вторник, 31 августа 2021 г.

Текст по рисункам "Девочка открывает дверь, мальчик уступает место женщине" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 4 страница 7

Рассмотрите рисунки, определите их тему. Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни? Составьте по любому рисунку текст, включив в него диалог.

На первом рисунке девочка открывает дверь, а мальчик роняет стопку книг. На втором рисунке мальчик предлагает сесть на скамейку женщине с сумкой.

Тема этих рисунков вежливость.

Я наблюдала подобные ситуации не раз.

Сочинение по рисунку "Девочка открывает дверь" для 4 класса

Я сидела в классе и пыталась решить пример, когда в дверь кто-то забарабанил.

Я подошла к двери и распахнула её. За ней стоял Игорь с огромной стопкой книг в руках. Некоторые книги падали и Игорь ругался. Увидев, что дверь открыта, он облегчённо вздохнул:

- Спасибо огромное, Леночка! - сказал он. - Я уж не надеялся попасть в класс!

- Не за что! - улыбнулась я. - Всегда пожалуйста, только попроси!

- Ты настоящий друг! - сказал Игорь, входя в класс и ставя стопку на стол.

Сочинение по рисунку "Мальчик уступает место" для 4 класса

Была осень. Костя сидел на лавочке во дворе и смотрел по сторонам. Вдруг он увидел женщину, которая с трудом несла тяжёлую сумку. Она подошла к скамейке и остановилась. Костя соскочил со скамьи и улыбнулся:

- Присаживайтесь, пожалуйста! - сказал он, указывая рукой на скамейку. - Вы, наверное, сильно устали!

-Ох, спасибо, милок! - тяжко вздохнула женщина, опускаясь на скамейку и ставя сумку на землю. - Я уж думала упаду от усталости!.

- А вы отдохните немного, - сказал Костя. - А потом я вам помогу сумку донести.

- Буду очень благодарна! - улыбнулась женщина. - Приятно встретить такого заботливого и вежливого молодого человека!

Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Зощенко "Не надо врать" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 25. 

УКМ "Перспектива"

1. От чьего имени ведётся рассказ? Объясните его название. Заголовок отражает содержание или основную мысль рассказа?

Рассказ ведётся от имени мальчика Миньки, которому семь лет.

Заголовок рассказа отражает его главную мысль. Он говорит о важнейшем выводе, который сделал для себя герой.

2. Как решил поступить Минька, оказавшись в трудной ситуации?

Минька не захотел обманывать родителей, потому что считал это плохим.

3. Какую услугу оказала ему Лёля? Как можно назвать её поступок?

Лёля оказала ему медвежью услугу. Она посоветовала склеить страницы дневника. Это плохой поступок, обман.

4. Почему папа, вместо того чтобы ругать мальчика за спрятанный за книжный шкаф дневник, подошёл и поцеловал Миньку?

Мальчик признался в том, что долго могло быть не раскрытым, а значит заслужил прощение. Ведь его признание говорит о том, что Минька осознал свою вину и решил исправиться. Поэтому умный папа и поцеловал его.

5. Перечитайте заключительную часть рассказа. Как признание в обмане помогло мальчику избежать неприятностей при встрече папы с учителем?

Когда учитель пришёл к родителям Миньки, чтобы рассказать о найденном дневнике, папа об этом уже знал. И считал, что Минька понял свою ошибку и больше не повторит её. За один и тот же проступок дважды не наказывают.

6. Какие слова навсегда запомнил Минька? Прочитайте последнее предложение и подумайте, как это правило помогло мальчику в дальнейшей жизни.

Минька навсегда запомнил слова о том, что вранье обязательно будет раскрыто, и дал себе слово всегда говорить только правду.

Это правило наверняка помогло ему в дальнейшей жизни, ведь честных людей уважают и ценят.

7. Попробуйте разделить текст на пять частей в соответствии с предложенным планом. Обсудите с другом возможные варианты.

  1. Первые три месяца в гимназии. От начала рассказа до слов "ходил как в тумане".
  2. Моя первая единица. От слов "И вот однажды учитель" до слов "я ещё не знал, что за это бывает".
  3. Исчезновение дневника. От слов "После уроков моя сестрёнка" до слов "Подмигнула мне, когда услышала эти слова".
  4. Ещё два дневника с единицей. От слов "На другой день учитель" до слов "Мне было совестно от его тихих слов".
  5. Признание. От слов "Я сказал: Вот что, ещё один мой дневник" до конца рассказа.

8. Перескажите основные событие рассказа в соответствии с планом.

Пересказ рассказа Зощенко "Не надо врать" для 3 класса

Когда Миньке исполнилось семь лет, его отдали в гимназию. Он был совсем мал и ничего не понимал. Первые три месяца он проходил как в тумане.

Мальчишки постоянно отвлекали Миньку и однажды он не выучил стихотворение, потому что не услышал задание учителя. Ему пытались подсказать другие ребята, но Минька всё перепутал. Учитель поставил ему в дневник единицу.

Мальчик показал единицу Лёле и девочка сказала, что это очень плохо и папа не купит ему фотоаппарат. Лёля предложила склеить страницы дневника, но Минька сказал, что обманывать родителей плохо. Он пошёл в сад и долго сидел на скамейке, рассматривая единицу. Потом он отправился домой и только там вспомнил про забытый дневник.

Учитель выдал Миньке новый дневник с новой единицей, и мальчик в ярости зашвырнул его за шкаф. Но учитель выдал ему ещё один дневник, в котором помимо единицы стояла двойка по поведению. У этого дневника Минька склеил страницы и так показал папе. Но когда папа смотрел дневник, пришла какая-то женщина, которая нашла дневник на скамейке. Папа увидел единицу и пристыдил Миньку.

Минька признался, что ещё один дневник выкинул за шкаф и папа расцеловал его. Он сказал, что Минька признался в том, что долго могло оставаться не раскрытым. Когда вечером к ним пришёл учитель и стал рассказывать про найденный за шкафом дневник, папа сказал, что уже знает об этом. Учитель извинился и ушёл, а Минька дал себе слово всегда говорить правду.

9. Была ли у вас похожая трудная ситуация? Расскажите, как вы поступили.

Один раз я опоздала в школу, потому что поругалась с сестрой и долго плакала. Я была очень злой и решила совсем не ходить в школу. Но вечером я призналась в этом маме, потому что мне было очень стыдно. Мама поругала меня, но простила, потому что я сама во всём призналась.

понедельник, 30 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Носова "Огурцы" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 19. 

УКМ "Перспектива"

1. Как называется рассказ, который вы прочитали? Кто его автор? О чём он? Попробуйте передать его содержание в нескольких предложениях.

Я прочитала рассказ "Огурцы" писателя Николая Носова. 

Этот рассказ о мальчике Котьке, который послушал друга и украл с колхозного поля огурцы. Но мама велела Котьке вернуть огурцы обратно. Котька отнёс огурцы сторожу и на душе у него стало радостно.

2. Какие обстоятельства предшествовали главному событию рассказа?

Главное событие рассказа - кража и возвращение огурцов. Ему предшествовала неудачная рыбалка двух мальчиков.

3. С каким настроением пришёл Котька домой после рыбалки? Почему разговор с мамой закончился слезами мальчика?

Котька пришёл домой радостный. Он думал, что сделал доброе дело, принеся домой огурцы.

Но мама сказала, что он огурцы украл и должен вернуть обратно. Котьке было стыдно и страшно, поэтому он плакал.

4. Как Котька объяснил свой поступок? Какой жизненный урок преподала мама сыну?

Котька говорил, что Павлик рвал огурцы, а значит ему тоже можно было их рвать. Но мама сказала, что не хочет, чтобы её сын был вором. Она преподала мальчику урок никогда не брать чужое и уметь отвечать за свои поступки.

5. Какое настроение было у Котьки, когда он, вернув огурцы сторожу, возвращался домой? Почему?

На душе у Котьки было радостно. Он исправил свою ошибку, сделал действительно доброе дело. Теперь сторожа не накажут из-за него. И поэтому Котька радовался.

6. Что вы можете сказать о поступке Павлика?

Павлик поступил подло. Он не только украл огурцы, но ещё и дал краденное младшему товарищу. Потому что в отличии от Котьки, Павлик прекрасно понимал, что воровать плохо, но всё равно сделал это.

7. Кто из героев вам больше нравится? Почему?

Мне нравится Котька, потому что он нашёл силы исправить ошибку. Он понял, что брать чужое нельзя и нельзя следовать дурным поступкам товарищей.

Мне понравилась мама, потому что она проявила твёрдость и научила сына честности.

Мне понравился сторож, потому что он простил мальчика и подарил ему съеденный огурец.

8. Помог ли писатель увидеть и исправить какие-нибудь ваши ошибки?

Я никогда не брала чужого, но этот рассказ научил меня не завидовать. Потому что когда человек завидует другому, он мысленно ворует и желает зла. Зависть мало чем отличается от воровства.

9. Сделал ли Котька доброе дело?

Котька сделал доброе дело, потому что только доброе дело дарит человеку искреннюю радость. А мальчик был счастлив в конце рассказа. 

10. Были ли у вас похожие ситуации? В творческой тетради напишите небольшой рассказ на эту тему.

У меня не было похожих ситуаций, но я могу их представить.

Рассказ по ситуации, похожей на "Огурцы" для 3 класса

Когда мы с Игорем гостили у бабушки, ему очень хотелось покататься на велосипеде соседского мальчика. Но тот никогда не давал Игорю свой велосипед.

Игорь называл мальчика жадиной и не играл с ним.

Однажды он увидел, что мальчик оставил велосипед у калитки, а сам забежал в дом. Игорь сел на велосипед и покатился под гору.

Мальчик вышел из дома, увидел, что велосипеда нет, и заплакал. Я сказал ему, что Игорь сейчас вернёт велосипед.

Игорь действительно быстро приехал обратно и отдал мальчику велосипед. Он видел, что тот плачет и ему было стыдно. Потом Игорь сказал мне, что никогда не будет брать чужие вещи без спросу, даже если ему очень хочется.

11. Прочитайте пословицы, поразмышляйте над их смыслом. Соотнесите пословицы с основной мыслью рассказа Носова "Огурцы".

На обмане далеко не уедешь. Это значит, что обман не принесёт выгоды, ведь он рано или поздно раскроется.

За правое дело стой смело. Это значит, что доброе дело надо делать смело, ведь за него никто не осудит, а наоборот похвалят.

Эти пословицы можно соотнести с рассказом "Огурцы". Котька обманул, взяв колхозные огурцы и они принесли ему несчастье и осуждение мамы. Он не уехал далеко на обмане.

Но он храбро отнёс огурцы обратно, переборов свои страхи. И сделал доброе дело, которое вернуло ему радость.

Текст на тему "Белочка и медвежонок" для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 41, страница 28

Прочитайте. Распространите предложения второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите. Составляют ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок.

Распространим предложения второстепенными членами:

  1. Рыжая белочка сидела на пеньке.
  2. Она грызла еловую шишку.
  3. Вдруг к белочке подбежал маленький медвежонок.
  4. Он хотел поиграть с ней.
  5. Рыжий зверёк быстро прыгнул на высокую ель.

Эти предложения составляют повествовательный текст.

В нём описывается случай, который произошёл в лесу. У него есть герои - белочка и медвежонок. У него есть тема - встреча белочки и медвежонка. У него есть главная мысль - играй с равными себе.

Придумаем несколько заголовков к тексту, используя его тему и главную мысль: "Встреча белочки и медвежонка", "Случай в лесу", "Опасный приятель", "Доверяй, но убегай".

воскресенье, 29 августа 2021 г.

Предложения на тему "Как животные готовятся к зиме" для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 40, страница 28

Прочитайте. Составьте из слов каждой группы предложения так: сперва подберите слова, которые будут в предложениях главными членами, а потом - слова, которые будут их пояснять. Запишите составленные предложения. Какой темой их можно объединить? Дополните текст ещё одним предложением на эту тему. Подчеркните во втором предложении главные члены. Скажите, какую роль выполняют в этом предложении второстепенные члены.

Подбираем главные члены предложений по принципу: сперва подлежащее, потом сказуемое.

  1. Лето, прошло.
  2. Журавли, улетели.
  3. Ёж, спрятался.
  4. Жуки, скрылись,
  5. Змеи, ящерицы, зарылись.
  6. Медведь, выбрал.

Распространим главные члены предложений второстепенными. Запишем получившиеся предложения.

  1. Красное лето уже прошло.
  2. Журавли улетели в тёплые страны.
  3. Ёж спрятался в гнездо под корнями сосны.
  4. Жуки скрылись в кору деревьев.
  5. Змеи и ящерицы зарылись в тёплый мох.
  6. Медведь выбрал место для берлоги.

Эти предложения объединяет тема "Животные готовятся к зиме".

Дополним их предложениями:

Белка натаскала орехов в дупло. Сойки стали чаще летать к домам. Зайцы готовились поменять цвет шубки.

Во втором предложении главными членами являются подлежащее Журавли и сказуемое Улетели.

Второстепенные члены указывают куда улетели журавли - в страны, и дают характеристику этим странам, какие они - тёплые.

Пример текста по рисунку "Дети увидели цаплю", 3 класс

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 36, страница 26

Рассмотрите рисунок. Определите его тему. Придумайте для него название. Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог.

На рисунке мы видим детей, которые увидели на болоте цаплю. Значит тема рисунка "Встреча с цаплей".

Точно также можно озаглавить рисунок - "Встреча с цаплей". Можно дать ему и другое название: "Дети и цапля", "Странная птица".

Приснилась цапля и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

Текст по рисунку "Встреча с цаплей" для 3 класса

Однажды мы с Игорем гуляли по лесу и вышли к небольшому болоту. По его берегам рос тростник. Вдруг Игорь позвал меня:

- Ира! Смотри какая чудная птица!

Я подошла ближе и увидела на болоте цаплю. Она стояла, поджав одну ногу и высматривала что-то в воде.

- Почему она стоит на одной ноге? - спросил меня Игорь.

- Я думаю, Игорёк, что цапля притворяется камышом. - ответила я.

- А зачем? - спросил Игорь.

- Чтобы лягушки её не боялись.

- Так значит цапля охотится на лягушек?

- Конечно, ведь лягушки её любимая пища.

Мы немного посмотрели на цаплю, потом сфотографировали её и ушли. Пусть охотиться. Ведь никому не нравится, когда ему мешают что-то делать.

суббота, 28 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу С. Аксакова "Осень" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 26. 

УКМ "Перспектива"

1. Ты прочитал два красочных описания осенней природы. Какое настроение создают они у тебя?

Стихотворение Пушкина "Осень" мне показалось более радостным, позитивным. Аксаков пишет о более поздней осени, о дождях и влажности, которые я не люблю.

Поэтому стихотворение Пушкина подарило мне радость, а произведение Аксакова лёгкую грусть.

2. Докажи, что одно из них имеет стихотворную форму.

"Осень" Пушкина является стихотворением. В нём мы легко находим рифмы: Очарованье - увяданье, краса - леса и т.д.

В нём присутствует ритм, ударные слога чередуются с неударными в правильном порядке. В каждой нечётной строке 13 слогов, а в каждой чётной - 12. Это придаёт стихотворению музыкальность, его можно спеть.

3. Какая пора осени изображается в каждом из произведений?

Пушкин изображает сухую, золотую осень.

Аксаков показывает осень позднюю, дождливую.

4. Вспомни, какие красочные слова и выражения ты знаешь. Найди их в стихотворении Пушкина и в произведении Аксакова.

Красочные слова и выражения называются эпитетами.

Эпитеты в стихотворении "Осень":

Унылая пора, прощальная краса, пышное увяданье, свежее дыханье, седой зимы.

Эпитеты в рассказе "Осень":

Красные и ветреные дни, серые и тихие дни, мягкая влажность.

5. Рассмотри репродукции картин Поленова и Куинджи. Составь рассказ по одной из них. Опиши, что ты видишь.

Рассказ по картине В. Поленова "Осень в Абрамцево" для 2 класса

На картине Василия Поленова мы видим густой лес, в котором перемежаются вечнозелёные ели и ставшие золотыми берёзы. Стеной стоят они вокруг берегов небольшого пруда, почти заросшего ряской и водными растениями.

Вода пруда темна, но её подсвечивают отражения золотой листвы. Только под елями вода становится почти чёрной, таинственной.

Трава на берегах пожухла, пожелтела, но кое-где ещё проглядывают пятна последней зелени.

Художник изобразил яркий осенний день. И несмотря на то, что в небе полно облаков, в просветы пробивается солнце и золотит макушки далеких берёз.

Это очень спокойная картина, немного таинственная теми чудесами, что скрывают деревья.

Рассказ по картине А. Куинджи "Осень" для 2 класса

На полотне Архипа Куинджи мы видим пору прекрасной золотой осени.

На переднем плане показана небольшая рощица с невысокими деревьями, может быть кустарником. В центре стоит пышное, ещё зелёное дерево, но это не ель.

По бокам деревья и кусты уже приобрели жёлтые и багряные цвета осени, но это дерево ещё цепляется за уходящее лето.

Трава вокруг пожелтела и засохла, небо подёрнуто белесой пеленой. Светит солнце, наполняя мир яркими красками, заставляя листву искриться и гореть.

Это очень красивая картина, полная спокойствия и величия.

6. Озаглавь текст строчками из прочитанных произведений.

Дадим описанию картины Поленова "Осень в Абрамцево" название "Твоя прощальная краса".

А описанию картины Куинджи "Осень" дадим заголовок "Пышное природы увяданье".

Ответы на вопросы учебника к стихотворению А. Пушкина "Осень" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 25. 

УКМ "Перспектива"

Александр Пушкин "Осень", читать текст

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса, 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы, 
И отдалённые седой зимы угрозы.

1. Осень - любимое время Пушкина. В каких строках говорится об этом?

О любви поэта к осени прямо говорится во второй и третьей строках.

Во второй строке поэт сообщает, что ему приятна прощальная краса осени.

А в третьей строке говорит, что любит увяданье природы.

2. Обрати внимание на слова и выражения, которые поэт подбирает для изображения осени: прощальная краса, пышное природы увяданье. Объясни, как ты их понимаешь.

Прощальная краса - последняя красота природы, последние яркие краски перед долгой снежной зимой, когда везде будет преобладать только белый цвет.

Пышное природы увяданье - осенью природа увядает. Но увяданье это пышное, полное ярких красок, очень красивое.

3. Поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением, создавая в нашем воображении удивительную картину осени. Найди эти слова.

Эти слова Унылая и Очарованье.

Слово Унылая передает грусть, печаль. Но слово Очарованье полно радости и восторга.

Такой приём называется противопоставлением или антитезой.

4. Созвучно ли твоё настроение с настроением поэта? Разделяешь ли ты его радость и восхищение?

Мне созвучна радость поэта, которую он испытывает осенью. Я тоже люблю это время года и радуюсь ему. Но именно тому короткому промежутку, когда ещё светит солнце, леса становятся золотыми, а дожди редки. Я люблю сухую осень.



пятница, 27 августа 2021 г.

Рассказ про Илью Муромца по плану в учебнике для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть,  Климанова, Виноградская к былине "Ильины три поездочки", страницы 37-38. 

УКМ "Перспектива"

1. Составьте рассказ об Илье Муромце. Сначала ответьте на вопросы и составьте план.

Когда происходили описанные в былине события? - Они происходили во времена князя Владимира.

Каковы особенности того времени? - Руси приходилось стеречь свои границы от набегов. Для этого были устроены богатырские заставы.

Когда и как Илья Муромец стал богатырём, благодаря чему? Как он выглядел? - Илья стал богатырём в 33 года, когда его излечили калики. Илья был высок, статен, он поседел, у него была борода.

О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былинах? Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину и беззаветно служил ей? - В былинах говорится о его честности, верности слову, мужестве, сострадании, милосердии, бескорыстии. Илья не гнался за славой и золотом, он помогал простым людям, строил церкви.

Какие поступки совершил богатырь? - Богатырь разогнал разбойников, освободил пленников, раздал золото народу.

В чём особенности речи героя? - Речь Ильи простая, народная.

План рассказа про Илью Муромца

  1. Любимый богатырь народа.
  2. Исцеление Ильи.
  3. Поездка в Киев.
  4. Служба князю.
  5. Три надписи на камне.
  6. Качества Ильи.

Рассказ про Илью Муромца для 4 класса

Илья Муромец - самый любимый былинный образ русского народа. Недаром сам народ говорит о нём: "Как одно-то на небе красно солнышко, а один-то на Руси Илья Муромец!"

Илья Муромец был сыном простого крестьянина из села Карачарово, что под Муромом. Он не сразу стал богатырём. До 33 лет Илья не мог ходить. Но потом явились к нему калики перехожие и Илья исцелился. 

Он вырастил себе богатырского коня и поехал в Киев, служить князю Владимиру и своему народу.

