воскресенье, 31 июля 2022 г.

Ответы к главе 4 "Феодалы и крестьяне", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 101

Глава 4 "Феодалы и крестьяне"

1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?

Рыцарство играло роль благородного землевладельческого сословия, занимавшегося военной службой. Рыцари вершили суд на своих землях, защищали свои вотчины, участвовали в войнах, обладали реальной властью.

По сути, рыцарство было правящим классом в Средние века.

2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев - феодалов?

Крестьян и феодалов связывали договорные отношения и клятвы-обязательства. Феодал давал крестьянам землю, а крестьяне обязывались нести повинности: оброк и барщину.

3. Что в жизни крестьян определяла община?

Община ведала хозяйственными делами: определяла когда пахать, сажать, убирать урожай, выполнять иные работы. Община поддерживала порядок, помогала беднякам, проводила праздники. Она защищала крестьян от несправедливых притеснений феодала.

4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века?

Господство натурального хозяйства было вызвано всеобщей нищетой и невозможностью приобрести нужные вещи или продукты. Их приходилось изготавливать самим.

5. Закончите фразу:

Воин, получивший от кого-либо феод, считался его вассалом.

6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ)?

Правильный вариант Б: это хозяйство, в котором основные продукты и вещи изготавливались для собственного потребления, а не на продажу.

Штурм рыцарского замка


суббота, 30 июля 2022 г.

Рассказ "Праздничный день феодала", пример, ответы для 6 класса

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 100

Параграф 12 "В рыцарском замке"

1. Используя текст и иллюстрации опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду.

Рыцарь был вооружён мечом, копьём, топором, палицей, щитом. Он одевался в металлические доспехи, даже обувь рыцаря была из металла.

Замки строили из камня на холме, окружали его толстыми стенами, рвом. С башен постоянно смотрели дозорные. В центре замка стояла главная башня, где можно было выдержать долгую осаду. Из неё наружу вел потайной ход.

Но замки всё равно штурмовали. Для этого использовали тараны, приставные лестницы, засыпали рвы. Осаждённые отбивались стрелами, камнями, кипятком

2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов.

Феодалы получали землю от сеньора под обязательство вставать под его знамена в случае войны. Это был долг феодала. Поэтому феодалы много внимания уделяли изучению военного дела. К тому же, война была единственным способом обогатиться.

3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?

Будущего рыцаря учили воинским дисциплинам: фехтованию, борьбе, плаванию, верховой езде, приёмам и правилам боя. Также, детей учили пению, танцам, поведению в обществе, реже - чтению, письму, арифметике.

4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?

Феодалы ценили физические качества: ловкость, силу, храбрость.

Настоящий рыцарь должен быть щедрым, верным сеньору, защищать слабых, бороться с иноверцами, быть вежливым и галантным.

5. Насколько образ идеального рыцаря соответствовал реальному облику и поведению господ?

В рельности, рыцарский кодекс соблюдался лишь на торжественных приёмах. В другое время рыцари были грубыми, лживыми, жадными и трусливыми. Они презирали людей неблагородных, но и других рыцарей любили обмануть.

Дополнительно

1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями?

Если делить феод между всеми сыновьями, каждый получил бы маленький кусочек земли. А значит - меньше крестьян, меньше дохода. Это привело бы к полному обнищанию феодала. Сделало бы его лёгкой добычей для соседей.

2. В чём была сила, а в чём - слабость рыцаря как воина на поле боя?

Сила рыцаря была в его вооружении и защите. Нелегко было противостоять закованному в латы всаднику с копьём или мечом. Слабость рыцаря была в его малой мобильности. Если сбить рыцаря с коня, то победить непоротливого рыцаря было легко.

3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: Лучше умереть, чем опозориться, Мой Бог и моё право, Слава - награда за смелость, Я не король и не князь, я граф де Куси?

Эти девизы говорят о мании величия феодалов, их гордости своим титулом, стремлению похвастать силой, мужеством, родом. Носители таких девизов были надменными, чванливыми, спесивыми.

4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты на правую сторону (она так и называлась геральдическая).

Герб украшал щит, а щит чаще всего держали в левой руке. Получалось, что животное на гербе обращено к противнику, оно словно нападает вместе с рыцарем.

5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность?

Рыцарским мы называем прежде всего вежливое поведение. Современный рыцарь должен быть вежливым, отзывчивым, помогать слабым. К сожалению, таких молодых людей всё меньше.

6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ.

Рыцарские турниры церковь считала делом, неугодным Богу.

На рыцарских турнирах часто гибли участники, они сражались ради развлечения, вместо того, чтобы проливать свою кровь в битве с врагами веры. Люди вели себя несдержанно, турниры завершались пиром, никто не проявлял смирения.

Первая причина была главной: многочисленные жертвы среди рыцарей уменьшало воинство Христово.

7. Составьте рассказ "Праздничный день феодала", включив в него описание замка, пира, турнира или охоты.

Рассказ "Праздничный день феодала"

Солнце вставало над лесом. Его лучи освещали высокие каменные стены небольшого замка. На башнях виднелись шлемы часовых, прогуливавшися по стене. Над центральной башней развивался яркий флаг.

Неожиданно послышались звуки рога. Подъёмный мост опустился, ворота замка раскрылись и группа всадников появилась на дороге, ведущей в лес.

Это рыцарь Готфруа Отважный ехал на охоту. С ним были его гости - будущий тесть, барон Олаф, и прочие мелкие графы.

У леса Готфруа ждали егеря. Они ещё ночью выследили кабанов и теперь должны были отвести благородных сеньоров на место. Рыцари смеялись в предвкушении знатного развлечения.

В кустах послышался визг. На дорогу выскочил матёрый секач и бросился на Готфруа. Рыцарь наклонил копье и кабан сам насадился на острие. Рыцарь спрыгнул и ловко всадил меч в спину животного.

Вечером в замке состоялся пир. На вертеле крутился и жарился кабанчик, столы ломились от местных яств: рыбы, птичьего паштета, бобов. Рекой лилось вино.

Было весело. Рыцари пели песни, танцевали с местными дамами, говорили друг другу комплименты. Потом передрались и отправились спать. Праздничный день закончился.

Феодал на охоте, 6 класс


пятница, 29 июля 2022 г.

"Рассказ о жизни крестьян по плану", ответы на вопросы учебника 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 93

Параграф 11 "Средневековая деревня и её обитатели"

1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Феодал имел право судить зависимых крестьян, назначая им разные наказания. Крестьяне платили барщину и оброк.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Существовали такие виды зависимости, как поземельная и личная.

Поземельные крестьяне имели свой надел, имущество, исполняли повинности.

