искать стрелу, а ту лягушка держит, улыбается. Перекрестился Иван-царевич, хотел бежать от такого счастья. Да только кричит ему лягушка: "Куда же ты, царевич! Бери стрелу свою, а меня - замуж". Пришлось Ивану-царевичу взять лягушку, да к царю батюшке отнести.

Сильно смеялись старшие братья, да и царь улыбался в бороду. Да только сказал сурово, что от судьбы бегать - грех. И пришлось Ивану-царевичу на лягушке жениться.

5. Рассмотрите несколько слов синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова?

Ругать - бранить - обзывать. Слово "бранить" является устаревшим, слово "обзывать" - разговорным.

Талантливый - знаток - классный. Слово "классный" является разговорным, сленговым.

Литература и изобразительное искусство

1. Каких художников иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?

И. Билибин иллюстрировал сказки "Иван-царевич и серый волк", "Царевна-лягушка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Белая уточка" и другие.

В. Бельтюков иллюстрировал сказку "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".

Е. Рачёв иллюстрировал сказки "Колобок", "Журавль и цапля", "Волк и лиса".

2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?

Орнаментами украшал свои иллюстрации Иван Билибин.

3. Рассмотрите иллюстрации Билибина, репродукцию картины Васнецова. Составьте пересказы эпизодов сказок, опираясь на иллюстрации художников.

Пересказ эпизода "Пир" по репродукции картины В. Васнецова

Пришёл Иван-царевич на царский пир один. А старшие братья со своими жёнами разодетыми насмехаются. Но вдруг гром гремит, дворец шатается. Гости перепугались, один Иван-царевич спокоен. Это, говорит, моя лягушонка в коробчонке едет!

Подъезжает ко дворцу карета золочённая, выходит из неё Василиса Премудрая - сама как солнце ясное, светится. Все на неё любуются, удивляются.

А Василиса взяла Иван за руки, да за столы дубовые повела. Ест Василиса, а косточки за правый рукав бросает, а вино - за левый рукав выливает.

Подглядели это жёны старших братьев, да тоже так делать стали.

Но вот заиграла музыка. Пошла Василиса с Иваном танцевать. Левой рукой махнула - стало озеро, правой махнула - поплыли по озеру белые лебеди. А как перестала танцевать - всё и исчезло.

Хотели этот трюк жёны старших царевичей повторить. Махнули левыми рукавами - всех гостей обрызгали. Махнули правыми - всех гостей костями засыпали, самому царю в глаз попали. Рассердился царь, велел выгнать невесток с глаз долой.


Проверьте себя

Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:

1. Вносил потешные элементы, рифмовку.

А. К. Новопольцев вносил в сказки потешные элементы.

2. Вводил в текст песни, пейзаж.

Н. О. Винокурова использовала песни и пейзаж.

3. Использовал зачины, концовки, повторы.

А. К. Барышникова использовала зачины, концовки, повторы.

4. Считал, что самое трудное в сказке - разговор.

Ф. И. Зыков считал, что разговор - самое трудное.

5. Заботился о том, чтобы всё было на месте и к месту.

Д. С. Асламов заботился, чтобы всё было к месту.

четверг, 28 апреля 2022 г.

"Древнееврейское царство", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 81

Параграф 17 "Древнееврейское царство"

1. Найдите на карте древнееврейское царство при Соломоне и его столицу. Определите местоположение царства.

Столицей древнееврейского царства при Соломоне был Иерусалим.

Само царство находилось в восточном Средиземноморье, вдоль побережья, а также вдоль реки Иордан и Мёртвого моря.

2. Что в библейских преданиях кажется вам сказочным? Откуда происходит выражение "труба иерихонская"?

Сказочным мне кажется то, как от звука труб рухнули стены города Иерихон. От этого произошло выражение "труба иерихонская", означающая громкий звук.

Также, сказочным было то, что по слову человека остановились Луна и Солнце, что сила Самсона была в волосах.

3. С какими странами и народами поддерживал отношения царь Соломон?

Известно, что колесницы Соломон покупал в Египте, из Аравии ему гнали коней, из Финикии доставляли кедровое дерево. На Соломона трудились финикийские мастера. Приезжала к нему из Южной Аравии даже царица Савская.


"Библейские сказания", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 78

Параграф 16 "Библейские сказания"

1. Как называется первая часть Библии? Какие библейские сказания вам запомнились? Перескажите одно из них.

Первая часть Библии называется Ветхий завет.

Мне запомнились сказания о первых людях и всемирном потопе.

Пересказ сказания о первых людях

В чудесном райском саду поселил бог Адама, первого человека. В саду было много зверей, росли красивые цветы и деревья, но Адаму было скучно одному. И тогда бог забрал у него ребро и сделал первую женщину - Еву.

Адам и Ева жили в раю как малые дети, не зная, что такое хорошо, а что такое плохо. И росло в саду дерево познания, плоды которого бог рвать запрещал, угрожая смертью. Но коварный змей, живший в райском саду, подговорил Еву сорвать плод с дерева познания. Он говорил, что тогда люди станут мудрыми, как боги. Ева сорвала плод, съела его с Адамом, а бог узнал про это, разгневался и выгнал людей из рая.

Пересказ сказания о всемирном потопе

Жизнь потомков Адама и Евы была трудной. Им приходилось много трудиться, они стали совершать дурные поступки. Так, сын Адама Каин убил своего брата Авеля. И решил тогда бог устроить потоп и уничтожить всё живое. Пожалел он лишь доброго человека Ноя.

Бог предупредил Ноя о потопе и велел ему построить ковчег. На ковчег вошли Ной с женой, три его сына, и каждой твари по паре. И начался дождь. Сорок дней лил дождь и вода покрыла всю землю. Но потом вода стала отступать и открылась вершина Арарата. Туда пристал ковчег и Ной с семьёй вышел на берег. Все погибли, кроме тех, кто был на ковчеге.

