воскресенье, 20 марта 2022 г.

Сочинение "Всякому мила своя сторона" по картине И. Левитана "Над вечным покоем"

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страницы 229-230

Николай Рубцов "Тихая моя Родина"

Фонохрестоматия

Негромко, как бы боясь спугнуть видение, читает стихи народный артист России Леонид Кулагин, чуть слышно звучит музыка Георгия Свиридова. Но в конце стихотворения, в финале, у актёра всё-таки прорываются страстные чувства любви к Родине. Согласны ли вы с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения? Почему?

Всё это стихотворение очень спокойное, тихое. Слова "Тихо", "Тихая" повторяются в нём пять раз и создают настроение стиха. Но описание тихой Родины заканчивается признанием о самой жгучей связи с ней. И это признание рвётся из сердца, а потому его невозможно прочитать нейтрально.

Проверьте себя

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?

Больше всего мне понравилось образное выражение Николая Заболоцкого "Государство ромашек". Сразу видится бескрайнее море ромашек, поля и луга, настоящая страна этих цветов.

2. Какое стихотворение о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.) помогают автору в этом?

Когда мне радостно, я бы почитала "Первый снег" Брюсова. Когда грустно - "Топи да болота" Есенина.

Любое стихотворение о родной природе передаёт настроение автора. Метафоры использует Брюсов чтобы показать своё восхищение: "Этот мир из серебра".

Гиперболой подчёркивает свою грусть Сологуб: "И теперь я совсем одинок".

Печальные эпитеты помогают передать своё настроение Есенину "Край ты мой забытый", Заболоцкому "природой суровой", Рубцову "Тихая моя Родина".

Литература и изобразительное искусство

1. Какие художники-пейзажисты вам известны? Расскажите об одном из них, например о Левитане, продемонстрируйте репродукции его картин. Используйте в рассказе отрывок из статьи Паустовского "Заметки о живописи".

Мне известны: И. Шишкин, И. Левитан, К. Юон, А Саврасов, В. Поленов и многие другие.

Рассказ о художнике И. Левитане для 7 класса

Исаак Ильич Левитан родился на территории современной Польши 30 августа 1860 года. Он происходил из образованной, но бедной еврейской семьи.

Через десять лет семья Левитанов перебралась в Москву и Исаак поступил в Московское училище живописи. Его учителями были Василий Перов, а чуть позже знаменитый в то время Алексей Саврасов.

Саврасов обратил внимание на талант начинающего художника и взял Левитана в свой пейзажный класс. Очень быстро работы молодого живописца начинают покупать, и материальное положение юноши поправляется.

В конце 1880-х годов Левитан совершает несколько путешествий по Волге. Его покоряет красота великой реки и он пишет ряд замечательных полотен, в том числе "Над вечным покоем".

В середине 1890-х годов Левитан знакомится с Анной Турчаниновой, которая становится его музой. Именно с усадьбы Турчаниновых написана знаменитая картина "Март". В этих же местах пишется и полотно "Золотая осень".

Глядя на его картины мы понимаем правоту Константина Паустовского, утверждавшего, что "каждый любит природу по-своему и как может". Эта особенность любви Левитана очень хорошо видна на его полотнах.

Но вместе с успехом к Левитану пришла болезнь. К началу 20 века он почти не выходил из дома. Умер художник 22 июля 1900 года. Ему было всего 39 лет.

2. Подумайте, картины каких художников-пейзажистов (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.) близки к каждому из авторов произведений, включённых в раздел "Тихая моя Родина..."

Соотнесём стихотворения раздела с картинами великих художников:

В. Брюсов "Первый снег" - К. Юон "Вид Троицкой лавры".
Ф. Сологуб - "Забелелся туман за рекой" - И. Шишкин "Туманное утро".
С. Есенин "Топи да болота" - А. Саврасов "Ранняя весна. Половодье".
Н. Заболоцкий "Я воспитан суровой природой" - И. Шишкин "Цветы на опушке леса".
Н. Рубцов "Тихая моя Родина" - И. Левитан "Над вечным покоем".

В творческой лаборатории писателя

Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин на тему "Всякому мила своя сторона", включив в него строки стихотворений о родной природе.

Сочинение "Всякому мила своя сторона" по картине И. Левитана "Над вечным покоем"

Можно смело утверждать один факт, одну непреложную истину - каждому человеку мила своя сторона, своя Родина. И не важно, отличается ли она скромной или же пышной природой, это родная земля, которая и в горсти мила.

Возьмём для примера знаменитое полотно Исаака Левитана "Над вечным покоем". Эта грандиозная картина была написана художником в 1894 году, в период расцвета его таланта. На ней мы видим широкий водный простор, словно разрезанный на две половины острым мысом, на котором стоит старенькая церковь.

Это вполне узнаваемый родной пейзаж, который можно увидеть где-нибудь в средней полосе России, в любой её части. Он не поражает красотой ярких красок, он достаточно суровый, но производит на зрителя волшебное впечатление. В этом пейзаже тонешь, погружаешься в него без остатка и понимаешь, что вот она, тихая моя родина, ивы, река, соловьи. И даже скромный погост на том берегу находится на этой картине.

С необыкновенной чёткостью прорисована каждая деталь пейзажа. Видно, что эта картина необычайно дорога сердцу художника, что он действительно чувствует самую жгучую, самую смертную связь с каждой избою, с тучами, закрывшими дальнюю сторону неба.

Из-за отсутствия солнца пейзаж кажется мрачным, унылым, но сколько силы и величия в этом былинно-бескрайнем просторе! Бескрайней кажется нам даль, как бескрайна сама наша Родина. И колышутся невысокие деревья под дуновениями лёгкого ветерка. И уносятся за горизонт тучи, а небо становится всё чище и светлей.

Мне кажется, что эта картина полна скрытой надежды. В ней художник выразил свою душу, свою веру в то, что грозные времена проходят, а всё святое, что нас окружает остаётся. И так было и будет всегда. Ведь наша природа - это часть нашей души. Она прекрасна, а значит не могут быть плохими люди, живущие среди таких рек, лесов и полей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий