среда, 30 ноября 2022 г.

Презентация "Шедевр средневековой литературы", пример, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 228-229

Параграф 27 "Средневековая литература"

1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы.

"Беовульф", "Старшая Эдда", "Песнь о Небилунгах".

2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты?

Поэты воспевали верность, щедрость, благородство, отважность, любовь.

3. На каких языках создавались произведения трубадуров, песни вагантов, "Божественная комедия" Данте? Почему?

Песни трубадуров исполнялись на родных языках поэтов. Поэты были простыми людьми, они хотели, чтобы их творчество было понятно всем.

Ваганты сочиняли на латыни. Среди них было много школяров и студентов, которые обучались на этом языке.

Данте писал свою комедию на итальянском языке. Он хотел, чтобы её прочитали и поняли в народе.

4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?

"Божественная комедия" Данта стала классикой мировой литературы. Её читают и любят даже сейчас. Поэтому Данте считают самым великим поэтом того времени.

5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.

  1. Какой была литература раннего Средневековья?
  2. Что такое рыцарская литература, что она воспевала?
  3. Что такое городская литература Средних веков?
  4. Чем прославился поэт Данте?

Дополнительно

1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцарей в жизни?

Средневековая литература воспевала образ идеального рыцаря. Рыцари стремились стать похожими на героев этих произведений.

2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий.

Средневековую литературу можно разделить на церковную, рыцарскую или куртуазную, городскую. Каждый вид предназначался для своего сословия, восхвалял качества, важные для людей этого круга, был понятен своему читателю.

Люди разных сословий могли знать церковную литературу, например жития святых.

3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы?

Существование крестьянской литературы было возможно только в устной форме. Это народный эпос: песни, легенды, сказки.

4. Подготовьте презентацию "Шедевр средневековой литературы", посвящённую какому-либо поэтическому или прозаическому произведению эпохи.

Шедевр средневековой литературы "Божественная комедия" Данте

Главным произведением итальянского поэта Данте Алегьери стала "Божественная комедия", написанная им приблизительно с 1308 по 1321 год.

Комедия написана на итальянском языке и состоит из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай". В ней Данте отразил бытовавшие в его время представления о загробном мире.

Поэма написана от первого лица и начинается встречей самого Данте с античным римским поэтом Вергилием. Вергилий предлагает герою посетить загробный мир и становится его гидом.

Сперва Данте попадает в ад и спускается по его кругам. В последнем, девятом круге он видит самого дьявола - павшего ангела Люцефера, который лично грызёт изменников и предателей.

Потом Данте оказывается в Чистилище, месте, где души искупают свои земные грехи. Чистилище также состоит из девяти кругов, но не опускающихся под землю, а поднимающихся к вершине горы.

И, наконец, Данте оказывается в раю. Там он встречает свою возлюбленную Беатриче, возносится по десяти небесам и приобщается к высшей благодати, общаясь с Творцом.

"Божественная комедия" была с восторгом встречена современниками Данте. До 1500 года произведение выдержало 15 переизданий, немыслимое количество для литературы того времени. Она стала признанным шедевром мировой литературы и принесла автору титул величайшего поэта Средневековья.

Презентация "Божественная комедия", 6 класс



вторник, 29 ноября 2022 г.

Таблица "Знаменитые учёные европейского Средневековья", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 223

Параграф 26 "Образование и философия"

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

Постепенно, средневековый человек узнавал, как обширен и многообразен мир. Это было связано с развитием торговли, путешествиями, многочисленными переводами книг античных учёных.

2. Как был устроен средневековый университет? Как проходило обучение?

Руководил университетом ректор из числа профессоров. Профессора делились на факультеты, студенты - на землячества. Обучение велось на латыни.

Было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Преподователь читал книгу и объяснял непонятные места. Студенты записывали лекцию. Потом проводились диспуты, научные споры.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?

Корпорация - это обособленная группа людей, которые занимаются одним делом. Университет был сообществом студентов и профессоров, которые занимались исключительно науками.

Подобными корпорациями были гильдии, объединящие ремесленников, торговцев или купцов.

4. Заполните таблицу "Знаменитые учёные европейского Средневековья" (имя, годы жизни, сущность взглядов).

Пьер Абеляр. 1079-1142. Бога можно познать разумом.

Бернар Клервоский. 1090-1153. Нужно верить, а не рассуждать.

Фома Аквинский. 1225-1274. У каждого существа есть место, преназначенное ему Богом.

Роджер Бэкон. 1214-1294. Найти истину помогут опыты и наблюдения.

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Средневековые богословы занимались схоластикой, пытались силой ума познать Бога и суть вещей. Но Бэкон понял, что одних размышлений недостаточно. Догадки и гипотезы следует проверять опытом, наблюдением.

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, помогала или мешала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика - это попытка познать Бога с помощью логических размышлений. Она помогала развитию науки, так как заставляла учёных размышлять, искать ответы на сложные вопросы, попутно совершая различные открытия.

Дополнительно

1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья.

В центре земли находился Иерусалим. Над ним помещался восток с горой, где находился рай. Оттуда стекали реки Нил, Тигр, Евфрат, Ганг.

Как представляли землю в средние века

2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.

Богословие в то время было самой развитой наукой. Тысячи священников писали богословские труды, изучали Священное писание и спорили по малейшим пустякам. Количество книг по этой теме было огромно. И на богословском факультете изучали все эти труды, а также труды противников церкви.

3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт?

Изобретение очков говорит о том, что в то время уже развивалась физика, люди познавали основы оптики. Они могли использовать свои знания в практических целях, для облегчения жизни.

Изобретение очков говорит и о том, что люди в средние века страдали деффектами зрения, как и современные люди. Это было вызвано недостаточным освещением рабочих мест.

4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней. Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.

Современные традиции высшего образования берут своё начало в средневековых университетах.

Прежде всего, сохранилось само название университет для высшего учебного заведения.

Руководит университетом и сейчас ректор, а отдельными факультетами - декан. То есть сохранилась общая схема организации университета. Но вот землячества студентов прекратили своё существование.

В университетах профессора также читают лекции, которые конспектируют студенты. По итогам семестра они сдают экзамены и зачёты.

5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Меня привлекают в средневековых учёных их пытливость и любознательность. Они стремились познать истину, и часто рисковали, споря с церковью. Для этого требовалось немалое мужество. Эти качества учёных заслуживают похвалы.

понедельник, 28 ноября 2022 г.

М. Салтыков-Щедрин "История одного города", ответы на вопросы, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 14-15

М. Салтыков-Щедрин "История одного города"

Размышляем о прочитанном

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Характеры героев напоминают таких сказочных персонажей, как Иван-дурак или Емеля. Они глупые, занимаются непонятно чем, но вместе с тем имеют свои особенные таланты. Образ же князя близок к образу многих сказочных царей.

2. Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников?

Гротеск (зарезался огурцом) и гипербола (перепалив всех до единого).

3. Подумайте, как мог страдать город от деятельности глуповских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена? Каким словом начались исторические времена?

Первым градоначальником стал вор-новотор. Он хотел больше украсть, а потому подбивал глуповцев на бунты, а потом стрелял из пушки. Город разорялся, люди озлоблялись, закона не было.

Другие градоначальники (одоевец, орловец, калязинец) также оказались ворами и бунты продолжали сострясать город. Градоначальники руководствовались пословицей "Стыд глаза не выест".

Собирая соседние племена, головотяпы хотели избежать взаимного разорения из-за войн.

Исторические времена начались словом "Запорю".

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель собирался разбудить самосознание в обществе, чувство гордости и желание справедливости. Гротескные образы чиновников в романе показывают всю глубину застоя общества, в котором прав не закон, а сильный. В котором каждый обладающий властью творит, что хочет, потакая своим капризам.

Щедрин понимал, что так продолжаться не может, и такое положение вещей угрожает самому существованию России.

5. С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называется головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Писатель использует гиперболы, преувеличивая глупость глуповцев, и гротеск, превращая героев и события в карикатуру.

Головотяпами народ прозвали за то, что он тяпал головой обо всё: о стены, о пол.

Рядом жили:

  • Моржееды - те, кто ест моржей.
  • Лукоеды - те, кто ест лук.
  • Гущееды - те, кто ест гущу.
  • Клюковники - те, кто ест или собирает клюкву.
  • Куролесы - те, кто куролесят, занимаются дурью.
  • Вертячие бобы - те, кто вертит бобы.
  • Лягушечники - любители лягушек, есть или разводить.
  • Лапотники - делающие лапти, ходящие в лаптях.
  • Чёрнонёбые - те, у кого чёрное нёбо.
  • Долбёжники - те, кто долбит всё время,
  • Проломленные головы - те, у кого проломлены головы.
  • Слепороды - рождающиеся слепыми.
  • Губошлёпы - разини, люди с большими губами.
  • Вислоухие - те, у кого большие уши.
  • Кособрюхие - люди с косым, огромным брюхом, животом.
  • Ряпушники - любители рыбы.
  • Заугольники - живущие за углом.
  • Крошевники - те, кто много крошит, неаккуратные.
  • Рукосуи - те, кто всюду суёт свои руки.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Щедрин использует гротеск, гиперболы и сравнения, чтобы сделать повествование похожим на сказку, смешную, а временами страшную.

Примеры:

Гротеск: Волгу толокном замесили, в кошеле кашу варили, небо кольями подпирали.

Гипербола: Нет нас на свете народа мудрее и храбрее.

Сравнение (метафора): Сильно распалился, учить желом.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"? Чем?

Эта глава напоминает мне сказки про Ивана-дурака, который, что не сделает - всё глупость выходит. Например, сказка "Как Иван-дурак дверь стерёг".

Есть в этой главе сходство и с баснями Крылова. Например, "Лебедь, рак и щука" или "Квартет", в которых в героях также не было согласия, а оттого с ними происходили разные беды.

Творческое задание

Литературоведы считают Щедрина наиболее актуальным и современным из русских писателей, согласны с этим утверждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я тоже считаю Салтыкова-Щедрина наиболее актуальным и современным писателем. Ведь те пороки общества, которые он вскрывал в своих произведениях, никуда не делись. По-прежнему процветают воровство и взяточничество, всё так же чиновники заботятся о себе, а не о нуждах простого народа. И всё так же молчит народ, позволяя собой помыкать.

Любое произведение писателя легко перенести в современный мир и оно окажется актуальным.

Обогащаем свою речь

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение, используя следующие слова и словосочетания: растекаться мыслию по древу, похвала, скромность, древность, вероисповедание, воедино, простодушные соседи, изловить, надумали, мудрость, понуриться.

Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина несомненно оказывали своё влияние на общественное мнение, но вот реально изменить общественные порядки тогдашней России не могли.

Весь талант автора не мог пробиться сквозь вековые предрассудки власти, разрушить отношение чиновников к народу.

Писатель на стал растекаться мыслию по древу, он показал саму суть происходящего в обществе, иронично используя похвалу глупости. Он погрузился в древность, рассказав о том, как простодушные соседи признали главенство головотяпов, как те надумали пригласить князя себе в управление, не понимая, что тем самым лишают себя исконной свободы. И как назначенные князем градоначальники провоцировали бунты, чтобы нажиться на бедах народа.

Писатель в сказочной, гротескной форме показал текущее состояние общества и, конечно, старался разбудить в нём дремлющие чувства самоуважения и свободомыслия. Многие читатели правильно восприняли сатиру Салтыкова-Щедрина, а власть увидела в ней угрозу своему существованию.

В одиночку Щедрин не мог раскачать общество, но были и другие прогрессивные писатели, стараниями которых русское патриархальное общество начало просыпаться от векового сна, началось великое "брожение умов", которое привело к смене общественного строя, как о том и мечтал автор "Истории одного города".

Фонохрестоматия

1. Как звучат в чтении актёра Леонида Кулагина гипербола и гротеск?

Эти средства художественной выразительности актёр передаёт интонацией и логическими ударениями. Он читает перечень гротескных действий головотяпов постепенно ускорясь, но в конце вновь замедляется, начинает читать протяжно. Это звучит сказочно.

2. Как передаются действия и преобразования градоначальников в актёрском чтении?

Действия градоначальника актёр передаёт с осуждением, с насмешкой.

3. Какие сатирические приёмы автора и актёра делают поступки и деяния героев абсурдными и пародоксальными? Как они передаются в чтении?

Абсурдными поступки героев делают гротеск и гипербола. При чтении они передаются интонацией со сменой темпа чтения.

4. Как называются соседние с глуповцами народы? Объясните происхождение их названий.

Ответ смотри выше.

5. Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель пытается разбудить в обществе стремление к свободе, самоуважение, гражданскую активность.

6. Почему звучит в сатире народная песня "Не шуми ты, мати зелена дубровушка"? В чём смысл её использования?

Эту песню поют глуповцы, потеряв свободу. Они сами пригласили себе князя, согласились с его условиями и "горько плакали, что сладкую волю свою прогуляли".

Потерю свободы и символизирует эта песня.

7. Как произносит Леонид Кулагин названия племён и характеры их взаимоотношений - спокойно, строго, иронически? Почему?

Актёр произносит названия племён иронически, но спокойным голосом. Он никого не выделяет, но подсмеивается над их обычаями.

8. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение?

Этот роман вызывает разные чувства. С одной стороны смех, ведь действия глуповцев действительно очень смешны. Они полностью оправдывают своё прозвище.

С другой стороны роман вызывает грусть, жалость и досаду. Как могут люди вести себя так глупо, восхвалять обман и воровство! Это острая сатира на общественный строй, в котором власть думает лишь о своей выгоде.

А чтение актёра помогло лучше понять мысли автора.

Салтыков-Щедрин "История одного города"


воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Как построить розу ветров по календарю погоды, пример, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 140

Параграф 42 "Ветер"

Почему дует ветер. Какой бывает ветер.

Откройте атлас

1. Жители каких азиатских стран хорошо знают, что такое муссон? Используйте политическую карту мира и карту на рисунке 96 учебника.

Сравнив две карты делаем вывод: муссоны хорошо знакомы жителям таких стран, как Россия, Япония, КНДР, Южная Корея, Китай, Вьетнам, Филиппины.

Это я знаю

2. В чём сходство и различие между бризом и муссоном?

Сходство: это ветра между сушей и морем, меняющие своё направление.

Различия: бриз меняет направление дважды в день, муссон - дважды в год.

Приснился ветер и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

3. Поверхность Земли нагревается и остывает неодинаково, так как:

Выбираем вариант В: суша быстрее нагревается и остывает.

4. Стрелкой укажите, откуда и куда будет дуть ветер.

Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления: 

Из 775 в 761.

В 753 из 760.

В 748 из 758.

5. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется:

Выбираем вариант Б: бризом.

6. Какое утверждение верное?

Выбираем вариант 3: оба верны. Ветер действительно дует в область пониженного атмосферного давления, а бриз меняет своё направление дважды в день.

Это я могу

7. Проанализируйте свой календарь погоды за месяц. Сделайте вывод: как изменялось атмосферное давление; какие ветра преобладали в месяце. Постройте розу ветров.

Если кто-то не вёл свой календарь погоды, он может воспользоваться для выполнения этого задания "Дневником погоды" на сайте Гисметео.

Составим розу ветров для Новосибирска за ноябрь 2021г.

В тот месяц давление колебалось от 733 до 764 мм. рт.ст. При этом, при падении давления наступала оттепель, а при высоком давлении стояли морозы.

Подсчитаем количество ветреных дней и заполним таблицу со страницы 139 учебника. Сделаем вывод о преобладающих ветрах. В примере преобладает юго-западный ветер. Изобразим розу ветров.

Роза ветров, 6 класс, пример

Это мне интересно

8. Как вы думаете, откуда появилось пожелание "Попутного ветра"?

Это выражение появилось в глубокой древности, когда люди плавали только на парусных кораблях и сильно зависели от ветра. Попутный ветер считался символом удачи, ведь он позволял кораблю быстрее достичь цели и вернуться домой. Поэтому и желали люди друг другу попутного ветра.

суббота, 26 ноября 2022 г.

Проект "Лучший вариант освоения земельного участка", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 54-56

Параграф 16 "Учимся с Полярной звездой"

Работаем с картой

1. Сравните план местности (ПМ) и географическую карту (ГК). Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.

ПМ: небольшой участок поверхности; ГК: любой участок поверхности.

ПМ: масштаб крупный; ГК: масштаб мелкий.

ПМ: условные знаки для любых объектов; ГК: условные знаки для крупных объектов.

ПМ: подробное изображение; ГК: общее изображение.

ПМ: нет градусной сетки; ГК: есть параллели и меридианы.

ПМ: неровности показаны горизонталями; ГК: неровности показаны горизонталями, шкалой высот, послойной окраской.

ПМ: составляется по личным наблюдениям; ГК: составляется по данным аэросъёмки и космических снимков.

ПМ: однотипные; ГК: многообразные по содержанию.

2. Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 23. Ответье на следующие вопросы:

В каком направлении нам предстоит плыть?

Плыть предстоит с запада на восток.

Какое расстояние нам предстоит пройти?

От деревянного моста до деревни Клёново нам предстоит пройти 2 километра.

Какие объекты мы встретим на правом и левом берегу реки, проплывая на лодке?

На правом берегу: грунтовую дорогу, линию связи, овраг и ручей, полевую дорогу, отдельные деревья, участок леса, железнодорожные пути, болото.

На левом берегу: деревню Барсуки, линию связи, отдельные строения и деревья, полевую дорогу, железнодорожные пути, участок леса, кустарники, грунтовую дорогу и деревянный мост на ней.

На каком берегу реки мы увидим большое село? Как оно называется?

На левом берегу реки мы увидим село Красное.

В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки?

Мы пойдём на север.

Как вы думаете, нам предстоит двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх?

Сперва мы пойдём по ровному шоссе, потом начнём подниматься, пересечём железнодорожные пути и овраг.

Что мы увидим к северо-западу от железнодорожной насыпи?

К северо-западу от насыпи мы увидим село Красное.

Какие опасности могут ожидать нас на этом маршруте?

Опасности: опрокидывание лодки, движение автотранспорта по шоссе, пересечение железнодорожных путей, крутые склоны оврага.

Какие меры безопасности следует принять заранее?

Заранее нужно позаботиться о спасательных жилетах и светоотражающих элементах на одежде, взять аптечку.

Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого?

В рюкзаках должны быть: запас еды и воды, верёвка, компас, нож, зажигалка, аптечка, телефон, пенный туристический коврик.

3. Изучите топографическую карту на рисунке 36. С помощью масштаба определите расстояние по прямой: а) от точки В до точки А; б) от точки В до точки С.

От точки В до точки А 600 метров.

От точки В до точки С 400 метров.

Определите абсолютную высоту точки В.

Абсолютная высота точки В 140 метров (6 сплошных горизонталей от высоты 125 метров).

Представьте, что трое ребят во время спортивной игры проходят эстафету. От С до А движется Наташа, от А до В - Андрей, от В до С - Егор. Какой из этапов эстафеты кажется вам самым простым? самым сложным? Почему?

Самым простым мне кажется участок от С до А. Он самый короткий и проходит на одной абсолютной высоте, то есть ровный путь. Единственная преграда - крутой берег реки.

Самый сложный - путь от В до С. Он идёт под гору, но пересекает овраг и кусочек леса.

Участок Андрея не имеет особых препятствий, но идёт в гору.

Вариант освоения земельного участка, 5 класс

4. Проектное задание. Выберите наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 37. Выбор следует обосновать.

Есть ли на участке какие-нибудь объекты, уже построенные человеком?

На участке нет объектов, построенных человеком.

Где находятся холмистые участки, а где ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?

Холмистые участки находятся на севере по обеим берегам реки. Это крутые холмы, заросшие лесом.

На юге также есть холмы, но они пологие.

В центре вдоль притоков реки местность ровная.

Какие участки подходят для распашки под поля, под сенокосы, под строительство домов, для лыжной трассы, для других объектов (предложите)?

Под распашку подходит левый, западный берег реки. Там ничего не растёт и небольшой перепад высот.

Под сенокосы подходят участки вдоль притоков (пойменные луга) и южный восточный берег реки.

Под строительство домов подходит место у озера, вдоль восточного берега реки. Там же можно поставить пристань и мост.

Для лыжной трассы подходит юго-западный участок, на высоте 125 метров и с заходом в кленовый лес.

Где и какую нужно проложить дорогу?

Если будут строить посёлок или сельскохозяйственное производство, то потребуется асфальтированная дорога до другого населённого пункта. Если это будет зона отдыха, то лучше использовать речной транспорт.

Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?

Реку можно использовать для перевозки людей и грузов, устройства небольшой плотины с турбиной для получения электричества, как источник питьевой воды, как зону отдыха и развлечений.

Мост нужен, так как ряд объектов обязательно будет на другом берегу.

Проект "Лучший вариант освоения земельного участка по плану"

Наша фирма приобрела в собственность небольшой участок в районе реки Лозовая. Река небольшая, но полноводная, течёт с севера на юг. С обеих сторон в неё впадают небольшие притоки-ручейки. На восточном берегу есть небольшое озеро с заболоченными берегами.

Центральная часть участка ровная, вдоль берегов раскинулись пойменные луга. По краям участка есть холмы, на севере более крутые. Почти все холмы покрыты лесом - берёзы и клён.

На западном берегу есть живописный ключ.

Этот участок идеально подходит для создания экологически чистой базы отдыха для работников нашей компании, а также сторонних клиентов, что может приносить доход.

Я предлагаю, построить несколько жилых корпусов и ряд хозяйственных построек на левом берегу реки, возле озера. Это будет центр базы. Берега озера следует осушить и облагородить. Здесь будет зона пляжа.

Напротив базы на реке находится остров. Он подходит для сооружения моста с одного берега на другой. Также, одну из проток можно использовать для компактной гидростанции и насосной станции, что позволит обеспечить базу электричеством и питьевой водой.

Выше по течению можно поставить пристань, чтобы по воде добираться до базы, и не портить экологию строительством дорог. Ниже по течению можно создать зону отдыха с лодками и катамаранами.

По окрестностям можно провести несколько пехешодных туристических троп, для чего устроить зону отдыха "Родник" и зону отдыха "Березняк". В зимний сезон следует предусмотреть возможность прокладки лыжной трассы, трассы для снегоходов, места для рыбалки.

Небольшое подсобное хозяйство с огородами и, например, птичником, можно устроить на западном берегу. Это позволит снабжать базу свежими овощами и мясом. Хотя большая часть поставок продовольствия и прочих товаров будет проходить по реке.

Этот проект позволит не только с пользой использовать приобретённый участок земли, но и сохранить в целости его уникальную природную экосистему.

Спасибо за внимание! Есть ли вопросы?

пятница, 25 ноября 2022 г.

Зачем люди объединяются в группы, что это даёт человеку, 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 66

Параграф 7 "Человек в группе"

Проверим себя

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

Люди объединяются в группы, чтобы найти единомышленников, людей, которые разделяют твои взгляды и имеют схожие интересы.

Группа даёт человеку возможность общаться, ощущение комфорта, избавляет от одиночества.

2. Подбери синонимы к словам "нормы" и "санкции".

Нормы: правила, стандарты, ритуалы, законы.

Санкции: ограничения, порицания, поощрения.

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку "один в поле не воин".

На стр. 62 есть рассказ о ребятах, которые перешли в другую школу. Там они оказываются одни, оказываются вне группы и им очень тяжело.

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

Мой папа в компании ведёт себя тихо, больше слушает, чем говорит. Но когда он начинает петь, все замолкают, потому что у него очень хороший голос. Тогда он становится настоящим лидером.

Моя подруга Арина всегда является душой компании, лидером, который придумывает различные забавы. Но однажды она увидела большую собаку и испугалась, спряталась за спины друзей. Она показала, что не всегда такая крутая.

В классе и дома

1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

Все группы, в которые я входу похожи тем, что в них говорят на одном языке, там собрались представители одного народа, члены группы живут в одной местности.

Эти группы различаются по интересам, деятельности, правилам поведения.

Я чувствую себя в этих группах комфортно и спокойно, я знаю, что рядом товарищи, которые помогут и поддержат.

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это далеко и неудобно?

Эти ребята не могут войти в группу другой школы, другого класса. Им проще ездить далеко, но оставаться членами группы, к которой они привыкли. Неудобство дальней дороги компенсируется комфортными условиями привычной группы.

3. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали 2 разбойника и обобрали всех до нитки. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватало?

Этих путников нельзя назвать группой, потому что они были каждый за себя и не смогли объединиться, чтобы дать отпор разбойникам.

Им не хватало такого качества, как сплочённость.

Картинная галерея

В. Суриков "Степан Разин"

Используя различные источники, собери материал о Степане Разине и исторических событиях XVII века, связанных с ним. Какая группа людей изображена на картине? Кто среди этих людей лидер? Каким изобразил его художник? Чем занимаются другие люди, изображённые Суриковым? Каково их положение в группе?

Степан Разин был казачьим атаманом и руководителем крестьянского восстания. В это время многие крестьяне бежали на Дон и становились казаками. Они были недовольны политикой царской администрации и Разин возглавил их движение. Сперва отряды Разина грабили купцов, потом встапили в противостояние с царским войском. Разин захватил несколько городов на Волге, но в итоге был разбит и казнён.

На картине Василия Сурикова показана группа казаков, которые плывут на челне по Волге. В центре картины их лидер - Степан Разин. Это могучий казак, богато одетый. Он важно сидит в центре лодки и наблюдает за своими казаками.

Другие казаки гребут, отдыхают, разговаривают. Они рядовые члены группы, которые во всём подчиняются своему лидеру.

В. Суриков "Степан Разин"


четверг, 24 ноября 2022 г.

Реконструкция "Осада и штурм Константинополя", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 214

Глава 8 "Славянские государства и Византия в XIV-XV веках"

Историческая реконструкция "Осада и штурм Константинополя"

Напишите о событиях того времени от лица турка из армии султана или защитника города. Представьте результат работы классу. Обсудите в классе, почему одно и то же историческое событие его участники воспринимают по разному.

В любом историческом событии принимают участие несколько сторон. У каждой стороны свой взгляд на событие. Например, турки гордились взятием Константинополя, для них это была великая победа. А жители города воспринимали это как поражение, как оккупацию. И обе стороны были правы, потому что истина зависит от точки зрения.

Рассказ турка об осаде и штурме Константинополя, пример

Это было жаркое дело - осада Константинополя, и я горжусь, что принимал в нём участие.

Я был простым воином. Под стенами города нас собралось более ста тысяч. Великий султан Мехмед II Завоеватель велел взять Константинополь, и мы были полны решимости выполнить этот приказ.

Город окуражали глубокие рвы и мы стали засыпать их. Но ночью подлые христиане вновь расчищали рвы с упорством муравьём, да покарает их Аллах!

Мы начали рыть подкоп, но неверные узнали про это и подорвали подкоп. В тот раз меня спасло чудо. Я был у самого входа и взрывной волной меня выбросило из подкопа.

Потом меня занесло на осадную башню, с помощью которой мы хотели пробраться за стены. Но защитники разрушили башню и я опять чудом не погиб. Я упал на мягкого янычара и не разбился.

Долго продолжалась осада и многие воины стали отчаиваться. Но велика хитрость повелителя Мехмеда! Он велел перетащить корабли по суше, мимо цепей, загораживающих бухту, и наш флот оказался под стенами Константинополя.

Непрерывными залпами стены города были сильно повреждены и султан велел идти на штурм. Это была великая битва! Вокруг меня падали мои друзья, неверные сопротивлялись изо всех сил. Но доблесть янычар сломила их смелость. Мы ворвались в город и убили императора Византии.

За этот подвиг я получил очередной воинский чин и богатую добычу.

Рассказ защитника об осаде и штурме Константинополя, пример

Я расскажу вам о самом трагическом событии, свидетелем которого я оказался. Случилось это ровно пятьдесят лет назад, в 1453 году. Тогда я был молод, полон сил, и имел два глаза.

Я жил в Константинополе, столице Византии, в несчастливое время. Армии нечестивого султана Мехмеда осадили наш прекрасный город. Они напоминали нам тучи саранчи, что вьются над спелыми посевами.

Со всех сторон спешили янычары к стенам города, и даже море было покрыто османскими кораблями. Целый день мы слушали разрывы снарядов и надсадные крики янычар. Варавары пытались засыпать ров перед стенами, но мы ночами через тайные ходы выходили их города и вновь расчищали рвы.

Потом мы узнали, что турки хотят прорыть подкоп. Мы стали рыть им навстречу, а потом подорвали проход.

Хитрые мусульмане построили огромную осадную башню и подтащили её к стенам. Но мы в упор растреляли сооружение из пушек и стрел с горящими наконечниками.

А потом настало чёрное утро, когда корабли османов прошли в бухту Золотой рог. Турки сумели перекатить корабли по суше, мимо наших заградительных цепей. Похожим образом когда-то штурмовал Константинополь русский князь Олег.

С того дня мы были обречены. Мы всё ещё сопротивлялись, отбивали один приступ за другим, но без надежды на спасение. Мы голодали, наше число таяло. Многие были убиты, ещё больше ранены. Тогда я потерял свой второй глаз, но, слава Богу!, не жизнь.

Когда Константинополь всё-таки пал и началась резня, я сумел с малым отрядом вырваться за стены и скрыться в лесу. Тогда начались мои скитания и страдания, но страдал я не от ран. А от того, что родная земля захвачена неверными.

Осада Константинополя Мехмедом II


среда, 23 ноября 2022 г.

Проект "Путешествие по памятным местам гуситского движения", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 214

Глава 8 "Славянские государства и Византия в XIV-XV веках"

Информационный проект "Путешествие по памятным местам гуситского движения"

С помощью дополнительной, справочной литературы, туристических буклетов и интернет-ресурсов соберите информацию о памятных местах современной Чехии, связанных с деятельностью Яна Гуса и гуситским движением. Расспросите родственников и знакомых, побывавших в Чехии, об их впечатлениях. Нанесите эту информацию на карту Чехии и спланируйте маршрут для поездки или виртуальной экскурсии. Оформите результаты проекта в виде презентации.

"Путешествие по памятным местам гуситского движения", пример проекта

Движение гуситов сыграло важную роль в становлении чешской государственности. Первоначально это движение имело целью ограничить влияние католической церкви и немецких бюргеров, разворовывающих богатства страны. В итоге Чехия получила, помимо унитарной церкви, сословный выборный орган - сейм, став сильным и независимым европейским государством.

В начале XV века магистр пражского университета Ян Гус стал читать яркие проповеди, направленные против засилия церкви, феодалов и бюргеров. Его лекции принесли ему известность и нашли много сторонников. Последующая казнь Гуса положила начало движению гуситов и гуситским войнам.

А мы начнём наше виртуальное путешествие по Чехии с Праги, где находится Карлов университет, один из старейших в Европе. Там читал лекции магистр искусств Ян Гус.

Свои знаменитые проповеди он произносил в небольшой Вифлеемской капелле. Старое здание капеллы было разрушено после смерти  Гуса, но в прошлом веке часовню восстановили. Сейчас там находится музей, в котором можно посмотреть страницы настоящих трактатов Яна Гуса.

Ещё одним знаковым местом Праги является Староместская площадь, в центре которой стоит памятник Яну Гусу. Открытый в 1915 году монумент изображает стоящего Гуса, в окружении гуситов.

После смерти Гуса, его последователи табориты обосновались на горе Табор в южной Чехии. Там находился их военный лагерь, а сейчас здесь расположен город Табор. В нём мы осмотрим памятники Яну Гусу и Яну Жижке, военному лидеру таборитов, с чьим именем связано немало славных побед.

Следующим пунктом нашей экскурсии станет город Жатец, который за поддержку гуситского движения в 1415 года был предан анафеме римским папой. Здесь состоялась важная битва гуситов с крестоносцами, в результате которой немецкие рыцари были разгромлены. Гуситы применили здесь свою любимю тактику, окружив свои позиции телегами гуляй-города. Сейчас о тех временах в городе напоминают развалины Гуситского бастиона.

Завершим наше путешествие снова в Праге, потому что на месте решающего сражения гуситских войн у Липан никаких памятников не установлено. Сейчас это небольшая деревенька. Зато в Праге находится Марольдова панорама, в которой показаны все события этой легендарной битвы. Здесь находится монументальное полотно размерами 95*11 метров, созданное художниками Марольдом и Рашкой.

Памятные места гуситского движения


вторник, 22 ноября 2022 г.

Почему помощь Западной Европы Византии оказалась слабой, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 213

Параграф 25 "Завоевание турками-османами Балканского полуострова"

1. Приведите факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия.

Небольшая Сербия сопротивлялась османам более 70 лет. Её воины шли на смерть, чтобы ослабить врага.

Ни один город Болгарии не сдался без боя.

2. Почему походы европейских рыцарей против турок были названы крестовыми?

Турки были мусульманами. Они угрожали одной из христианских столиц - Константинополю. Поэтому походы рыцарей против турок были походами веры, то есть крестовыми.

3. Подсчитайте, сколько лет просушествовала Византийская империя.

Византия была создана в 395 году, после распада Римской империи.

Погибла Византия в 1453 году, когда пал Константинополь.

Империя просуществовала 1058 лет.

4. Сколько причин падения Византии называется в тексте параграфа. Назовите их.

В тексте параграфа указаны 5 причин.

  1. Балканские государства были ослаблены междоусобными войнами и взаимной борьбой.
  2. Византия потеряла владения на Ближнем Востоке и утратила былое могущество.
  3. Турки создали единое, воинственное государство.
  4. Страны Западной Европы не смогли помочь Византии.
  5. У османов было огромное преимущество в силе и вооружении, они контролировали море.

5. Начертите в тетради план Константинополя. Нанесите на него подробности осады и штурма города, описанные в тексте параграфа.

Штурм Константинополя Мехмедом 2

Дополнительно

1. Объясняя причины поражения сербов, современник писал, что турки побеждают благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куём им победу. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

Я согласна с этим мнением. В Сербии не было единства. Она была расколота на мелкие феодальные владения и не смогла объединить все силы перед османским вторжением.

2. Исследуйте проблему: почему помощь Западной Европы Византии оказалась столь слабой? Используйте при ответе свои знания по истории европейских стран XIV-XV веков.

В это время шла Столетняя война между Англией и Францией, и эти страны не могли помочь Византии. В Испании шла Реконкиста, Германия и Италия оставались феодально раздробленными. Западная Европа была занята своими проблемами.

3. Назовите известных вам современников Мехмеда II во Франции, в Англии и в Испании.

Во Франции это были Карл VII (1422-1461) и Людовик XI (1461-1483). В Англии это был Генрих VI (1421-1471). В Испании это были Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский.

4. Герб рода византийских императоров стал гербом России. Как это произошло? Проведите исследование.

После падения Византийский империи царствующий там дом Палеологов всё ещё обладал значительным влиянием, и в 1472 году принцесса Софья Палеолог вышла замуж за русского царя Ивана III. Вместе с супругой Ивану достался и герб Палеологов - двуглавый орёл.

Для Руси этот герб стал символом приемственности традиций великой Византии, позволил претендовать на ведущую роль в православном мире.


понедельник, 21 ноября 2022 г.

Почему недовольство властью принимало форму ересей, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 207

Параграф 24 "Гуситское движение в Чехии"

1. Докажите, что Чехия в середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъём.

В начале XIV века Прага стала столицей Римской империи, страна переживала хозяйственный и культурный подъем: здесь добывали серебро, развивали более чем 200 ремёсел, строили мосты и соборы. Чехия стала центром пересечения торговых путей.

2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Треть земель в Чехии принадлежала церкви. Население страны изнемогало под бесчисленными поборами церкви. Недовольство вызывали и немецкие богачи, захватившие власть в стране.

3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить.

Ян Гус критиковал церковь за: отступление от провозглашённой в Евангелии бедности; торговлю должностями и индульгенциями, хитрость и жадность священников.

Ян Гус предлагал: отнять богатства, забрать церковные земли; отменить плату за обряды; проводить богослужения на чешском языке.

4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие - таборитов?

Умеренных поддерживали дворяне и зажиточные бюргеры.

Таборитов поддерживали крестьяне, горожане и бедные рыцари.

5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?

Гуситы умело использовали знание местности, они применяли передвижные пушки, устраивали заграждения из возов, мешая конным крестоносцам, а потом стаскивали рыцарей крючками и добивали. У гуситов был талантливый полководец Ян Жижка, у них был высокий боевой дух и строгая дисциплина.

6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

Народ в стране устал от бесконечных войн и перестал поддерживать таборитов. Умеренные добились своих целей и решили закончить войну. Они неожиданно напали на таборитов и разгромили их.

7. Придумайте пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов что, когда, где, почему, как.

Что можно назвать концом Гуситских войн? - Разгром таборитов у городка Липаны в 1434 году.

Где устроили свой лагерь табориты? - На горе Табор.

Когда был казнён Ян Гус? - В 1415 году.

Почему церковь сожгла Гуса? - Она боялась, что если не сожжёт Гуса, то народ сожжёт её.

Как слепой Жижка управлял войском в бою? - Он хорошо знал местность, а помощники говорили ему о передвижениях войск крестоносцев.

Дополнительно

1. В чём вы видите сходство идей еретиков XIII века и проповедей Яна Гуса?

Еретики, также как и Ян Гус, критиковали церковь за продажу индульгенций, за накопление богатств и отказ от бедности.

2. Проведите исследование на тему "Почему в эпоху Средневековья недовольство властью и устройством общества принимало форму ересей"?

В Средние века церковь играла огромную роль в жизни государства. Она зачастую утверждала королей, собирала налоги, обладала реальной властью, которой злоупотребляла.

Эти злоупотребления, выраженные в поборах, налогах, продаже должностей и индульгенций, вызывали законное неудовольствие в народе. Появлялись те, кто начинал обличать церковь, погрязшую в грехах и накоплении богатства. А такое обличение обязательно принимало форму ереси - несогласия с официальной позицией католической церкви. Это происходило во всех странах, ведь вся Европа находилась под влиянием католической церкви.

Но не всегда недовольство властью выражалось в появлении ересей. Достаточно вспомнить народные восстания Уота Тайлера и Жакерию. Они были вызваны отчаянным положением крестьян в результате Столетней войны.

3. Перед казнью друзья просили Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжать борьбу. Обсудите в классе, правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету.

Если бы Гус отрёкся от своих взглядов, он подорвал бы доверие к идеям, которые проповедовал, которые стали целью его жизни. Он предал бы самого себя. Я считаю, что Гус поступил правильно, иногда смерть лучше, чем вечный позор.

4. В чём табориты продолжали учение Яна Гуса, а в чём отступали от него?

Табориты расширили понимание идей Гуса. Они стали призывать к отказу от частной собственности, отказывались платить любые налоги, и считали, что власть должна принадлежать народу.

5. Какие качества личности Яна Гуса привлекали его современников и потомков? Считаете ли вы его выдающимся деятелем?

Яна Гуса отличали честность и принципиальность. Он видел недостатки церкви и не собирался их скрывать. Он хотел добиться облегчения жизни народа. Современников привлекали ораторское искусство Гуса, его ум и храбрость. Потомки восхищаются мужеством и стойкостью Гуса.

Ян Гус несомненно выдающийся деятель своей эпохи. Его учение привело к народному возмущению, потрясшему Европу.

6. Гуситские войны закончились разгромом таборитов. Но можно ли сказать, что табориты сражались напрасно?

Гуситские войны сделали Чехию сословной монархией - в ней важную роль стал играть сейм - собрание представителей сословий. Народ перестал платить десятину церкви и часть церковных земель была утрачена католиками.

Без участия таборитов умеренным не удалось бы достичь таких результатов. Поэтому табориты сражались не напрасно.

7. Какие события происходили во Франции и в Англии в то время, когда в Чехии велись гуситские войны?

В это время (1419-1434 года) между Англией и Францией бушевала Столетняя война. На этот период приходится, в частности, осада Орлеана и казнь Жанны д'Арк.

Как сражались табориты


воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Как составить словесный портрет своего друга, пример, 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 56-57

Параграф 6 "Межличностные отношения"

Проверим себя

1. В чём состоят основные особенности межличностных отношений?

Особенность межличностных отношений в том, что они зависят от чувств, эмоций.

Эти отношения имеют обоюдный характер и описываются словом "взаимо".

2. Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?

Взаимопонимание - это совпадение людей во взглядах и согласованность в поступках.

Оно возникает когда люди доверяют друг другу, имеют схожие взгляды и интересы. А значит и добиться взаимопонимания можно доверяя друг другу, взаимодействуя друг с другом и взаимовоспринимая действия друг друга.

3. Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношениях?

Позитивные чувства притягивают людей в межличностных отношениях, негативные - отталкивают. К позитивным мы относим доверие, радость, уважение, гордость и другие. Они вызывают симпатию.

К негативным мы относим зависть, обиду, гнев и другие. Они вызывают антипатию. Мешают отношениям и стереотипы.

4. Чем различаются деловые и личные отношения?

Деловые отношение ограничены необходимостью соблюдать определённые правила, для личных отношений никаких ограничений нет.

5. Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируёте.

Все подростки мечтают найти друга. Но к выбору друзей они очень требовательны. Им важно, чтобы друг понимал, поддерживал, был надёжным и верным. Любое несоблюдение этих условий приводит к недоверию. А где есть недоверие, не может быть дружбы.

Для подростка друг - это самый близкий человек, который понимает тебя даже лучше родителей. А выбор близкого человека очень ответственное дело.

В классе и дома

1. Проанализируйте следующие данные эксперимента. Двадцати испытуемым мужчинам и женщинам в возрасте от 19 до 42 лет предложили назвать по 10 наиболее важных для них событий из их жизни.

Мы видим, что больше всего важных событий в жизни человека происходит с участием ещё одного или двух людей, скорее всего его близких друзей. Чем больше людей участвует в событии, тем менее важным кажется оно человеку.

Я считаю, что так происходит потому, что только события связанные с друзьями, кажутся нам действительно важными. А настоящих друзей не может быть много. Если в событие оказываются вовлечены чужие нам люди, оно уже не оставляет в душе сильного отклика.

2. Что ты думаешь о следующем высказывании писательницы Н. Долининой: "Когда-то я думала, что Пущину повезло..."?

Мне кажется, что писательница правильно разобралась в сути отношений между Пушкиным и Пущиным. Они были настоящими друзьями, а значит им было неважно, кто более талантливый или знаменитый. Они доверяли друг другу и любили друг друга. Им повезло, что у них в жизни случилась такая крепкая дружба.

3. Спроси у своих родителей о друзьях их юности: в каком возрасте, в каком классе они подружились? Сколько лет продолжалась эта дружба? Что менялось в ней с годами? Чем дороги твоим родителям школьные друзья? Подумай, какие выводы ты можешь сделать для себя.

О своих друзьях мне рассказал папа. Он сказал, что у него было два друга, с которыми он познакомился еще в детском саду. Им было по пять лет. Свою дружбу они пронесли через все школьные годы, но став взрослыми отдалились друг от друга. У каждого появились свои интересы, свои семьи, они почти не встречались. Но он с удовольствием вспоминает о школьных друзьях и о тех приключениях, которые они пережили вместе. И он сильно жалеет, что эта дружба прервалась с годами.

Я думаю, что настоящая дружба не должна зависить от прожитых лет. Ведь Пушкин и Пущин дружили, став взрослыми. Так же я думаю, что школьная дружба оставляет в душе человека самый яркий след, и наполняет нас счастливыми воспоминаниями.

4. Составь словесный портрет своего друга. Постарайся представить его так, чтобы другие люди могли его узнать в толпе. Обрати внимание на те качества друга, которые тебе наиболее симпатичны.

Словесный портрет моей подруги

Моя лучшая подруга - Арина.

Арина очень общительная и весёлая девочка. Она невысокого роста, но очень подвижная. Ни минуты не может сидеть на одном месте. У неё длинные тёмные волосы и чуть вытянутое лицо. Нос прямой, глаза карие и очень пушистые ресницы. Её очень легко узнать в толпе, потому что в любой компании она выделяется своим поведением.

Мне очень нравится открытость и искренность Арины. Она никогда не врёт, всегда готова посмеяться, а самое главное - никогда не обижается. Я могу капризничать, говорить резкие слова, но Арина всё переводит в шутку. Поэтому с ней очень легко общаться.

Мне нравится, что Арина заряжает меня своим оптимизмом. Если меня что-то печалит, я думаю как всё плохо, то она умеет найти в любой ситуации что-то положительное. С ней мне хорошо и спокойно. Я рада, что у меня есть такой друг, как Арина.

5. Подбери свои любимые стихи о дружбе и любви, объясни, чем они тебе нравятся.

Мне очень нравится стихотворение А. Пушкина "19 октября". В нём поэт признаётся в самой нежной дружбе к своим друзьям-лицеистам и тоскует, потому что вынужден отмечать этот день в одиночестве. В этом стихотворении есть и слова любви, и слова печали. Этим оно мне очень нравится.

А любимая строка из стихотворения: "Друзья, прекрасен наш союз!" Её можно сделать девизом любых дружеских отношений.

Картинная галерея

Н. Ге "Пущин у Пушкина"

Как ты думаешь, почему дружба так важна для людей? Что объединяет друзей крепче всего? Известны ли тебе другие примеры истинной дружбы? Почему разлука с другом переживается человеком как несчастье?

Имеющий друга человека никогда не будет одиноким. Одиночество - страшная беда, и поэтому дружба, избавляющая нас от одиночества, так важна.

Крепче всего людей объединяют пережитые трудности, испытания. Минуты горя сплачивают людей сильнее, чем годы счастливой жизни.

Лично я не встречала примеры истинной дружбы, проверенной испытаниями, но в книгах я часто читала о настоящих друзьях. Такими можно назвать, например, героев романа "Три мушкетёра". Они помогали друг другу, отдавали друзьям всё, и ставили интересы дружбы выше своих собственных.

Друг - самый близкий человек, а разлука с близкими всегда горе.

Н. Ге "Пущин у Пушкина"



суббота, 19 ноября 2022 г.

Нужно ли сравнивать себя с самим собой и с другими, 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 23-24

Параграф 2 "Человек познаёт мир"

Проверим себя

1. Зачем человек познаёт себя?

Человек познаёт себя, чтобы оценить свои способности, найти свой путь в жизни, построить отношения с окружающими.

2. Влияет ли самооценка на поведение человека?

От самооценки зависит поведение человека. Если он обладает завышенной самооценкой, то будет вести себя надменно, глядя на других свысока. Если человек имеет низкую самооценку, он будет смущаться, стараться быть незаметным. Правильная самооценка помогает найти своё реальное место в обществе.

3. Нужно ли сравнивать себя с самим собой и с другими?

Сравнивать себя с собой прежним нужно обязательно. Ведь иначе нельзя оценить то, как ты изменился за прошедшее время, чего достиг, к чему тебе ещё стремиться.

Сравнивать себя с другими тоже необходимо. Ведь обязательно есть люди, что-то делающие лучше, чем ты. И стремясь стать таким же, человек совершенствует самого себя.

4. Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?

Каждый человек обладает какими-нибудь способностями. Но не все эти способности развивают. Чтобы узнать свои таланты, нужно определить ту область деятельности, которая получается лучше всего, найти то дело, которое человек делает лучше других. 

5. Как найти дело по душе?

Чтобы найти любимое дело, надо пробовать себя в разных видах деятельности и выбрать то, которое больше нравится, к которому испытываешь больший интерес.

В классе и дома

1. Составь словесный автопортрет и попороси друга нарисовать твой словесный портрет. Сравни их. Над чём тебе стоит задуматься?

В своём автопортрете я упомянула, что обладаю такими качествами, как настойчивость, упорство, целеустремлённость. Однако, моя подруга написала, что я легко увлекаюсь новым делом и также легко остываю к нему, что я не могу сосредоточиться на чём-то одном.

Мне стоит задуматься над её словами и постараться быть более последовательной. Но не стоит забывать, что я всё ещё ищу своё настоящее призвание и моя переменчивость объясняется тем, что настоящий свой талант я ещё не обнаружила.

2. Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.

Я считаю, что лучше всего у меня получается писать сочинения. Причина этого в том, что я  много читаю, что у меня хорошо развита фантазия, я умею анализировать факты и делать какие-то выводы.