Много подвигов совершил могучий богатырь. Поседела его голова. Но всё так же оставался Илья могуч телом и неукротим духом. Всё так же служил он на заставе, охраняя рубежи Родины, и выезжал в дозоры.

В один из таких дозоров Илья увидел камень, на котором было три надписи. Он проверил все три дороги и освободил путь от разбойников и коварной королевны, пленявших добрых людей. Так же Илья нашёл богатство, но не взял его себе, а построил церкви и раздал бедным.

Илья был бескорыстным, он заботился о простом народе и народ платил ему искренней любовью. Илья Муромец стал самым любимым богатырём не только из-за своей силы, но прежде всего из-за своих моральных качеств. Он вышел из простого народа и всю жизнь оставался таким же простым и честным человеком.

2. Понаблюдайте за тем, как описываются герои и предметы.

Герои и предметы в былинах всегда описываются с использованием ярких образных выражений - эпитетов и сравнений. Если богатырь, то могучий, если камень - то белый, если терем - то высокий.

При этом используется преувеличение: богатство несметное, конь через реку перепрыгивает, Илья шапкой махнёт - станет улица.

3. Запишите в творческую тетрадь выражения: добрый молодец, чисто поле, конь богатырский, дружина храбрая. Эти слова называются устойчивыми эпитетами. Найдите ещё устойчивые эпитеты, которые часто встречаются в былинах.

Устойчивые эпитеты: калики перехожие, питьё медвяное, сила непомерная, пшеница белояровая, Владимир стольнокиевский, земля Киевская, ясный взор, ясным соколом, старый чёрт, кровь невинная, терем златоверхий, терем высокий, слуги безымянные, богатства несметные.

4. Найдите в былинах описание коня Ильи Муромца. Как он вырастил его? Попробуйте своими словами рассказать о богатырском коне.

Илья купил жеребёнка и выкормил его пшеницей. Он назвал коня Бурушкой.

Бурушка был настоящим богатырским конём и верным другом Илье Муромцу. Он много раз выручал богатыря.

Это был красивый и могучий конь. У него были длинные хвост и грива, он мог одним махом перепрыгнуть через реку.

И Илья сильно любил своего коня, считая, что тому нет цены. Он украсил его богатым седлом, попоной, в уши подвесил самоцветы.

5. Прочитайте былины и выпишите слова, которые сейчас мало употребляются. Составьте словарь устаревших слов.

Словарь устаревших слов из былин про Илью Муромца для 4 класса

Калика - странник.
Росстань - развилка дорог, перекрёсток.
Сие - это.
Сажень, пядь, верста - старинные меры длины.
Казна - деньги.
Кабы - если бы.
Терем - старинный богатый дом.
Умаялся - устал.
Сложить голову - погибнуть.
Яхонт - рубин или сапфир.
Полушечка - мелкая монета.
Несметный - бесчисленный.

Ответы на вопросы учебника к былине "Исцеление Ильи Муромца" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 31. 

УКМ "Перспектива"

1. Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?

Былина действительно похожа на сказку, несмотря на то, что в ней есть реальные исторические события, реальные места и личности.

Но в былине происходят чудеса, каким стало чудесное исцеление Ильи. Эти чудеса и делают былину похожей на сказку.

2. Найди в тексте реальные факты: место действия, время действия, исторические личности и события.

Место действия: село Карачарово возле Мурома, Киев.

Время действия: период княжения Владимира, конец 10 века.

Исторические личности: Илья Муромец, князь Владимир.

Исторические события: поездка Ильи Муромца в Киев.

3. Расскажи о князе Владимире, используя информацию из энциклопедии.

Рассказ о князе Владимире для 4 класса

Князь Владимир княжил в Киеве в конце 10 - начале 11 века. 

Он был сыном Святослава, правнуком Рюрика.

Сперва Владимир правил в Новгороде, но потом изгнал из Киева своего брата Ярополка, и стал княжить там. 

Первое время Владимир исповедовал язычество. Но в 988 году крестился сам и крестил весь народ, отказавшись от языческих богов. Это стало важнейшим событием в истории Руси.

Владимир вёл много войн, ему постоянно приходилось отражать набеги печенегов. Для этого он устроил на границах заставы, названные в былинах богатырскими. Там постоянно несли службу русские витязи.

Владимир был известен и как умелый политик. За годы своего правления он заключил несколько важных договоров с Византией, Венгрией, Польшей, Чехией.

При Владимире началось строительство многочисленных храмов, он уделял большое внимание развитию грамотности.

Также Владимир известен роскошными пирами, которые любил устраивать, и про которые можно прочитать в былинах.

В народе Владимир пользовался любовью и уважением, его прозвали Красное солнышко.

Умер князь в 1015 году и позднее был причислен к лику святых.



четверг, 26 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу "Удивительная находка" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 15. 

УКМ "Перспектива"

1. О каком событии рассказывается в этом тексте? Как это событие повлияло на дальнейшее развитие истории?

В этом тексте рассказывается о находке берестяной грамоты.

Это событие позволило по-новому взглянуть на историю Руси, узнать о многих вещах, в том числе о том, что грамота в древности была доступна не только знати, но и простым людям.

2. Какой материал для письма использовали наши предки?

Для письма наши предки использовали бересту, кору берёзы. Её вымачивали, убирали твёрдые слои и придавали прямоугольную форму.

3. О чём рассказывают древние письмена?

Древние письмена рассказывают о жизни наших предков. О том, как они вели хозяйство, общались друг с другом. Они рассказывают о том, что грамотой владели многие люди, в том числе крестьяне. И о том, что существовали школы, в которых учились дети.

4. Определите основную мысль прочитанной статьи.

Главная мысль этой статьи в том, что находка берестяных грамот перевернула историческую науку и позволила многое узнать о жизни в прошлом.

5. Обсудите с другом и докажите, что "Удивительная находка" - это научно-познавательная статья.

В этой статье рассказывается об историческом факте. В ней нет героев и не выражено отношение автора. Она передает научные факты, рассказывает об открытии, о бересте, о том, как учились и писали в прошлом.

Но она написана увлекательно, её цель не просто рассказать факты, но и увлечь читателя.

Следовательно это именно научно-познавательная статья.

6. Перескажите текст по плану: Переворот в исторической науке; Как писали на бересте; Тетради новгородского мальчика.

Пересказ статьи "Удивительная находка" для 4 класса

В 1951 году в Новгороде была совершена удивительная находка. Молодой археолог Нина Акулова нашла берестяную трубочку, на которой проступали какие-то письмена. Учёные наконец-то получили доступ к новому источнику знаний. Уже через несколько лет было найдено несколько сотен берестяных грамот в самых разных городах, даже в Москве. Из них учёные узнали, что грамотными на Руси были не только знать, но и простые люди.

Береста была очень удобным материалом для письма. Её предварительно готовили, вымачивали, убирали твёрдые слои и делали прямоугольной. На внутренней стороне бересты писали специальными палочками - писалами. Писало делали из кости, металла или дерева и носили на поясе. Надписи, сделанные на бересте таким способом, сохранялись многие века.

