четверг, 30 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Идэ" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 73

УКМ "Перспектива"

1. Перечитай начало сказки. Что ты узнал о маленьком Идэ?

Маленький мальчик Идэ был сиротой. Его взяла на воспитания бабушка. Идэ всего на свете боялся.

2. Объясни, почему бабушка решила оставить мальчика одного в тайге.

Бабушка хотела, что Идэ вырос смелым охотником, мог сам ходить на рыбалку и на зверя. А для этого он должен был преодолеть свой страх. Потому что иначе Идэ просто не выжил бы.

3. Как Идэ преодолел свой страх?

Идэ пришлось заночевать в дупле. Утром он увидел множество орехов и стал собирать их. За этим занятием он забыл о страхе.

Это значит, что страшно, когда о чём-то думаешь. Если не думать о страшном, то и страх отступает.

4. Что сказала бабушка в заключительной части сказки? Вы согласны с ней? Обсудите с другом.

Бабушка сказала мальчику, что он человек. А человек везде хозяин и никто ничего с ним сделать не может.

Поэтому человеку ничего не надо бояться.

Я согласна с мнением бабушки, что человек всюду хозяин, но считаю, что осторожность ещё никому не навредила.

Не надо бояться всего на свете, но соблюдать осторожность необходимо.

Потому что дикие звери не знают, что человек хозяин. И они могут напасть и убить человека, даже взрослого.

И есть хорошая русская пословица: ничего не боятся только дураки.

Но человек должен уметь контролировать свои страхи, не допускать, чтобы страх взял над ним верх.

Ответы на вопросы к сказке "Пых" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 69

УКМ "Перспектива"

1. Как ты думаешь, страшно ли было Алёнушке? Перечитай последний эпизод сказки.

Алёнушке не было страшно, ведь в сказке прямо сказано, что она не испугалась странных звуков.

Она была храброй и любопытной девочкой.

И поэтому принесла домой и сладкую репку, и ёжика, объяснив деду и бабке их страхи.

2. Обсудите с друзьями, сказка это или рассказ? Что сказочного вы заметили в этом произведении?

События этого произведения вполне могли произойти в действительности. Но это всё-таки сказка.

Она начинается зачином: жили-были, который характерен для народных сказок. В ней не говорится о конкретном месте и конкретных героях. Просто некие дед, бабка и их внучка, которые жили в неопределённом месте.

У этой сказки нет литературного автора, её сочинил народ.

3. Перечитай строки, где дано описание ёжика.

Ёжик в сказке описан так: колючий колобок, который поблескивает глазами и пыхтит.


среда, 29 сентября 2021 г.

Сочинение по картине С. Тутунова "Зима пришла. Детство" для 2 класса

Использован учебник "Русский язык" 2 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 177 страница 111

Рассмотрите репродукцию картины Тутунова "Зима пришла. Детство". Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном? Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? Составьте небольшой рассказ по картине.

Художник дал картине такое название потому, что на ней изображён первый снег, приход зимы, и маленький мальчик, символизирующий детство.

На картине мы видим большое окно, возле которого стоит малыш. За окном виден забор, дерево, ветка с листьями, снег.

Ребёнок стоит у окна и смотрит во двор. Его привлёк выпавший снег. Он засыпал пустой двор, лежит на не опавших ещё листьях, падает с неба.

Мне кажется, что малыш пребывает в тихом восторге. Он с радостью смотрит на снег. Ведь первый снег всегда чудо. И мне тоже передался восторг мальчика.

Сочинение по картине С. Тутунова "Зима пришла. Детство" для 2 класса

На этой картине художник Сергей Тутунов изобразил раннее утро.

Всю ночь шёл снег и утром мир за окном преобразился.

Мальчик проснулся и подбежал к окну. Он с удивлением и восторгом смотрит на пушистые хлопья снега, что всё ещё сыплются с неба, на засыпанный снегом двор, на листья дерева, на которых лежат свежие снежинки.

Мальчик раздвинул белые занавески и приложил руки к стеклу. Он погружён в созерцание чудесного заснеженного мира. Он смотрит во двор и не узнаёт его.

Забор превратился в шеренгу богатырей в снежных шапках, листочки сгибаются под тяжестью снега, во дворе намело огромные сугробы.

Мы понимаем, что ещё осень и этот первый снег возможно растает, но пока мы вместе с мальчиком наслаждаемся сказочным видом.

Это очень добрая и красивая картина. Она дарит зрителю ощущение чуда, наполняет наши сердца радостью.

Рассказ про Александра Невского для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 69. 

УКМ "Перспектива"

1. Перечитайте строки, в которых говорится об ответственности воинов перед Родиной.

Про ответственность воинов говорится в речи Александра Невского.

Он говорит, что "не отбери у ливонцев Пскова", как они доберутся до других русских городов. И что сейчас русским воинам вручены судьбы всей Отчизны.

2. Составьте рассказ об Александре Невском, используя материал из учебника "Окружающий мир" 4 класс 2 часть; статью из энциклопедии; информацию из книг по истории.

Рассказ об Александре Невском для 4 класса

Князь Александр Ярославович родился 21 мая 1221 года. Его отец был князем в городе Переславль-Залесский.

Когда Александру было 8 лет, он вместе с братом Фёдором стал править в Новгороде. В 11 лет Александр становится уже единственным правителем Новгорода. Он занимается укреплением городских стен, строит крепости для защиты от татар.