3. "Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны". Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающие это высказывание.

Подтвердить это высказывание очень просто. Например, моя мама хорошо готовит, а вот папа готовить не умеет и не любит. У него нет таланта к этому делу.

В моём классе Андрей очень хорошо знает математику, легко решает самые трудные задачи, а Марина любит историю и лучше всех знает о событиях прошлого.

В книгах тоже много примеров подобной дифференциации (разделения) людей по способностям. Например, в книге "Приключения Незнайки", коротышки обладали разными способностями. Винтик и Шпунтик были замечательными механиками, Гусля - музыкантом, а Тюбик - художником. Но было бы смешно, если бы Тюбик взялся бы чинить автомобиль, а Винтик стал бы играть на скрипке.

4. В интернете найди сведения о вундеркиндах - детях, рано проявивших свои необычные способности.

Ирина Полякова в 5 лет прочитала все романы Жюль Верна, а в 13 лет поступила в МГУ.

Ника Турбина начала писать стихи в 4 года. В 12 лет она получила литературную премию "Золотой лев".

Полина Осетинская в 6 лет дала сольный концерт на фортепьяно. Сейчас она известная пианистка.

Индиец Акрит Йасуал в 7 лет провёл хирургическую операцию, а сейчас, будучи врачом, активно ищет лекарство от рака.

Сергей Карякин стал гросмейстером в 12 лет и сейчас является одним из сильнейших шахматистов мира.

5. Заполни столбцы следующих схем:

Мои способности

Я могу делать: писать сочинения, фантазировать, делать оригами, шить, танцевать.

У меня не получается: решать математические примеры, петь, ориентироваться на местности.

Я хотел бы научиться: хорошо петь.

Мои поступки

Мне нравится, когда я: подсказываю друзьям, даю полезные советы, чему-то учу других людей.

Мне не нравится, когда я: завидую чужим успехам, грущу без причины.

Я хотел бы: чтобы мной гордились знакомые и старались подражать мне.

Картинная галерея

А. Дейнека "Будущие лётчики"

Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

На картине Александра Дейнеки мы видим трёх мальчиков, которые сидят на берегу моря и наблюдают за пролетающим мимо самолётом. Своим названием художник постарался подчеркнуть, что ребята не просто смотрят на самолёт, а мечтают когда-нибудь тоже взлететь в небо, стать лётчиками.

Друзья мечтают о небе, о том, чтобы свободно летать среди облаков, о карьере пилота.

Их мечта может осуществиться, а может и нет. Всё зависит от того, сохранят ли они эту мечту, будут ли стараться её исполнить, приложат ли усилия к этому, или быстро остынут, потеряют интерес к небу, захотят стать кем-то ещё.

Чтобы наша мечта стала реальностью, нужно трудиться и развивать свои способности. Нужно быть упорными и последовательными, не бояться трудностей и не опускать руки при малейших неудачах. Человек может добиться всего, если по-настоящему этого захочет.

А. Дейнека "Будущие лётчики"


пятница, 18 ноября 2022 г.

Словесный портрет девушек с картин Серова и Серебряковой

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 10-12

Параграф 1 "Человек - личность"

Картинная галерея

Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

В. Серов "Девушка, освещённая солнцем", словесный портрет

На картине Валентина Серова мы видим спокойную и задумчивую девушку, которая сидит, прислонившись спиной к дереву. Она слегка полновата и кажется печальной, несмотря на то, что вокруг чудесный солнечный день.

Эта девушка представляется мне не очень активной в жизни. Для неё характерны неспешная походка и речь, она никуда никогда не торопится и не суетится. Зато все дела она делает обстоятельно и качественно. Если бы она училась в моём классе, то почти наверняка была бы отличницей.

Девушка с картины избегает ссор и конфликтов, предпочитает уступить, но не отстаивать свою точку зрения, она стеснительная и не любит шумных компаний. Своё время она проводит в мечтаниях и любит спокойную, размеренную жизнь. Она может быть надёжным товарищем, на чьё слово всегда можно положиться.

По темпераменту она скорее меланхолик или флегматик.

З. Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", словесный портрет

Девушка на портрете Зои Серебряковой кажется жизнерадостной и улыбчивой. Они искренне радуется прекрасному солнечному утру, радуется своей красоте, у неё всегда хорошее настроение.

Это активная и, может быть, спортивная девушка, полная сил и энергии. Она не любит сидеть на одном месте, заниматься скучными однообразными делами. Ей нравится быстрый темп жизни.

Вокруг девушки мы видим множество мелких предметов, которые пребывают в прекрасном беспорядке. Это говорит нам о том, что девушка с портрета не придаёт большого значения порядку, она немного легкомысленная, но весёлая. Про неё можно сказать, что она - душа компании, любит шумные вечеринки, у неё много друзей, она идёт по жизни смеясь. В её жизни много событий и она легко забывает неудачи и обиды.

Девушка на картине красива и сознаёт это, она любуется своим отражением, и прибывает в гармонии с собственным Я. Она оптимистка.

По темпераменту героиня картины скорее сангвиник.

Серов "Девушка, освещённая солнцем", Серебрякова "За туалетом"


четверг, 17 ноября 2022 г.

Сочинение о жизни и подвиге Жанны д'Арк, пример, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 199

Глава 7 "Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV века

Напишите сочинение о жизни и подвиге Жанны д'Арк

В дополнительной литературе и интернете найдите сведения о дестве и юности Жанны д'Арк, почему она решила участвовать в борьбе с англичанами, в чём состоял её подвиг, о суде над девушкой, о её казни. Когда и почему Жанна д'Арк была причислена к лику святых?

Сочинение о жизни и подвиге Жанны д'Арк, пример

Жанна д'Арк является одной из тех уникальных исторических личностей, которые одним только своим появлением меняют ход истории целых стран и частей света.

Жанетта родилась 6 января 1412 года в семье обедневших дворян или зажиточных крестьян в местечке Домреми на границе Шампани. С детства она была необычным ребёнком - её часто посещали видения, она слышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и Маргариты Антиохийской. Себя девочка называла Жанна Девственница.

В то время в стране бушевала Столетняя война. Отряды англичан разоряли города и деревни, половина Франции оказалась под чужеземным владычеством. Жанна верит, что сам Бог повелевает ей отправиться в осаждённый Орлеан и спасти город. В 1429 году она отправляется в город Вокулер, где ей удаётся убедить капитана города помочь ей встретиться с дофином Карлом. Капитан даёт Жанне мужскую одежду и сопровождающих. Девушка пешком по неприятельской территории добирается до замка Шинон, где находилась резиденция дофина.

Карл не сразу поверил Жанне. Он даже пытался проверить её, посадив на трон другого человека, но Жанна сразу узнала дофина в толпе придворных, хотя никогда прежде не видела его. Она предсказала Карлу корону Франции и после этого разговора Карл казался счастливым и просветлённым. Он согласился выделить Жанне войско.

Для Жанны изготавливают сверкающие доспехи, церковь официально разрешает ей носить мужскую одежду, и девушка вооружается легендарным мечом Карла Мартелла. Армия и народ с восторгом встречают весть о явлении освободительницы, войско Жанны стремительно пополняется добровольцами.

29 апреля 1429 года Жанна проникает в Орлеан, её войско одерживает одну победу за другой, и 8 мая англичане вынужденно снимают осаду с города. За этот подвиг Жанну прозывают Орлеанской девой. Восхищённый Карл дарует Жанне потомственное дворянство.

Летом того же года Жанна, во главе своей армии совершает поход по Луаре, который заканчивается грандиозной победой в битве при Пате. Следующим этапом её блистательной карьеры стало освобождение Руана, где Карл становится настоящим королём Франции.

После этого последовало несколько неудач и предательство, в результате которого Жанна оказывается в руках бургундцев, союзников англичан. Карл ничего не делает для спасения Жанны, и бургундцы продают пленницу англичанам.

21 февраля 1431 года в Руане состоялся суд над Жанной д'Арк. Жанну обманом заставили подписать признание в ереси и приговорили к сожжению. Жанну д'Арк сожгли в Руане 30 мая 1431 года и полностью оправдали лишь спустя 25 лет. Несмотря на эту расправу, англичане не смогли оправиться от ударов, нанесённых им Жанной, и вскоре вынуждены были оставить Францию.