2. В чём главное отличие религии евреев от религий других древних народов?

Евреи верили в одного бога, Яхве, в то время как другие древние народы имели целый пантеон богов.

3. Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями, данными Моисею?

Общим было то, что люди обещали богам не красть, не убивать, не совершать плохих поступков и почитать бога.



среда, 27 апреля 2022 г.

"Финикийские мореплаватели", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 73

Параграф 15 "Финикийские мореплаватели"

1. Найдите на карте финикийские города и определите их местоположение.

На карте мы видим, что финикийцы плавали по всему Средиземному морю и везде основывали свои города-колонии. Эти города показаны красными точками.

Мы видим их в Испании, на островах Сардиния, Сицилия и Кипр, и по всей северной Африке.


2. Какая слава - добрая или дурная - ходила о финикийцах?

О финикийцах ходила и добрая и дурная слава.

Они были отличными мореходами и финикийских купцов везде встречали с радостью. Они везли нужные товары. Но они были и морскими разбойниками, грабили и захватывали рабов.

3. В чём преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья? В чём недостаток древнейшего алфавита?

Финикийцы придумали буквы. В их алфавите было 22 согласные буквы. Поэтому выучить такой алфавит было проще, чем запомнить сотни иероглифов или значков клинописи.

Но отсутствие гласных букв было большим недостатком. Его позже исправили греки.

"Древнее Двуречье", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 66

Параграф 13 "Древнее Двуречье"

1. В каких двух странах возникли первые в мире государства? Покажите эти страны на карте.

Покажем на карте Египет на северо-востоке Африки, и Двуречье - на Ближнем Востоке, севернее Аравийского полуострова и южнее Кавказа.


2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?

Эти государства возникли в регионах с тёплым, засушливым климатом, но на очень плодородных почвах. Плодородие почв обеспечивали наводнения: в Египте разливался Нил, в Двуречье - Тигр и Евфрат.

Если Египет находился вдоль берегов одной реки, Нила, то Двуречье находилось между двух рек - Тигра и Евфрата. Поэтому наводнения в Двуречье были более разрушительными. Это было главным различием в природных условиях стран.

3. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

В Египте писали иероглифами, в Двуречье - клинописью. Так же как иероглифы, каждый знак клинописи мог означать целое слово, отдельный слог или сочетание звуков. Поэтому знаков клинописи было лишь немногим меньше, чем иероглифов.

В современном алфавите используются буквы, которые обозначают звуки, из которых можно собрать любое слово. Звуков много меньше, чем слов. Поэтому нам требуется всего тридцать одна буква и два знака, чтобы составить миллионы слов.


вторник, 26 апреля 2022 г.

"Солдатская шинель", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 52

Русская народная сказка "Солдатская шинель"

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

В этой сказке говорится не только о шинели, но и о народной смекалке, глупости барина, о том, что уставший человек легко засыпает в любых условиях, а изнеженный - не уснёт на перине.

2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Действие этой сказки происходит в обычном мире с обычными людьми. В ней нет ничего волшебного, а рассказывается о смекалке, находчивости, хитрости простого человека.

3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

В концовке этой сказки делается поучительный вывод, а это свойство пословиц.

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.

Нам стали известны волшебные сказки, бытовые и сказки о животных.

Примеры кратких пересказов можно прочитать по ссылкам:

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них или об особенностях их иллюстраций.

В учебнике мы видим иллюстрации художников:

К сказке "Царевна-лягушка" Ивана Билибина и Виктора Васнецова.

К сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Владимира Бельтюкова.

К сказке "Журавль и цапля" Евгения Рачёва.

К сказке "Солдатская шинель" Владимира Милашевского.

Рассказ о художнике Иване Билибине для 5 класса

Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года в посёлке Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец был военно-морским врачом, дворянином, и Ваня получил хорошее образование.

Он окончил с серебряной медалью гимназию, учился в университете, а с 1895 года увлёкся живописью. Сперва Иван учился в Обществе поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе. Молодого живописца замечает Илья Репин и Билибин под его руководством заканчивает Академию художеств.

В 1899 году Билибин обращается к иллюстрациям народных сказок. Его первыми работами становятся рисунки к сказке "Иван-царевич и серый волк". Уже в них появляется то, что впоследствии станут называть билибинским стилем.

Билибин много работает над иллюстрациями к народным сказкам и былинам, сказкам Пушкина. Для его работ характерны яркая индивидуальность, проработка мелких деталей природы и костюмов героев, насыщенная цветовая палитра. Герои сказок на его рисунках оживают, становятся понятней и ближе читателю.

Много работает Билибин и над театральными постановками - делает декорации, эскизы костюмов.

После революции 1917 года Билибин уезжает в Египет и с воодушевлением занимается изучением культурного наследия этой страны. В 1925 году он оказывается в Париже и возвращается к иллюстрациям сказок. Он делает рисунки к сказкам братьев Гримм и арабским сказкам "Тысяча и одна ночь".

В 1936 году Билибин возвращается на родину и начинает преподавать в Академии художеств. Он умирает в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его последней работой стала иллюстрация к былине "Дюк Степанович".



Фонохрестоматия

1. Сказка "Солдатская шинель" относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?

В сказывании бытовой сказки нет ничего таинственного, волшебного, поэтому актёр использует лишь ироничную интонацию, максимально стараясь передать характер героев, их манеру говорить. Речь актёра обычная, простая, близкая к народной.


"Журавль и цапля", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 50

Русская народная сказка "Журавль и цапля"

Размышляем о своеобразии сказок о животных

1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

В начале этой сказки есть присказка про сову. Потом идёт традиционный зачин "Жили-были". Есть в сказке и концовка "Вот так-то и ходят они..."