Лично зависимые крестьяне чаще всего не владели землёй, не могли покидать деревню, продавать свой надел, уходить в монастырь без разрешения феодала.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Общиной выживать было проще. Члены общины вместе сажали, а потом убирали урожай. Вместе пасли скот на общем лугу. Помогали бедным и вдовам, оказывали сопротивление господину, если тот пытался увеличить повинности.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: орудия труда, хозяйство, жилище, пища.

Рассказ о жизни крестьян по плану

Крестьяне пользовались самыми простыми орудиями труда: плуг, борона, грабли, серп, цеп, лопата.

Хозяйство крестьян состояло из приусадебного участка, где находился огород, сад, виноградник. Отдельно находились участки пашни и покосы. В хозяйстве часто имелись вол, козы, свиньи, птица.

Крестьянский дом строился из деревянных жердей, обмазанных глиной, и покрывался соломой или дёрном. Трубы не было и дым очага выходил через отверстие в потолке. Поэтому стены были в копоти. Окна были без стёкол, их закрывали ставнями. Рядом с домом стояли хозяйственные пристройки.

Внутри дома стояли стол, скамья, сундук, иногда кровать.

Еду крестьяне готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнём. Обычной пищей были: каша из зерна, капуста, репа, лук, бобы и другие овощи. Имелся козий сыр, реже ели рыбу и мясо. Вместо сахара использовали мёд. Из винограда делали вино, из ячменя - пиво.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Крестьянская жизнь и сейчас не сахар, а в то время не было машин, было мало волов и лошадей, трудиться на сеньора приходилось целыми днями, а потом ещё работать на себя. Комфорта не было совсем, из радостей - редкие праздники.

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральным называется такое хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались для собственного потребления, а не на продажу.

7. Составьте схему "Повинности средневековых крестьян".

Барщина - работа на феодала, которую выполняли крестьяне (работа в поле, на покосе, мельнице, сбор дров)

Оброк - доля продукции, произведённой крестянами на своих наделах, которую они отдавали феодалу (например, два поросёнка из десятка). Мог быть натуральным и денежным.

Церковная повинность - десятая часть урожая отдавалась церкви.

Дополнительно

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.

В центре поместья стоял господский дом или замок. Рядом с ним стояли амбары, конюшня, хлев, псарня, птичник. На реке стояла мельница. Вокруг располагались земли феодала и наделы крестьян.

2. Средневековая французская пословица гласит "С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды". В чём её смысл?

Смысл этой пословицы в том, что если лишить человека всего, то с него нечего будет взять в будущем. Поэтому феодалы хоть и грабили крестьян, но не забирали всего.

3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?

У зависимых крестьян были свой участок земли, дом, орудия труда, животные. У рабов этого не было.

Крестьяне старались выполнять свою работу, потому что получали с этого пищу и различные продукты. Трудолюбие ценилось среди крестьян.

4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?

Феодал не мог продавать крестьян, он только судил их, если те не исполняли барщины или оброка. Рабовладелец был полноправным хозяином, который мог продать, наказать без суда, даже убить раба.

5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

В те времена денег у феодалов было мало, а у крестьян не было почти совсем. Поэтому что-то купить или продать было сложно. Для этого надо было ехать куда-то далеко, ведь поблизости продавали то же, что было в вотчине. Вот и приходилось крестьянам самим обеспечивать себя и своего сеньора всем необходимым.

6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие?

Элементы натурального хозяйства сохранились не только в деревне, но и в городе. Многие горожане имеют дачные участки, на которых выращивают для себя овощи и фрукты. Есть приусадебные участки и у сельских жителей - огороды. Они держат скотину и птицу, получают мясо, молочные продукты, яйца для своих нужд, а часть продают.

Но в современных хозяйствах крестьянам платят деньги и они могут купить себе всё, что угодно.

План феодального поместья, рисунок


четверг, 28 июля 2022 г.

Сочинение "Нужна ли сатира обществу и каждому человеку", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 240, 249

М. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"

Фонохрестоматия

1. Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это необходимо было сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?

Актёру потребовалось придать генералам индивидуальность, чтобы слушатель мог отличить их, чтобы речь генералов не превратилась в непонятный монолог.

Он наделяет генералов разными голосами. У первого - голос более высокий, пронзительный, у второго - более низкий, спокойный. Мы понимаем, что первый генерал суетливый, а второй - флегматичный.

2. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки "Московских ведомостей"?

Актёр использует интонацию, темп чтения, он ставит логические ударения и делает паузы. В его голосе мы слышим дрожь, которая показывает волнение, вожделение генералов. Генералы чуть не плачут.

3. Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?

Речь генералов становится пронзительной, крикливой. Так актёр передаёт возмущение и недовольство генералов. Негодованию генералов не было предела.

4. Сопоставьте философские разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствия и сытого благополучия?

Голодные генералы рассуждали о восходе солнца, о соках, чтобы отвлечься. Они тосковали, им страшно хотелось есть. Упоминание об ужине повергало их в уныние и прерывало разговор. А любой разговор сводился к еде.

Сытые генералы рассуждали о вавилонском столпотворении, о накоплении пенсий. Они чувствовали себя счастливыми.

Актёр подчёркивает тоску, звучащую в голосах голодных генералов, и довольство, умиротворение в голосах сытых.

5. Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бесстрастном произнесении актёром слов "Сколько они ругали мужичину за его тунеядство, а мужик всё гребёт, да гребёт..."?

В этих словах я слышу презрение, которое испытывает актёр к генералам, его гнев от их пренебрежения работой мужика, спасшего их.

Статья "Нужен ли нам Щедрин сегодня", стр. 249

Размышляем о прочитанном

Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?

Произведения Салтыкова-Щедрина приносят пользу. Они обращают наше внимания на пороки, которыми страдает общество, помогают от них избавиться.

Поэтому писатель трудился не зря. Благодаря его сказкам общество хоть немного, но стало лучше.

Сегодня актуальность его сказок по-прежнему высока. Многие его герои узнаваемы, они есть и сейчас. Богатые с презрением относятся к обычным труженикам, процветают невежество и хамство, а значит борьба с пороками общества должна продолжаться.

Творческое задание

Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно самодовольное ничтожество? В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Сочинение-рассуждение "Нужна ли сатира обществу и каждому человеку"

Моё глубокое убеждение состоит в том, что сатира в обязательном порядке нужна обществу и каждому человеку, это общество составляющему. Она делает нас лучше, а общество здоровым.

Как общество состоит из людей, так и каждый человек является неотъемлемой частью общества. Логично, что чем лучше люди, чем более высокими моральными качествами они обладают, тем здоровее общество, в котором они живут. Чем меньше в обществе эгоистов, этих самодовольных ничтожеств, думающих лишь о себе и своих капризах, тем прекрасней общество. Страшно представить, что случится, если каждый будет думать лишь о себе, своей выгоде.