В 1956 году археологи нашли в Новгороде 16 грамот, которые были учебными тетрадями мальчика Онифима. В них он учился писать буквы, а когда это занятие ему наскучило, стал рисовать. Онифим нарисовал самого себя, сидящего на коне и поражающего копьём врага. А рядом подписал своё имя.




Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Горького "О книгах" для 4 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 9. 

УКМ "Перспектива"

1. Обсудите с другом смысл пословицы "Дом без книги - день без солнца".

Солнце нужно всем. Оно дарит тепло и свет. Без него невозможно жить на земле. 

Но точно также и книги дарят нам свет и тепло. Это свет знаний. 

Как люди радуются солнцу, так они должны радоваться и книгам. И пуст тот дом, в котором нет книг. Жить без них, всё равно что жить без солнца. Вот о чём говорит эта пословица.

2. Расскажите о вашей домашней библиотеке. Какие в ней есть детские книги?

Рассказ о домашней библиотеке для 4 класса

У нас дома очень хорошая библиотека. Её собирали мои родители, а до них - бабушка и дедушка. Поэтому в ней есть и новые, и старые книги.

Все книги нашей библиотеки даже не помещаются в шкаф. Поэтому часть из них хранится на антресолях. Но где бы книги не хранились, все они очень интересные. Я люблю, когда папа встает на стул и перебирает книги на антресолях в поисках нужной. Он стопкой передаёт книги мне и я откладываю их в сторону. Среди этих книг попадаются очень занимательные.

В шкафу мы храним книги, которые часто читают. Мои родители любят читать, и я тоже полюбила чтение.

Родительские книги хранятся на верхних полках шкафа, а мои на самой нижней, чтобы мне было удобно их доставать.

У меня довольно много детских книг и почти все из них я уже прочитала. Среди них есть сказки, рассказы русских и зарубежных писателей, стихи.

Особенно я люблю читать книжку Алексея Толстого "Приключения Буратино". Это смешная и поучительная сказка о деревянном мальчике, который не хотел учиться, а потому попал в неприятную историю.

Но и остальные книги нашей библиотеки очень хорошие.

Я рада, что у нас есть такая библиотека, ведь она настоящее сокровище знаний.

3. Любите ли вы бывать в школьной или городской библиотеке?

Я люблю бывать в школьной библиотеке, и надеюсь, что полюблю бывать в городской. В библиотеке  мне нравится запах и тишина. Там всегда очень уютно и комфортно. Я с радостью хожу в библиотеку и не спешу из неё выходить.

среда, 25 августа 2021 г.

Сообщение на тему "Вежливые слова нашей речи" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 3 страница 7

Прочитайте. Выскажите мнение, почему эти слова иногда называют волшебными словами русской речи? В чём волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы? Подготовьте сообщение на тему "Вежливые слова нашей речи".

Сообщение "Вежливые слова нашей речи" для 4 класса

Каждый из нас обязательно хочет, чтобы к нему обращались вежливо, с уважением. Чтобы ему никто не грубил, не отзывался пренебрежительно, не дразнился.

Но не всякий помнит, что начинать надо с самого себя. Если ты будешь приветлив с другими людьми, то и люди будут приветливы с тобой. Это правило упоминал в своих Поучениях ещё князь Владимир Мономах. Значит уже в то время люди знали о силе вежливых слов.

Именно вежливые слова мы называем волшебными, потому что они могут совершить настоящее волшебство - помочь обрести друзей, заработать приязнь окружающих, заручиться чей-то поддержкой.

В чём же волшебная сила этих простых слов? В том, что они вежливые. Они обращаются к сердцу человека, к самым добрым его качествам. Они обладают обратной силой, и человек, к которому обращены вежливые слова, сам становится вежливым. Он просто не может сказать ничего плохого. Вежливые слова могут образумить самого ярого грубияна.

Они необходимы для того, что в обществе было меньше конфликтов, чтобы люди лучше понимали друг друга, чтобы везде царили мир и согласие.

Вежливых слов в русском языке немало.

К ним относятся слова прощания, такие как: до свидания, доброй ночи, до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, прощайте.

К ним относятся слова приветствия: здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую.

К ним относятся слова благодарности: спасибо, благодарю вас, премного благодарен.

И к ним же относятся слова извинения, которые говорятся, когда человек хочет исправить свой вольный или невольный проступок: извините, пожалуйста, простите, я виноват.

Есть в русском языке немало и других вежливых слова, в том числе слова благодарности, обращение по имени и прочие.

Несложно использовать в своей речи эти вежливые слова, но польза от этого будет немалой.



Сочинение по пословицам к конкурсу "проба пера" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 2 страница 6

Прочитайте пословицы о языке и речи. Подготовьтесь к конкурсу "Проба пера".  Выберите любую пословицы и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.

Сочинение по пословице "В доброй беседе всяк ума копит" для 4 класса

Мы постоянно разговариваем друг с другом, беседуем. Мы делимся своим мнением, рассуждаем, просто что-то сообщаем товарищам.

Общение с другими людьми - важная часть развития человека. Именно в беседе человек имеет возможность не просто что-то узнать, но высказать своё мнение и отношение к услышанному.

Когда человек говорит ерунду, это не даёт ничего ни ему, ни его собеседнику. Это напрасная трата времени.

Но когда человек начинает рассуждать и возникает обмен мнениями, может быть спор, то эта беседа несомненно несёт огромную пользу.

Люди говорили, что в спорах рождается истина. Ведь как бы не был умён один человек, не имея возможности сравнивать свой опыт с чужим, он непременно ошибётся. Сделает неправильный вывод.

Избежать этого и способен честный и принципиальный обмен мнениями. Только такую беседу я бы назвала доброй, ведь только такой разговор помогает человеку что-то понять, стать умнее. 

Вот и получается, что права та пословица, которая утверждает, что в доброй беседе каждый копит ума.

Сочинение по пословице "Умные речи приятно и слушать" для 4 класса

Как часто мы сталкиваемся с болтовнёй. С пустыми разговорами, от которых нет пользы ни уму, ни сердцу.

Мы даром тратим своё бесценное время и даже не задумываемся о том, что что-то теряем. Что-то очень важное.

Бывает так, что встретишь человека и он начинает вести бесконечный монолог о чём-то малозначительном. О пустяках. И при этом думает, что говорит по делу и по существу.

Но его невозможно слушать и хочется быстрее уйти под любым предлогом.

Наверное, каждый из нас оказывался в такой ситуации, а в нашем классе я лично знаю пару человек, разговаривать с которыми очень тяжело по этой самой причине.

Но есть и другие собеседники. От них ты постоянно узнаёшь что-то новое, интересное, увлекательное. Их рассказы несут полезную информацию, их не хочется прерывать.

Такие речи мне очень приятно слушать, потому что они умные. А умную речь приятно и слушать.

Сочинение по пословице "Сперва подумай, а потом скажи" для 4 класса

В моём доме живёт очень интересный мальчик. Мы все считаем его большим оригиналом.

Дело в том, что Сергей любит говорит не думая.

Он постоянно убеждён в том, что может сделать всё, даже не учась этому. Он пытался сам починить телефон, он переустанавливал программу на компьютере, он хотел сколотить двухэтажный скворечник.