В сказке есть событие, которое повторяется: журавль ходит к цапле, цапля ходит к журавлю.

В ней есть постоянные эпитеты: ноги долги, платье коротко.

В сказке имеются народные выражения: несолоно похлебав, заплакала от стыда.

2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

Отличия от волшебной сказки: нет героя человека, нет борьбы добра со злом, нет волшебных предметов, помощников, превращений.

Сходства с волшебной сказкой: есть присказка, зачин, концовка, повторы, эпитеты, народные выражения, животные говорят и ведут себя как люди.

Фонохрестоматия

1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

Сказка начинается с присказки. Она настраивает слушателя на весёлый лад, вызывает интерес к сказке.

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Сказительница посмеивается над героями. Эта ирония сохраняется на протяжении всего чтения. Отказ каждого она читает с капризной интонацией, а последующие раздумья - с сожалением.

3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?

Музыкальное сопровождение помогает представить подпрыгивающую походку жителей болота, их длинные ноги.

В музыкальном сопровождении я услышала аккордеон, ксилофон и какой-то духовой инструмент с пронзительным, жалобным звуком. Это может быть жалейка.

4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам сказки и всей сказочной ситуации?

Я согласна, что сказочная ситуация глупая и комичная. Герои сами виноваты в своих бедах. Они капризны и легкомысленны.



понедельник, 25 апреля 2022 г.

"Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", ответы на вопросы учебника

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 70

Параграф 14 "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

1. Найдите Вавилонское царство на карте и определите его местоположение.

Вавилонское царство находится на Ближнем Востоке, между реками Тигр и Евфрат.


2. Что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? Насколько раньше?

Хаммурапи правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

Тутмос совершал свои завоевательные войны примерно в 1500 году до нашей эры.

Следовательно Хаммурапи правил на 290-250 лет раньше.

3. О чём заботился Хаммурапи в своих законах? Обоснуйте свою мысль?

Хаммурапи заботился о том, чтобы было меньше преступлений, чтобы люди боялись нарушать закон.

Его законы карательные. За кражу полагалась смерть, причем, неважно, крал ли ты овцу или раба. Рабы приравнивались к животным. Также, смерть полагалась за кражу имущества храма.

Зная, что нарушителя ждёт очень суровое наказание, люди старались не нарушать законы.

4. Чем отличалось положение человека, отрабатывающего долг, от положения раба?

Раб был совершенно бесправным, имуществом. Отрабатывавшие долг через три года считались свободными. Их нельзя было убить безнаказанно или продать, как раба.


"Письменность и знания древних египтян", ответы на вопросы учебника

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 62

Параграф 12 "Письменность и знания древних египтян"

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

В Египте была очень сложная система письма. Египтяне писали иероглифами, рисунками, которые могли означать как одно слово, так и сочетание согласных звуков. Гласных звуки не обозначались вообще.

Мало того, что иероглифов было более 700, так и нужно было догадываться, что они обозначают.

2. Как выглядит древнеегипетская книга?

Египтяне писали на папирусе - листе, получившимся после обработки тростника. Исписав один лист, египтяне подклеивали к нему следующий. Получалось очень длинная книга из одного листа. Этот лист сворачивался трубочкой - свитком.

3. Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Писцом было быть престижно. Писцы освобождались от повинностей, им не надо было трудиться на полях. Они ходили в белых одеждах, все их почитали и приветствовали.

Фактически, писец в Египте был важным чиновником.

4. Какие знания нужны были писцам, руководящим постройкой пирамиды или храма?

Этим писцам нужны были знания математики, геометрии, архитектуры. Они должны были знать все правила постройки храма, особенности религии. Они должны были знать астрономию, потому что пирамиды и храмы обычно ориентировались по звёздам, созвездиям.



воскресенье, 24 апреля 2022 г.

"Искусство древнего Египта", ответы на вопросы учебника

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 57

Параграф 11 "Искусство древнего Египта"

1. Подумайте, с какими целями сооружались огромные пирамиды.

Пирамиды были гробницами фараона, а значит являлись его домом после смерти. Фараон должен был иметь лучший дом после смерти, чем его вельможи. Чтобы подчеркнуть статус фараона и строились такие огромные пирамиды-гробницы. 

2. Зачем в гробницу Тутанхамона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?

Всем этим фараон должен был пользоваться после смерти. Он должен был ни в чём не знать нужды.

3. Опишите египетский храм.

Описание египетского храма для 5 класса

Дорогу к храму сторожили ряды каменных сфинксов, полульвов-получеловеков. По обе стороны от ворот стояли каменные башни, украшенные рельефом. Здесь же помещались статуи фараонов, высеченные из камня, и стояли иглы - обелиски, украшенные золотом.

Ворота вели во внутренний двор храма, окружённый колоннами. Высокие колонны стояли и в крытом зале. А в самом дальнем углу находилось тайное помещение, где стояла статуя бога - хозяина храма. Эта статуя покидала своё место лишь по большим праздникам.

4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож?

Правила египетского скульптора

  1. Поза статуи должна быть неестественной: ноги сжаты, одна рука прижата к груди, вторая лежит на коленях, взгляд устремлён вперёд.
  2. Статуя бога должна быть больше статуи фараона, а статуя фараона больше статуи вельможи.
  3. Мужчины изображались с тёмной кожей, женщины - со светлой.
  4. Статуя должна иметь большое портретное сходство с человеком.

Правила египетского художника

  1. Верхняя часть тела изображалась анфас, а ноги в профиль.
  2. Голова должна быть повернута боком, но глаз должен смотреть на зрителя.



"Религия древних египтян", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 53

Параграф 10 "Религия древних египтян"

1. В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

Первобытные люди верили в духом, а египтяне - в богов. Сходство этих верований в том, что духам и богам приносились подарки, жертвы, чтобы их задобрить. Также общим оказывается наделение идолов, статуй способностью слышать обращения к богам, духам.