Как любой человек может заболеть и тогда ему потребуется помощь врача, так и общество может страдать различными недугами. На врачевать недуги общества намного сложнее, для этого недостаточно просто знать о них. Надо уметь вскрыть нарывы, обнажать существующие проблемы, и заставить людей обратить на них внимание. Общество сможет вылечиться лишь тогда, когда все его члены начнут сознательно бороться с его пороками.

И тут важнейшую роль играет писатель-сатирик. Своим едким, метким словом он указывает на то, что мы часто не замечаем. Он заставляет людей смеяться над пороками общества, а смех - лучшее лекарство. Общественная роль сатирика состоит в том, чтобы помочь людям увидеть все те недостатки, которые мешают обществу нормально жить и развиваться.

Таким образом, сатира играет важнейшую роль в профилактике здоровья общества. Заставляя людей смеяться над своими недостатками, сатира делает человека лучше, а вместе с ним и всё общество.



среда, 27 июля 2022 г.

М. Салтыков-Щедрин "Дикий помещик", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 240, 247-248

М. Салтыков-Щедрин "Дикий помещик"

Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик". Подумайте, к каким сказкам её можно отнести - юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гротеск или гипербола. Если да, то с какой целью вводит их автор? Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка "Дикий помещик"? Подготовьте художественный пересказ сказки.

Это сатирическая сказка, юмор в ней направлен на обличение пороков общества, а не на развлечение читателя.

Смысл названия: помещик дичает, становится диким, потому что не способен сам себя обслуживать, содержать. Указывает на отрыв помещиков от народа.

В сказке много примеров гипербол и гротеска. Например, описание одичания помещика - это гротеск. А описание его мечтаний о саде - гипербола ("ломятся под грузом плодов деревья").

С помощью этих приёмов автор усиливает юмор ситуации, обличительные особенности текста.

Сказка направлена против презрительного, уничижительного отношения помещиков к крестьянам, мужикам. Против их нежелания признавать тот факт, что на мужиках и крестьянском труде строится их благополучие. Против глупости, чванства, невежества.

Художественный пересказ сказки "Дикий помещик", пример

В некотором царстве, некотором государстве жил помещик с телом белым. Всего у него было много, но молил он бога избавить его от мужика. В газете он прочитал совет "Старайся" и следовал ему.  Начал помещик притеснять мужиков штрафами, совсем тем невмоготу стало. Взмолились они Богу и Бог внял их мольбам.

Налетел мякинный вихрь и не стало мужика на земле помещика. Вышел помещик на балкон и вдохнул воздух чистый. Доволен остался.

Пригласил помещик в гости актёра. Но увидел актёр, что некому театр ставить, обозвал помещика глупым, и уехал.

Пригласил помещик генералов. Но увидели генералы, что нет у помещика мяса, обозвали его глупым, и уехали.

Разложил помещик пасьянс и сошелся тот три раза кряду. Решил помещик твёрдо на своём стоять. О садах, коровах и клубнике мечтал. Всё ходил по комнатам, да Сеньку звал.

Приехал к помещику капитан-исправник и стал помещика ругать. Исчезли мужики - некому стало подати платить, опустел базар в городе. И спросил исправник грозно, знает ли помещик, чем это пахнет. Потом обозвал помещика глупым и уехал.

А помещика страх взял, что его могут в Чебоксары выдворить. Но решил быть твёрдым до конца.

Вскоре стал к помещику медведь приходить, в окно глядеть и облизываться. Крепился помещик, держался, и вскоре одичал. Волосами оброс так, что холода не чувствовал, ходил на четвереньках, утратил способность членораздельные звуки произносить, с деревьев на зайцев охотился.

Стал помещик таким сильным, что даже с медведем подружился.

А начальство тем временем заволновалось. Велело мужика изловить. Тут на базарную площадь как раз рой мужиков сел. Поймали их и в уезд отвезли. И запахло опять в уезде мякиной, появились на базаре мясо и овощи, да подати богато заплатились.

Помещика же поймали, отмыли, остригли и газету отобрали. Раскладывает помещик пасьянс, тоскует по жизни в лесу, и умывается лишь по принуждению.

Размышляем о прочитанном, стр. 247-248

1. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, авторские. Назовите их. Кто их герои? Чем отличаются сказки Щедрина? Как завал писатель возраст для которого они предназначены? Как это понимать? Сумели и вы разобраться в деталях прочитанного? Против чего и против кого эти сказки направлены, какие человеческие пороки высмеивают?

Героями народных и авторских сказок часто становятся различные животные, фантастические персонажи, вроде Бабы-Яги, люди, как крестьяне, так и цари. Героями Щедрина всегда оказываются либо животные, либо самые обычные люди, его современники.

Автор назвал свои сказки "сказками для детей изрядного возраста", то есть это не детские произведения. Они предназначены для взрослых, которые многое знают, замечают, осмысливают.

Поэтому детям очень непросто разобраться в деталях прочитанных сказок. Многие отношения между героями кажутся странными, непонятными, надуманными. Но дело в том, что эти отношения брались автором из жизни.

Автор специально гиперболизировал описанные отношения, делал их пародией на реальность, чтобы показать всю уродливость многих пороков общества. Это высокомерие, гордыня, глупость, чванство, трусость, унижение человека человеком. Большинство этих пороков происходят от социального строя, крепостничества, неравенства.

2. Встречается ли в тексте гипербола, гротеск? Какова их роль? Что в сказке фантастического и вполне реального?

В сказке много примеров гипербол и гротеска. Например, описание одичания помещика - это гротеск. А описание его мечтаний о саде - гипербола ("ломятся под грузом плодов деревья").

С помощью этих приёмов автор усиливает юмор ситуации, обличительные особенности текста.

Если брать отдельно сказку "Дикий помещик", то реальным оказывается отношение помещика к крестьянам, его глупость и невежество. Так же как и отношение властей к происходящему.

Фантастическим оказывает рой мужиков и постепенное превращение помещика в дикого зверя.

3. Какие жанры народного творчества использовал Щедрин? Какие приметы фольклора встречаются в сказках писателя? Найдите в тексте сказок выражение, которые сближают щедринские сказки с народными и в то же время имеют совершенно особый смысл, несут с собой определённый подтекст. В чём же сходство и в чём своеобразие, присущее сатире Щедрина? Какие средства помогают Щедрину вызывать смех сквозь слёзы? Почему хочется смеяться, читая щедринские сказки, и одновременно думать о том, как грустна Россия?

Прежде всего Щедрин использовал народные сказки.

Многие сказки писателя начинаются зачином: "Жили-были два генерала...", "В некотором царстве", в них есть присказки "Долго ли, коротко ли...", "Жить да поживать", и даже концовки: "Он жив и доныне".