Если Сергея спросить, может ли он достать Луну с неба, он обязательно ответит утвердительно. И лишь потом наморщит лоб и скажет, что сделает это не сегодня.

Сколько раз мы просили его о чём-то, и Сергей тут же обещал свою помощь. Но либо не приходил, либо убегал.

Мне кажется, что мальчик уверен, что если он хоть секунду промедлит с ответом, то Земля перевернётся. Поэтому он так спешит соглашаться или что-то утверждать.

Много раз над ним смеялись, но ему, как с гуся вода.

Я не знала раньше этой замечательной пословицы, но теперь обязательно посоветую ему при встрече сперва подумать, а потом сказать.

Сочинение по пословице "По речам узнают человека" для 4 класса

Когда я с кем-то знакомлюсь, встречаю кого-то в первый раз, я всегда внимательно слушаю что и как он говорит. По речи человека можно много понять о нём самом. Можно составить своё впечатление о человеке и решить, стоит ли с ним общаться дальше.

Если человек говорит ни о чём, перемежает речь словами-паразитами, не может связать двух слов, значит это не очень умный человек. С ним становится неинтересно уже через пару фраз.

Умного человека тоже можно узнать с первых фраз. Если человек грамотно строит предложения, если он правильно и чётко выражает свои мысли, то его интересно слушать и сразу становится понятно, что такой человек заслуживает моего внимания.

Но не только об уме человека можно судить по его речи.

По ним можно легко отличить хвастуна, обманщика, зазнайку. Если человек неумеренно восхваляет самого себя, он хвастун. Если он убедительно рассказывает о том, чего не может быть в принципе, он обманщик. Если он цедит слова через зубы, он зазнайка.

С такими людьми у меня разговор короткий. И пусть они потом удивляются тому, что я не стала с ними общаться, хотя совсем их не знаю.

Я узнала о них достаточно по их речам.

Сочинение по пословице "Что на уме, то и на языке" для 4 класса

Очень хорошо, когда человек умеет думать, когда он грамотно излагает свои мысли, когда его слушать не скучно и интересно.

Очень хорошо, когда человек умеет поддержать разговор и знает много любопытных вещей.

Но даже эти явные достоинства могут стать недостатками, если человек говорит не думая.

Никогда нельзя торопиться высказывать то или иное мнение, даже если уверен в его справедливости. Это часто оказывается смешным, а иногда обидным.

Не думая можно обидеть человека, не думая можно рассказать чужую тайну, не думая можно наобещать того, чего не в силах выполнить.

А в итоге, лишиться друзей, прослыть обманщиком или предателем.

Так давайте всегда думать о том, что мы говорим. Это простое правило поможет уберечь нас от многих неприятных моментов.

Сочинение по пословице "Язык мой - друг мой"

Про язык народ придумал множество прекрасных пословиц, которые подчёркивают важность речи для успешного общения между людьми.

Мы говорим, что язык до Киева доведёт, подразумевая, что умение спрашивать всегда поможет отыскать верную дорогу.

Мы говорим, что язык - наш враг, подразумевая, что излишняя болтливость и невоздержанность в речах может стать причиной беды.

Но есть и обратная пословица, которая мне нравится гораздо больше: язык мой - друг мой. Это значит, что правильно поставленный вопрос, умение поддержать и вести беседу, могут стать великолепным помощником для достижения своих целей. Помогут человеку обрести друзей и поддержку.

Чтобы язык стал нашим другом надо совсем немного: овладеть принципами грамотной и вежливой речи, уметь чётко выразить своё мнение, уметь говорить главное, быть кратким и понятным.

Я очень хочу сделать язык своим другом, потому что это принесёт мне успех в жизни. Я в этом уверена. Не зря все успешные люди всегда были прекрасными ораторами.

вторник, 24 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к теме "Пословицы" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 13-14. 

УКМ "Перспектива"

1. Есть одна старинная пословица. Подумайте над её смыслом: 

Умные учатся на ошибках других, а глупые на своих собственных. Это значит, что умный человек не станет совершать ошибок, которые уже совершили до него. Он учтёт этот негативный опыт и поступит иначе. Но глупец не станет учитывать чужих ошибок и обязательно повторит их сам.

2. Прочитайте пословицы разных народов. О каких качествах человека в них говорится?

Все эти пословицы говорят о доброте.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. В этой пословице говорится о таких качествах, как доброта, отзывчивость и стремление помогать людям. Такой человек обретает своё счастье, помогая другим.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. В этой пословице говорится о таком качестве, как доброта. Человек, занятый добрыми делами, не станет творить злые.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. В этой пословице тоже говорится о доброте. Человек, делающий добро, может быть слабее физически, но намного сильнее душевно, морально.

Слушайся добрых людей, на путь наведут. В этой пословице говорится о таких качествах, как внимательность, уважительность, стремление к овладению новыми знаниями.

3. Знаете ли вы, что Владимир Даль собирал не только сказки, но и пословицы русского народа? Прочитайте пословицы, подумайте над их смыслом. Почему о человеке судят не по его словам, а по делам?

Доброе дело крепко. Это значит, что доброе дело ценится людьми, оно остаётся в их памяти.

Доброму Бог помогает. Это значит, что делать добро легче, чем совершать плохие поступки.

Доброму добрая память. Это значит, что доброго человека всегда будут вспоминать добрым словом.

Делать добро поспешай. Это значит, что человек должен всегда творить добро, не ожидая, когда его об этом попросят.

Не устоять худу против добра. Это значит, что добро всегда будет сильнее зла и всегда его победит.

На свете не без добрых людей. Это значит, что всегда найдётся тот, кто придёт на помощь в трудную минуту.

Доброе дело и в воде не тонет. Это значит, что доброе дело сохранится в памяти, оно не забудется.

Кто свой гнев одолевает, крепок бывает. Это значит, что тот, кто контролирует свои эмоции, способен на многое. А тот, кто им поддаётся, не способен ни на что.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Это значит, что взявшись за дело с настроением, его можно сделать быстрее и лучше, чем без настроения. Нежелание что-то делать является главным препятствием для успешного завершения любого начинания.

О человеке судят по его делам потому, что слова могут обмануть, но дела всегда скажут правду. Человек может говорить одно, а делать другое. Поэтому поступки всегда важнее слов.



Ответы на вопросы учебника к теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 8. 

УКМ "Перспектива"

1. Опишите первую печатную книгу, которую принёс царю Иван Фёдоров.

Первая книга, принесённая царю, была толстой, в кожаном переплёте. Она называлась "Апостол".

На первой странице книги был рисунок: человек сидел между двумя колоннами и занимался перепиской книги.

Строчки и буквы в книге были печатными, одинаковыми, ровными. Заглавные буквы были напечатаны красной краской, киноварью, строчные - чёрной.

Начало каждой новой части книги украшал рисунок, растительный узор с травами, шишками, листьями.

Царь не нашёл в этой книге ни одной ошибки.

2. Как вы понимаете выражение "иноземные книги"?

Иноземный - буквально из иной земли. Сейчас вместо этого слова используют слово "иностранный".

То есть иноземные книги - это книги привезённые из других стран, земель, напечатанные за границей.