Идолы первобытных людей и статуи богов в Египте служили для общения человека с высшими силами.

2. В повести о Синухете (с. 41) фараон обещает соорудить для него каменную гробницу. Почему иметь такую гробницу было важно для египтян?

Каменная гробница была очень важна для египтян. Они верили, что всё, высеченное из камня, может ожить после смерти. Поэтому на стенах гробниц вырубали изображения умершего, его слуг, вещей. Нет каменной гробницы - значит ты не оживёшь.

3. Какие явления природы получили отражения в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

В мифе об Осирисе и Сете получили отражения засуха, разлив Нила и последующее оживление природы.

В мифе о Гебе и Нут получила отражение смена дня и ночи.

4. Вспомните, в чём клялся на суде Осириса умерший, и скажите, кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Добрым и праведным человеком в Египте считался тот, кто не делал зла, не убивал, не крал, не лгал, не завидовал, не сквернословил. Кто почитал царя и богов, никому не делал плохого, не обижал слабых.

Такой человек смело называл себя чистым.



суббота, 23 апреля 2022 г.

Рассказ об Иване - крестьянском сыне, 5 класс, пример

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 39

Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"

7. Подготовьте рассказ об Иване - крестьянском сыне.

Пример рассказа про Ивана-крестьянского сына для 5 класса

Иван рос в семье крестьянина. Его отец пахал землю и выращивал хлеб. Иван был младшим, у него было два старших брата.

Вся семья очень любила Иванушку, а он рос добрым и отзывчивым. Когда на родную землю напало чудо-юдо, старшие братья собрались на бой и не хотели брать Ивана, считая, что тот слишком молод. Но Иван проявил решительность, патриотизм. Он тоже хотел защищать родную землю. И в дальнейшем именно Иван сыграл главную роль в битве с чудом-юдом.

Незаметно он стал лидером в отряде. Он предложил выставить дозор и контролировал, как его исполняют старшие братья. Увидев, что братья спят, Иван сам стал караулить и уничтожил двух чудов-юдов.

В бою Иван показал смелость, решительность, силу. Его боялись чуды-юды. А убив врагов, Иван не стал хвастать победой, и лишь слегка пожурил братьев за их лень.

В третьем бою Ивану пришлось тяжелее всего. У чуда-юда было двенадцать голов и они прирастали даже отрубленные. Тяжело пришлось Ивану, но он не впал в отчаяние, сумел позвать на помощь коня и справился с последним чудом-юдом.

Но и после великой победы Иван не успокоился. Он отправился на разведку и узнал, что жёны чуда-юда и его мать хотят отомстить. Эта предусмотрительность Ивана спасла братьям жизнь.

Иван - крестьянский сын - настоящий герой, он простой парень из народа, смелый и хитрый. Он горой стоял за родную землю, за весь народ.




"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 38-39

Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

Главный герой сказки - Иван. Именно он выступает защитником Отечества, побеждает врагов и раскрывает их коварные планы. А чудо-юдо оказывается собирательным образом врагов родной земли. Поэтому сказка названа именем главного героя и его главного врага.

2. Чем занимались старик и старуха - родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Они не ленились, а целый день трудились - пашню пахали и хлеб засевали.

Но разнеслась дурная весть - собирается чудо-юдо на землю напасть, всех людей истребить, города сжечь. Беда грозила всей родной земле, всему народу.

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сразиться?

В деревне братья встретили старуху. Она рассказала братьям, что чудо-юдо всех разорил, разграбил и лютой смерти предал. Это убедило братьев в том, что они правильно решили уничтожить чудо-юдо.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становился всё тяжелее?

Старшие братья уснули в дозоре, они не проявили бдительности, не выполняли свои обязанности.

Иван нёс дозор за братьев. Он показал себя ответственным, ему можно доверить любое дело.

Каждый новый бой был тяжелее предыдущего. Приезжало более сильное чудо-юдо, с большим числом голов. Сперва было шесть голов, потом девять, а у третьего - двенадцать.

5. Проследите по тексту как называют Ивана - крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки Ивана называют Иванушка, ведь он младший, маленький.

В середине и конце сказки его называют Иван, Иван -крестьянский сын. Он уже не просто младший брат, а воин, защитник родной земли. И только братья разок назвали его Иванушка, ведь они любили младшего брата.

Во время третьего боя с чудом-юдом Ивану помогал его конь. Он бил чудо-юдо копытами.

В конце сказки братьям помогли кузнецы. Они укрыли их в кузне и не дали змеихе погубить братьев. Народ поддерживал своих защитников.

6. Какие черты характера Ивана - крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?

Перед боем Иван проявил осторожность, предусмотрительность, показал спокойную уверенность и решительность.

Во время боя он показал стойкость, смелость, беспощадность к врагу.

После боя Иван показал скромность и предусмотрительность - он отправился на разведку и узнал замыслы врагов.

7. Подготовьте рассказ об Иване - крестьянском сыне.

Пример рассказа про Ивана-крестьянского сына можно прочитать, перейдя по ссылке.



пятница, 22 апреля 2022 г.

"Царевна-лягушка", рассказ о Василисе Премудрой и Иване-царевиче, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 43

Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Обогащаем свою речь

Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче. Что вы можете сказать о Василисе Премудрой? Что из оценки Горького можно отнести к Ивану-царевичу?

Пример рассказа о Василисе Премудрой для 5 класса

Была Василиса дочерью Кощея Бессмертного. С малых лет тянулась она к знаниям, и вскоре стала такой умной и хитрой, что превзошла своего родителя. Рассердился Кощей и превратил дочь в лягушку на три года.