Другие приметы сказок: говорящие звери, волшебные превращения.

В сказках Щедрина много народной речи, народных выражений: "хорошо здесь - слова нет", "океан-море",  "ни пером описать, ни в сказке сказать". И если в народных сказках последнее выражение относится к красоте, чему-то прекрасному, то у Щедрина - это гротеск, описание ужасного, ругани генералов. И так везде, что хорошо в народных сказках, то плохо у Щедрина. В этом заключается своеобразие его сатиры.

Смех сквозь слёзы Щедрин вызывает с помощью гротеска и гиперболы, которые как кривое зеркало преломляют привычные картины реальности.

И поэтому мы смеёмся, читая эти сказки, ведь они действительно смешные, но плачем, когда вспоминаем, что всё в них написанное правда, только усиленная, чтобы лучше были видны недостатки общества.

4. Литературоведение утверждает, что сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного несказочного времени. Согласны вы с таким утверждением и каким примером могли бы подтвердить эту мысль?

Я согласна с этим утверждением. Вот, например, презрение, которое испытывал помещик к мужикам и его наивные мечты об английском саде, являются приметой обычного, несказочного времени. А улетевшие мужики - уже фантастическим событием.

вторник, 26 июля 2022 г.

М. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил" 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 239

М. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?

У меня эта сказка вызвала негодование из-за отношения генералов к своему спасителю, я осуждаю их чванство, беспомощность. А мужик вызывает сочувствие, ему приходится выполнять все капризы лентяев и бездельников.

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Диалоги генералов показывают их полную неподготовленность к жизни, глупость, ограниченность. С их помощью автор рисует образ генералов.

Сперва генералы негодуют, видя, что мужик ничего не делает. Потом выражают удовольствие, когда мужик кормит их: довольны, любезный друг. Когда им становится скучно, генералы начинают нудеть мужика, то есть доставать требованиями. Вернувшись, они снисходительно высылают ему рюмку и пятак серебра: веселись, мужичина!

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

Смех над генералами - это весёлый смех над бездельниками, которые сами себя прокормить не могут. Это смех над глупцами, которые ничего не знают, но воображают себя умными.

Смех над мужиком - это грустный смех над человеком, лишённым воли, свободы, не умеющим за себя постоять.

Автор смеётся над генералами и презирает их. К мужику он относится с сочувствием и жалостью.

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры)?

Салтыков-Щедрин чаще использует особенности волшебных сказок. Он применяет зачин "жили-были", устойчивые выражения: "по щучьему велению", "сказано-сделано", "долго ли, коротко ли", "мёд-пиво пил", "ни в сказке сказать, ни пером описать".

В сказке есть волшебное перемещение, происходят другие чудеса: на острове появляется мужик, газета. Остров изобилует пищей, словно молочная река с кисельными берегами.

Всё это приметы волшебных сказок. Но смекалка, проявленная мужиком, насмешка над генералами-лентяями, характерны для бытовых сказок.

5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.

Гиперболы и гротеск усиливают комизм ситуации.

Гипербола - явное преувеличение. Например, изобилие еды на острове: так и кишит, и кишит, или необычные умения мужика: в пригоршне суп варить.

Гротеск - изображение человека в уродливо-комическом виде. Например, сцена драки генералов: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание

Литература и изобразительное искусство

Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов?

Писатель использует различные художественные приёмы, гиперболы, гротеск, чтобы показать беспомощность генералов. Также для этого писатель использует диалоги.

Художник использует похожие приёмы. Например, Черемных показывает маленьких и толстых генералов, которые окружили огромного умного мужика. Это явная гипербола.

На рисунке Муратова генералы лежат под деревом, пока мужик работает. Это классическое гиперболизированное изображение лентяев.

Обогащаем свою речь

1. Какие слова "Повести" напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова "мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"? Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки?

Начало напоминает народную сказку: "жили да были", "по щучьему велению". Этим создаётся сказочная атмосфера повествования.

Когда генералы узнают, что мужик бывал на Подъяческой, выясняется, что он там "мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало". Мы понимаем, что богатство столичной жизни прошло мимо мужика. Если сказочный герой оказывается на пиру, то мужик красил стену или лазал по крыше, то есть работал, пока генералы праздновали.

Выражение "ни в сказке сказать, ни пером описать" в народных сказках используется для описания красоты, здесь же для описания огромного количества денег.

Служили - делали вид, что работают.

Примите уверение - поверьте, убедитесь.

Упразднили - закрыли.

Благодаря этим словам сказка принимает характер реального повествования, они связывают волшебный мир и настоящий.

2. Найдите в тексте слова тунеядец, тунеядство и подумайте, какое значение они имеют в каждом случае. Что подчёркивается автором с помощью этих слов?

"Не дать ли тунеядцу частичку" - генералы называют мужика тунеядцем, хотя тот всё для них делает. Этим подчёркивается пренебрежение генералов к мужику. По их мнению, мужик ничего не делает, трудится мало.

"Они его, тунеядца, жаловали" - генералы продолжают считать мужика бездельником, не ценят его труд.

"Ругали мужичину за его тунеядство" - и вновь генералы не ценят труд мужика, хотя он везёт их домой.

Везде тунеядством называется труд, работа. Так автор подчёркивает настоящее безделье генералов и их пренебрежение к труду простого человека.



понедельник, 25 июля 2022 г.

А. К. Толстой "Василий Шибанов", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 259

А. К. Толстой "Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин"

Размышляем о прочитанном

1. Что вы узнали об А. К. Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого "Чёрную курицу". Чему учил Погорельский своего племянника этим произведением?

Я узнала, что Алексей Константинович происходил из знатного дворянского рода и уже в шесть лет начал писать стихи. Его художественным развитием занимался дядя, А. Перовский, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский.

Погорельский учил мальчика быть честным, добрым, отзывчивым, любить животных и уметь дружить. Об этом его повесть "Чёрная курица".

Я узнала, что Толстой писал стихотворения, исторические баллады и романы, особенно его привлекала эпоха Ивана Грозного.

2. Какие произведения А.К. Толстого вам известны?

Я читала стихотворение А. Толстого "Колокольчики мои", слышала про роман "Князь Серебряный", а в этом году познакомилась с балладами "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин".

3. Вы прочитали два произведения А.К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои?

Это баллады о временах Ивана Грозного. Их героями являются Василий Шибанов и Михайло Репнин, а также Иван Грозный.

4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события?

Герои баллад - люди смелые, честные, мужественные. Они не боятся говорить правду.

Автор восхищается мужественными людьми того времени, которые не боялись смерти, царского гнева, а больше всего любили свою Родину. Он пишет о трудном времени, когда многие погибли под пытками, когда бушевала опричнина, когда царь погряз в скверне.