В 1240 году Александра ждёт первое серьёзное испытание - в новгородские земли вторглись шведы. Молодой князь был заранее предупреждён о приближении кораблей шведов и сумел вовремя подвести войска.

15 июля новгородская рать неожиданным ударом смела не ожидавших нападения шведов, а Александр сразил копьём Ярла Биргера, предводителя шведов.

За эту победу князь Александр получил прозвище Невский. Ему было всего 19 лет.

Но новгородцы опасались усиления княжеской власти и прогнали Александра. Этим воспользовались ливонские рыцари, захватившие Псков и несколько других русских городов.

Князь Александр был призван в Новгород, собрал рать и разгромил рыцарей на льду Чудского озера. Эта грандиозная битва получила название Ледовое побоище. Она состоялась 5 апреля 1242 года.

Спустя три года дружина Александра освобождает Торжок, Бежецк и ряд других городов, громит литовское войско. Многие годы Александр Невский берёг западные рубежи Руси.

Кроме воинских подвигов Александр Невский прославился и как мудрый политик. Он сумел договориться с татарами, чтобы те не трогали Новгород и Владимир. 

Князь дважды ездил в Орду за ярлыками на княжество и после второй поездки тяжело заболел и умер. После него остались четыре сына и дочь Евдокия.

За свои подвиги и верную службу Родине, Александр Невский был причислен русской православной церковью к лику святых.

вторник, 28 сентября 2021 г.

Рассказ о Ледовом побоище для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 64. 

УКМ "Перспектива"

1. Найдите информацию о Ледовом побоище в энциклопедии.

Для ответа на этот вопрос воспользуемся материалами, которые можно найти в интернете.

Рассказ о Ледовом побоище для 4 класса

В начале тринадцатого века воинствующие ордена крестоносцев собирались укрепить свои позиции в Прибалтике. Их аппетиты распространялись также на земли Новгородской республики и Финляндию.

В 1237 году объединились два ордена крестоносцев - Тевтонский и Ливонский. Они совместно стали готовиться к вторжению. В 1240-1241 годах крестоносцами были захвачены исконно новгородские земли - города Псков и Изборск.

В начале 1242 года князь Александр Невский, прославившийся победой над шведами, собрал новгородское войско и выбил крестоносцев из Пскова. Но решающее сражение должно было состояться на Чудском озере.

5 апреля 1242 года войско Александра Невского расположилось возле Вороньего камня на берегу озера. Лёд был ещё крепким, и крестоносцы по льду перешли озеро и напали на русскую рать.

Они ударили знаменитым строем - "свиньей", острие которой составляли закованные в латы тяжёлые всадники.

Крестоносцы смяли первый строй русских, но завязли среди телег и обозов. Новгородцы непрестанно обстреливали рыцарей из луков, а князь Александр произвел удачные атаки с флангов. Рыцарям пришлось отступить на лёд озера.

Лёд не выдержал такой массы людей и коней и стал трескаться. Крестоносцы начали тонуть. Отступление рыцарей превратилось в беспорядочное бегство.

Значительная часть рыцарей утонула в своих неподъёмных доспехах, другая была убита русскими витязями, и лишь немногим удалось бежать. Это была полная победа.

После неё Александр Невский заключил выгодный мир с крестоносцами, которые отказались от любых претензий на земли Руси. Только после смерти великого полководца рыцари попытались вновь напасть на Новгород, но снова были разбиты.

Изложение по тексту Н. Сладкова "Змея и птичка" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 180, страница 101

Определите тему и главную мысль текста. Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст. Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.

Тема текста: птица защищает гнездо от змеи.

Главная мысль текста: чтобы спасти детей родители идут на подвиг.

В заключительной части текста можно рассказать о том, как успокоился поползень, как он сел на гнездо и укрыл своих птенцов.

Заглавие текста: "Змея и птица".

План текста Сладкова про змею и птицу для изложения

  1. Тревога в ущелье.
  2. Гюрза ползёт к гнезду.
  3. Смелая атака.

Трудные для написания слова по частям плана:

Ущелье, скалистый поползень.

Отвесной, гнездо, птенчики, гюрза, юлой крутится, ядовитая, ближе, зашёлся, изогнулось, заползёт.

Вспорхнул, ударил, затылок, тельцем, сорвалась.

Пример изложения текста Сладкова "Змея и птица" для 4 класса

В горном ущелье тревога. Кричит птица - скалистый поползень. Что же случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутиться вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже змеиное тело изогнулось вопросительным знаком. Ещё немного - и она заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо. Маленький поползень вспорхнул и ударил змею в затылок клювом, всем своим маленьким тельцем. Змея сорвалась и упала со скалы.

понедельник, 27 сентября 2021 г.

Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 161, страница 92

Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился? Рассмотрите репродукцию картины Пластова "Первый снег". Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Каким вы увидели снег? Кто радуется первому снегу? Передалось ли вам это чувство? Напишите сочинение по данной картине.

Первый снег у нас выпал в конце сентября. Это было очень радостное для меня событие, ведь я очень люблю снег. Я радовалась первому снегу и мне было жаль, что он быстро растаял. Он был таким белым и пушистым!

На своей картине Пластов показал первый снег и поэтому так и назвал полотно.