Со смирением приняла Василиса свою судьбу. Почти три года жила на болоте, пока не прилетела к ней стрела. Поскольку Василиса была Премудрой, она сразу поняла, чья это стрела и что она означает. И напросилась в жёны к Ивану-царевичу.

Не сильно был рад царевич такой супруге, но Василиса знала, что будет им счастье. Ведь она сразу полюбила Ивана и была готова ради него на великие жертвы. Она всегда старалась утешить Ивана, сказать ему ласковые слова. Ведь у Василисы было глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

По ночам Василиса принимала свой истинный облик и весело трудилась, выполняя заказы царя. Работа спорилась в её руках. Василиса показала себя настоящей мастерицей.

Важным для понимания образа красавицы оказался эпизод на пиру. Она прибыла туда в человеческом облике и затмила всех своей красотой. Но не загордилась, а осталось такой же милой и скромной девушкой. Она показала гостям свою мудрость и наказала жён старших братьев, за их чванство и непомерную гордыню.

А когда Иван поспешно сжёг лягушачью кожу, Василиса пришла в отчаяние, но ни словом не попрекнула мужа. Она простила его, ведь она была готова на любые жертвы ради исполнения своей мечты. И полностью доверяла мужу.

И Иван не подвёл Василису. Он сумел отыскать супругу в тридевятом царстве и погубить Кощея. Так соединились любящие сердца.

Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость, недюжинный ум и полное любви сердце - вот духовные данные Василисы Премудрой, которые помогли ей обрести счастье.

Пример рассказа про Ивана-царевича для 5 класса

Был Иван-царевич младшим сыном царя. Когда решил царь женить своих сыновей, стрела Ивана улетела на болото, и долго царевич стрелу разыскивал. А когда нашёл, оказалось, что поймала стрелу лягушка.

Принёс Иван-царевич лягушку к царю, и сильно смеялись над ним братья. Обижало это Ивана, но отец сказал жениться на лягушке и не посмел Иван перечить. Был он послушным сыном и уважал своего родителя.

Когда царь решил испытать невесток, это сильно опечалило Ивана. Не верил он в способности лягушки испечь каравай или соткать ковёр. И когда видел результаты ночных трудов квакушки, сильно удивился. Но ещё больше он удивился на пиру, когда впервые увидел свою супругу в её истинной красоте.

Тут уж Иван понял, какое счастье ему досталось, и решил, что не должна Василиса оставаться лягушкой. Иван поспешил, он не знал причин, по которым Василиса стала лягушкой, и сжёг кожу. Из-за этого опрометчивого поступка, Иван лишился Василисы.

Он снова грустил, тосковал, но не опустил руки. Он решил найти супругу. И отправился в трудный путь. Здесь Иван проявил свои лучшие качества - упорство, настойчивость, целеустремлённость. Он не пасовал перед трудностями, а преодолевал их. И при этом оставался добрым и отзывчивым к людям и зверям.

Иван был вежливым со старичком, и тот дал ему волшебный клубок. Иван был вежливым с бабой Ягой, и та рассказала ему про смерть Кощея. Иван пожалел встреченных в пути животных, и те помогли ему добыть иглу, сломав которую Иван погубил Кощея.

Настойчивость и верность Ивана были щедро вознаграждены. Он нашёл свою милую и они жили долго и счастливо. Про него тоже можно сказать, что его готовность жертвовать собой ради мечты сделала его счастливым.



"Царевна-лягушка", пересказ от лица Ивана-царевича, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 42

Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Фонохрестоматия

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Пример пересказа  сказки от лица Иван-царевича для 5 класса

Жили-были мы, трое сыновей, со своим отцом - царём. И всё у нас было хорошо, пока царь-батюшка не надумал нас женить. Стали мы стрелы пускать, невест себе выбирать. Старшему досталась боярыня, среднему - купеческая дочь, а мне - лягушка.

Улетела моя стрела на болото и поймала её лягушка. Да стала требовать человеческим голосом, чтобы я на ней женился! Отнёс я лягушку отцу, а тот сказал брать квакушку - ничего не поделаешь.

Сыграли мы свадьбу, а потом посыпались задания от царя. То каравай, испечь, а то и ковёр соткать.

Когда я впервые услышал такое задание, сильно опечалился. Пришёл домой невесел, до земли голову повесил. Но квакушка сумела меня успокоить и спать уложить. А утром оказалось, что каравай готов, да каков! Городами, садами, птицами да зверями украшенный. И больше всех понравился наш каравай царю.

Так и с ковром вышло. А вот когда пришло время привести супругу-квакушку на пир, я вновь приуныл. Но тут всё вообще нереально прошло. Квакушка сказала мне идти вперёд, а потом вдруг приехала на золочённой карете, да в облике такой красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать - Василисы Премудрой.

Все были поражены её красой, а жёны старших братьев стали копировать действия моей Василисы. Да только не вышло у них ничего. У Василисы лебеди по озеру плывут, а у невесток - кости с грязью летят.

Ну пока шум да дело, решил я сбегать домой и посмотреть, что же с квакушкой случилось. Прибегаю, а там кожа лягушачья лежит. Я хвать её - и в печь, от греха подальше. А то, не ровен час, Васька моя обратно в лягушку обратится.

Сгорела кожа, а тут и Василиса бежит, плачет, жалуется. Сказала Василиса, что если бы я ещё три дня подождал, осталась бы она со мной навсегда. А так придётся мне её искать в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного. Обернулась лебедем и улетела.

Загоревал я неутешно, но делать нечего, надел железные сапоги и отправился искать любимую. Долго ходил, две пары железных сапог стёр, и встретил старичка доброго. Рассказал мне старичок, что была Василиса дочерью Кощея, и дал клубок волшебный, который дорогу мне указать должен.