5. В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просил Бога?

Курбский упрекает Грозного в репрессиях, в том, что тот "побил еси добрых и сильных", то есть в несправедливости и жестокости.

Это гневное и язвительное письмо отвёз Шибанов, за что был подвергнут пыткам. Но пытки не сломили дух этого человека, он не выдал друзей. А Бога просил о прощении Курбскому за измену, молился о грозном царе и за святую Русь.

6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь?

Репнин стыдился поведения царя и не хотел принимать участия в его диких забавах. Он упрекает царя в том, что тот забыл свой сан, окружил себя опричниной, за то, что тот стал причиной горя родной земли. Он ратует за прежние времена, когда царь православный правил справедливо.

Царь в гневе убивает Репнина, но тут же жалеет об этом, жалеет о верном слуге и признаётся, что больше не может "вкушать веселья".

7. Вы прочитали высказывание Достоевского о Лермонтове. Какое произведение поэта сравнивает Достоевский с балладой Толстого "Василий Шибанов"? На что обращает внимание Достоевский?

Достоевский сравнивает "Василия Шибанова" с "Песней о купце Калашникове". Калашников у Лермонтова такой же честный, прямой, мужественный, не боящийся сказать царю правду. Он человек чести, как и Василий Шибанов.

Достоевский подчёркивает это умение говорить царю правду, даже зная о неминуемой смерти.

8. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают?

Сравнения:

Перо местию дышит; послание полное яду - подчёркивает мстительность, злость.
Сердце в груди не сожмётся - смелость, бесстрашие.
Опрични кромешная тьма - негативное отношение к опричнине.
Кровь аки воду лиях - жестокость, безжалостность царя.
Не раб, но товарищ и друг - честность и преданность Шибанова.

Эпитеты: 

Рабская верность (подчёркивает преданность господину).
Дерзновенные слова (грубость, дерзость письма).
Лютый, кромешная, змеиный, отверженный, разгульные, бесовских (характер опричников).
Пёс недостойный и смрадный (самоуничижение царя).
Святую великую Русь (любовь к Родине).
Дерзновенный, правдивый (смелость и честность героев)

9. Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях Толстого?

Жанровые признаки баллады в произведениях Толстого

  1. Сюжет закручен вокруг одного события.
  2. Имеется завязка, кульминация и развязка.
  3. Напряжённость, драматизм сюжета.
  4. Фольклорные элементы.
  5. Показаны эмоции героев, выражено мнение автора.
  6. Наличие диалогов, которые служат развитием сюжета.
  7. Мораль, поучение.



воскресенье, 24 июля 2022 г.

Проект "Сказки тысячи и одной ночи" 6 класс, пример выполнения

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 84-85

Глава 3 "Арабы в VI-XI веках"

Исследовательский проект "Сказки тысячи и одной ночи как исторический источник"

Изучите текст сказок "Тысячи и одной ночи" (например, цикл о Сондбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Выясните, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцам, об особенностях арабской культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы.

Проект "Сказки тысячи и одной ночи"

Одним из замечательных памятников средневековой арабской литературы является сборник "Сказки тысячи и одной ночи". Точная дата его написания неизвестна, но в X веке о нём писали, как о давно известной книге.

В этот сборник входят множество удивительных по красоте волшебных сказок и одними из самых известных оказываются сказки о Синдбаде-мореходе.

Синдбад-мореход в сказках совершил семь путешествий, повидал диковинные страны и много раз был на краю гибели. Что же могут сказать эти сказки о культуре и образе жизни людей той далёкой поры?

Уже в начале первой сказки мы узнаём, что столицей арабского государства был город Багдад, очень большой и красивый. В нём процветала торговля, многочисленные купцы везли в Багдад товары со всех сторон света. Частью товары доставались по суше, но частью - по морю. Именно по морю плавал Синдбад, а главным портом того времени был город Басра. Там купцы нанимали корабли и отправлялись торговать. Важную роль играли писцы - они помогали купцам найти капитанов и наоборот.

Плаванье в те времена было опасным делом. Корабли шли под парусами и зависили от ветра. Поэтому часто случались кораблекрушения. Но привезённые товары враз делали человека богатым, он мог развлекаться и наслаждаться жизнью. Купцы возили различные фрукты, специи, ткани, драгоценности.

В других странах купцов встречали большей частью радушно, люди были гостеприимными и отзывчивыми, любили слушать истории о дальних странах. Так, Синдбад был с почётом принят во дворе царя Аль-Михрджана. Имя этого царя - искажённое слово "махараджа". То есть Синдбад оказался в Индии. Он много узнал о жизни в этой стране: о брахманах и кшартиях.

В другой сказке Синдбад упоминает Синд, а это провинция в Пакистане. Во время следующего путешествия Синдбад оказался в таком почёте у некоего султана, что тот женил его и подарил дом.

Из сказок мы узнаём об одежде, которую носили в те времена: халаты, тюрбаны, чалму и туфли. Мы узнаём, что арабы любили играть на музыкальных инструментах, например, на лютне, а индийцы уважали барабаны. Мы узнаём, что золото взвешивали, и единицей массы был мискаль.

Большое значение в жизни людей играла религия. Синдбад постоянно упоминает Аллаха, и благодарит его за спасение или удачу.

Вывод:

Из сказок о Синдбаде мы можем много узнать об образе жизни людей того времени, их религии, ценностях, обычаях. Поэтому сказки можно считать ценным историческим источником. Но события, описанные в сказках, не являются достоверными. Из сказок нельзя почерпнуть точную географическую и историческую информацию.

Проект "Сказки тысячи и одной ночи" 6 класс,


суббота, 23 июля 2022 г.

Ответы к главе 3 "Арабы в VI-XI веках", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 84-85

Глава 3 "Арабы в VI-XI веках"

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией?

Арабский халифат захватил огромную территорию, на которой получил распространение ислам. У ислама оказалось множество приверженцев, поэтому он стал мировой религией.

2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Ислам способствовал объединению прежде разрозненных племён в единое государство, то есть благодаря исламу появился Арабский халифат.

3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территориюЗападной Европы?

Кроме арабов в Западную Европу вторгались викинги, славяне, венгры.

4. Заполните сравнительную таблицу "Империи раннего Средневековья в период расцвета"


По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различий в развитии империй, которые вы сравнивали.

Для создания всех империй требовалось объединить народы, создать сильную вертикаль власти, заручиться поддержкой церкви. Каждая империя сталкивалась с внешними врагами, но постоянно расширялась в период расцвета.

В каждой империи развивались науки и искусства.

Но каждая империя ставила перед собой разные цели.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Человечество пользуется арабскими цифрами, использует карты, глобус и компас. Многие звёзды носят арабские названия.