В 1920 году католическая церковь причислила героиню Франции к лику святых.

Во Франции чтят память Жанны д'Арк и признают её важнейшую роль в деле освобождения страны от английских захватчиков. Ежегодно 12 мая проходит национальный День памяти Жанны д'Арк, памятники Орлеанской деве установлены во многих городах страны, её именем назван астероид.

Жанна д'Арк, памятник в Орлеане


среда, 16 ноября 2022 г.

Проект "Путешествие по памятным местам средневековой Франции", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 199

Глава 7 "Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV века

Информационный проект "Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы"

С помощью дополнительной, справочной литературы, туристических буклетов и интернет-ресурсов соберите информацию о памятных местах, событиях XI-XV веков тех современных европейских государств, историю которых вы изучали в главе VII. Расспросите родственников и знакомых, побывавших в этих странах, об их впечатлениях, полученных на экскурсиях, при посещении музеев и исторических мест. Нанесите эту информацию на карту выбранной вами страны и спланируйте маршрут поездки или виртуальной экскурсии. Оформите результат в виде презентации.

Проект "Путешествие по памятным местам средневековой Франции", пример

История средневековой Франции богата значимыми событиями. Это столетняя война с англичанами, отмеченная подвигами Жанны д'Арк. Это стремление короля к усилению своей власти и борьба с феодалами и папой римским. Это создание Генеральных штатов.

Совершим виртуальную поездку по Франции, во время которой постараемся ознакомиться с её памятными местами.

Париж

Столица Франции сама по себе является памятным местом, в котором сохранились многие исторические свидетельства Средних веков. Это очень древний и вечно молодой город, основанный ещё в 3 веке до нашей эры. В Средние века он был столицей Франции, резиденцией её королей.

Короли жили в Лувре, огромном дворце, построенном в 12 веке. В 14 веке король Карл V сделал из Лувра постоянную королевскую резиденцию. Сейчас это всемирно известный музей с богатейшей коллекцией экспонатов. В год его посещают более 10 миллионов туристов. Моя тётя была в Лувре и рассказывает, как потрясло её это посещение. Прекрасные картины и скульптуры, другие произведения искусства занимают все залы огромного дворца.

Базилика Сен-Дени

Не покидая Париж можно побывать в ещё одном памятном месте - базилике Сен-Дени, расположенной в пригороде. Эта базилика известна тем, что именно тут нашли своё последнее пристанище многие короли Франции, начиная с Хлодвига.

Здесь захоронены Филипп IV Красивый, Людовик VI, Филипп II Август и многие другие короли, о которых мы читали в этой главе. Прекрасная базилика отражает все приметы готического стиля - розы на фасаде, огромные витражи, колонны и капеллы. Она до сих пор является действующим храмом.

Орлеан

Этот французский город известен прежде всего благодаря подвигу Жанны д'Арк, которая смогла снять осаду англичан. Благодарные жители не забыли подвиг простой французской девушки, и увековечили её память конной статуей на одной из центральных площадей.

В средние века Орлеан был одним из оплотов королевской власти, вторым по численности населения городом после Парижа. Во время Столетней войны он выдержал семимесячную осаду и был освобожден 8 мая 1429 года войском Жанны д'Арк, которую после этого стали называть Орлеанской девой.

В Орлеане можно посмотореть несколько средневековых церквей и соборов, музеев, каменную набережную Луары.

Авиньон

Посещая памятные места средних веков во Франции, невозможно миновать и Авиньон, город на юге, в котором был пленён папа римский. Король Филипп IV приказал папе Клименту V  покинуть Рим и поселиться во французском Авиньоне. Так король хотел контролировать церковь. 69 лет папы пребывали в Авиньоне и всё это время выполняли волю французских монархов.

Здесь можно посмотреть множество красивых старинных церквей, а также Папский дворец, один из самых больших дворцов Европы. Сейчас в нём находится Национальный музей, в котором можно пролюбоваться удивительными яркими фресками. С площадки перед дворцом открывается величественный вид на Рону, одну из крупнейших рек страны.

Заключение

Мы посетили всего несколько памятных исторических места, но получили огромное количество положительных эмоций и ярких впечатлений. Франция - удивительная страна с необыкновенной историей, память о которой здесь трепетно хранят и берегут. Чтобы посмотреть все исторические памятники Франции может не хватить и жизни. Но несколько страниц её истории мы сегодня перевернули.

Памятные места средневековой Франции


вторник, 15 ноября 2022 г.

Этапы объединения Франции в XII-XV веках, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 198-199

Глава 7 "Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV века"

1. В каких странах Западной Европы в XII-XIII веках происходила борьба между светской властью и властью пап? Было ли это повсеместным явлением? Почему?

Такая борьба происходила во Франции и в Германии. Это не было повсеместным явлением. Например, такой борьбы не было в Англии, где власть церкви была слабой, а почти все земли принадлежали королю. Не было такой борьбы в Испании, там церковь была слишком сильна и короли поддерживали церковь. Не было её и в Италии, там не сложилось централизованного государства.

2. Выделите этапы объединения Франции в XII-XV веках. Обойснуйте своё решение.

1 этап. Подчинение королевской власти вассалов в королевских землях. Это пробный этап. Король пытается поверить в свои силы.

2 этап. Подчинение королевской власти крупных феодалов. Основной этап, ведь крупные феодалы были главными противниками короля.

3 этап. Борьба короля с папой. Сильной королевской власти мешало влияние папы римского. Победить папу было важно для объединения страны.

4 этап. Освобождение территорий, захваченных Англией. Это самый длительный этап, но после него Франция стала почти единой.

5 этап. Заключительный. Борьба с Карлом Смелым Бургундским. Присоединение Бургундии и Прованса завершили объединение Франции.

3. Перечислите общие черты и различия в развитии английского и французского государств в 12-15 веках.

Общие черты: борьба короля с феодалами, объединение страны, создание сословных органов.

Различия: королевская власть в Англии изначально была сильной, парламент должен был её ослабить. Королю во Франции пришлось бороться с папой, и генеральные штаты призваны были помочь в этой борьбе.

4. Какую цель преследовали участники Реконкисты в Испании? Каковы были результаты и последствия Реконкисты?

Участники Реконкисты хотели изгнать мавров с Пиренейского полуострова и создать христианское государство.

В результате Реконкисты мавры были изгнаны, созданы королевства Испания и Португалия, появилась Инквизиция для борьбы с еретиками и иноверцами.

5. Обсудите в классе: почему мечта многих средневековых монархов создать империю, столь же мощную, как Западная Римская империя, осталась неисполненной. Как вы думаете, что мешало исполнению этой мечты?

Исполнению этой мечты мешала слабость монархий. Королям приходилось бороться с феодалами внутри страны, с внешними врагами, с папой римским, который тоже хотел укрепить свою власть в Европе. При этом ни один монарх не имел преимуществ, ведь силы разных стран к Европе были примерно равными, иначе не продолжалась бы война Англии и Франции сто лет.

6. Заполните таблицу "Органы сословной монархии".

Парламент в Англии появился в 1265 году. Был создан для ограничения власти короля, принятия законов и налогов. В нём участвовали феодалы, духовенство, горожане. Состоял ил палаты Общин и палаты Лордов.

Генеральные штаты во Франции открылись в 1302 году. Были созданы для борьбы с папой. Принимали участие в введении налогов. Участвовали духовенство, феодалы, горожане. Три сословия совещались по отдельности, потом собирались вместе.

Кортесы в Испании появились в 1137 году в Кастилии. Создавались для принятия налогов и законов. Входили феодалы, священники, горожане и крестьяне. Состояли из трёх палат.

7. Расположите в хронологической последовательности события истории европейских стран в XV веке.

  1. Битва при Азенкуре состоялась в 1415 году.
  2. Орлеан был освобожден Жанной д'Арк в 1429 году.
  3. Война между Розами в Англии началась в 1455 году.
  4. Кастилия и Арагон объединились в 1479 году.

8. Выберите признаки, свойственные сословной монархии:

а) сильная, но не безграничная власть короля.

г) существование органа власти, представляющего интересы сословий.

Столетняя война