Пошёл я за клубком. А по дороге встретил медведя, селезня, зайца и щуку. Но не убил их, а пожалел, отпустил. И пришёл я к бабе Яге. Доброй старушкой баба Яга оказалась. Накормила, напоила, баню истопила. А потом рассказала, где смерть Кощея искать.

Нашёл я Кощеев дуб, высокий, до самых небес. Не знал, я как до ларца кованного добраться, но прибежал медведь, вырвал дуб. Упал ларец, разбился, а из него заяц выскочил и убегать. Но за ним мой заяц помчался, догнал и разорвал пополам. Вылетела из зайца утка, а следом уже мой селезень спешит. Клюнул утку в голову, уронила утка яйцо в море. А там - щука. Принесла мне яйцо, достал я иголку и сломал её. Тут и помер Кощей.

Освободил я Василису, домой отвёз. И стали мы жить дружно, в любви и согласии.



"Царевна-лягушка", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 40-42

Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Волшебная сказка и её герои

1.Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили? Приведите примеры из текста.

Мне очень понравилась эта сказка. Она относится к волшебным сказкам. В ней находятся многие особенности народных сказок:

Зачин: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь".

Концовка: "И стали они жить дружно, в любви и согласии".

Присказка: "Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается...".

Постоянные эпитеты: "утро вечера мудренее", "красной девицей", "буйну голову", "тридевять земель, тридевять морей", "костяная нога" и другие.

Троекратные повторы: три сына было у царя, три задания царь давал невесткам, три пары железных сапог сносил Иван, три железных хлеба съел, три года должна была Василиса квакушкой быть.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется "Царевна-лягушка", хотя не она одна героиня этой сказки?

Главные герои сказки - Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но самые большие чудеса связаны именно с Василисой. За ней отправляется Иван-царевич. Она важнейший персонаж истории, без которого сказка теряет смысл.

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Первое задание - испечь хлеб. У старшей каравай подгорел и царь велел отдать его псам. У средней каравай получился кособокий и царь сказал, что такой от большой нужды будешь есть. У Василисы каравай получился мягкий, с узорами, городами, садами и птицами, и царь сказал, что его надо в большие праздники есть.

Второе задание - выткать ковёр. Про ковёр старшей царь сказал, что им лошадей от дождя прикрывать. Про ковёр средней сказал, что его только у ворот стелить. А у Василисы ковёр чудесный, с узорами, цветами и птицами. Царь сказал, что его только по большим праздникам расстилать.

Третье задание - явиться жёнам на пир. Жёны старших братьев пришли разодетые, а Василиса запаздывала. Но вдруг поднялся стук да гром и все во дворце перепугались. Это приехала Василиса в золочённой карете. И была она краше всех, и все Василисой любовались.

А она вино выливала в левый рукав, а косточки в правый складывала. А как плясать пошла, стала руками махать, и сделалось озеро, по которому лебеди плавали. Жёны старших братьев пытались Василисе подражать, да только гостей облили, да костями забросали.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки ритмичное, складное, как стихотворение. Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Другой пример особого склада сказки: чудеса на пиру. "Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди".

А вот ещё пример: рассказ бабы Яги. "Его смерть - на конце иглы, та игла - в яйце, то яйцо - в утке, та утка - в зайце..."

В учебнике сказка "Царевна-лягушка" дана в пересказе М. Булатова. Есть пересказы Александра Афанасьева и Алексея Толстого.

В этих вариантах Василиса не сама выполняет задания царя, а с помощью волшебных помощниц: нянек и мамок. Царь просит сшить рубашку, а не выткать ковёр. Иван называет бабу Ягу старой хрычовкой.

5. Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки "Царевна-лягушка"? Кто помогал Иван-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Необыкновенные события в сказке:

  1. Превращение лягушки в Василису.
  2. Выполнение Василисой заданий царя, особенно пир.
  3. Странствия Ивана в поисках Василисы.
  4. Помощь старичка, бабы Яги, животных.

Ивану-царевичу помог старичок, давший ему клубок. Потому что Иван был приветливым и убитым горем. Вежлив был Иван с бабой Ягой и она тоже помогла царевичу. Помогли ему и животные: медведь, селезень, заяц и щука, потому что Иван их пожалел и не убил.

Кощей был отцом Василисы. Он разгневался на дочь за то, что она оказалась хитрей-мудрей его самого.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках?

Иван-царевич поступил поспешно и необдуманно, когда сжёг кожу лягушки. Это было ошибкой, а за ошибки всегда приходится долго расплачиваться. Вот и пришлось Ивану во искупление своей вины отправиться в долгий путь.

Автор хотел сказать, что счастье нужно заслужить, даром оно никому не даётся.

Помогали Ивану:

  1. Старичок. Рассказал о судьбе Василисы и дал клубок-навигатор, который показывал путь.
  2. Баба Яга. Напоила, накормила, попарила. Рассказала, где искать смерть Кощея.
  3. Животные, которых пощадил Иван. Добыли ему иглу, которую сломал Иван.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почем сказка "Царевна-лягушка" относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

В этой сказке происходят чудеса. Лягушка становится Василисой Премудрой, вино превращается в озеро, а кости - в лебедей, животные говорят и помогают герою. Также в ней есть волшебные предметы: клубок, лягушачья кожа. Есть волшебные существа: баба Яга, Кощей Бессмертный.

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она при чтении?

Василиса было очень умной и много чего знала и умела. Она хорошо готовила, ткала, могла колдовать. Актриса постаралась передать такие её качества, как нежность, любовь к мужу. Даже когда она упрекает Ивана за спалённую кожу, она не ругает его, а жалеет. Василиса очень добрая.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Пример пересказа  сказки от лица Иван-царевича можно посмотреть по ссылке.



Русские народные сказки, ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 26-28

Продолжаем знакомство с фольклором

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них.