Он нарисовал деревенский дом, на крыльце которого стоят дети. Они с восторгом смотрят на падающий снег, они радуются приходу зимы.

Я увидела снег на этой картине белым и пушистым. Мне тоже стало радостно от её созерцания.

Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег" для 4 класса.

Одной из самых известных картин Аркадия Пластова является полотно "Первый снег".

На нём художник изобразил раннее утро в деревне. Ночью пошёл снег и быстро усыпал землю, крыши и деревья.

Дети, девочка и мальчик, увидели в окно своего дома выпавший снег и выскочили на улицу, торопливо набросив на себя первую попавшуюся одежду. Они остановились на крыльце и с радостным недоверием смотрят на падающий снег. Снег крупный, мягкий, очень белый. Он летит прямо к земле в полном безветрии.

Вся земля уже усыпана этим снегом и только застарелая лужа сопротивляется. Вода в ней ещё тёплая, и снег тает. Но это ненадолго.

Мы видим на картине большой деревенский дом, возле которого стоит берёза. Она уже сбросила листву, и снег не задерживается на её голых ветках. Позже, когда придут морозы, берёза укутается пушистой изморозью и станет настоящей красавицей.

Рядом по земле скачет ворона. Она в недоумении, радоваться ли ей снегу или печалится.

Но для детей всё ясно. Они счастливы. Девочка закуталась в тёплый платок, мальчик успел накинуть шубку и шапку. Они в валенках. Первый снег кажется им настоящим чудом.

От всей этой картины так и веет ощущением зимней сказки, которую долго ждали и которая наконец наступила. Это очень светлая картина, которая показывает радость детей. И эта радость передаётся зрителю.

Мне очень понравилась эта картина, ведь она оказалась созвучна моим мыслям и чувствам, возникающим при виде первого снега.

Ответы на вопросы учебника к разделу "Волшебная сказка" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел "Волшебная сказка"

УКМ "Перспектива"

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

"Иван-царевич и серый волк": "Жил-был царь Берендей... ...стали жить-поживать, да горя не знать".

"Летучий корабль": "Жили-были старик и старуха... ...стал он в том царстве жить, всякие дела вершить".

"Морозко": "Живало-бывало, жил дед да с другой женой... ...заголосила старуха да поздно".

"Белая уточка": "Один князь женился... ...стали все жить-поживать, добра наживать".

"По щучьему веленью": "Жил-был старик. Было у него три сына... ...тут и сказке конец, а кто слушал - молодец".

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка - это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево - золотые маковки...

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ "Как мы нашли волшебную палочку" для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку "Цветик-семицветик". Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок "Летучий корабль", "Иван Царевич и серый волк" и "По щучьему веленью".

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему "Добро побеждает зло". Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему "Добро побеждает зло" для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке "Белая уточка". Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "По щучьему веленью" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 93. 

УКМ "Перспектива"

1. Какие приключения происходят с Емелей, когда он покидает дом и едет к царю?

Емеля отправился к царю на печи. Он увидел царскую дочь Марью и пожелал, чтобы она в него влюбилась.

Вельможа подпоил Емелю, и его пьяного вместе с Марьей посадили в бочку и бросили в море.

Емеля пожелал, чтобы бочку вынесло на берег. Потом он пожелал дворец и стать красавцем. А в конце женился на Марье-царевне.

2. Обратите внимание на устойчивые выражения "ни в сказке сказать, ни пером написать", "долго ли, коротко ли", "пир на весь мир". Запишите их в творческую тетрадь.

Такие устойчивые выражения часто встречаются в народных сказках.

В этой сказке мы можем найти также выражения:

Много ли, мало ли времени прошло.

Насилу ноги унёс.

Лежит-полёживает.

3. Почему удача сопутствовала Емеле-дурачку, а не старшим братьям? За какие дела и поступки Емеле помогала щука? Каким чудодейственным словам она его научила в благодарность за освобождение?

Емеля был хоть и дурак, но добрый. Поэтому ему сопутствовала удача. Он сжалился и отпустил щуку, которая за это отблагодарила Емелю. Она научила его словам "По щучьему веленью, по моему хотенью".

4. Прочитайте заключительные эпизоды сказки. Подготовьте их для постановки на сцене.

Сценарий заключительной сцены сказки "По щучьему веленью" для 3 класса

Емеля с Марьей сидят в бочке. Емеля спит. Но вот он открывает глаза.

Емеля (удивлённо): Где же это я?

Марья (с грустью): Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку посадили и в море бросили!

Емеля (удивлённо): А ты кто?

Марья (обиженно): Я - Марья-царевна.

Емеля (сердито): По щучьему веленью, по моему хотенью, выкатите ветры бочку на песок.

Емеля и Марья выходят из бочки. Оглядывают пустую сцену.

Марья (умоляюще): Емелюшка, построй нам дворец с золотой крышей!

Емеля:  По щучьему веленью, по моему хотенью, выстройся каменный дворец!

Занавес расходится, открывая красивый дворец. По бокам его сад. Слышно пение птиц.

Марья: Емелюшка, а стань красавцем!

Емеля:  По щучьему веленью, по моему хотенью, стать мне добрым молодцем, красавцем.

Становится красавцем, надевает богатый костюм.

Появляется царь.

Царь (грозно): Кто ты такой, добрый молодец?

Емеля (ехидно): А помнишь дурачка Емелю? Захочу всё твоё царство пожгу и разорю!