6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках:

  1. Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину - 622 год
  2. Вторжение арабов на Пиринейский полуостров - 711 год.
  3. Правление Харуна ар-Рашида - 768-809 года.
  4. Завоевание Багдада турками-сельджуками - середина XI века.

7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы):

Арабский врач и учёный Ибн Сина написал более ста научных трудов, описал признаки различных болезней.

пятница, 22 июля 2022 г.

"Культура стран халифата", ответы на вопросы учебника 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 83-84

Параграф 10 "Культура стран халифата"

1. Почему арабский язык называли "латынью Востока"?

Как латынь была широко распространена по странам Западной Европы, так арабский язык получил широкое распространение с принятием ислама.

2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

Учёные занимали почётное место в обществе. Они жили во дворцах, покровители дарили им подарки.

Благодаря такому отношению, в халифате развивались науки, искусство, образование.

3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

Аль-Беруни предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. Ибн Сина был прославленным врачом. Фирдоуси написал поэму "Шахнаме".

Через арабов мы познакомились с индийскими цифрами, которыми пользуемся и сейчас. Арабы научили европейцев использовать компас и глобус.

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

После принятия ислама и образования халифата, арабские писатели и поэты получили возможность познакомиться с литературой многочисленных народов и племён. Это обогатило количество тем и образов традиционной арабской литературы. Со всех концов халифата привозились волшебные сказки, поэты задумались о вечных темах добра и зла, богатства, смерти, любви.

5. Опишите архитектурные особенности и внтуреннее убранство средневековой мечети.

Мечеть представляла собой четырёхугольный молитвенный зал, окружённый галереей с колонами. Внутри пол был выстлан коврами, стены расписывались изречениями из Корана. Мебели и утвари в мечетях не было. Возле мечети стояли минареты, башни, с которых верующих созывали на молитву.

Дополнительно

1. Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

Соседние страны имели тесные контакты между собой не только в торговле, но и в науке. Арабские учёные читали переводы трудов византийских учёных и использовали их в своих изысканиях. А византийцы использовали достижения арабских учёных.

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII-IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих кульутрных эпох?

Период расцвета наук и искусств в арабском мире называли арабским Возрождением, по аналогии с таким же периодом подъёма наук и искусств в Западной Европе. Сходство между происходящими процессами заставило учёных применить одинаковые определения.

3. Рассмотрите изображение арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

Красота арабских построек достигалась использованием орнамента, повторением архетектурных деталей, симметрией, использованием арок, порталов. Важную роль играло использование красивых строительных материалов: мрамора, гранита, а также искусство архитекторов.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видете общие черты, чем они различаются?

Для церкви и мечети характерно наличие купола на барабане. Молитвенный зал мечети соответсвует нефу христианской церкви, а минарет - колокольне. 

Церкви украшались крестами, а мечети - полумесяцем, в мечетях не было колоколов. В церквых было много икон, изображений Христа, Богоматери, святых, в мечетях стены украшали изречениями из Корана.

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то собирите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Сейчас почти в каждом российском городе есть мечети, а в крупных городах - не одна. В Новосибирске центральной считается Соборная мечеть на улице Красина. Она была построена в 1998 году по проекту архитекторов С. Пикулика, Р. Габитова и Ю. Аблеева.

Мечеть построена из красного кирпича, для неё характерны высокий массивный купол с полумесяцем и три выскоих минарета.



четверг, 21 июля 2022 г.

"Арабский халифат и его распад", ответы на вопросы учебника 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 77

Параграф 9 "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Климат Аравии был жарким и засушливым, большую часть территории занимали пустыни. Поэтому арабы делились на оседлых, живущих возле оазисов, и кочевых бедуинов, разводящих верблюдов.

2. Что способствовало объединению арабских племён?

Объединению арабских племён способствовала борьба с внешними врагами: Ираном, захватившим южную часть Аравии, и Византией, захватившей север страны. Также этому способствовало появление религии - ислама.

3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Проповеди Мухаммеда привлекали людей тем, что в них он призывал прекратить вражду и объединиться, обличал богачей и призывал их помогать бедным, призывал освободить рабов.

4. Как утвердился ислам среди арабских племён?

Мухаммед высказывал свои мысли, как откровения, переданные Богом. Ученики записывали их - так появился Коран. Последователи ислама посещали различные племена и рассказывали о своей вере. Знать признала учение Мухамеда и города Мекка и Медина стали священными, а Кааба - главным святилищем.

5. Объясните причины военных успехов арабов.

Главной силой арабов была их стремительная лёгкая конница. Она быстро перодолевала большие расстояния и неожиданно нападала на врагов. Самые главные враги арабов - Византия и Иран, были истощены войной друг с другом. Поэтому они не смогли оказать сопротивления арабам.

Успехи арабов объяснялись их строгой воинской организацией и раздробленностью соседей.

6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

Арабский халифат достиг расцвета к 750 году, а распался в начале IX века. Причиной распада стали амбиции наместников-эмиров, которые отказывались признавать власть халифа и стремились создать собственные государства. Ослабили халифат и частые восстания покорённых народов.

Дополнительно

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

В христианстве и в исламе есть один Бог, который за шесть дней создал землю, потом создал первого человека Адама и из его ребра Еву. 

2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни.

Несмотря на то, что обе религии одинаково отрицательно относятся к порокам и в них есть заповеди, которые следует соблюдать, ислам был более строг к своим последователям.

Если в христианских странах законы были светскими, то в мусульманских был создан шариат, свод законов на основе ислама. Трактовали их кади - духовные судьи. Каждый мусульманин хоть в раз в жизни обязан был совершить хадж, паломничество в Мекку и Медину.

К семье в исламе также относились более строго. Женщины обязаны были закрывать лицо, разрешалось многожёнство. Выстраивалась строгая система подчинения старшим.

В современном мире эти различия также сохранились. Во многих мусульманских странах сохранился шариат, религиозные правила продолжают соблюдаться

3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?

Мусульманское летосчисление ведётся с 22 июля 622 года, даты переселения Мухаммеда в Медину. При этом в мусульманском календаре 354 или 355 дней в году, он короче григорианского.

Из-за этого перевод лет из одного календаря в другой описывается довольно сложной формулой:

И=Г-622 + (Г-622)/32.

Разберём, как это действует. Например, сейчас 2022 год. Подставляем его в формулу:

И= 2022-622 + (2022-622)/32 = 1400 + 1400/32 = 1400 + 43 = 1443.

Эта формула может давать погрешность в один год, так как начало года в этих календарях приходится на разные даты.

4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря.

Мухаммед начинал проповедовать ислам в Мекке, но не нашёл поддержки среди местной знати. Но когда он переселился в Медину, ислам стал стремительно завоевывать себе сторонников. Так что дату этого переселения можно считать датой зарождения ислама.