Иллюстрация 1. "Приехал старик в лес..."

Это сказка "Морозко". Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

Иллюстрация 2. "Несёт меня лиса за тёмные леса..."

Это сказка "Петушок золотой гребешок".

Иллюстрация 3. "Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика..."

Это сказка "Гуси-лебеди". Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

Иллюстрация 4. "Вдруг щука говорит ему человеческим голосом..."

Это сказка "По щучьему велению.." Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

2. Прочитайте определение сказки в кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

Мы познакомились со сказками волшебными, бытовыми, о животных.

Волшебные: "Сивка-бурка", "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Бытовые: "Каша из топора", "У страха глаза велики".

О животных: "Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Петушок и бобовое зёрнышко".

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина, потому что они красочные, волшебные, и точно передают характеры и образы героев.

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

Мы прочитали сказки "Царевна-лягушка" и "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".

Они посвящены теме борьбы добра со злом, а вторая сказка ещё и теме защиты Родины.

Это волшебные сказки, которые обладают всеми сказочными приметами: зачином, концовкой, постоянными эпитетами, присказкой.

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Эти сказки начинаются с зачинов: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь" (жили-были старик и старуха).

В них есть постоянные эпитеты: "утро вечера мудренее", "красной девицей", "буйну голову", "чудо-юдо поганое", "мечи булатные", "сыра земля" и другие.

Можно найти в них и присказку: "долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается..."

Завершаются сказки концовкой: "И стали они жить дружно, в любви и согласии", "И стали они жить поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять".



четверг, 21 апреля 2022 г.

Рассказ от имени египетского воина о походе в чужую страну, пример, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 48

Параграф 9 "Военные походы фараонов"

1. Каким оружием пользовались египетские воины?

Воины были вооружены луками, копьями, боевыми топориками, кинжалами. Наконечники оружия были из бронзы. Для защиты использовались щиты.

2. Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

Колесница имела два колеса, между которыми крепилась площадка с бортами, обитыми кожей. На площадке стояли возница и воин, бросающий дротики и стрелявший из лука. Колесницу везли две лошади.

3. С какими целями фараоны содержали большое войско? Кто в нём служил? Как поддерживалась дисциплина?

Фараоны содержали войско, чтобы укрепить свою власть, расширить владения и преумножить богатства.

В войске служил каждый десятый юноша-египтянин. Дисциплина была строгой, войско умелым. Воины шли нога в ногу, сражались в строгом порядке. Провинившихся воинов командиры били.

4. Каковы были результаты похода для фараона, командиров и рядовых воинов?

Фараон получал новые земли, богатую добычу, невольников.

Командиры получали награды и часть пленников.

Рядовой воин не получал ничего, кроме ран и болезней.

5. Найдите на карте и определите местоположение завоёванных фараонами стран: Нубии, Палестины, Сирии, Финикии.

Нубия находилась южнее Древнего Египта, по берегам Нила. На севере, за Синайским полуостровом находилась Палестина, а ещё дальше на севере - Финикия и Сирия.


6. Составьте рассказ от имени египетского воина о походе в чужую страну.

Рассказ от имени египетского воина о походе в чужую страну, 5 класс

Меня зовут Бу и в этом году меня выбрали для службы в войске фараона. Я оказался десятым в нашей деревне.

В военном лагере мне дали лёгкий щит и копьё, а потом заставили вместе с другими новобранцами отрабатывать методы пешего боя. Если у нас получалось плохо, командир лично вбивал в нас науку палкой.

Вскоре мы узнали, что фараон собирается в поход в богатую Нубию. Воины обрадовались, ведь они думали о богатой добыче.

На лодках мы поднялись по Нилу до второго порога, а потом отправились дальше на юг в пешем строю. Мимо мчались богатые колесницы, а их возницы смеялись над нами и называли нас мясом.

Вскоре начались сражения. Нубийцы не хотели просто так отдавать свои земли и богатство. Многие мои товарищи пали в битвах, а мне в последнем бою отрубили кисть руки.

Вместе с другими калеками меня отправили домой. Пешком, мы пробирались по пустынным землям, голодные и злые. Вернувшись домой я узнал, что моё поле разорили бесчинствующие бегемоты и семья голодает. Я не знал, как буду жить с одной рукой, и проклинал фараона, который купался в роскоши.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 39

Параграф 7 "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

1. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Каналы и земляные насыпи помогали задерживать на полях египтян воду во время разлива Нила. А чем дольше стояла вода, тем больше плодородного ила оседало на поле. Значит насыпи и каналы помогали увеличить плодородие почвы и урожайность.

2. Рассмотрите рисунки и расскажите, как одевались земледельцы и ремесленники.

Одевались ремесленники и земледельцы довольно скудно. Мужчины носили повязки вокруг пояса, женщины простые белые платья.

Климат в Египте жаркий и много одежды не надо.

Зато все люди любили носить украшения и обереги.

3. Составьте рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день для 5 класса

Меня зовут Бу, я земледелец в Египте, и сегодня я расскажу, как проходит мой день, когда кончается разлив божественного Нила.

Рано утром я проснулся в своей маленькой хижине из тростника. Циновка моей жены уже пустовала, она встала ещё раньше, чтобы приготовить лепёшек на завтрак.

Наскоро перекусив лепёшками и запив их простой водой, я поспешил на свой участок. Сегодня был ответственный день. Мне надо было вспахать слой плодородного ила, принесённого с разливом, и посадить ячмень.

Я внимательно осмотрел состояние насыпи, кое-где подправил разрушенные паводком склоны, и отправился к загону. Там лениво жевал сено мой кормилец - бык по кличке Анубис. Я запряг Анубиса и погнал его на поле.

Там уже ждала жена с мешком зёрен ячменя. И мы начали привычный труд. Я гнал быка, налегая на плуг. Плуг выворачивал пласты земли. Жена сыпала в борозду зерна и заравнивала их.