Царь отшатывается и хватается за сердце.

Царь (испуганно): Женись на моей дочери, Емеля! Бери всё царство, только не губи меня!

Емеля смеётся и берёт Марью за руку. Играет свадебная музыка. Набегают гости, кружат вокруг Емели и Марьи, обсыпают их конфетти. Актёры кланяются.

Занавес.

Пример выполнения проекта "Семья слов" для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, проект "Семья слов", страница 101

1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

На рисунке мы находим слова: перелесок, лесной, лес, лесник, лесочек, лесостепь, лесище, лесовод, лесок, лесистый.

2. Составьте предложения с любым словом.

Примеры предложений с этими словами:

Густым лесом шёл лесник.

В маленьком лесочке и грибов мало.

Лесное хозяйство лесовода.

Зона смешанных лесов сменяется лесостепью.

Огромный лесище начинался за околицей.

Леса, перелески, лесные массивы, орки в поход собрались красиво.

3. Какие слова на рисунке подходят к этим схемам.

Корень, суффикс, окончание: лесной, лесник, лесочек, лесище, лесок, лесистый.

Приставка, корень, суффикс, окончание: перелесок.

Корень, окончание: лес.

Приставка, корень, окончание: таких слов нет.

Корень, соединительная гласная, корень: лесовод, лесостепь.

4. Нарисуйте своё дерево с однокоренными словами. Подготовьтесь представить его в классе.

Используем для проекта слово Ход.

К нему можно составить множество однокоренных слов: поход, выход, вход, выходить, уходить, походка, ходьба, переход, вездеход.

Составим несколько предложений с этими словами:

Мы отправились в поход.

По болоту едет вездеход.

Вход в пещеру был узким.

Пора выходить из дома.

У тебя странная походка.

Старушка увлеклась скандинавской ходьбой.

Рассмотрим схемы слов:

Корень, суффикс, окончание: ходьба.

Приставка, корень, суффикс, окончание: походка, выходить, уходить.

Корень, окончание: ход.

Приставка, корень, окончание: вход, выход, поход, переход.

Корень, соединительная гласная, корень: вездеход.

Нарисуем дерево "Семья слов"

суббота, 25 сентября 2021 г.

Изложение текста В. Бианки "Скворцы прощаются с домиком" для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 191, страница 99

Прочитайте. Озаглавьте текст. Определите тему и главную мысль текста. Выделите в тексте три части соответственно плану: Одинокий скворечник; Прощальная песенка; В далёкий путь. Напишите изложение текста по плану.

Дадим тексту название "Прощание с домом".

Тема текста: прощание скворцов с родным скворечником.

Главная мысль текста: и птицам родное гнездо мило.

Разделим текст на три части.

Первая: три первых предложения.

Вторая: следующие четыре предложения до слов Песня закончилась.

Третья: оставшиеся предложения.

Выберем опорные слова для каждой части:

  1. Поредела, листва, сиротливо, качается, скворечник.
  2. Прилетели, скворчиха, скользнула, скворец, тихонько запел, закончилась.
  3. Скворушка вылетела, прощались, домиком, опять прилетят, далёкий путь.

Изложение по тексту В. Бианки "Прощание с домом" для 3 класса

Осень. Поредела на берёзах листва. Только сиротливо качается на голой ветке скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в свой домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась.

Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Какими ты представляешь героев сказки "У страха глаза велики" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 67 

УКМ "Перспектива"

1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.

Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.

Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.

Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.

Подтвердить ответ можно словами: бабка охает, внучка плачет, курочка кудахчет, мышка из-под печи пищит.

2. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Докажи правильность своего ответа.

В конце сказки мы видим пословицу:

У страха глаза велики: чего нет - и то увидят.

Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка - медведя, внучка - волка, курочка - лису, мышка - кота, зайка - охотников с собаками.

3. Подготовься к пересказу. Рассмотри рисунки. Найди текст, который подходит к каждому рисунку. Восстанови последовательность событий, озаглавь части. Что у тебя получилось? Дополни план.

Подпишем рисунки.

Первый: "Каждый день они ходили за водой".

Второй: "Испугались они, вёдра побросали".

Третий: "Яблоко хлоп - и зайке в лоб!"

Обратим внимание на то, что второй рисунок должен стоять последним, а третий - вторым. Так будет восстановлена правильная последовательность событий.

Сказку можно разделить на три части. 

Первая будет называться "За водой и обратно". В ней рассказывается о том, как герои ходили за водой.

Вторая будет называться "Переполох под яблоней". В ней рассказывается о том, как упало яблоко и что за этим последовало.

Третья будет называться "Вот ужас!". В ней рассказывается о том, как герои объясняли свои страхи.

План пересказа сказки "У страха глаза велики" с дополнительным пунктом

  1. Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; 
  2. Пошли водоносы за водой;
  3. Упало яблоко на зайца, тот выскочил на водоносов.
  4. Вёдра бросили и побежали домой. 
  5. Какой страшный зверь напугал водоносов?

Пример пересказа сказки "У страха глаза велики" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

пятница, 24 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Зимовье" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 63 

УКМ "Перспектива"

1. Что значит зимовье строить? Найди соответствующие строки в сказке.

Строить зимовье - значит строить избу на зиму, чтобы не мёрзнуть.