5. Сравните карты на страницах 18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

Самым обширным по территории был Арабский халифат. Арабам удалось покорить Иран, Среднюю Азию и Северную Африку, а это огромные по площади страны.

Это объясняется тем, что покорённые арабами земли испытывали феодальную раздробленность и не могли оказать сопротивления. А вот сильному Франкскому государству удалось остановить арабов в Испании и нанести им серьёзные поражения.



среда, 20 июля 2022 г.

Н. Некрасов "Размышления у парадного подъезда", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 219

Н. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Размышляем о прочитанном

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?

Гнев поэта направлен против чиновников, представителей власти, которые забыли о своих обязанностях перед народом и живут в своё удовольствие: "считающей жизнью завидною упоение лестью, волокитство, бесстыдство, игру".

Поэт хочет пробудить в читателе чувство негодования, возмущения таким поведением "слуг народа".

2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?

Начало стихотворение выдержано в стиле рассказа с минимумом эмоций - это описание парадного подъезда в торжественные и обычные дни.

Описание деревенских мужиков полно сочувствия и негодования. В речи поэта появляются простые слова: допусти, армячишко, брели-то долгонько и так далее.

Далее автор гневно обращается к владельцу подъезда, декламирует, добавляет патетики. В его речи появляются восклицательные знаки: пробудись! вороти их! Поэт обличает владельца.

И далее идёт стон: где бы русский мужик не стонал? Поэт словно плачет, оплакивая горькую долю мужика.

И заканчивает стихотворение недоумённым вопросом к народу: "Всё, что мог, ты уже совершил"?

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрациях к стихотворению.

Рассказ Панаевой послужил детонатором, взорвавшим поэтическое вдохновение. Некрасов возмутился описанной и увиденной картиной и написал пронзительное стихотворение против произвола чиновников, притесняющих простой народ.

В стихотворении поэт изобразил конкретный эпизод, свидетелем которого стал, но в нём отразил общее состояние дел в то время. Чиновники не считались с простым народом, у них были иные заботы: лесть, волокитство, игра. Они считали себя богами, "держащими в руках земные громы". Для них народное благо было лишь "шелкоперов забавою", то есть выдумкой писателей.

И с болью Некрасов описывает плачевное положение простого народа, его страдания, нищету, беззащитность. Он с горечью признаётся, что не видал "Такого угла, где бы русский мужик не стонал". И на иллюстрации художника Лебедева мы видим несчастных мужиков, склонивших свои головы перед роскошным, горделивым швейцаром. Она прекрасно отражает, как далеки были чиновники от народа, какая глубокая пропасть пролегала между ними.

Таким образом, поэт противопоставляет господ-чиновников и мужиков-народ.

Совершенствуем свою речь

Как вы понимаете слова и строки стихотворения:

Одержимый холопским недугом - больной холопством, привыкший подчиняться безропотно.
Заветным дверям - желанным дверям, за которыми ждёт счастье.
Пышный подъезд - красивый, нарядный.
Убаюканный ласковым пением - усыплённый звуками прибоя, расслабленный.

Почему Некрасов много раз повторяет слово стон, стонет? Что этим достигается?

Этим повторением Некрасов заставляет этот стон зазвучать, помогает читателю услышать стон родной земли, стон мужика.



вторник, 19 июля 2022 г.

Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом? 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 207-208

Н. Некрасов "Русские женщины"

Творческое задание

Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. 

Я считаю, что княгиня Трубецкая совершила настоящий подвиг, отправившись в страшные места вслед за мужем. Она могла остаться, спокойно жить в столице, вращаться в обществе, и никто не осудил бы её. Но княгиня решила, что её долг, святая обязанность поддержать мужа в нелёгкое для него время.

Она поступила как верная жена, исполняющая клятву, принесённую перед алтарём - быть с мужем в горести и в радости.

Я думаю, что Трубецкую страшила и дальняя дорога, и неизвестность поджидающая её в Сибири, но она сумела преодолеть свои страхи и сомнения. В этой победе над собой и состоит самый главный подвиг княгини.

Фонохрестоматия

1. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэт подробно описывает действия отца: как он проверяет возок, как вешает образок, как рыдает. Эти мелочи показывают всю глубину переживаний отца, он не может не думать о выборе дочери, но понимает, что слова уже лишни. И он пытается чем-то занять себя, чтобы хоть в чём-то обрести уверенность, хоть чем-то помочь любимой дочери.

Актриса словами княгини показывает, как переживает отец. Она успокаивает отца и несколько раз просит прощения.

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Княгиня уже всё обдумала и приняла решение, в правильности которого она не сомневается. Ей тяжело расставаться со стариком-отцом, "не легко с тобой расстаться мне", но она старается быть сильной, понимая, что иного выхода нет: "но сталью я одела грудь".

В голосе актрисы звучит страстная убеждённость в своей правоте, в правильности сделанного выбора. А значит период сомнений действительно прошёл.

3. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации в том, что долг обязывает генерала не пустить княгиню к мужу: "строгий я имел приказ", но его симпатии на стороне княгини, тем более, что он хорошо знает её отца: "имел я счастье графа знать".

Генерал отговаривает княгиню от поездки не только из чувства долга, по приказу, но и из сострадания: "Вас не спасёшь, увы". Он прекрасно понимает, на что княгиня обрекает себя, и ему по-человечески её жаль: "я мучил вас, но мучился и сам".

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

Актёр передал глубину чувств, переживаемых генералом с помощью интонации, тембра, драматических пауз. Сначала он читает слова генерала тихо, спокойно, даже отстранённо. Он тщательно перечисляет ужасы каторги, пытаясь быть убедительным. Он называет княгиню "дитя", и в голосе актёра мы слышим жалость.

Но в конце в голосе актёра появляется страстность, твёрдость, он раскаивается в мучениях, которые причинил княгине.

Дополнительно:

Подумайте, в чём главная мысль стихотворения "Вчерашний день". Какие чувства вызывает оно у вас?

В этом стихотворении поэт сравнивает свою музу, то есть вдохновение, с крестьянкой, которую бьют плетьми. Его главная мысль в том, что поэта тоже преследуют, "порют" цензурой, не дают высказать свои мысли в полный голос.

Это стихотворение вызвало во мне чувство горечи. В нём говорится не только о суровом наказании молодой женщины, но и о свободе слова, которой оказывается лишён поэт.



понедельник, 18 июля 2022 г.

Н. Некрасов "Русские женщины", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 207

Н. Некрасов "Русские женщины"

Размышляем о прочитанном

1. Восстание декабристов произошло в 1825 году. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?

Подвиг декабристов мы воспринимаем с уважением. Они первыми восстали против угнетения и несправедливости. Но подвиг их жён мы воспринимаем с восхищением и гордостью. Ведь декабристы шли на подвиг с надеждой победить, жёны последовали за ними не имея даже надежды.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь тему и идею этого произведения.