Было жарко, но мы только раз остановились на обед, перекусили лепёшками и финиками, и вновь продолжили посев.

Только на закате всё поле было засеяно. Мы помолились богам о хорошем урожае. Ведь большую его часть придётся отдать сборщикам налогов, а того, что останется должно хватить на полгода, до следующего урожая.

Наконец, усталые, но довольные, в полной темноте мы добрались до хижины и без сил упали на циновки. А завтра будет новый день, такой же трудный, как этот.



среда, 20 апреля 2022 г.

"Государство на берегах Нила", ответы на вопросы учебника 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 35

Параграф 6 "Государство на берегах Нила"

1. Найдите на карте 1-й нильский порог, дельту Нила, территорию единого государства в Египте.

Покажем на карте нужные географические объекты:



2. Древнегреческий историк Геродот называл Египет "даром Нила". Прав ли был Геродот?

Геродот был прав. Ведь Египет, как государство, родился на берегах Нила, чья вода давала возможность заниматься земледелием. Не было бы Нила, не возник бы Египет.

3. Какие природные условия древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

Благоприятными для земледелия оказались ежегодные разливы Нила. Они давали иссушенным жарой землям не только влагу, но и плодородный ил, который состоял из перегнивших останков растений и частиц горных пород. Ил позволял получать хорошие урожаи, способные прокормить огромную страну.

4. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад образовалось единое государство в Древнем Египте.

Объединение Северного и Южного Египта произошло примерно за три тысячи лет до нашей эры.

Это значит, что объединение Египта случилось примерно 5 тысяч лет назад.


"Счёт лет в истории", ответы на вопросы учебника 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 30

Глава 3 "Счёт лет в истории"

1. Какой существующий в древности счёт лет - у египтян или у римлян - удобнее? Чем удобнее?

Счёт лет у римлян был более удобным. Они считали года от основания Рима, то есть счёт был непрерывным. Египтяне начинали считать заново с каждым новым царём и них счёт постоянно прерывался.

2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

Мы живём в 21 веке, значит с начала нашей эры прошло полных 20 веков. А число лет соответствует году, в котором мы живём.

3. Какой год был раньше: 40-й до нашей эры, или 40-й нашей эры? На сколько лет раньше?

Раньше был 40-й год до нашей эры. Он был на 80 лет раньше 40-ого года нашей эры.

4. Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? Какой год был предшествующим?

Следующим был 41 год, а предшествующим - 39.

5. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?

Следующий был 39 год, а предшествующий - 41.

6. Сколько лет назад началось восстание Спартака?

Восстание Спартака началось в 74 году до нашей эры. Прибавим это число к году, в котором мы живём, и получим сколько лет назад оно началось.

Например: 74 + 2022 = 2076 лет назад.

7. Сколько лет прошло от основания Рима до нашей эры? до начала восстания Спартака?

Рим был основан в 753 году до нашей эры. Значит до нашей эры прошло 753 года.

До восстания Спартака в 74 году до нашей эры от основания Рима прошло 679 лет.

8. Какой из двух городов - Москва или Рим - был основан раньше? На сколько раньше?

Рим был основан раньше - в 753 году до нашей эры.

Москва была основана в 1147 году.

Значит Рим был основан на 1900 лет раньше.



вторник, 19 апреля 2022 г.

"Жизнь первобытных людей", ответы на вопросы учебника 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 27

Раздел "Жизнь первобытных людей"

1. Кого называют первобытными людьми?

Это люди, которые жили до изобретения письма, появления городов и первых государств.

2. Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не было морозов, например, в Восточной Африке. Они жили там уже 2 миллиона лет назад.

3. Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Различие между древнейшими и "людьми разумными" во внешности. Древнейшие люди напоминали обезьян, они не умели разговаривать, и общались криками.

Сходство в том, что древнейшие люди уже умели создавать орудия труда.

4. Как овладение огнём изменило жизнь первобытных людей?

Огонь дал людям тепло и защиту от хищных зверей. Они стали лучше питаться, ведь пищу можно было приготовить.

5. Какие изобретения и открытия первобытных людей вы знаете?

Первобытные люди изобрели стрелы, лук, копьё, гарпун, позже плуг, мотыгу, серп.

6. Кого и где изображали древнейшие на земле художники?

Древнейшие художники рисовали на стенах пещер, в которых жили. Они рисовали сцены охоты на животных, самих животных, людей.

7. Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?

Первобытные люди верили, что у каждого человека есть душа, что всё вокруг них живое. Что в каждом предмете или животном живёт дух, добрый или злой.

8. Учёные считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей? Почему учёные так думают?

Потому что овладев земледелием и скотоводством люди перестали полностью зависеть от капризов природы, они смогли добывать всё необходимое своим трудом.

9. Что означают слова и выражения:

Рубило - заточенный с одного конца камень.
Копьё - метательное оружие с острым наконечником.
Гарпун - метательное оружие для добычи рыбы.
Мотыга - палка с сучком для вспахивания земли.
Плуг - большая мотыга, которую таскали быки.
Серп - орудие для срезания стеблей растений из дерева или кости со вставленными в него острыми камушками.
Родовая община - группа людей, связанная родственными связями.
Старейшина - уважаемый, опытный член племени, которого все слушаются.
Племя - несколько родовых общин, живущих неподалёку.
Вождь племени - глава племени для ведения военных действий.
Знатный - уважаемый, прославленный, знаменитый человек, часто вождь племени.
Колдовской обряд - обряд вызывания духа.
Жертва - приношение в дар духам.
Идол - изображение духа.
Оборотень - человек, способный превращаться в животное.
Душа - сверхъестественное существо, обитающее в каждом человеке.
Страна мёртвых - место обитания душ предков.