Для этого зверям пришлось наносить брёвен, натесать столбов, надрать щепы, сделать кирпичи, натаскать мох. Потом срубить избу, сложить печку, проконопатить стены, покрыть крышу.

И в конце наготовить запасы и дрова на зиму.

2. Как звери напугали волка? Что волк рассказывал о своих страхах? Прочитайте с другом эти эпизоды сказки по ролям.

Волк пошёл проверить новое зимовье и наткнулся на зверей, которые в нём жили. Он попал на барана, петух закукарекал, кот замяукал, бык волка рогами взял, а свинья из подпола грозилась съесть.

Звери были дружными и поэтому смогли напугать волка.

А волку показалось, что в зимовье жили страшные существа.

Он назвал барана косматым и страшным. Сверху захлопало, это был петух. Снизу зафыркало, это был кот. Рогатый и бодатый рогами волка ударил в бок, это был бык. А снизу кричали "Кого тут съесть?", это была свинья.

Волк невзвидел свету и выбежал вон.

Сообщение "Проверочное слово для проверки безударной гласной в корне" для 2 класса

Использован учебник "Русский язык" 2 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 147 страница 97

Подготовьте сообщение на тему "Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне".

Пример сообщения "Подбор проверочного слова" для 2 класса

Наиболее часто мы допускаем ошибки при написании слов, имеющих безударный гласный звук в корне. Такой звук слышится нечётко и его можно принять за другой.

Например, часто мы ошибаемся в слове Снеговик и пишем его через И: снИговик. Это, конечно же неправильно.

Избавиться от подобных ошибок можно, если правильно подобрать проверочное слово.

Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. Например, для слова Снеговик таким проверочным словом будет слово Снег. В нём всего один слог и буква Е стоит под ударением, обозначает ударный звук.

Это и есть первый возможный способ подобрать проверочное слово - найти однокоренное слово, в котором безударный гласный звук становится ударным.

Посмотрим примеры таких слов.

Для слова Моряк проверочным станет слово Море. Для слова Листок - Лист. Для слова Лесник - Лес.

Есть и второй способ подбора проверочного слова. Подобрать проверочное слово можно, если изменить форму слова, то есть поменять окончание. Не всегда при замене формы слова, меняется ударение в корне, но таких слов тоже немало.

Посмотрим примеры такой замены:

Гора - горы, сестра - сёстры, гнездо - гнёзда, земля - земли.

Теперь мы знаем, как подобрать проверочное слово и не ошибиться при написании безударной гласной в корне слова.

четверг, 23 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы к тексту А. Митты "Коля заболел" для 2 класса

Использован учебник "Русский язык" 2 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 140 страница 92

Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок. Напишите ответы на вопросы предложениями из текста.

Тема текста: поддержка друзей.

Главная мысль текста: хорошо, когда о тебе друзья помнят.

Заголовок для текста:

По теме: Друзья не забыли Колю.

По главной мысли: Хорошо иметь друзей.

Ответы на вопросы к тексту А. Митты

Что случилось с Колей? Коля заболел. Он лежал в постели и смотрел в окно.

Что увидел Коля в окне? Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована.

О чём догадался мальчик? Коля догадался, что это ребята придумали.

Как стал чувствовать себя Коля? Стало Коле хорошо.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Н. Языкова "Мой друг" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 60. 

УКМ "Перспектива"

Николай Языков "Мой друг", читать текст

Мой друг! Что может быть милей 
Бесценного родного края? 
Там солнце кажется светлей, 
Там радостней весна златая, 
Прохладней лёгкий ветерок, 
Душистее цветы, там холмы зеленее, 
Там сладостней журчит поток, 
Там соловей поёт звучнее, 
Там всё нас может восхищать, 
Там всё прекрасно, там всё мило.

1. К кому обращается поэт? Какими мыслями он делится со своими читателями?

Поэт обращается к читателю, соотечественнику, которого он называет другом.

Поэт говорит, что родной край всего милее и бесценней. Что всё в родном краю нас восхищает и всё кажется милым.

2. Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

В последней строке поэт говорит о том, что в родном краю всё прекрасно и мило.

Это значит, что родная природа, родная земля кажется нам красивей всего на свете. Неважно, что это - степь, леса, горы, реки, тундра, всё это прекрасно для того, кто зовёт эти места своей Родиной.

3. Вы согласны с поэтом?

Я полностью согласная с поэтом. Я побывала в других странах, с экзотической и красивой природой, но, возвращаясь, всегда радовалась родным берёзкам и простым полевым цветам. Для меня они были роднее и красивей пышной растительности тропиков.

Сочинение-описание по картине А. Рылова "Пейзаж с рекой" для 4 класса

Картину "Пейзаж с рекой" написал великий русский живописец Аркадий Рылов.

На ней он изобразил кусочек родного края. Это очень светлая картина, написанная очень яркими летними красками.

Мы видим солнечный летний день. Золотистый луг, ярко-зелёные деревья, спокойную речку, солнечные блики на стволах берёз. Эта картина создаёт радостное настроение, делится счастьем со зрителем.

На переднем плане стоят несколько молоденьких берёз, нарисованных очень крупно. У них чистые белые стволы с крупными чёрными пятнами. По коре бегут солнечные блики, она отражает их, как зеркало.