понедельник, 23 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к теме "Книги - мои друзья" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 5. 

УКМ "Перспектива"

1. Какие пословицы и загадки о книге вы знаете?

Пословицы о книге

Одна книга тысячи людей учит.
Книжка - лучший товарищ.
С книгой жить - век не тужить.
С книгами знаться - ума набраться.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Ум без книги, что птица без крыльев.

Загадки о книге

У бумажных птиц сто крылешек-страниц.

Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает.

Склеена, сшита, без дверей, а закрыта, кто её открывает, тот многое знает.

Кто всё знает?

Без языка говорит, без головы всё знает, без ног везде бывает.

2. Как раньше, когда не было книг, люди передавали необходимую информацию?

До появления книг люди передавали информацию из уст в уста, просто запоминали её. Поэтому многие старинные былины написаны стихами, такую речь было проще запоминать.

3. Почему назвали строку красной?

В рукописных книгах было принято украшать первую букву каждого абзаца. Такую букву делали очень красивой, причудливой, писали красной краской. Поэтому и строку стали называть красной. (См. рисунок).

4. Знаете ли вы, что в рукописных книгах Древней Руси уже были наставления детям? Прочитайте и обсудите с друзьями слова князя Владимира Мономаха.

Наставления Владимира Мономаха детям

Лжи остерегайтесь, от того душа погибает и тело.

Князь говорит, что нельзя лгать другим людям, обманывать. Обманщиков никто не уважает, они оказываются несчастными людьми. И за особо сильный обман могут наказать.

Гордостей не имейте в сердце и уме.

Князь говорит о том, что нельзя быть слишком гордым, считать себя лучше других людей. Нужно ко всем людям относиться с уважением и тогда люди станут уважать вас.

Старых чтите как отца, а молодых как братьев.

Эти слова тоже об уважении. Князь говорит, что нужно уважать всех стариков, точно также, как ты уважаешь своих родителей. А к своим ровесникам относиться как к братьям, с дружелюбием и искренностью.

Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Здесь князь напоминает о правилах вежливости. Входя в помещение нужно здороваться, встретив знакомого человека тоже нужно поприветствовать его. Тех, кто молча проходит мимо, не любят, считают грубиянами.

Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не имеете, тому учитесь.

Здесь князь напоминает о необходимости стремления к самосовершенствованию. У каждого человека есть хорошие черты характера. Их надо беречь. Но так же нужно стремиться избавляться от недостатков. Взамен исправленных недостатков человек получает достоинства. Этому и надо учиться, советует Мономах.

Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.

Князь напоминает, что наша жизнь дана нам на добрые дела. Делать добро нужно каждый день, это должно стать привычкой. Нельзя быть эгоистами, которые думают лишь о себе.



Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ю. Мориц "Трудолюбивая старушка" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 21. 

УКМ "Перспектива"

Юнна Мориц "Трудолюбивая старушка", читать текст

Ленивая кошка 
Не ловит мышей. 
Ленивый мальчишка 
Не моет ушей. 
Ленивая мышка 
Не выроет норку. 
Ленивый мальчишка 
Не любит уборку. 
Ленивая мушка 
Не хочет летать. 
Ленивый мальчишка 
Не хочет читать! 

Что делать, скажите, 
Добрейшей старушке, 
Когда завелись 
У старушки в избушке: 
Ленивая кошка, 
Ленивая мышка, 
А также ленивая 
Сонная мушка 
И с ними в придачу 
Ленивый мальчишка? 

Старушка пошла на охоту 
За кошку! 
Привыкла и ловит 
Мышей понемножку. 
За мышку под брёвнами 
Вырыла норку, 
Мешочек пшена притащила 
И корку. 
Потом - за мальчишку! - 
Затеяв уборку 
И быстренько уши промыв 
За мальчишку, 
Старушка взяла интересную книжку, 
Которую залпом прочла - 
За мальчишку! 

Теперь - 
За ленивую, сонную мушку! - 
Старушка расправила 
Нежные крылья 
И вдаль полетела 
Проведать подружку! 
Ах, завтра старушке 
Придётся опять 
За мушку - летать, 
За мальчишку - читать, 
За кошку - мышей на охоте 
Хватать, 
За мышку - в норе 
Под бревном хлопотать. 

Как жили бы в этой 
Ленивой избушке, 
Не будь на земле 
Неленивой старушки?

1. Какое это стихотворение: весёлое, или серьёзное, поучительное?

Это стихотворение весёлое, потому что оно вызывает смех. 

Но оно также поучительное, потому что показывает, как нельзя себя вести.

2. Как названы в стихотворении кошка, мышка, мальчишка? Почему?

Кошка, мышка и мальчишка названы в стихотворении ленивыми.

Они ничего не хотели делать. Кошка не хотела охотиться на мышей, мышка не хотела рыть норку, мальчишка не хотел мыть уши, убираться, читать.

3. Кто им противопоставлен в стихотворении?

Им противопоставлена старушка. Старушка сделала всю работу за кошку, мышку и мальчишку.

4. Согласен ли ты с тем, что главная мысль стихотворения выражена в последних строчках? Докажи.

Я согласна, что главная мысль стихотворения выражена в последних строках. Не могут лентяи хорошо жить, за них кто-то всегда должен делать работу. Кошка бы умерла с голоду без мышей, мышка осталась бы без норки, мальчишка заболел бы от грязи и остался дураком без книг.

Эту главную мысль можно выразить пословицей: Труд кормит, а лень портит.



воскресенье, 22 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к теме "Мои любимые художники-иллюстраторы" 2 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 16-19. 

УКМ "Перспектива"

1. Внимательно рассмотри иллюстрации Лебедева, Пахомова, Чарушина. К каким произведениям они сделаны?

2. Вспомни о чём эти книги. Расскажи.

3. Уточни фамилию автора книги, название книги, фамилию художника-иллюстратора.

Владимир Лебедев

Этот художник выполнил иллюстрации к книгам Самуила Маршака "Усатый полосатый", "Багаж", "Мороженое".

"Усатый полосатый". Эта книга про девочку, которая любила своего котёнка. Она укладывала его спать, мыла, учила говорить, даже брала в садик. Но котёнок хотел только играть.

"Багаж". Это стихотворение про даму, которая сдала в багаж собачку, а та убежала. И даме выдали другую собаку, очень большую, объяснив, что собака подросла.

"Мороженое". Это стихотворение про толстяка, которые переел мороженого и превратился в сугроб.

Алексей Пахомов

Этот художник выполнил иллюстрации к книгам Самуила Маршака "Мяч", и "Мастер-ломастер", а также к своей собственной книжке "Лето"

"Мяч". Эта книга про мяч, который скакал и катался, но попал под колёса и лопнул.

"Лето". Автор Алексей Пахомов. Это книжка-картинка, в которой рассказывается о различных летних делах и забавах - играх, помощи маме на огороде, походе в лес за грибами и ягодами.

"Мастер-ломастер". Эта книга про мастера, который не хотел учиться. Он не смог сделать буфет, не сумел сделать табурет, даже рамку для портрета не сумел сколотить. Только наколол лучинок для печки.

