Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 83-84
Виктор Астафьев "Конь с розовой гривой"
Смотри также:
В. Астафьев "Конь с розовой гривой", ответы на вопросы учебника
Будьте внимательны к слову
1. Обратите внимание на глаголы в этом отрывке. Как они характеризуют левонтьевских ребятишек? Почему писателю потребовалось так много глаголов? Подберите к ним синонимы.
Левонтьевские дети были очень подвижными, неугомонными, они ни минуты не сидели в покое. Поэтому автор использует так много глаголов.
2. Что можно сказать об отношении писателя к этим детям? Как менялось оно и почему?
Как мальчик Витя, автор любил играть с левонтьевскими детьми. Они были грубыми, драчливыми, но весёлыми, с ними было нескучно. Постепенно Витя понимает, что эти дети злы и эгоистичны, что им плевать на него, в них нет доброты.
Как взрослый человек, автор жалеет этих детей, ведь ими никто не занимался, они ходили голодными, оборванными, были предоставлены сами себе.
Сделаем выводы
1. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что особенно привлекало его в этой семье?
Героя тянуло к Левонтию, потому что там он ощущал свободу, столь отличную от строгого порядка своей бабушки. Это было необычно и захватывающе, казалось герою прекрасным.
2. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет.
Главный герой рассказа Витя. Это добрый и открытый мальчик, которого воспитывает бабушка. Он кажется мне невысоким, но крепким, ведь он живёт в деревне и не чурается работы. У него прямой взгляд, он старается поступать по совести, но связавшись с левонтьевскими обманывает бабушку.
Витя весёлый мальчик, которому не чужды обычные мальчишеские забавы: рыбалка, купание, лапта и прочее. Но он воспитанный и умный.
3. Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конём?
Бабушка любила Витю, она понимала, что мальчик сделает выводы из случившегося, она постаралась сделать так, чтобы внук крепко запомнил свой обман.
Но наказав Витю, она не оставила его без пряника. Ведь она умела прощать и верила, что Витя больше никогда не обманет.
4. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа?
Мне кажется, что Витя из этой истории сделал несколько важных выводов. Он понял, что нельзя обманывать, нельзя идти на поводу у плохих людей, что нужно иметь свою голову на плечах. Витя понял, что за свои ошибки нужно уметь отвечать, не бегать от ответственности.
И заключительные слова рассказа говорят о том, что Витя на всю жизнь запомнил, что значит любовь и прощение близкого человека.
5. Подготовьте художественный пересказ одного из эпизодов.
Пересказ эпизода "На реке в первый день"
После драки братья помирились и решили спуститься к Фокинской реке побрызгаться. Витя ещё не набрал туесок и Санька стал над ним смеяться, говоря, что он боится бабушку. Витя рассердился, раздал ягоду левонтьевским и пошёл с ними к реке.
Ребята бегали по мелкой речке, брызгались и ловили под камнями подкаменщика. Поймав эту мерзкую на вид рыбу, дети растерзали её на берегу. Потом они камнем подшибли ласточку и птичка умерла. Дети похоронили ласточку и быстро про неё забыли. Они забежали в устье пещеры, где жила нечистая сила. Дальше всех забежал Санька, который кричал, что не будь он босым, то побёг бы и дальше, но там много змеев.
Потом Санька рассказал про пещерного домового и всем стало страшно. Дети убежали и весело провели этот день на реке.
6. Перескажите фабулу рассказа, то есть изложите последовательность событий.
Фабула рассказа "Конь с розовой гривой"
Бабушка отправила Витю за ягодой. Он пошёл с левонтьевскими ребятами. Те больше дрались и баловались, чем собирали. Санька подбил Витю съесть ягоды, а потом пойти на речку. Там они поймали рыбу, убили ласточку, лазали в пещеру. На обратном пути Витя набил туесок травой, а сверху положил ягоды.
Утром бабушка увезла ягоду в город, а Витя мучился угрызениями совести. Он снова пошёл на речку, а увидев в лодке бабушку убежал. Тётя привела его домой и он всю ночь просидел в кладовке. Утром он услышал рассказ бабушки и ему было мучительно стыдно.
Он попросил прощения и получил пряник конём.
Творческое задание
Подготовьте устный или письменный рассказ о герое, который вам особенно запомнился.
Рассказ о Саньке, герое рассказа "Конь с розовой гривой"
Одним из самых задиристых и активных среди детей Левонтия был Санька, ровесник Вити.
Это был нескладный, очень худой мальчик, постоянно ходивший в синяках от многочисленных драк. Он был весь исцарапан, покрыт цыпками, а между передними зубами у него была дырка, через которую он мастерски плевался. Это вызывало зависть всех других детей и Вити.
Санька прославился не только как хулиган. Он был самым вредным и злым среди своих ребят. Именно он подстрекал Витю съесть ягоду, а потом обмануть бабушку. И без всякого зазрения, потом ещё и шантажировал мальчика, выманивая калач. Ведь Санька был вечно голодным.
Голод заставлял его быть предприимчивым. Он мог нарвать лука в чужом огороде, поймать рыбу, найти коренья, ягоды, грибы. Он умело жил на подножном корму.
Воспитанием Саньки никто всерьёз не занимался. Он был предоставлен сам себе. Делал что хотел, и часто хулиганил. Санька умело ругался, грубил, обзывался, а если его проказы раскрывались, начинал врать и плакать, лишь бы избежать наказания.
Саньку нельзя назвать положительным героем, но в том, что он вырос таким, виноваты его родители, беспечные и равнодушные люди.
Проект
Составьте небольшой словарь сибирских диалектизмов, местных слов, использованных в рассказе.
Писатель специально оставил в рассказе местные слова, не став заменять их на слова общеупотребительной лексики, чтобы передать атмосферу того времени и места, лучше раскрыть образы героев.