Власти мешали жёнам достичь Сибири, воссоединиться с мужьями. Путь жён был тяжёл и опасен, полон невзгод и унижений.

Поэма Некрасова вызвала у меня чувство гордости, восхищения перед внутренней силой этих удивительных женщин.

Тема поэмы "Русские женщины": путь жён декабристов в Сибирь.

Идея поэмы "Русские женщины": нет ничего, чего не перенесла бы женщина ради любви, ради любимых.

3. Найдите в тексте авторские определения почтенного генерала. Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

Авторские определения: "как мощи сух, как палка прям, высокий и седой", "здесь я - царь", "мучитель мой", "упрямый старичок", "важен, молчалив".

Отношение поэта к генералу двойственное. С одной стороны, генерал для него символ прогнившей системы, сторонник царя-мучителя и гонителя свобод. С другой стороны, генерал искренне сочувствует княгине и старается уберечь её, отговорить от тяжёлого пути. Ведь он человек честный и многим обязан отцу Трубецкой, своего рода друг семьи.

Поэт одновременно зовёт генерала почтенным и мучителем. Он описывает слёзы генерала, его признание, что он тоже мучился, но ему приходилось выполнять свой долг. Поэт больше сочувствует генералу, как человеку честному, чем осуждает его, как часть системы.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Княгиня говорит, что прежде в свете был рай, но "этот рай расчистил Николай". Там царят ханжество, нахальство, подлость. А её долг быть рядом с мужем, "я должна близ мужа умереть".

Пафос доводов княгини в её убеждённости в своей правоте, в том, каким она видит свой долг. Пафос её речей в презрении к свету, оказавшемуся полным пороков. Сила этих доводов как раз в их эмоциональности, в вере произносящей их. Они правдивы, а сила в правде.

Особо убедительными мне кажутся доводы о том, что княгиня должна поддержать мужа "я силы дам ему". Вдвоём любая беда кажется меньше.

5. Как словарь героини Некрасова ("я не жалкая раба", "гордость", "мой долг" и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Словарь княгини Трубецкой говорит о том, что это очень смелая и сильная женщина, которая понимает, какой страшный путь ей предстоит, но, "сталью я одела грудь", прячет глубоко внутри себя страхи и сомнения, она готова выполнить свой долг и принять свою судьбу.

Некрасов восхищается выбором Трубецкой, он гордится её поступком.



воскресенье, 17 июля 2022 г.

Проект "Создание славянской азбуки" 6 класс, пример выполнения

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 67

Глава 2 "Византийская империя и славяне в VI-XI веках"

Информационный проект "Создание славянской азбуки"

С помощью дополнительное, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках - глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работы.

Проект "Создание славянской азбуки"

В VI-XI обширные пространства Восточной Европы населяли славянские народы, говорившие на сходных языках. В это время стали создаваться первые славянские государства, многие из которых поддерживали тесные связи с Византией. Славяне воевали, торговали, перенимали культурные традиции просвящённого соседа.

Есть некоторые свидетельства того, что в это время у славян в ходу было руническое письмо, но литературных источников этого не сохранилось. Между тем, византийские миссонеры проповедовали среди славян учение Христа и им требовалась переводить христианские книги на славянские языки. Поэтому вопрос с обретением славянами письменности стоял очень остро.

Создание славянской письменно тесно связано с именами двух братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из греческого города Салоники. Они происходили из богатого болгарского рода и получили хорошее образование. С юных лет они знали славянский язык.

Мефодий первоначально пытался делать военную карьеру по стопам отца, но вскоре постригся в монахи. Кирилл сразу выбрал для себя церковну-учёную стезю. Некоторое время братья прожили в монастыре на горе Малый Олимп, где Мефодий был настоятелем.

В 863 году в Константинополь прибыли послы Великоморавского государства, которые просили прислать им учителя и епископа. Выбор императора пал на учёных братьев. Прибыв в Моравию братья составили славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие и Псалтырь.

Первой Кирилл создал глаголицу, алфавит, в который входило 41 буква. В начертании его букв многие исследователи видят сходство с греческой скорописью. В этом нет ничего удивительного, ведь за основу глаголицы Кирилл взял греческий алфавит, добавив в него несколько знаков, чтобы передавать более сложную славянскую фонетику. Начертание букв в глаголице совершенно не походит на буквы современного алфавита.

Поэтому вскоре братья изменили начертание букв, создав кириллицу. В эту азбуку входило уже 43 буквы. Кириллица сразу получила широкое распространение. На ней написаны первые сохранившиеся источники славянской письменности. С годами кириллица претерпела многочисленные изменения, например, во время реформы Петра I, но в целом сохранилась до наших дней.



суббота, 16 июля 2022 г.

Проект "Византийская мозаика" 6 класс, пример выполнения

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 67

Глава 2 "Византийская империя и славяне в VI-XI веках"

Творческий проект "Византийская мозаика"

Используя художественные альбомы, интернет-ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, выясните особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию по этой теме.

Доклад к презентации проекта "Византийская мозаика"

История возникновения мозаики, как вида декоративного искусства, теряется в глубине веков. Ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры в Месопотамии использовали разноцветные керамические гвозди для украшения стен. В античной Греции изобрели цветное стекло и мозаика приняла знакомые нам формы. Римляне украшали мозаикой стены домов, дворцов, пол. Прекрасные образцы этого искусства археологи нашли при раскопках Помпей.

Но настоящий расцвет мозаики наступил во времена Византии в VI-VII веках. Мозаику в те времена составляли из смальты - непрозрачного стекла, которому окислы различных металлов придавали цвет. Синий и зелёный цвет придавали стеклу окислы железа и меди, применялись оксилы цинка, ртуть, а олово делало стекло непрозрачным.

Главной особенностью византийской мозаики был золотой фон. Для его создания под кусочки прозрачного стекла подкладывали золотую фольгу. Золотой фон не только предавал мозаике контрастность, но и усиливал отражательную способность поверхности, делая картину яркой, переливающейся.

Это было очень важно для полутемных помещений христианских храмов, в которых светосила иных красок оказывалась недостаточной. Мозаика же давала высокую насыщенность красок и яркость.

Византийские мастера придумали укладывать смальту на цемент, слегка меняя наклон плиток. Эта техника создавала перливы, мерцание света и была очень эффектной для облицовки куполов и сводов.

Для усиления контраста между фоном и изображением, мастера обводили фигуры красным и синим контурами.

Технологии, открытые византийскими мастерами, оказали огромное влияние на мировое искусство, их успешно используют и в наше время. А сохранившиеся образцы византийской мозаики составляют золотой фонд мирового культурного наследия.