Берёзки стоят в густой траве над небольшой речушкой. Оба берега реки покрыты настоящим ковром золотых цветов, пятнами разбросанными среди зелёной травы. Сама речка спокойная, извилистая, неторопливо несёт она свои воды и скрывается где-то далеко впереди.

Справа и слева виден лес. Это березняк. На заднем плане деревья стоят уже сплошной стеной, такой же зелёной, как и ближние деревья.

Над дальним лесом средь листвы проглядывает небо с большими белыми облаками.

Чудесный край! Я узнаю в этой картине свою Родину, и поэтому она мне так нравится. Я могу долго с наслаждением рассматривать это полотно, растягивая счастливые минуты.

среда, 22 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу К. Ушинского "Наше Отечество" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 59. 

УКМ "Перспектива"

1. Что означает для вас слово Отечество?

Отечество для меня это земля предков, земля, на которой жили наши отцы и деды. Не зря слово это однокоренное со словом Отец.

Отчество - это моя Родина, моя любимая страна, лучше которой нет на свете.

2. Как по-другому можно назвать Отечество?

По-другому Отечество можно назвать: Родина, Отчизна, Отчий край, Земля отцов.

3. Как называется ваша Родина?

Моя Родина называется Россия.

Официальное название: Российская Федерация, РФ.

4. Как вы понимаете последние строчки произведения Ушинского?

В последних строчках своего рассказа Ушинский говорит о том, что у человека только одна мать и одна Родина.

Это значит, что в мире существует множество разных стран, каждая из которых по-своему хороша. Но для любого человека самой дорогой и любимой всегда должна оставаться его Родина, земля, на которой он родился, где он живёт.

И каждый человек должен любить свою Родину так же, как любит свою мать.

5. Объясните с другом последнюю строчку "Старое. Новое. Вечное".

В своем рассказе Песков говорит о том, что Отечество состоит не только из того, что происходит сегодня.

Отечество - это и всё, что происходило в прошлом, все люди, которые здесь жили, все события, которые случались. Это память о прошлом.

Отечество - это и то, что происходит сейчас. Всё новое. Мы сами меняем наше Отечество к лучшему каждый день и каждый час, своими добрыми делами.

Но Отечество - это и то, что будет происходит в будущем. Оно вечно. И никто не может отнять у человека его Отечество. Пока жив народ, у него будет и Родина.

Изложение по тексту Дмитриева "Птенец дроздов" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 110 страница 66

Прочитайте. Составьте из частей текст. Определите тему и главную мысль текста, подберите к нему заголовок. Какого типа этот текст: описание или повествование? Составьте план и напишите изложение по этому плану.

Составим текст: 4 абзац, 1 абзац, 2 абзац, 3 абзац.

Тема текста: спасение птенца дроздов.

Главная мысль текста: люди должны помогать птицам и зверям.

Заголовок к тексту: "Как мы спасали птенца".

Тип текста: повествование.

План текста для изложения

  1. Громкие крики дроздов.
  2. Птенец в траве.
  3. Водворение птенца в гнездо.
  4. Крошечные птенчики.

Опорные слова по абзацам: 

Услышали, громкие, подошли, кружились, донёсся, тоненький.

Осторожно, раздвинули травинки, крошечный, головастый, жёлтый, попискивал, помочь.

Невысоко, виднелось, водворили, смолкли, доносился, голодные, требовали.

Впервые, крошечных.

Изложение текста "Как мы спасали птенца" для 4 класса

Однажды мы с Димой услышали громкие голоса дроздов. Мы подошли к дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Он был крошечный и головастый. Птенчик открывал большой, жёлтый по краям клюв и попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко на дереве виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо, и крики сразу смолкли. Но из гнезда ещё доносился писк. Это голодные птенцы требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенцов.

вторник, 21 сентября 2021 г.

Продолжение текста Белозёрова про медвежью рыбалку для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 105 страница 63

Соотнесите текст и рисунок. Как понять смысл первого предложения? Почему автор употребил глаголы швыряла, а не кидала; рявкнула, а не крикнула? Закончен ли текст? Придумайте его продолжение.

В тексте рассказывается о том, как медведица ловила рыбу, а медвежонок подталкивал выброшенных рыб к воде.

На рисунке мы как раз видим, что медведица выбрасывает рыбу, а медвежонок сталкивает в реку другую.

Первое предложение текста: В реке Амур шла кета.

Оно значит, что по реке поднималась на нерест кета, красная рыба. Как правило, рыба при этом идёт огромными стаями. Про неё принять говорить "идёт", а не плывёт.

Медведица выбрасывала рыбу не глядя, ей было не важно куда она упадёт, лишь бы на берег. Поэтому автор использовал глагол швырять. Этот глагол говорит о силе броска, но не о его точности и цели.

Медведица не владеет членораздельной речью, поэтому она рявкнула. То есть громко, но совершенно непонятно крикнула.

Текст не закончен. Он обрывается многоточием. Это значит, что у автора было продолжение. У Белозёрова медвежонок получил затрещину за хулиганство.

Продолжение текста "Как медведица рыбу ловила" для 4 класса

Но вот медведица оглянулась, сердито рявкнула и обхватила лапами голову.

Она не могла понять, зачем медвежонок скидывает такой ценный улов. Медвежонок застенялся, виновато улыбнулся и стал чертить лапой на песке какие-то фигуры.

Медведица погрозила ему когтем и велела не мешать ловить рыбу. Она снова стала вышвыривать рыбу на берег, а медвежонок тихонько подталкивать рыбу к воде.

