четверг, 31 августа 2023 г.

Что такое биоразнообразие и биомасса, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 69

Параграф 18 "Растительный и животный мир Земли"

Как устроен растительный и животный мир нашей планеты. Как связаны животные и растения с природными условиями. Почему флора и фауна различаются на разных материках.

 Это я знаю

1. Что такое биоразнообразие и биомасса?

Биоразнообразием мы называем всё разнообразие видов живых организмов, которые существуют в природе.

Биомассой мы называем общую массу живых организмов в природе.

2. Расскажите о связи растений и животных с природными условиями.

Различные климатические условия вынуждают растения и животных приспосабливаться к условиям обитания. В экваториальных лесах много влаги и очень густая растительность. Деревьям не надо запасать воду, а трава в густой тени растёт плохо. Здесь живут животные, которые лазают по деревьям, очень крупные или очень юркие.

В пустынях растения лишены листьев, имеют длинные корни, запасают воду в стволах. Животные вынуждены вести ночной образ жизни.

В тундре растения стелющиеся, низкорослые, а животные защищаются от холодов густым мехом и толстым слоем подкожного жира. Они часто прячутся под снег.

И так происходит в любой климатической зоне.

3. Какие основные причины различий видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?

Эти причины заключаются: в различном географическом положении материков, особенностях развития каждой территории и во влиянии человека.

4. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли? Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?

Все виды животных и растений связаны между собой. Если исчезнет одно животное или растение, следом могут исчезнуть десятки других. И в итоге планета может остаться вообще без флоры и фауны и погибнуть. А вместе с ней погибнет и человечество.

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к сокращению биоразнообразия. Люди вырубают леса, распахивают луга и степи, осушают моря. Они вылавливают огромное количество рыбы и других морских обитателей. Они строят города на месте полей и лесов, прокладывают дороги, их предприятия загрязняют почву, воду и воздух. Всё это негативно сказывается на жизни животных и растений. Они не успевают приспособиться к столь быстрым изменениям среды обитания и гибнут.

Это я могу

5. Сравните животных на рисунках 48 и 49. И верблюд, и лама относятся к семейству верблюдовых. Верблюды - жители жарких пустынь, ламы - высокогорных Анд. К каким климатическим условиям вынуждены приспосабливаться и те и другие? С помощью чего?

Верблюды приспосабливаются к жаркому и сухому климату. Они запасают воду в виде жира в горбах, а их большие лапы позволяют им легко ходить по пескам.

Ламы живут высоко в горах, где климат холодный. Им не надо запасать воду, но зато они обросли густым мехом, который позволяет ламам не мёрзнуть. У лам нет таких широких лап, ведь им приходится ходить по камням.

Сравнение верблюда и ламы

6. Выясните, есть ли в вашей местности виды животных, занесённых в Красную книгу? Какие животные стали редкими? Что можно предпринять для их охраны?

В Московской области в Красную книгу внесены 428 видов животных и 290 объектов растительного мира. Среди них: бурый медведь, обыкновенная рысь, речная выдра, русская выхухоль и многие другие.

Эти животные стали редкими из-за деятельности человека. В нашей области почти исчезли леса, где эти животные обитали. Реки тоже интенсивно используются человеком, что отпугивает животных, селившихся по их берегам. Да и охота нанесла животным большой ущерб.

Для защиты этих животных надо не только вносить их в Красную книгу, но создавать заповедники и заказники. В заповедниках животные могли бы жить в привычных им условиях, не испытывая влияния человека. В заказниках люди бы занимались восстановлением популяций различных животных.

среда, 30 августа 2023 г.

Как описать Мёртвое море по материалам интернета, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 65

Параграф 17 "Учимся с Полярной звездой"

Ищем информацию в интернете.

Задание: составьте описание Мёртвого моря на основе материалов интернета.

Пример описания Мёртвого моря по материалам интернета

Мёртвое море - это бессточное солёное озеро, которое находится на Ближнем Востоке, между Израилем, Иорданией и Палестинской автономией. Его название в переводе с иврита означает "Море соли".

Площадь моря около 810 квадратных километров, максимальная глубина 307 метров, а объём - 147 кубических километров.

Мёртвое море находится в глубокой впадине и его уровень на 430 метров ниже уровня моря. Каждый год это уровень падает примерно на 1 метр. Берега Мёртвого моря являются самым низким участком суши на Земле.

Солёность Мёртвого моря очень высока и составляет 310 промилле. Для сравнения средняя солёность Мирового океана 35 промилле, а самое солёное море в океане - Красное, имеет солёность воды 47 промилле.

Минералогический состав соли Мёртвого моря отличается от состава солей других солёных водоёмов. Здесь много хлоридов - магния, кальция, натрия, калия, и почти нет сульфатов. Уникальный состав солей сделал Мёртвое море популярным курортом.

В Мёртвое море впадает одна крупная река - Иордан. Она протекает почти строго с севера, от границ с Ливаном, на юг. Длина Иордана - 252 километра. С востока в Мёртвое море впадает река Муджиб, но она много меньше Иордана. Её длина всего 71 километр.

Мёртвое море находится в зоне полупустынного и пустынного климата, хотя почти вся территория Израиля лежит в зоне средиземноморского тропического климата. Над Мёртвым морем выпадает всего 100 мм осадков в год, что делает этот район одним из самых засушливых в мире. Такое малое количество осадков объясняется эффектом дождевой тени. Дождевые облака, идущие со стороны Средиземного моря, задерживаются Иудейскими горами и не доходят до Мёртвого моря.

Из-за высокой солёности в Мёртвом море нет рыб и водорослей, кроме самых примитивных, одноклеточных. Вокруг моря также почти ничего не растёт, кроме самых неприхотливых пустынных форм, зато водятся многочисленные птицы.

Сейчас Мёртвое море считается местом экологической катастрофы. Главные экологические проблемы моря - загрязнение мусором и уменьшение притока воды из-за использования реки Иордан для орошения фермерских полей.

Тем не менее, туристическая инфраструктура на западном, израильском берегу Мёртвого моря постоянно развивается. Здесь много пляжей и отелей, куда приезжают отдыхать и лечиться туристы со всего света.

Пляжи Мёртвого моря

Пример краткого описания Мёртвого моря для 7 класса

Название: Мёртвое море.

Тип водоёма: бессточное озеро.

Солёность: 310 промилле.

Расположение: Евразия, Ближний Восток, между Израилем и Иорданией.

Площадь: 810 квадратных километров.

Глубина максимальная: 307 метров.

Высота над уровнем моря: -430 метров.

Тип климата: тропический засушливый.

Средняя температура воды: в январе +25 градусов; в июле +35 градусов.

Впадающие реки: Иордан, Муджиб.

Вытекающие реки: нет.

Флора и фауна: рыб нет, одноклеточные водоросли и бактерии.

Использование человеком: туризм, лечебный курорт, добыча соли.

Экологические проблемы: бытовой мусор, обмеление из-за использование вод реки Иордан для полива.

вторник, 29 августа 2023 г.

Сообщение "Использование человеком реки Волга и её охрана"

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 63

Параграф 16 "Реки и озёра Земли"

Как реки зависят от рельефа и климата. Где текут самые крупные реки. Где больше озёр.

Откройте атлас

1. Найдите и покажите на физической карте мира все реки и озёра, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом.

Пронумеруем реки и озёра, выделенные шрифтом, и нанесём их на контурную карту. Добавим Нил, Конго и Дунай.

  1. Обь.
  2. Енисей.
  3. Лена.
  4. Инд.
  5. Ганг.
  6. Брахмапутра.
  7. Тигр.
  8. Евфрат.
  9. Меконг.
  10. Янцзы.
  11. Хуанхэ.
  12. Амур.
  13. Волга.
  14. Урал.
  15. Амударья.
  16. Сырдарья.
  17. Амазонка.
  18. Парана.
  19. Ориноко.
  20. Миссисипи.
  21. Миссури.
  22. Верхнее.
  23. Большое Невольничье.
  24. Большое Медвежье.
  25. Виннипег.
  26. Виктория.
  27. Чад.
  28. Танганьика.
  29. Ньяса.
  30. Мёртвое море.
  31. Байкал.
  32. Титикака.
  33. Поопо.
  34. Маракайбо.
  35. Эйр-Норт
  36. Нил.
  37. Конго.
  38. Дунай.

Это я знаю

2. От каких причин зависит водность реки?

Водность реки зависит от климата, в более влажном климате реки более полноводные.

3. Приведите примеры рек с обширными дельтами.

В России обширными дельтами обладают Лена и Волга. В Европе - Дунай. В Азии большие дельты у Хуанхэ и Ганга. В Южной Америке большую дельту имеет Амазонка.

4. Какими факторами определяется распространение озёр на Земле?

Распространение озёр зависит от климата и количества осадков, а их размеры - от происхождения котловин.

5. Установите соответствие между океанами и реками, принадлежащими к их бассейнам.

Тихий океан: вариант В Меконг и Хуанхэ.

Индийский океан: вариант А Инд и Тигр.

Атлантический океан: вариант Б Амазонка и Дунай.

Северный Ледовитый океан: вариант Г Енисей и Обь.

6. Объясните зависимость рек и озёр от рельефа и климата (на примере любой реки).

Возьмём Амазонку. Это самая полноводная река в мире. Она течёт в экваториальном поясе, где круглый год выпадает много осадков. Своё начало Амазонка берёт с заснежённых вершин Анд, что также добавляет ей полноводности. Амазонка течёт по огромной равнине - Амазонской низменности, и в неё впадают сотни притоков. Они несут не только воду, но и твёрдые частицы, которые оседают в устье, формируя обширную дельту.

Это я могу

7. Нанесите на контурную карту крупнейшие реки и озёра Земли.

Используем нумерацию из пункта 1.

Реки и озёра на контурной карте 7 класс

8. Рассмотрите помещённые в параграфе фотографии рек и озёра в разных районах земного шара. Назовите самую яркую и запоминающуюся черту для каждого фото. Сравните цвет воды в реках и объясните различия. Составьте краткое описание одной из рек или озера на основе фото и уже имеющихся у вас знаний.

Устье Миссисипи. На фото мы видим огромную дельту, которая делится на множество протоков и островов. Цвет воды кажется голубым, но это объясняется тем, что фото сделано из космоса.

Один из притоков Амазонки. Запоминается обилие зелени на берегах реки. Цвет воды кажется рыжим, что объясняется большим количеством песка в воде.

Высокогорное озеро в кратере вулкана. Запоминается котловина с крутыми скалами. Цвет воды синий, что объясняется её чистотой и большой глубиной озера.

Мутные воды Меконга. Запоминается напор воды, сильное течение. Цвет воды почти жёлтый, ведь Меконг несёт много песка, мути.

Пример описания по фото реки Миссисипи

Река Миссисипи протекает в Северной Америке и впадает в Мексиканский залив Атлантического океана. Это самая большая река Северной Америки. Она течёт по обширным равнинам и в неё впадает множество притоков. В устье Миссисипи образует обширную дельту, которую видно из космоса. Это большое количество островов и протоков между ними.

Пример описания по фото горного озера

Это горное озеро расположено в Андах, в Южной Америке. Оно небольшое по размеру и окружено отвесными крутыми скалами. Котловина озера представляет собой кратер древнего вулкана. Поэтому само озеро хоть и небольшого размера, но очень глубокое. Вода в нём чистая.

Это мне интересно

9. Подберите публикации из СМИ, интернета о хозяйственном использовании вод суши человеком и охране водных ресурсов. На основе этих материалов напишите реферат или сделайте сообщение.

Пример сообщения "Использование человеком реки Волга и её охрана"

Крупнейшая река Европы Волга давно используется человеком для хозяйственных нужд. Ещё в древности люди поняли, что гораздо проще передвигаться и перевозить грузы по водным артериям, чем по земле. А уж ловить рыбу и прочих речных обитателей человек научился ещё до создания цивилизации. Волга во все времена служила человеку, поставляя пищу, давая воду, перевозя грузы, заботилась о процветании людей, поселившихся на её берегах. И человек тоже платил Волге искренней любовью. Недаром эту реку с любовью зовут Матушка.

Не исчезло хозяйственное значение Волги и в наши дни. По ней всё также снуют вверх и вниз по течению баржи, танкеры, теплоходы и рыбачьи лодки. Ежегодно по Волге перевозят миллионы тонн различных грузов. По ней осуществляется сообщение с отдалёнными поселениями, по ней плавают туристы, любители речных прогулок.

Другая, и наверное, самая важная роль Волги - в снабжении больших и малых городов питьевой водой. Пройдя очистные сооружения, речная вода поступает в наши квартиры. Её мы пьём, на ней готовим пищу, в ней моемся и ею убираемся. Используют речную воду на заводах и фабриках, а также в сельском хозяйстве для полива и поения скота.

Следующая важная роль Волги - дарить людям электричество. На Волге и её притоке Каме построены 25 ГЭС, которые снабжают электроэнергией большое количество городов и предприятий. Благодаря Волге мы смотрим телевизор, играем в компьютер, ездим на троллейбусах и трамваях, а по ночам не спотыкаемся на освещённых улицах.

И конечно никуда не исчезла ценность Волги, как поставщика рыбы. Здесь работают крупные рыболовные артели, которые ежегодно добывают сотни тонн рыбы. Эта рыба перерабатывается и либо в мороженном виде, либо в виде консервов поступает на прилавки магазинов.

Очень богата река Волга и велико её значение для человека!

Но много у нашей реки и проблем. Человек не только пользуется щедрыми дарами Волги, но и вредит реке. Сбросы предприятий и хозяйств, бытовые стоки, химикаты попадают в воду, и она становится далеко не такой чистой как раньше. Строительство городов, дорог, вырубка лесов приводят к обмелению Волги. Вылов рыбы сокращает её поголовье, и многие виды рыб, которые в изобилии водились в Волге, исчезли.

Люди спохватились и сообразили, что для того, чтобы и дальше пользоваться чудесами Волги, её нужно защищать, беречь от самих себя. Поэтому была принята комплексная программа сохранения и восстановления водных ресурсов. Она предусматривает множество мероприятий, в том числе очистку всех видов сбросов сточных вод, углубление русла реки в заиленных местах, высадку деревьев вдоль берегов, сокращение и даже полный запрет на промышленный вылов рыбы.

Многое сейчас делается для защиты Волги, как и других водных объектов в нашей стране, но, к сожалению, всё ещё не достаточно. Вспомните, разве вы не видели на берегах наших рек горы мусора, оставленного нерадивыми отдыхающими? А ведь мусорное загрязнение - одна из важнейших проблем экологии. И справиться с ней можем мы сами, если будем вести себя ответственно, не мусорить отдыхая, а сохранять чистоту. Тогда и мы внесём свой вклад в дело защиты нашей любимой реки.

понедельник, 28 августа 2023 г.

Характеристика течения Западных ветров по плану, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 59

Параграф 15 "Океанические течения"

Что мы знаем о движении воды в океане. О чём говорит схема поверхностных течений. Какие бывают течения.

Откройте атлас

1. Найдите на карте на рисунке 37 течения:

Смотрим на карте красные цифры.

  1. Перуанское.
  2. Бенгальское.
  3. Канарское.
  4. Калифорнийское.
  5. Бразильское.
  6. Мозамбикское.
Океанические течения, карта

Это я знаю

2. Каковы причины образования течений?

Основная причина образования течений - ветер. Также влияют на образование течений солёность, плотность, температура воды.

3. Какова роль океанических течений?

Течения перераспределяют тепло и влияют на климат отдельных районов Земли.

4. Назовите виды океанических течений и приведите их примеры.

Течения бывают тёплые (Гольфстрим) и холодные (Лабрадорское); постоянные (Северные и Южные пассатные) и сезонные (течения в северной части Индийского океана). Также течения бывают поверхностные (Перуанское), глубинные и придонные.

5. Установите соответствие течение - тёплое (холодное).

Тёплые течения обозначим буквой А: Гольфстрим, Куросио, Бенгальское.

Холодные течения обозначим буквой Б: Западных ветров, Перуанское, Калифорнийское.

Это я могу

6. Приведите примеры взаимодействия океана и атмосферы.

Тёплое течение Гольфстрим приближается к Западной Европе и нагревает поверхностные слои атмосферы. Поэтому климат в Европе мягче, чем на соответствующих широтах Северной Америки, где течёт холодное Лабрадорское течение.

Южное пассатное течение приносит тёплую экваториальную воду на юго-запад Тихого океана. Там вода испаряется и проливается обильными осадками в Индонезии и в Австралии.

7. Дайте характеристику течению Западных ветров по плану: географическое положение, вид течения по: свойствам воды (холодное, тёплое), происхождению, устойчивости (постоянное, сезонное), расположению в толще воды (поверхностное, глубинное, придонное).

Характеристика течения Западных ветров по плану

Географическое положение: вдоль берегов Антарктиды.

Свойства воды: холодное.

Происхождение: ветровое.

Устойчивость: постоянное.

Расположение в толще воды: поверхностное.

Это мне интересно

8. В древности, не зная настоящих причин образования течений в океане, мореходы считали, что Нептун - римский бог морей - мог утащить судно в океаническую пучину. Используя сведения из научно-популярной и художественной литературы, интернета, соберите материалы о кораблях, исчезновение которых связано с течениями.

Доклад "Исчезновения и катастрофы кораблей, связанные с течениями", пример

Во времена античности, когда люди плавали по морям на крошечных парусных судах, океанические течения представлялись божественной силой, способной легко погубить их корабли. Наверняка, такие страхи появились не на пустом месте и множество отважных первопроходцев древности навсегда упокоились в глубинах морей по вине течений, которые делали с их судами, всё, что хотели.

Однако, достоверных сведений о тех катастрофах история не сохранила. Гораздо больше материалов можно найти о катастрофах Средних веков, когда парусные суда начали пересекать океаны и, естественно, чаще встречаться с течениями.

Одним из самых коварных морей для мореходов оказалось Саргассово. По сути, это огромный водоворот в океане, образованный четырьмя течениями: Гольфстримом, Северо-Атлантическим, Канарским и Северным пассатным. Парусники захватывались этим водоворотом и бесконечно кружились в его водах, не в силах выбраться обратно. Многие сотни кораблей и неопытных капитанов сгинули в этих водах. Саргассово море даже стали называть кладбищем кораблей.

В литературе многие именитые писатели обращались к теме Саргассова моря. Так, Александр Беляев написал роман "Остров погибших кораблей", в котором описал множество судов захваченных Саргассовым морем и навсегда в нём пропавших.

Английский писатель Уильям Ходжсон написал цикл повестей "Истории Саргассового моря", в которых герои на корабле оказываются в этом зловещем месте. Туда их также приносят течения.

У французского писателя Жюля Верна многие герои оказываются в опасных ситуациях, связанных с течениями. Так, в романе "Пятнадцатилетний капитан", шхуна главных героев минует мыс Горн и оказывается в Африке, вместе Америки. Виноваты в этом морские течения, изменившие курс судна.

Про коварные течения Тихого океана можно прочитать и в рассказе Джека Лондона "Потомок Мак-Коя". Там, терпящее бедствие судно вынуждено плыть мимо островов по воле течений, не имея возможности приблизиться к земле.

А в романе "20 тысяч лье под водой", герои оказываются в Атлантическом океане в водовороте Мальстрём, образованным приливными и отливными течениями, и чудом спасаются. Кстати, именно Мальстрём в древности считался пастью ужасного чудовища, пожиравшей корабли.

Сейчас мы прекрасно знаем, как образуются течения в океанах. Давно составлены их подробные карты и даны рекомендации мореплавателям. Но время от времени даже в наши дни спутниковой навигации случаются таинственные исчезновения кораблей, которые можно объяснить воздействием морских течений. 

воскресенье, 27 августа 2023 г.

Как заполнить таблицу "Климатические пояса, характеристика"

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 55

Параграф 14 "Климатические пояса и области Земли"

Как влияет на климат географическая широта. Как влияет на климат поверхность материков и океанов. Сколько на Земле климатических поясов. Чем определяют разные сочетания климатообразующих факторов.

Это я знаю

1. Перечислите основные климатообразующие факторы. Какой фактор самый главный?

Самый главный фактор: географическая широта.

Другие факторы: подстилающая поверхность, удалённость от океанов и морей, циркуляция воздушных масс, океанические течения, рельеф и абсолютная высота суши.

2. Объясните, как влияет подстилающая поверхность на климат территории.

Воздушные массы над океанами более прохладные и влажные, они смягчают годовые колебания климатических показателей, например, амплитуду температуры. Над сушей воздушные массы более сухие, там резче разница температур и других показателей в течении года.

3. Приведите примеры влияния удалённости от океанов на климат территории.

Чем дальше от океана удалена территория, тем сильнее там разница в климатических показателях между зимой и летом. Для континентального климата характерны большие перепады температур, невысокая облачность, сравнительно малое количество осадков. Типичный пример такого климата - Юго-Восточная Сибирь. Зимой здесь температура может опускаться до -50 градусов, а летом подниматься до +40. А вот во Владивостоке, который расположен на берегу океана, такой разницы температур нет. Там мягкие зимы и тёплое лето. И очень большое количество осадков.

4. Чем отличается основной климатический пояс от переходного?

В основном климатическом поясе преобладают воздушные массы определённого, характерного именно для него типа. В переходный климатический пояс приходят воздушные массы из соседних основных поясов: летом из более близкого к экватору, зимой - из более близкого к полюсу.

Это я могу

5. По карте "Климатические пояса и области Земли" назовите основные и переходные климатические пояса.

Основные пояса: Экваториальный, два Тропических, два Умеренных, Арктический и Антарктический (7 штук).

Переходные: два Субэкваториальных, два Субтропических, Субарктический и Субантарктический (6 штук).

6. Определите тип климата по совокупности признаков: температура января -10...-15 градусов, июля +20...+25. Осадки выпадают в течение года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен такой тип климата?

Эти признаки характерны для Умеренного континентального климата. Такой климат можно встретить в Евразии - Сибирь, и в Северной Америке.

7. По климатической диаграмме рисунок 35 определите тип климата.

Из диаграммы мы узнаём:

Температура января +12 градусов.

Температура июля +23 градуса.

Количество осадков в течении года: 611 мм с зимним максимумом.

Это особенности Субтропического климата Средиземноморского типа (западных побережий).

8. Заполните таблицу.

Пример заполнения таблицы "Климатические пояса, характеристика"

Таблица "Климатические пояса", 7 класс

Заполняя таблицу, помните, что многие климатические пояса делятся на сухие и влажные, а субантарктический и антарктический пояса в общем похожи на субарктический и арктический. В примере заполнения даны усреднённые значения характеристик. Для поясов, расположенных в южном полушарии значения температур следует поменять местами, январь там самый жаркий месяц.

Это мне интересно

9. В какой климатический пояс вы бы захотели отправиться отдыхать летом? Какая одежда вам будет особенно необходима в путешествии?

Я бы хотела отправиться летом в страны с Средиземноморским типом климата (субтропический), например, Черногорию или Италию. Там летом мало осадков и много солнца. Мне очень пригодится летняя одежда: шорты, майки, купальник.

суббота, 26 августа 2023 г.

Как заполнить таблицу "Пассаты, муссоны. западные, восточные ветры"

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 49

Параграф 13 "Общая циркуляция атмосферы"

Могут ли меняться воздушные массы. Что такое пассаты. Как возникают другие господствующие ветра.

Это я знаю

1. Какие типы воздушных масс вы знаете?

Существует пять типов воздушных масс: экваториальные, тропические, умеренные, антарктические и арктические. У них есть морская и континентальная разновидности, кроме экваториальных и антарктических масс.

2. Как образуются пассаты и в каких направлениях они дуют?

Пассаты образуются из-за разности давления воздуха на экваторе и в тропиках. Они дуют из тропиков в сторону экватора, где давление у поверхности всегда ниже. В Северном полушарии пассаты дуют с северо-востока, в Южном - с юго-востока.

3. Как образуются западные ветры умеренных широт?

Давление атмосферы у поверхности в тропиках, выше, чем в умеренных широтах. Воздушные массы начинают перемещаться в области с более низким давлением. Так образуются западные ветры умеренных широт или западный перенос. Западный перенос существует и в Северном, и в Южном полушариях.

4. Что такое муссоны? В каких направлениях они дуют?

Муссоны - это ветра возникающие из-за разницы атмосферного давления над сушей и над океаном, которая возникает из-за неравномерного нагрева солнечными лучами.

Муссоны - сезонные ветра, меняющие своё направление дважды в год. Летние муссоны дуют с океана на сушу, зимний - с суши в океан.

5. Выберите верный ответ. Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами, называют...

Выбираем вариант Б: воздушной массой.

6. Заполните пропуски в предложении: "Направление пассатов в Северном полушарии..., в Южном - ..."

Вставляем слова:

В Северном полушарии северо-восточное, в Южном - юго-восточное.

7. Название этих ветров, в переводе на русский язык, означает "ветры, благоприятствующие переезду". Действительно, во времена парусного флота они помогали совершать путешествия из Европы в Америку. Их называют...

Это пассаты. Пассаты Северного полушария дуют с северо-востока, помогая кораблям приблизиться к Америке.

Это я могу

8. Заполните таблицу, указав области распространения и отличительные черты господствующих ветров.

Пример заполнения таблицы "Пассаты, муссоны. западные, восточные ветры"

Таблица "Свойства господствующих ветров"

Это мне интересно

9. Общей циркуляцией атмосферы называют совокупность воздушных течений планетарного масштаба, характеризующихся относительным постоянством. Каково, на ваш взгляд, значение общей циркуляции атмосферы на Земле для природы в целом; для человека?

Для природы в целом общая циркуляция атмосферы способствует выравниванию температуры и влажности в разных областях земного шара, что формирует климат на поверхности планеты. Так, горячие атмосферные массы из тропиков приносят в прохладные умеренные широты тёплую, жаркую погоду.

Для человека общая циркуляция создаёт комфортные условия для проживания в различных уголках земного шара, выравнивая климатические условия.

пятница, 25 августа 2023 г.

С чем связано распределение облачности и осадков на Земле

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 45

Параграф 12 "Давление воздуха и осадки на разных широтах"

Как распределяется атмосферное давление на Земле. От чего зависит количество осадков.

Это я знаю

1. Почему в области экватора у поверхности Земли атмосферное давление низкое, а в верхних слоях тропосферы высокое?

В области экватора воздух у поверхности нагревается сильнее всего. Он становится легче и поднимается в тропосферу, где остывает и давление повышается.

2. В каких широтах располагаются пояса пониженного атмосферного давления, а в каких - повышенного атмосферного давления?

Пояса пониженного давления находятся возле экватора и в умеренных широтах.

Пояса повышенного давления - в тропиках и вокруг полюсов.

3. Назовите основную причину образования поясов атмосферного давления.

Пояса атмосферного давления образуются из-за неравномерного поступления солнечного тепла к разным участкам земной поверхности.

4. С чем связано распределение облачности и осадков на Земле?

Распределение облачности и осадков зависит от температуры и давления воздуха, а также от рельефа местности, океанических течений, ветрами и сезонами года.

Это я могу

5. По карте на рисунке 29 определите, каково среднегодовое количество осадков на пересечении нулевого меридиана и Северного тропика. Сравните со средним количеством осадков в вашей местности.

Нулевой меридиан пересекает Северный тропик на территории Африки, в пустыне Сахара. Там среднегодовое количество осадков менее 100 мм.

В районе Москвы среднегодовое количество осадков от 500 до 1000 мм. Разница обусловлена нахождением Москвы в умеренном поясе пониженного атмосферного давления, а Сахары - в тропическом поясе повышенного давления.

Среднегодовое количество осадков, карта


6. Сопоставляя карту на рисунке 29 и физическую карту мира, определите территории, на которых в год выпадает осадков: менее 100 мм, от 500 до 1000 мм, 2000 мм и более. Объясните, как это связано с распределением поясов атмосферного давления.

Менее 100 мм выпадает в Сахаре, на Аравийском полуострове, в Иране, Пакистане и в Тибете.

От 500 до 1000 мм выпадает в Западной и Восточной Европе, на Дальнем Востоке, на Центральной равнине Канады и США, вдоль Восточного побережья Австралии и в ряде других мест.

2000 и более мм осадков выпадает на Амазонской низменности, в ряде районов Экваториальной Африки, островах Индонезии, вдоль восточного побережья Бенгальского залива и в устье Ганга.

четверг, 24 августа 2023 г.

Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 42

Параграф 11 "Температура воздуха на разных широтах"

От чего зависит температура воздуха.

Это я знаю

1. Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле?

Изменение температуры воздуха объясняется разным количеством солнечного тепла, которое получают разные пояса.

2. Что такое изотерма?

Изотерма - линия, соединяющая точки с равным значением температуры.

3. Почему границы поясов освещённости и тепловых поясов не совпадают?

Границы поясов освещённости и тепловых не совпадают из-за влияния рельефа поверхности и подстилающей поверхности, а в океанах - из-за влияния течений.

4. Сколько на Земле тепловых поясов?

На Земле 7 тепловых поясов: один Жаркий пояс и по два Умеренных, Холодных и пояса Мороза.

5. В каких тепловых поясах расположена наша страна?

Россия расположена в Северных Умеренном и Холодном поясах.

Это я могу

6. Изучите рисунок 25. Ответьте на вопросы: На какой параллели бывает Солнце 22 июня, 22 декабря? Какой пояс получает больше всего тепла, меньше всего тепла?

22 июня Солнце бывает на Северном тропике или параллели 23.5 градуса северной широты.

22 декабря Солнце бывает на Южном тропике или параллели 23.5 градуса южной широты.

Больше всего тепла получает Тропический пояс, меньше всего - Северный и Южный Полярные пояса

7. По карте тепловых поясов на рисунке 26 определите, как проходит среднегодовая изотерма +20 градусов по территории Африки. Какой вывод вы можете сделать?

Изотерма 20 градусов проходит на северо-западе Африки и на юго-западе Африки.

Вывод: Почти вся Африка лежит в Жарком поясе, где среднегодовые температуры превышают +20 градусов. 

Изотерма сдвинута к западной оконечности Африки из-за влияния Атлантического океана, который понижает температуру воздуха.

Южная изотерма круто спускается к югу, по мере удаления от побережья океана. Можно предположить, что вдоль юго-западного побережья Африки двигается холодное океаническое течение, влияющее на температуру.

Карта тепловых поясов Земли


среда, 23 августа 2023 г.

Объяснение схемы "Образование горных пород", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 39

Параграф 10 "Природные ресурсы земной коры"

Какие природные ресурсы земной коры использует человек. Что происходит с горными породами в природе. Где искать полезные ископаемые.

Это я знаю

1. Что такое земельные ресурсы? минеральные ресурсы?

Земельными ресурсами называются территории, где возможно расселение людей и размещение объектов хозяйственной деятельности.

Минеральные ресурсы - это природные вещества, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.

2. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

Минеральные ресурсы человек использует для получения продуктов, необходимых для жизни, или энергии. Следовательно без них наша жизнь была бы некомфортной и скучной.

3. Чем обусловлено размещение полезных ископаемых?

Размещение полезных ископаемых связано со строением земной коры и историей её развития.

4. Какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых?

Рудные полезные ископаемые находятся на щитах древних платформ и в древних складчатых областях. Там же находят месторождения золота и алмазов.

Осадочные полезные ископаемые сосредоточены на плитах платформ, равнинах и плоскогорьях.

5. Где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения?

Нефтегазовые месторождения сосредоточены на плитах древних и молодых платформ, шельфах морей, во впадинах. Географически это Западная Сибирь, Мексиканский залив и Карибское море, Персидский залив, Северное и Каспийское моря.

6. Какие минеральные ресурсы размещены в вашей местности?

Для ответа нужно узнать, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Например, в Московской области есть месторождения осадочных полезных ископаемых: глины, доломитов, фосфоритов. А в Курской области есть месторождения железных руд. 

7. Выберите верный ответ. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены в основном:

Выбираем вариант Б: к плитам платформ. Плиты платформ покрыты слоем осадочных пород, в которых и находятся полезные ископаемые.

Это я могу

8. Используя схему "Образование горных пород", объясните, какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ.

Магма из мантии может подниматься на поверхность, изливаться лавой и застывать, образуя магматические горные породы.

Также магма может не пробиться на поверхность, остыть и закристаллизоваться внутри земной коры. Тогда образуются глубинные магматические породы.

Глубинные породы также могут оказаться на поверхности в результате движения земной коры. На поверхности магматические породы начинают разрушаться и постепенно образуют слой осадочных пород. Осадочные породы либо остаются на поверхности, покрываясь слоем почвы, либо погружаются вглубь земной коры.

Могут глубинные магматические породы опуститься, опять же в результате движения земной коры, оказаться в мантии и вновь стать расплавленным веществом.

Однако, если такие породы не достигнут мантии, они не расплавятся, а перекристаллизуются, образуя метаморфические породы. Дальше их ждёт общая судьба всех пород: подъём на поверхность и разрушение с образованием осадочных пород, или погружение в мантию и расплавление.

Образование горных пород, схема

Это мне интересно

9. Считается, что в каменном веке почти единственным полезным ископаемым был кремень, из которого изготавливали наконечники стрел, топоры, рубила. Как, по вашему мнению, изменились с течением времени представления людей о многообразии полезных ископаемых.

Со временем люди открывали всё новые полезные ископаемые и учились их использовать. Они нашли уголь и смогли отапливать жилища, нашли руды и смогли изготавливать медные, бронзовые и железные предметы быта и оружие. Постепенно люди осознали, что мир полезных ископаемых велик и многообразен и что каждое ископаемое может принести пользу человеку. Надо лишь изучить его свойства и научиться использовать.

10. Известный отечественный геолог Фирсман писал: "Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию". Раскройте смысл этих слов.

Фирсман имел в виду то, что полезные ископаемые кажутся неприглядными и бесполезными тем, кто не понимает их свойств и возможностей. А он, как великий ученый, мечтал, чтобы человечество познало свойства всех полезных ископаемых, познало их полезность, а значит внутреннюю красоту природных материалов.

вторник, 22 августа 2023 г.

План работы с картой "Строение земной коры", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 35

Параграф 9 "Земная кора на карте"

Как развивались платформы и складчатые области. Что показывает карта строения земной коры. Как размещаются на Земле горы и равнины.

Откройте атлас

1. Найдите и покажите на физической карте мира горы и равнины, выделенные в тексте параграфа жирным цветом.

Жирным текстом выделены:

  1. Амазонская равнина.
  2. Ла-Платская равнина.
  3. Бразильское плоскогорье.
  4. Гвианское плоскогорье.
  5. Восточно-Европейская равнина.
  6. Великая равнина.
  7. Центральная равнина.
  8. Западно-Сибирская равнина.
  9. Гималаи.
  10. Кавказ.
  11. Анды.
  12. Альпы.
  13. Кунь-Лунь.
  14. Тянь-Шань.
  15. Уральские горы.
  16. Алтай.
  17. Аппалачи.
  18. Большой Водораздельный хребет.

горы и равнины на физической карте

Это я знаю

2. Что называется платформой? Как возникли платформы и складчатые области?

Платформа - это крупный устойчивый участок земной коры с кристаллическим фундаментом в основании, на обширном участке покрытый осадочным чехлом.

Платформы возникли в процессе развития земной коры.

Складчатые области возникли в процессе горообразования.

3. Объясните, чем отличаются платформы от складчатых областей. На каком участке земной коры расположена ваша местность?

Платформа - устойчивый участок земной коры, состоящий из фундамента и осадочных пород, слои которых залегают в основном горизонтально. Слои горных пород складчатых областей смяты в складки.

Московская область лежит в зоне древней Восточно-Европейской платформы.

4. К каким участкам земной коры приурочены горы, а к каким - равнины?

Горы приурочены к зонам складчатости, а равнины - к платформам.

Это я могу

5. На карте "Строение земной коры" найдите и назовите обозначенные платформы. Посмотрите, в основании каких материков лежит только одна крупная платформа.

На карте мы видим Северо-Американскую и Южно-Американские платформы, Восточно-Европейскую, Африкано-Аравийскую, Индийскую, Австралийскую и Сибирскую платформы.

Одна крупная платформа лежит в основании всех материков, кроме Евразии: Африки, Австралии, Северной и Южной Америк.

6. На основе рубрики "Читаем карту" составьте план, раскрывающий последовательность работы с картой строения земной коры.

План работы с картой "Строение земной коры"

  1. Найти на карте древние платформы и определить их названия.
  2. Найти закономерность формы рельефа и места выхода щитов древних платформ: плоскогорья Восточно-Африканское, Бразильское.
  3. Найти на карте молодые платформы.
  4. Найти на карте области древней складчатости и соотнести их с горами: Скандинавские, Аппалачи, Алтай, Уральские.
  5. Найти области молодой складчатости и соотнести их с горами: Альпы, Гималаи, Кавказ.
  6. Найти на карте зоны разломов в океанической коре и соотнести их с границами литосферных плит.


понедельник, 21 августа 2023 г.

Сравнение очертания древних и современных материков, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 31

Параграф 8 "Развитие земной коры"

Как формировался облик Земли. Как проявляется развитие земной коры на разных территориях.

Откройте атлас

1. По карте на рисунке 18 изучите расположение литосферных плит. Как они называются и как проходят их границы.

Выделяются 8 литосферных плит: Евразиатская, Африканская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Антарктическая, Тихоокеанская и плита Наска.

Границы плит проходят по рифтовым зонам - гигантским разломам в земной коре. Большая часть рифтов находится на дне океанов и морей, но в ряде случаев они пролегают по суше, как в Восточной Африке или зоне Гималаев.

Карта литосферных плит

Это я знаю

2. Для чего люди изучают земную кору?

Люди изучают земную кору, чтобы узнать, как наилучшим образом использовать свою территорию: где строить города, прокладывать дороги, добывать ископаемые и так далее.

3. Как происходило формирование облика нашей планеты?

Потоки магмы прорывали первичную кору и быстро застывали на поверхности. Они образовали древние платформы материков, по окраинам которых шло горообразование. Каменная оболочка разрывалась, одни участки возвышались, другие прогибались, часть суши затапливало морями, но общая её площадь всё время увеличивалась. На суше и в морях накапливались слои осадочных пород.

4. Почему говорят о циклическом развитии земной коры?

Циклическим развитие земной коры называют потому, что этапы горообразования сменялись этапами спокойного развития и так происходило много раз.

5. Назовите основные геологические эры в развитии природы Земли.

Архейская, Протерозойская, Палеозойская. Мезозойская и Кайнозойская эры.

6. В чём суть теории литосферных плит?

Суть теории литосферных плит в их медленном перемещении по пластичному слою верхней мантии, их взаимном столкновении и расхождении.

7. Продолжите предложение: "При столкновении двух литосферных плит с материковой корой образуются ..., а при столкновении литосферных плит, одна из которых с материковой корой, а другая - с океанической, ..."

В первом случае запишем слово "горы". Они образуются при столкновении двух плит с материковой корой.

Во втором случае запишем слова "глубоководные желоба и островные дуги".

Это я могу

8. По рисунку 17Б сравните очертания древних и современных материков. Найдите сходства и различия.

Сходства:

Очертания современных материков во многом похожи на очертания частей древнего материка, материков.

Различия:

Современные материки разделены океанами, в древности существовал лишь один материк Пангея, окружённый океаном со всех сторон.

Это мне интересно

9. В 1915 году немецкий геофизик Вегенер обосновал теорию дрейфа материков. Какие натолкнули учёного на такое предположение?

На это предположение учёного натолкнуло сходство очертаний берегов Западной Африки и восточного побережья Южной Америки. Они почти точно повторяют друг друга.

воскресенье, 20 августа 2023 г.

Пример таблицы "Самые многонаселённые страны мира", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 26

Параграф 7 "Страны мира"

Чем страны мира отличаются друг от друга. Республики и монархии - каких стран больше. Что такое хозяйство. какие страны самые развитые.

Это я знаю

1. По каким показателям различаются страны мира?

Страны различаются: по размерам территории, по числу жителей, по географическому положению, по экономическому развитию, по государственному правлению.

2. Выберите верный ответ. Самое крупное по площади государство мира...

Выбираем ответ А: Россия.

3. Выберите верны ответ. Самую большую численность населения имеет...

Выбираем ответ В: Китай.

В скором времени придётся выбирать ответ С: Индия, так как эта стран скоро обгонит Китай по численности населения.

4. Страны с каким государственным устройством наиболее распространены в мире?

В мире больше всего республик, стран с республиканской формой правления.

5. Какие страны лидируют по объёму экономики?

На первом месте по объёму экономики уже долгое время находится США. На втором - Китай и он скоро может обогнать США. Потом идут Япония, Индия, Германия, Франция и другие страны.

Это я могу

6. На политической карте мира найдите самые большие по площади страны, самые населённые страны и самые экономически мощные страны, названные в тексте параграфа. На каких материках особенно много таких стран?

Самые большие по площади страны

  1. Россия - материк Евразия.
  2. Канада - материк Северная Америка.
  3. Китай - материк Евразия.
  4. США - материк Северная Америка.
  5. Бразилия - материк Южная Америка.
  6. Австралия - материк Австралия.

Самые населённые страны

  1. Китай - материк Евразия.
  2. Индия - материк Евразия.
  3. США - материк Северная Америка.
  4. Индонезия - материк Евразия.
  5. Бразилия - материк Южная Америка.
  6. Пакистан - материк Евразия.
  7. Бангладеш - материк Евразия.
  8. Нигерия - материк Африка.
  9. Россия - материк Евразия.

Самые экономически мощные страны

  1. США - материк Северная Америка
  2. Китай - материк Евразия.
  3. Япония - материк Евразия
  4. Индия - материк Евразия.
  5. Германия - материк Евразия.
  6. Франция - материк Евразия.
  7. Великобритания - материк Евразия.
  8. Италия - материк Евразия.
  9. Бразилия - материк Южная Америка.
  10. Россия - материк Евразия.
Больше всего экономически развитых стран в Евразии.

7. Заполните таблицу "Самые многонаселённые страны мира".

Пример заполнения таблицы "Самые многонаселённые страны мира"

Таблица "Самые многонаселённые страны мира"

8. Проанализируйте и сравните диаграммы на рисунке 15. Определите черты различия и сделайте вывод об уровне их экономического развития.

На рисунке 15 мы видим три диаграммы, показывающих структуру хозяйства трёх стран: США, Китая и Центрально Африканской республики.

США самая экономически развитая страна в мире и большую часть его хозяйства составляет сфера услуг. На втором месте - промышленность, а сельское хозяйство занимает совсем крошечную часть экономики.

В Китае на первом месте стоит промышленность, на втором - сфера услуг, а сельское хозяйство занимает 15% экономики, что также не мало. Экономически Китай также хорошо развит.

В ЦАР сельское хозяйство стоит на первом месте, промышленность на втором, а сфера услуг - на третьем. Экономически ЦАР развита слабо.

Вывод: чем большую долю в экономике занимают сфера услуг и промышленность, тем более экономически развитой оказывается страна. Страны, в которых большую часть экономики составляет сельское хозяйство, экономически развиты слабо.

суббота, 19 августа 2023 г.

Сравнение фотографий Токио и алтайской деревни, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 19

Параграф 5 "Города и сельские поселения"

Чем отличается город от сельского поселения. Какие города самые крупные. Какие бывают города и сельские поселения.

Это я знаю

1. Расскажите, чем города отличаются от сельских поселений.

В городе намного больше жителей, чем в селе. Они занимаются промышленным трудом, работают в сфере услуг и так далее. В городе много предприятий, магазинов, учебных заведений и прочего. Люди живут в многоквартирных домах. На селе люди занимаются в растениеводстве и животноводстве. Они живут в частных домах и знают всех соседей. Дома на селе менее благоустроены, чем дома городских жителей.

2. Что такое городская агломерация? Назовите самые крупные городские агломерации мира.

Городская агломерация - это компактное расположение городских поселений с общими хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями.

Самые крупные агломерации мира: Токио, Сан-Паулу, Мехико, Нью-Йорк, Сеул, Манила, Мумбай.

3. Чем различаются города, сельские поселения? Какие функции они выполняют? К какому типу относится город, село, в котором вы живёте?

Города различаются по своему назначению. Есть города промышленные центры, центры отдыха и туризма, религиозные, университетские, научные центры. Города выполняют функции: промышленного производства, обучения, социального обеспечения, торговли, обслуживания сельского населения и прочие.

Сельские поселения отличаются по виду хозяйственной деятельности. Их жители могут выращивать зерновые культуры, виноград, оливки, картофель, могут работать в животноводстве и на пасеках. Их основная функция - обеспечение городов продуктами.

Я живу в городе Новосибирск. Это промышленный, университетский и научный центр.

Моя подруга живёт в селе, где есть крупная птицефабрика. Её село - крупный животноводческий центр.

Это я могу

4. Найдите на карте рис 9 все перечисленные городские агломерации и определите, в каких странах они находятся.

  1. Токио - Япония.
  2. Сан-Паулу - Бразилия.
  3. Мехико - Мексика.
  4. Нью-Йорк - США.
  5. Сеул - Южная Корея.
  6. Манила - Филиппины.
  7. Мумбай - Индия.

5. Сравните фотографии города Токио и алтайской деревни на странице 16. Составьте краткое описание для каждого из этих населённых пунктов. Какие черты города и сельского поселения на этих фото видны особенно ярко?

Токио: отличается высокой плотностью застройки. В городе много высоких домов, между которыми узкие улицы. Люди живут чуть ли не на головах друг у друга. Здесь много транспорта, много магазинов и предприятий сферы обслуживания. Здесь хорошо развита промышленность, а люди задыхаются от выхлопных газов.

Алтайская деревня: отличается малым количеством населения. Люди живут в своих маленьких домах, имеют подсобное хозяйство - огороды. Между домами много зелени, вокруг - поля. Здесь нет асфальта, нет предприятий, сфера обслуживания практически отсутствует. Но здесь свежий воздух и хорошая экология.

Наиболее ярко на снимках видна плотность застройки. Она очень густая для Токио, и совсем редкая для деревни.

Токио и алтайская деревня, сравнение

6. Если у вас есть знакомые или родственники в других городах и сёлах, напишите им и попросите их написать о своём. Какие различия вы установили?

Моя подружка живёт в Сочи. Это город-курорт, где много людей, но нет слишком высоких зданий. Плотность застройки там тоже высокая, но промышленных предприятий почти нет. Зато много санаториев и гостиниц. Люди туда едут отдыхать, а местное население работает в сфере обслуживания.

Это мне интересно

7. Сравните свой город с другим городом, в котором вы побывали. Сформулируйте, какие, с вашей точки зрения, есть у них преимущества и недостатки. А что по этому поводу думают ваши родители, родственники, друзья?

Сравним город Новосибирск или иной промышленный центр с городом Сочи.

Преимущества Новосибирска: возможность получить хорошее образование и найти высокооплачиваемую работу, множество магазинов и предприятий сферы обслуживания, 

Недостатки Новосибирска: холодный климат зимой, мало мест для отдыха, загрязнения атмосферы пылью и выхлопами.

Преимущества Сочи: тёплый климат и море, где можно купаться и отдыхать, много концертов, почти всё находится в шаговой доступности.

Недостатки Сочи: трудно найти работу и получить хорошее образование, много приезжих, частые наводнения.

8. Как вы думаете, в каком из известных вам городов или сёл можно было бы решить наилучшим образом такие задачи, как: найти интересную работу, получить хорошее образование, подлечиться, отдохнуть, развлечься, найти друзей? 

Найти интересную работу и получить хорошее образование проще всего в столице и других городах-миллионерах: Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани.

Подлечиться и отдохнуть лучше в городах-курортах, например в Сочи, Анапе.

Развлечься можно в крупных городах, а найти друзей - везде.

пятница, 18 августа 2023 г.

Пример заполнения таблицы "Языковая семья/Группа/Народы" 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 15

Параграф 4 "Народы, языки и религии"

К какому народу мы относимся. На каких языках мы говорим. Какие существуют религии.

Это я знаю

1. Чем народы отличаются друг от друга?

Народы отличаются языком, культурой материальной и духовной, территорией проживания и этническим самосознанием.

2. Что такое языковые семьи?

Это совокупность языков, произошедших от одного корня.

3. Назовите самые распространённые в мире языки; официальные международные языки.

В мире распространены: английский, китайский, хинди, арабский, испанский языки.

Международными считаются: английский, китайский, русский, французский, испанский, арабский языки.

4. Выберите верный ответ. Наиболее распространённая на севере Африке и в Юго-Западной Азии...

Выбираем ответ В: ислам. Это регионы, где расположены арабские страны, в которых распространено мусульманство (ислам).

5. Какие вы знаете национальные религии?

Национальными религиями являются: конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, иудаизм у евреев.

Это я могу

6. По карте "Народы и плотность населения мира" в атласе выясните какие существуют языковые семьи и группы, какие народы к ним относятся. Заполните таблицу "Языковая семья/Языковая группа/Народы".

В атласе указано, что существует 24 языковые семьи. Возьмём для заполнения таблицы Индоевропейскую семью.

Пример заполнения таблицы "Языковая семья/Языковая группа/Народы"

Таблица "Языковая семья/Языковая группа/Народы".

7. Проанализируйте карту на рисунке 6 и назовите наиболее распространённую религию мира.

На карте мы видим, что наиболее распространённой религией оказывается Христианство, которое представлено тремя направлениями: католицизмом, протестантством и православием.

8. Выясните, какие народы проживают в вашей местности.

Выясним, какие народы проживают в Московской области. Для этого воспользуемся статьёй в электронной энциклопедии, например, в Википедии. Найдём в статье пункт "Население" и подпункт "Национальный состав". Там мы прочитаем, что в Московской области проживают:

  1. Русские.
  2. Украинцы
  3. Армяне.
  4. Татары.
  5. Белорусы.
  6. Узбеки.
  7. Молдаване.
  8. Азербайджанцы и другие.
Коренным населением являются русские.

Это мне интересно

9. Из десяти тысяч языков, которые существовали в истории человечества, сегодня говорят примерно на пяти тысячах. По прогнозам, в течение нашего столетия число языков уменьшиться на 50-90%. Выскажите своё отношение к такому прогнозу.

Этот прогноз говорит о том, что в мире исчезнут многие малые народности, растворятся среди более крупных этносов. А значит исчезнут носители этих языков.

Моё отношение к этому факту двойственное. С одной стороны жаль, что теряется этническое разнообразие планеты, исчезают самобытные культуры и языки. С другой стороны, люди становятся единым народом, что не может не радовать.

четверг, 17 августа 2023 г.

Анализ карты из географического атласа по плану, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 10

Параграф 3 "Географические карты"

Как выглядит наша Земля на картах разных проекций. Каким способом отображают информацию на картах.

Это я знаю

1. Какие существуют картографические проекции? В каких картографических проекциях созданы карты Приложения (стр. 242-253)?

Самые распространённые виды картографических проекций: азимутальные, цилиндрические и конические.

Физическая карта мира выполнена в цилиндрической проекции. 

Карта мирового океана в конической проекции, также как физические карты материков и политическая карта мира.

Карта Антарктиды выполнена в азимутальной проекции.

2. Перечислите способы картографического изображения.

  1. Внемасштабные значки (месторождения ископаемых, города).
  2. Линейные знаки (реки, границы).
  3. Площадные знаки (озёра, леса).
  4. Изолинии (горизонталь, изотерма, изобара).
  5. Качественный фон (типы литосферных плит или почв).
  6. Ареалы (область распространения явления, обитания животных).
  7. Знаки движения (направление ветров, течений).
  8. Картодиаграммы (процент чего-либо на территории).
  9. Картограммы (количественная характеристика территории).

3. Закончите предложения: "Чем крупнее масштаб карты, тем ... показана изображаемая местность", "Чем больше охват территории, тем ... должен быть масштаб карты, в котором она изображена".

В первом предложении вставим слово "детальней". Чем крупнее масштаб, тем больше мелких деталей на карте можно увидеть.

Во втором предложении вставим слово "мельче". Самым мелким масштабом обладают карты полушарий, а показывают они самый большой охват территории.

Это я могу

4. Используя несколько карт по выбору из географического атласа, приведите примеры различных способов картографического изображения. Укажите название карты и её местоположение в атласе (номер страницы). Какие способы картографического изображения применялись на картах Приложения?

Карта "Строение земной коры", стр. 5-6 атласа

На ней мы видим:

  1. Внемасштабные значки - условные знаки месторождений полезных ископаемых, вулканы.
  2. Линейные знаки - реки.
  3. Площадные знаки - озёра.
  4. Качественный фон - платформы и области складчатости.
  5. Ареалы - зоны землетрясений.
  6. Знаки движения - направление движения литосферных плит.
Карта "Австралия. Климат", стр. 25

На ней мы видим:

  1. Внемасштабные значки - города.
  2. Линейные знаки - реки.
  3. Площадные знаки - озёра.
  4. Изолинии - изотермы.
  5. Знаки движения - направление ветров.
  6. Картограммы - количество осадков.

На картах Приложения применялись следующие виды картографического изображения: внемасштабные значки, линейные знаки, площадные знаки, качественный фон, знаки движения.

5. Выберите из географического атласа карту и проанализируйте её по плану: название карты; какая картографическая проекция использовалась для создания карты; как классифицируется данная карта по охвату территории, содержанию, масштабу; какую информацию можно получить с этой карты.

Анализ карты "Австралия. Климат" со страницы 25

  1. Название карты: "Австралия. Климат".
  2. Проекция: коническая.
  3. Классификация по охвату территории: карта материка; по содержанию: тематическая (климат); по масштабу: мелкомасштабная (1:50 000 000).
  4. С этой карты мы получаем информацию: о средних температурах января и июля, максимумах температуры, преобладающих направлениях ветров, среднегодовом количестве осадков.
Анализ карты "Австралия. Климат" по плану


среда, 16 августа 2023 г.

Сравнение городов Токио и Сиракузы по фотографии, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 6-7

Параграф 2 "Учимся с Полярной звездой"

Получаем информацию, изучая фотографии

1. Перед вами два снимка городов мира. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы.

А. На первом фото город Токио.

1. Что говорит о том, что перед вами большой современный город?

Об этом говорят многочисленные высотные здания, широкий проспект, по которому двигается множество машин.

2. Что можно сказать о застройке в этом городе?

Застройка очень плотная, здания стоят вплотную друг к другу, свободного пространства между ними почти нет.

3. По каким признакам можно догадаться, что в городе огромное население и живёт оно в тесноте?

Об этом можно догадаться по густой застройке, высотных зданиях, множеству машин.

4. Что можно сказать об освещении улиц?

Ночное освещение очень яркое. Прекрасно освещён проспект, видно множество световой рекламы.

5. Что можно предположить о дорогах и автомобилях?

Мы можем предпологать, что в Токио хорошие, широкие дороги, по которым всегда едет множество машин. Люди в городе предпочитают передвигаться на машинах.

Б. На втором фото город Сиракузы в Италии.

1. Что указывает на то, что Сиракузы - старый город?

Мы видим старинные двухэтажные здания. Окна первого этажа расположены почти вровень с тротуаром, а значит построен дом был очень давно - он "врос" в землю.

2. Какие дома и улицы в этом городе?

Дома в городе низкие, двухэтажные, каменные или кирпичные. Улицы очень узкие.

3. Какими средствами передвижения пользуются жители? Почему?

Жители пользуются мотоциклами, велосипедами, реже автомобилями. По узким улицам трудно разъехаться машинам, поэтому проще и быстрее достичь нужного места на мотоцикле. Да и город видимо небольшой, его можно пересечь даже пешком.

4. По каким признакам можно предположить, что у города не хватает средств на ремонт зданий?

Видно, что фасады домов давно не ремонтировались. На крышах заметны трубы печного отопления, а значит и внутри здания давно не было ремонта.

5. Как вы считаете, посредством каких видов деятельности может зарабатывать деньги этот город?

Сиракузы могут зарабатывать деньги за счёт туризма. Это старинный город, в котором наверняка есть памятники старины, музеи, достопримечательности. Там даже Архимед жил.

2. Перед вами остров в океане, сфотографированный с воздуха.

Как вы думаете, в каких широтах, высоких или низких, сделано фото?

Это низкие широты, рядом с экватором или тропиками.

По каким признакам можно догадаться, что глубина у берегов небольшая?

На снимке видно дно возле острова, водоросли или кораллы, цвет воды у берега ярко-голубой.

Что можно предположить о живой природе острова?

На острове богатая растительность, вероятно много насекомых, птиц, есть пресмыкающиеся. Крупных животных скорее всего нет.

Чем бы отличались фото острова от этого снимка, если бы фотограф делал снимки на берегу? Что бы вы смогли увидеть дополнительно, а что - не увидеть вовсе?

На снимке с берега мы бы не увидели контуры острова, его форму и размеры. Но мы бы увидели природу острова - растительность, песок, скалы, прибой и многие другие мелкие детали.

3. Перед вами скала у побережья острова Искья в Средиземном море.

Какие природные силы придали скале удивительную форму?

Эту форму скале придали силы выветривания, а именно морской прибой, волны, постоянно подтачивающие нижнюю часть скалы.

Почему редкая растительность на вершине имеет желтовато-коричневую окраску? В какой сезон года, по вашему мнению, сделан снимок?

На скале мало пресной воды. Скорее всего, она попадает сюда лишь с дождями. Поэтому растения засыхают и имеют такой цвет. Мне кажется, это лето, самый засушливый и жаркий сезон.

Что вы думаете о глубине моря в этом месте?

Я думаю, что глубина небольшая. Волны оказываются высокими, а это возможно лишь на небольшой глубине у берега.

В какую сторону от скалы человеку следует плыть, чтобы выбраться на берег?

Плыть надо вправо, волны приходят с моря и сильнее размывают левую часть скалы. Значит берег в противоположном направлении. На других фото скалы Фунго, которые есть в интернете, можно увидеть береговую линию, которая действительно расположена справа.

4. Перед вами фото жительницы южных районов Вьетнама.

Как вы определите род занятий женщины?

Женщина что-то продаёт на рынке, возможно это какие-то местные плоды.

Что указывает на жаркий климат страны, в которой она живёт?

Женшина носит шапку с полями, закрывающую от солнца.

Работает женщина одна или в коллективе, большом или маленьком?

Скорее всего это семейный бизнес, то есть женщина работает в маленьком коллективе.

Как вы думаете, достаточно ли денег она зарабатывает на жизнь?

Раз не бросает эту работу, значит ей хватает. Но, скорее всего, заработок небольшой.

Как вы думаете, она добрый человек или нет? Почему?

Кажется, что женщина улыбается, наверное, она добрый человек. Хотя может оказаться и злой. Без личного общения это не определишь.

5. Подберите самостоятельно любое понравившееся вам фото - пейзаж, люди, город - из журнала, книги, интернета. Опишите его как можно подробнее. Воспользуйтесь дополнительной информацией: найдите в словарях материал о выбранном объекте. В отдельный абзац выделите собственное мнение и обоснуйте его. Сформулируйте вопросы к выбранному фото.

Я выбрала для описания один из островов Мальдивского архипелага. Мальдивы - это длинная цепь небольших коралловых островов в Индийском океане. Они расположены южнее Индии и пересекают экватор. Там всегда жарко и влажно, красивое море и много туристов.

На фотографии мы видим совсем крошечный островок в форме сердечка. Он густо зарос пальмами, среди которых много домиков для туристов. Некоторые домики стоят прямо над коралловым рифом. Море возле острова неглубокое, мы хорошо видим кораллы на его дне. Остров окружён прекрасным пляжем с белым песком.

Я думаю, что постоянного населения на этом острове нет, сюда приезжают отдохнуть туристы и на работу обслуживающий персонал. Добраться до острова можно лишь по морю, для чего потроен деревянный причал. Дорог на острове нет, электричество добывают с помощью генератора или солнечных батарей. Пресную воду и продукты тоже привозят. Зато здесь можно хорошо отдохнуть, поплавать, позагарать, половить рыбу.

Вопросы к фото

  1. Какую форму имеет остров? - Сердечка.
  2. Сколько на нём жителей? - Это туристы и обслуга.
  3. Есть ли на острове автомобили? - Нет.
  4. Какой глубины море возле острова? - Мелкое, видны кораллы.
  5. Что можно сказать о природе острова? - На нём растут пальмы, есть птицы и насекомые.
  6. Как люди добираются на остров? - По морю, на лодках.
  7. В высоких или низких широтах расположен остров? - В низких, возле экватора.
  8. Можно ли назвать остров гористым? - Нет, он почти плоский.
  9. Часто ли над островом идут дожди? - Часто, растительность густая, зелёная, воды деревьям хватает.
  10. Для чего люди едут на этот остров? - Отдохнуть.
Мальдивы, остров Сердце