Евгений Чарушин

Этот художник делал иллюстрации для своих книг и для книг других писателей. Он иллюстрировал свои книги "Тюпа, Томка и сорока" и "Почему Тюпа не любит птиц". Также он иллюстрировал книгу Корнея Чуковского "Цыплёнок".

"Тюпа, Томка и сорока". Это сборник рассказов про маленького котёнка Тюпу, маленького щенка Томку и сороку, которая любила всё воровать. Его краткое содержание можно прочитать по ссылке.

"Почему Тюпа не любит птиц". Эта книга рассказывает о том, как Тюпа хотел поймать воробья, а тот позвал товарищей и они задразнили котёнка. Тюпа хотел поймать дрозда, а тот его клюнул.

"Цыплёнок". Эта книга про маленького цыпленка, который хотел быть таким же удальцом, как петух, но упал в воду и над ним посмеялась лягушка. А курица мама пожалела цыплёнка.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Г. Ладонщикова "Лучший друг" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 7. 

УКМ "Перспектива"

Георгий Ладонщиков "Лучший друг", читать текст

Если купишь книгу – 
Не бросай на полку: 
От неё не будет 
Никакого толку. 

Всем полезно чтение 
Про себя и вслух. 
Книга – самый верный, 
Самый лучший друг. 

Из неё узнаешь ты 
Обо всём на свете. 
На любой вопрос она 
Без труда ответит. 

В ней стихи и сказки, 
Всё к твоим услугам! 
Береги же книгу! 
Стань и ты ей другом!

1. Кого поэт Ладонщиков называет самым верным и лучшим другом? Почему? Найди в стихотворении подтверждение своим словам.

Верным и лучшим другом поэт назвал книгу.

В ней можно найти ответы на все вопросы, узнать обо всём на свете.

2. Какими словами автор заканчивает своё стихотворение? Какое пожелание он выразил в них? Как ты понимаешь фразу стань книге другом?

Поэт предлагает читателям стать книге другом.

Я понимаю эту фразу так: стать другом, значит полюбить читать книги, не забывать о них, бережно относиться к печатным книгам.

3. Обсудите с другом смысл пословиц и высказывания Горького. Подумайте, только ли знания дают нам книги.

Ум без книги - что птица без крыльев. Человек, который не читает книги, тоже может быть умён. Но его ум оказывается ограниченным. Он о многом не знает. Книга устраняет пробелы в знаниях и помогает уму человека полететь по просторам знаний.

Возьми книгу в руки, не будет скуки. Читая книгу невозможно заскучать. Она помогает развлечься и отдохнуть.

Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать. Настоящую пользу приносит только вдумчивое чтение книги. Нужно понимать, о чём хотел сказать автор, чем поделиться. Если читать не думая, перескакивая со страницы на страницу, то такое чтение не принесёт пользы, ведь читатель просто не поймёт о чём читает.

Всем хорошим во мне я обязан книгам. Любите книгу - источник знаний. М. Горький. Книги не только делятся знаниями, они воспитывают человека. Учат его добру, помогают стать настоящим человеком. Читая книги, человек становится лучше, он не только приобретает знания, но и учится отличать хорошее от плохого, понимает, как можно поступать, а как нельзя.

Так что книги дают нам не только знания, но и опыт. Они могут развлечь и научить, объяснить и посоветовать. Важно уметь слышать эти советы и следовать им.

суббота, 21 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ю. Энтина "Слово про слово" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 5. 

УКМ "Перспектива"

Юрий Энтин "Слово про слово" читать текст

Давайте представим, хотя бы на миг, 
Что вдруг мы лишились журналов и книг, 
Что люди не знают, что значит поэт, 
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. 
Что будто никто никогда в этом мире, 
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, 
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, 
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы. 
Наверно нельзя и представить такого? 
Так здравствуй же, умное, доброе слово! 
Пусть книги, друзьями заходят в дома! 
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

1. Для детей создано много интересных мультфильмов. Мы предлагаем сравнить, например, книгу и мультфильм про Незнайку.

Сказочную повесть "Приключения Незнайки и его друзей" написал Николай Носов.

Её главные герои малыш Незнайка, который не любил читать и потому попадал в самые неприятные, но очень смешные ситуации.

Вместе с друзьями он полетел на воздушном шаре и потерпел крушение возле Зелёного города, в котором жили одни малышки.

По этой книге снят мультипликационный десятисерийный фильм. Этот мультфильм кукольный.

В мультфильме отражены все основные события книги, но многое в него не вошло. Например, полностью отсутствует история малышей из Змеёвки, без которой теряется нить рассказа о Зелёном городе.

Но мне всё равно было интересно смотреть этот мультфильм. Хотя читать книгу было ещё интересней. Показать смешную ситуацию и прочитать о ней - это две совершенно разные вещи.

Рассказ по картине "Дети, бегущие от грозы" по опорным словам для 3 класса

Использован учебник "Русский язык" 3 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 26 страница 20

1. Рассмотрите в картинной галерее учебника репродукции картины Маковского "Дети бегущие от грозы".

2. Поделитесь своими впечатлениями от картины. Приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу?

Мне понравилась эта картина. Она очень выразительная. Я словно наяву увидела грозу, от которой бегут дети. Я и сама наблюдала начало грозы и эта картина живо напомнила мне пережитое.

3. Почему картина так названа? Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы: Расскажите о детях, девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?

На картине изображены дети, которые убегают от грозы. Поэтому художник дал её такое название.

Он передал предгрозовое состояние природы с помощью туч, которые заволокли небосвод, освещения, ощущения ветра.

Девочка постарше. Она ходила с братом в лес за грибами. Гроза застигла их на обратной дороге. Это простые крестьянские дети. Они босоногие, в простой одежде. Они боятся грозы и стремятся быстрее добраться домой.

4. Составьте рассказ по картине, используя слова для справок.

Пример рассказа по картине "Дети, бегущие от грозы" для 3 класса

Это очень сильная и эмоциональная картина произвела на меня огромное впечатление. 

Я сама несколько раз наблюдала, как надвигается гроза и ясное небо стремительно заволакивают чёрные огромные тучи. В такие минуты страшно находиться на открытом месте и стараешься быстрее найти убежище.

Вот и на этой картине мы видим мрачное серое небо, тучи, которые заволакивают небосвод. Они висят клоками, но дождя пока нет. Однако мы понимаем, что гроза вот-вот начнётся и поэтому дети на картине так стремятся быстрее добраться до дома.

Они бегут сквозь сильный ветер, пригибающий к земле травы. Дорогу им преграждает узкий ручеек, через тёмные воды которого перекинут ненадёжный мостик. Он заметно прогибается, когда девочка вступает на него.

Но девочка не боится. На её груди висит корзинка с грибами, а за спиной она несёт маленького брата. Он обхватывает её шею, а девочка заботливо его поддерживает. Она взрослая и отвечает не только за себя, но и за маленького.

В глазах малыша испуг, но и девочка боязливо оглядывается. Гроза нагоняет их. И нужно очень поспешить, чтобы успеть до её начала прибежать в надёжные и уютные стены родного дома.