понедельник, 1 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к разделу "Весёлый хоровод" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 108-113. 

УКМ "Перспектива"

Раздел "Весёлый хоровод". Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни, какие виды устного народного творчества ты узнал в 1 классе.

В 1 классе мы читали песенки, загадки, пословицы, поговорки, считалки и скороговорки.

2. Чем пословицы отличаются от загадок? Собери пословицы.

В загадке нужно угадать, что загадано. Пословица же представляет собой краткое высказывание, содержащее совет, напутствие.

Соберём пословицы:

Любишь кататься - люби и саночки возить.
Делу - время, а потехе - час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Вместе тесно, а врозь скучно.

3. Сравни пословицы. В каком случае есть противопоставление, а в каком - совет, назидание?

Один в поле не воин. В этой пословице есть противопоставление одного и многих. Один - не воин, много - воины.

Больше слушай, меньше говори. В этой пословице есть совет, назидание. Лучше больше слушать, чем много говорить.

4. Вспомни, что ты узнал о загадках в первом классе. Попробуйте с друзьями провести конкурс, кто больше вспомнит и придумает загадок о животных.

В первом классе мы узнали, что загадки бывают рифмованными и нерифмованными. Бывают загадки-вопросы, бывают загадки-описания. Есть загадки о животных, о людях, о погодных явлениях, о растениях.

Учимся придумывать загадки о животных.

Алгоритм создания загадки о животных.

  1. Выбрать животное.
  2. Выбрать его отличительные черты, которые будут упомянуты в загадке.
  3. Составить загадку про эти черты, не называя животное прямо.

Проще составить загадку в прозе, начав её с вопроса. Это так называемые загадки-вопросы. Но можно и попытаться зарифмовать загадку.

Пример самостоятельно придуманных загадок о животных.

Сеть плетёт, а не рыбак, мушек ловит только так!
(Паук)

Стук в лесу раздался вдруг, кто же это - враг иль друг?
(Дятел)

Любит греться и мурчать, как нам зверика назвать?
(Кошка)

В пятнах весь и с длинной шеей, кто же это всех длиннее?
(Жираф)

Мёд найдёт - давай реветь, так в лесу живёт...
(Медведь)

От неё нам молоко, начинается на ко...
(Корова)

Шар колючий на тропинке, кто же это тут, Иринка?
(Ёжик)

Полосатый, а не тигр, убежит скачками мигом.
(Зебра)

Это что за хулиган в море выстроил фонтан?
(Кит)

Домик тащит на спине, целый день ползёт ко мне.
(Улитка)

5. С какими новыми видами устного народного творчества ты познакомился в этом году?

Мы узнали, что есть заклички, пестушки, потешки, перевёртыши, приговорки.

6. Вспомни, как называются смешные песенки и стихотворения, которые ты прочитал в разделе "Весёлый хоровод".

Мы прочитали стихотворения:

Э. Успенский "Память"
Ю. Мориц "Хохотальная путаница"
Д. Хармс "Весёлый старичок"
К. Чуковский "Путаница"

7. Как ты думаешь, зачем создавались пестушки и потешки? Составьте небольшой текст о том, как в далёкие времена воспитывали малых детушек.

Пестушки и потешки создавались для того, чтобы развлечь совсем маленьких детей, чтобы отвлечь их от слёз, чтобы они не мешали взрослым.

Текст "Как в далёкие времена воспитывали малых детушек"

В далёкие времена у родителей не было много времени на воспитание детей. Взрослые постоянно трудились, они работали в поле, на огороде, по хозяйству.

А детей у них было много. Редко в какой семье было два-три ребёнка. Вот и приходилось воспитывать детишек на бегу.

Заплачет ребёнок - а у мамы потешка наготове. Прочитает она её, и вот уже дите смеётся. Станет капризничать малый, а у бабушки пестушка есть. И снова ребёнок доволен. И так на каждый случай в жизни.

Но так воспитывали совсем маленьких. Чуть дети подрастали и начинали что-то понимать, как родители пускали в ход скороговорки, которые учили детей хорошо говорить, загадки, которые учили детей думать, считалки, которые учили их считать, пословицы и поговорки, которые передавали детям опыт взрослых.

Вот и получается, что для воспитания детей люди в прошлом использовали разные жанры устного народного творчества.

8. Придумай несколько потешек для самых маленьких.

Примеры самостоятельно придуманных потешек

Котик моет мордочку,
Котик моет пузико.
Ну-ка, Вася, подержи
Котика за усики!

Солнца лучик щекотался,
Лучик в зеркальце попался,
Вот поставим в уголок,
Постоит он там чуток.

Моем руки, моем ножки,
Моем личико Серёжке.
Вот полюбит мыться внучек,
Будет чистым, как огурчик!

9. Вспомни, что ты узнал о переводе в первом классе. Что такое перевод слово за словом? Как ещё называют такой перевод?

В 1 классе мы узнали, что произведения, написанные на других языках, переводят писатели-переводчики. Тогда эти произведения мы можем читать на родном языке.

Если переводчик переводит слово за словом, не отступая от текста, то такой перевод называется дословным.

10. Сравни два перевода стихотворения "Храбрецы". В чём своеобразие каждого произведения? Поэты увидели храбрецов по-разному. Найди эти различия.

Маршак и Чуковский по-разному увидели портных. Каждый переводчик по-своему описал героев, использовал свои рифмы.

В описании Чуковского портные просто трусливые хвастуны. Они много хвалились, но увидели улитку и испугались.

В переводе Маршака портные вышли на бой с улиткой, но поняли, что переоценили свои силы и тоже испугались и убежали. Но они хотя бы не хвастали наперёд.

11. Каким тоном надо прочитать стихотворения? Что надо подчеркнуть: насмешку, удивление, гордость?

Удивляться и гордиться тут нечему. Мы должны подчеркнуть насмешку автора, его иронию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий