Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 44, 45, 46, 47
М. Лермонтов "Осень"
Фонохрестоматия
1. Как интонацией, тембром голоса Елена Габец показывает преображение природы?
Актриса читает строки Лермонтова проникновенным голосом, негромким, но выразительным.
2. Как ритм, рифмы стихотворения помогают чтецу передать настроение поэта?
Ритм стихотворения неспешный, мелодичный, передаёт лёгкую грусть. Рифма в стихотворении перекрёстная, нечетная строка заканчивается открытой рифмой, протяжной, неторопливой. Чётная строка заканчивается закрытой рифмой, словно подводящей итог. Это тоже помогает почувствовать настроение поэта, его смирение перед лицом неизбежности.
3. Настраивает ли музыка Моцарта на осенний пейзаж, на созерцание природы и на печальное состояние души поэта?
Музыка Моцарта медленная, тихая, немного печальная. Она успокаивает, умиротворяет, настраивает на созерцание природы.
4. Как ведут себя люди и звери? Передаёт ли всё это вместе настроение поэта? Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как Лермонтов описывает окружающий мир природы?
Пахарь в стихотворении уже не отдыхает от полуденных трудов, зверь спешит укрыться. Делают они это не по своему желанию, а по велению природы, осени. Пахарь раньше любил полуденный отдыхпосле работы, теперь нет работы и нет отдыха. Зверь не прятался, бегая по лесам, теперь поневоле прячется, готовясь к зиме.
Их поведение помогает понять настроение поэта. Оно грустное, ему тоже не хочется печалиться, но осень настраивает поэта на это чувство. Печаль поэта вынужденная.
Ф. Тютчев "Осенний вечер"
Фонохрестоматия
1. Какие чувства передаёт Тютчев, описывая осенний вечер?
Тютчев передаёт в стихотворении лёгкую грусть, но и тихую радость. Земля грустно-сиротеет, но светлость вечеров несёт таинственную прелесть.
2. В чём сходство и различие восприятия осенний природы у Лермонтова и Тютчева?
Поэты, описывая осень, говорили о чувстве грусти, которое рождается у них при виде увядающей природы. Но у Тютчева есть ещё и радость от созерцания красоты этого уведания. Он находит в себе силы любоваться осенью.
3. Какова эмоциональная окраска звучания эпитетов в чтении Алины Покровской?
В зависимости от эпитета эмоциональная окраска звучания может быть нежной, трогательной, суровой, грустной, радостной.
4. Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможенье, кроткая? Можете ли подобрать к ним синонимы? Как эти слова прозвучали в чтении актрисы?
Умильная - умилительная, вызывающая умиление, милая.
Таинственная - полная загадочности.
Ущерб - потеря, в данном случае потеря листвы, зелени и прочего.
Изнеможенье - усталость, желание отдыха.
Кроткая - покорная, беззлобная.
Эпитеты прозвучали трогательно, нежно (умильная, таинственная, кроткая) и грустно, печально (ущерб, изнеможенье).
5. Подумайте, как усиливает восприятие чтения музыка Чайковского?
Музыка Чайковского тихая, почти незаметная на фоне голоса актрисы. Но она добавляет таинственности стихотворению, настраивает на ожидание чуда.
6. Можно ли сказать, что, рисуя осенний вечер, поэт открывает нам собственное переживание тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?
Любое лирическое стихотворение открывает перед нами чувства поэта, его переживания, отношение к природе. И это стихотворение Фета не исключение. Поэт делится с нами своими чувствами и переживаниями и мы легко их воспринимаем.
А. Фет "Первый ландыш"
Фонохрестоматия
1. Какие сравнения использует Фет при описании первого ландыша?
Поэт использует сравнения: девственная, душистой, пленителен, воспламеняющей, робкий, молодой.
Фет использует для описания ландыша метафоры и сравнения, поэтому эпитеты в них тоже относятся к цветку.
2. Как звучит настроение радости поэта от созерцания первого ландыша в чтении актрисы Елены Габец?
Чтение актрисы очень душевное, открытое, радостное, оно точно передаёт настроение поэта.
3. Какие интонации актрисы сопровождают слова и словосочетания: девстенная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?
Эти словосочетания актриса произносит восторженно, с лёгким оттенком восхищения.
4. Что добавляет к чтению актрисы музыка Моцарта?
Музыка Моцарта тоже лёгкая, тихая, несмелая. Она словно подчёркивает робость первого цветка.
Развиваем дар слова
1. Передайте кратко содержание статьи, предворяющей тексты стихотворных произведений. Прочитайте стихотворения и подумайте, какая мысль поэта воплощена в каждом из них.
Краткое содержание статьи "Поэзия родной природы"
Русских поэтов всегда привлекала родная природа. Она дорога им внутренней красотой, раздольем, спокойствием, величием.
Русская поэзия соединяла гуманные принципы с разумными и справедливыми законами природы. Природа выступала врачом, укрепляющим дух и исцеляющим от душевных недугов.
Поэты черпали в природе силы для борьбы, веры в лучшее, оптимизма, задумывались о философских вопросах и решали противоречия своего сознания.
В лирике природа была не просто фоном, а частью души человека, связывающей его с родным краем и Отчизной. Чувство родной земли неотделимо от восприятия природы.
Главная мысль стихотворений:
А. Пушкин "Цветы последние милей" - Осенние цветы кажутся милее, потому что они последние.
М. Лермонтов "Осень" - Осень пора увядания и вызывает грусть.
Ф. Тютчев "Осенний вечер" - Осень пора увядания, но в ней есть таинственная прелесть.
А. Фет "Первый ландыш" - Прекрасна весна и её первые подарки.
А. Майков "Поле зыблется цветами" - Весна наполняет человека надеждами и радостью.
2. Обратите внимание на эпитеты в стихотворениях разных поэтов об осени. Какие чувства подчёркивают они? Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милее? Каковы наблюдения Лермонтова над поведением людей, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении?
Для описания осени характерны эпитеты, которые подчёркивают грусть: унылые, мрачную, зловеший, грустно-сиротеющей, холодный.
Но также используются и более светлые, радостные эпитеты, подчёркивающие красоту осени: роскошных, сладкого, умильная, таинственная, багряных.
Последние цветы кажутся Пушкину милее, потому что они единственное, что напоминает о лете. Их мало, а малое всегда более ценно.
Лермонтов обратил внимание, что с наступлением осени работа в полях прекращается, животные стараются найти убежище на зиму, листья облетают, месяц становится тусклым.
С приходом осени поэт грустит. Об этом говорят слова: поникши, мрачную, поневоле.
3. Что, по мнению Тютчева, происходит в природе с приходом осени? Как вы понимаете слова и словосочетания: ущерб, изнеможенье, божественной стыдливостью страданья?
Тютчев замечает, что осенью вечера становятся светлыми, листья становятся багряными, иногда дуют холодные ветра, природа увядает.
Ущерб - потеря чего-либо.
Изнеможенье - сильная усталость.
Божественной стыдливостью страдания - стыд за собственное страдание, бессилие, присущий разумному человеку.
4. Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные Майковым и Фетом.
Весной тает снег и появляются первые цветы. В голубых небесах поют жаворонки. Природа оживает и человек радуется вместе с ней. Он улыбается, мечтает, восторгается.
Фет восторгается чистотой ландыша и отмечает, что весной появляется избыток жизни.
Майков восторгается пением жаворонков, которые будят в нём надежды молодые, утешающие сердце.