Наконец медведице это надоело, она схватила самую крупную рыбу в пасть и бросилась прочь от реки. Медвежонок бежал следом. Рыба спокойно шла вверх по течению.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Белая уточка" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ "Перспектива"

1. Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как:

Присказка: долго ли, коротко ли.

Троекратные повторы: три сына было у уточки-княжны, три раза ведьма подходила к дверям. Три части тела оторвалось у ведьмы - ноги, руки, голова.

Чудесные превращения: княжна превратилась в уточку, княжна вновь превратилась в человека.

Невероятные, фантастические события: превращение княжны в уточку, князь не распознал ведьму, уточка обратно стала княжной, мёртвые дети ожили.

Сказочные помощники: сорока, которая принесла два пузырька, с живой и говорящей водой.

2. Обсудите с родителями, почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний. Какой наказ дал князь своей жене, покидая дом? Выполнила ли она его? Почему? Прочитайте, как она уговаривала, оправдывала себя, поддавшись на уговоры ведьмы.

Князь наказал княжне не покидать терем, не слушать худых речей. Но княжна не послушала его. 

Она слушала уговоры ведьмы и соглашалась с ней. Она утешала себя, что пройти по саду и искупаться - не беда.

Однако именно это привело к беде. Ведьма превратила княжну в уточку. Случилось это потому, что княжна не послушалась князя и доверилась незнакомому человеку.

3. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого получилось?

Уточка говорила детям не ходить на лужок. Но дети не послушались матери. Ведьма убила двух сыновей.

4. В чём смысл сказки? Выберите ответ.

Выбираем ответ: сказка о непослушании.

5. Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки. 

На иллюстрации уточка плачет над телами убитых сыновей.

Соотнесём её с эпизодом, когда уточка прилетела на княжеский двор и стала вопить человеческим голосом над телами детей.

6. Дайте название иллюстрации. Подберите слова для её описания. Какие цвета и оттенки использовал художник? Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.

Название иллюстрации: Плач уточки над сыновьями.

Слова для описания: княжеский двор, белы, как платочки, лежали братцы рядышком, крылышки распустила, материнским голосом завопила.

Художник использовал тёмные, мрачные цвета и оттенки, чтобы подчеркнуть материнское горе. Это синие и багровые облака, затянувшие небо, тёмно-зелёная трава, коричневые деревянные постройки, тёмная одежда князя.

Горе передают и поникшие цветы.

На иллюстрации уточка изображена такой же, как в сказке. Только про слёзы уточки в сказке ничего не говорится.

7. Перескажите сказку от лица прекрасной княжны. Начните так:

Пересказ сказки "Белая уточка" от лица прекрасной княжны для 3 класса

Уехал князь в долгий путь, наказав не покидать мне высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать.

Но однажды пришла женщина, простая, сердечная, да стала меня уговаривать по саду пройтись, голову освежить.

Подумала я, что беды в том не будет, и пошла по саду.

А женщина дальше меня уговаривает. Говорит, что день жаркий, водица студёная, самое время искупаться.

И подумала, что и в этом беды не будет, скинула сарафан и в воду прыгнула. А женщина ведьмой оказалась. Ударила она меня по спине, и превратилась я в белую уточку.

Снесла я яичек и вывела трёх деток, двух - хороших, а третьего - заморыша. Любила я деток очень сильно, выкормила, вырастила, стали он на берег выскакивать. 

И предупреждала я их не ходить на лужок, но не послушались детки. Ушли на лужок, а там их ведьма подловила.

Зачуяло моё сердце, что беда с сыновьями случилась. Полетела я на княжеский двор, да там их и увидела. Лежат мои родненькие рядышком, белые, как платочки, холодные, как лёд. Неживые.

Стала я плакать и метаться, во весь голос вопить, о ведьме злой всем рассказывать.

И услышал слова мои князь, муж мой. Произнёс слова волшебные и стала я вновь девушкой. А потом и сыновей оживили с помощью воды живой и говорящей. А как очнулись сыновья, тут и ведьме конец пришёл. Привязали её к хвосту конскому, да по чисту полю развеяли.

понедельник, 20 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Морозко" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ "Перспектива"

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает - за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой - собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься - бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки "Морозко"

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки "Морозко" для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься - бита будешь, не перевернёшься - тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Летучий корабль" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 72-73. 

УКМ "Перспектива"

1. Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?

В этой сказке меня удивили невероятные возможности друзей Дурня, а также сам летучий корабль.

В ней говорится о давней мечте человека научиться летать.

2. Какими были старшие братья? Как они поступили со старичком?

Старшие братья были грубыми и несдержанными. Они обругали старичка и прогнали его прочь.

3. Каким был младший брат? Какие черты его характера вам запомнились? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

Дурень был вежливым: он поздоровался со старичком, говорил с ним уважительно, спрашивал совета.

Он был добрым и щедрым. Он разделил со старичком краюху, которая превратилась в каравай.

4. Почему старичок помог младшему брату? Выберите правильны ответ.

Выбираем ответ: Потому что младший брат с уважением относился к старшим.

5. Прочитайте диалог младшего брата со старичком. Объясните смысл выражения старые люди бывалые, сведущие.

Это слова Дурня. Он считал, что у старых людей есть чему поучиться, потому что они много знают, ведают, у них огромный опыт.

6. Как вы понимаете фразу дурень стариковы слова мимо ушей не пропускает?

Эта фраза означает, что Дурень внимательно слушал старика и запоминал его советы.

7. Перечитайте эпизод, в котором рассказывается, как делался корабль. Найдите опорные слова и перескажите текст.

Опорные слова к эпизоду: верхушкой в облака, царь обещал, дело мудрёное, не сладишь, старые люди бывалые, отеши сосну с боков, обделывай с концов, не грех передохнуть, краюха чёрствая, каравай, кусок холста, сажай всякого встречного.

Пересказ текста про строительство корабля для 3 класса

Пошёл Дурень в лес. Выбрал сосну высокую, верхушкой в облака упирающуюся, и срубил её.

Тут вышел к нему старичок и стал спрашивать, что Дурень делает. Вежливо поздоровался со старичком Дурень и рассказал, что царь обещал дочь замуж выдать за того человека, кто летучий корабль построит.

Сказал старичок, что дело это мудрёное и может Дурень с ним не сладить. А Дурень давай у старичка совета спрашивать, говоря, что старые люди бывалые и много знают.

Не отказал старичок и показал, как сосну с боков отесать. Сделал это Дурень. А старичок говорит сосну с концов обделать. И это сделал Дурень.

Старичок кушать захотел, а Дурень чёрствую краюху достал. Но старичок подержал краюху и превратилась она в каравай.

Стали они паруса из холста приделывать. Как приделали, велел старичок Дурню в корабль садиться и всех встречных подбирать. Тут и полетел Дурень.

8. Какие друзья появились у младшего брата? Перечислите их и расскажите, что они умели делать.

  1. Слухало. Слышал, что на том конце земли делается.
  2. Скороход. За три шага весь свет перешагивал.
  3. Стреляло. За тысячу вёрст цель видел.
  4. Объедало. Мог гору еды съесть.
  5. Опивало. Мог озеро выпить.
  6. Человек с хворостом. Из хвороста мог армию сделать.
  7. Холодило. Соломой всё заморозить мог.

9. Обсудите с другом основную мысль сказки и соотнесите её с пословицами.

Основная мысль сказки: Будь вежлив с другими и обретёшь друзей и помощников.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Друзья помогли Дурню победить царя.

Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь. Подбирал Дурень всех встречных и помогли они ему.

Прежде помоги себе сам, а потом от товарища помощь принимай. Дурень сам построил корабль, а потом принял помощь от друзей.

В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Каждый встречный был добрым человеком, который пригодился Дурню.

10. Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?

Заголовок отражает содержание, ведь в сказке говориться о постройке летучего корабля.

11. Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова Вершить?

Вершить - творить, совершать что-то великое, важное, нужное людям.

12. По каким признакам сказку "Летучий корабль" можно отнести к волшебным?

Признаки волшебной сказки в сказке "Летучий корабль"

  1. Имеется начало, концовка, троекратные повторы (три задания царя).
  2. Есть волшебные превращения: краюха стала караваем.
  3. Есть волшебные помощники: встречные, которых подобрал Дурень, старичок в лесу.
  4. Есть волшебные существа: попутчики Дурня обладали волшебными способностями.
  5. Есть волшебные предметы: корабль, солома, хворост.
  6. Есть испытание, которое должен пройти герой: построить корабль.
  7. Есть противопоставление добра и зла: испытания царя, победа над царём.

воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Проект "Рассказ о слове" Добро и Огород для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий,  страница 72

Проект "Рассказ о слове"

Рассказ о слове Добро для 3 класса

Произносим: дабро.

Записываем: добро.

1. Лексическое значение.

Добро - что-то очень хорошее.

Добро - богатство, накопления.

2. Однокоренные слова.

Добро: добрый, доброта, задобрить, недобрый, добренький.

3. Синонимы и антонимы.

Синонимы: благо, богатство.

Антонимы: зло, лихо.

Фразеологизм: Душевная доброта - отзывчивость, участие человека как его качество.

4. Сочетаемость.

Чужое добро, абсолютное добро, нажитое добро, добрые руки, доброе сердце, добрая душа.

5. Пословицы и загадки.

Пословица: Чужое добро впрок не пойдёт. (Отобрав чужое, счастлив не станешь).

Загадка: Его не скушаешь, но вкус его сладок.

6. Предложения со словом Добро.

Делать добро очень приятно.

Каждый бобр добр к своим бобрятам.

Рассказ о слове Огород для 3 класса

Произносим: Агарот.

Записываем: Огород.

1. Лексическое значение

Место для посадок овощей, садовый участок.

2. Однокоренные слова.

Огород: огородный, огородник, огородить, огородничество.

3. Синонимы и антонимы

Синонимы: садовый участок, дача.

Антонимы: пустошь, целина.

Фразеологизм: незачем огород городить - начинать пустое, бессмысленное дело.

4. Сочетаемость

Ухоженный огород, заброшенный огород, красивый огород, небольшой огород, засаженный огород, образцовый огород.

5. Пословицы и загадки

Пословица: Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (Не гулящую, а работящую).

Загадка: Там везде рядами грядки, значит урожай в порядке.

6. Предложения со словом Огород

Моя бабушка очень любила свой небольшой огород.

В огороде было пусто, лишь у забора росла капуста.